Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 440   441   442   443   444   445   446   447   448  449   450   451   452   453   454   455   456   457   458  » »»

   ВИРУЭС  (Virues),  Кристоваль  де  (1550-1609)-  испанский   поэт   и
драматург.  Последователь  клас-сицистского  направления.   Драматургич.
деятельность  В.  протекала   в   Валенсии   (один   из   центров   исп.
классицистскогот-ра). Здесь в 1580-90 были пост. трагедии  В.:  "Великая
Семирамида", "Злосчастная Марсела",  "Дидона",  "Жестокая  Кассандра"  и
"Неие-товый Аттил". Несмотря на нек-рые нарушения клаесицистских канонов
(единств места и времени и др.), эти трагедии в  основном  построены  по
плану  итал.  позднеренессансной  трагедии,  восходящей   к   "кровавым"
трагедиям Сенеки. Трагедии В. впервые  были  напечатаны  в  1609  в  его
сборнике  "Трагические  и  лирические  сочинения"  ("Obras  tragicas   y
liricas").
   Лит.: Sargent С. V., A study of the dramatic works  of  Cristobal  de
Virues, N. Y., 1930. Я. Т.
   ВИСЕНТЕ, Висенти (Vicente), Жил (ок.1470-ок. 1539)-португальский поэт
и  драматург.   Основоположник   португальского   т-ра.   По   профессии
золотобитчик, В. был также  акт„ром  и  композитором.  Выдвинувшись  как
драматург, В. был приглаш„н ко двору  короля,  был  автором,  акт„ром  и
постановщиком придворных зрелищ; писал пьесы для  карнавальных  шествий,
комедии, фарсы. Творчество В. сыграло большую роль в развитии исп. т-ра.
Из сохранившихся 43 пьес В. 12 написано на  португ.,  11  -  на  исп.  и
остальные - на  смешанном  испано-португ.  языке.  В  пьесах  В.  мотивы
средневековых мистерий сочетаются с  антиклерикальными  тенденциями,  он
широко использует исп. и португ" народно-песенное творчество. Нар.  муз.
фольклором, в т. ч. галисийскими песнями, насыщены драмы В.- "Посещение,
или Монолог пастуха", "Действо о четыр„х временах года" и др.  В  пьесах
В. созданы живые, выразительные образы представителей  разных  сословий.
Лучшие произв. В.- "Действо о Сивилле и Кассандре" (1503),  "Трилогия  о
лодке"  (1517-19;  "Лодка  ада",  "Лодка  чистилища",  "Лодка  рая")   -
отличаются    свободомыслием,    острой    сати-ричностью"    Социальной
направленностью отмечены фарсы В. ("Погонщик мулов" и  др.)  и  шуточные
комедии ("Кузница любви" и др.).
   Лит.: Игнатов  С.,  Испанский  театр  XVI-XVII  веков,  М.-Л.,  1939;
Дживелегов А. и  Бояджи-е  в  Г.,  История  западноевропейского  театра,
М.-Л., 1941, с. 159-160; Пуришев Б. (сост.), Хрестоматия  по  зарубежной
литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959, с. 299-306. С. И.
   ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Павел Алек сандрович  [24.  XI  (6.
XII). 1842-16 (29). IV. 1905] - русский либреттист, историк  литературы.
С 1874 - проф. Дерптского ун-та. Автор  либретто  оперы  А.  Рубинштейна
"Демон" (работу над либретто начал поэт  А.  Майков).  В.  сохранил  мн.
стихотворные строки Лермонтова (почти  все  -  в  арии  Демона,  диалоге
Демона и  Тамары).  Либретто  было  закончено  в  1873;  премьера  оперы
состоялась в Мари-инском т-ре в 1875. А. Ш.
   ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т  ы  и),  Степан  Иванович  (1786-1831)  -
русский драматург. Написал трагедии в стихах "Ксения  и  Темир"  (1810)"
"Владимир Мономах" (1816). Наибольшую  известность  получила  патриотич.
пьеса В. "Всеобщее ополчение", пост. в 1812 на сцене петерб. придворного
т-ра. В этой пьесе в роли старого унтер-офицера,  патриота  Усердова,  в
последний раз  выступил  на  сцене  И.  А.  Дмитревский.  В.  был  также
переводчиком.  На  рус.  сцене  в  переделке  В.  шли  "Гамлет"  (1811);
"Радамист и Зенобия" Кребильона (1810) и др. Э. К.
   ВИСКОНТИ (Visconti),  Лукино  (р.  2.XI.1906)-  итальянский  режисс„р
театра и кино. В области театра  работает  с  1945.  Поставил  спектакли
"Страшные родственники" Кокто, "Пятая колонна" Хемингуэя,  "За  открытой
дверью" Сартра, "Табачная дорога" по Колдуэллу. В 1946  пост.  "Женитьбу
Фигаро" Бомарше как яркий революционный спектакль. В.-  режисс„р-новатор
и экспериментатор, неустанно ищущий  новые  сценич.  формы.  Для  первых
режисс„рских работ В. характерен  подч„ркнутый  натурализм,  внимание  к
деталям. В 1948-49 В. осуществил пост. условных по  решению  спектаклей:
"Как вам это понравится", "Троил и Крессида" Шекспира, "Орест" Альфьери.
   С нач. 50-х гг. В. становится на путь реализма. В. работает гл.  обр.
с труппой Р. Морелли-П. Стоппа. Пост. спектакли: "Смерть коммивояжера" и
"Вид с моста" Миллера (1951, 1958), "Трактирщица" (1952),  "Три  сестры"
(1952); "Как листья" Джакозы (1954), "Дядя Ваня" (1956); "Дон  Карл  ос"
Шиллера (1958),  "Дети  искусства"  Фабри  (1959)  и  др.  В.-  один  из
крупнейших режисс„ров  итал.  кино.  Постановщик  фильмов  "Одержимость"
(1942),  "Земля  дрожит"  (1948),  "Самая  красивая"  (1951),  "Чувство"
(1954), "Белые ночи" (1957) и др.
   Лит.: М у ц ии Э., Реалистические тенденции в итальянской  режиссуре,
"Театр", 1958, ј 7; Л и д з а н и К., Итальянское кино,  пер.  с  итал.,
М., 1956; Castello Н. С., Luchino Visconti, "Belfagor", 1955, ј 2. p, X,
   ВЙСТЕН (Wisten), Фрпп (р. 25.III.1890) - немецкий режисс„р. В 1912 по
окончании  Венской  академии  музыки  и  исполнительского  иск-ва  начал
сценич. деятельность как акт„р в бранденбургском передвижном т-ре.С 1913
играл в Катовице,Вене и Эйзенахе,с 1918- в "Резнденц-театре" в  Берлине,
с 1920 - в т-рах Вюр-темберга.  Наиболее  яркие  роли  этого  периода  -
Ричард III и Шейлок; Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Фиеско ("Заговор Фиеско
в Генуе" Шиллера). В  1933-  акт„р  и  руководитель  еврейского  т-ра  в
Берлине. В 1937 впервые выступил здесь как  режисс„р,  осуществив  пост.
спектакля "Почта" Тагора. В 1941 т-р был закрыт. В. подвергался арестам.
   С 1946- художеств. руководитель "Т-ра ам Шифф-бауэрдамм"  в  Берлине.
Пост. в этом т-ре спектакли:
   "Много  шуму  из  ничего"  (1946)  и  "Сон  в  летнюю  ночь"  (1956);
"Вильгельм Телль" (1953) и "Заговор  Фиеско  в  Генуе"  Шиллера  (1951),
"Столпы общества" Ибсена (1950), "Власть тьмы" (1952),  "Враги"  (1952);
"Ч ортов круг" Циннер (1952). Среди пост. в др. т-рах -  "Натан  Мудрый"
Лессинга (1945) в Немецком т-ре и "Профессор  Мамлок"  Вольфа  (1945)  в
"Хеббель-театре".  С  1954  возглавляет   т-р   "Фольксбюне".   Удостоен
Национальной премии. Спектакли,  пост.  В.,  характеризуются  реалистич.
тенденциями,   углубл„нно-психологпч.   разработкой   сценич.   образов,
лаконизмом, красочностью.
   Лит.: Komodiantisches Theater, В., 1957. В. К.
   ВИТА - традиционный персонаж в индийской  классической  драме;  образ
разорившегося прожигателя жизни,  нахлебника  при  богатом  покровителе.
В.знаток искусств, поэт, остроумен и  ловок  в  обращении  с  женщинами;
напоминает парасита из античной комедии. В. Э.
   ВИТАЛИ  (Vitali),  Бонавентура  Игнацио   Бона-феде   (1686-1745)   -
итальянский  "площадной  ле-карь"-шарлатан,  директор  труппы  площадных
комедиантов. Состоял  в  ордене  иезуитов,  позднее  занялся  медициной.
Одар„нный большим ораторским дарованием, В. с 1714 выступал (под кличкой
Анонима) в качестве площадного врача и аптекаря, рекламируя изобрет„нные

Страницы: «« « 440   441   442   443   444   445   446   447   448  449   450   451   452   453   454   455   456   457   458  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия