|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 » »» ВИРУЭС (Virues), Кристоваль де (1550-1609)- испанский поэт и
драматург. Последователь клас-сицистского направления. Драматургич.
деятельность В. протекала в Валенсии (один из центров исп.
классицистскогот-ра). Здесь в 1580-90 были пост. трагедии В.: "Великая
Семирамида", "Злосчастная Марсела", "Дидона", "Жестокая Кассандра" и
"Неие-товый Аттил". Несмотря на нек-рые нарушения клаесицистских канонов
(единств места и времени и др.), эти трагедии в основном построены по
плану итал. позднеренессансной трагедии, восходящей к "кровавым"
трагедиям Сенеки. Трагедии В. впервые были напечатаны в 1609 в его
сборнике "Трагические и лирические сочинения" ("Obras tragicas y
liricas").
Лит.: Sargent С. V., A study of the dramatic works of Cristobal de
Virues, N. Y., 1930. Я. Т.
ВИСЕНТЕ, Висенти (Vicente), Жил (ок.1470-ок. 1539)-португальский поэт
и драматург. Основоположник португальского т-ра. По профессии
золотобитчик, В. был также акт„ром и композитором. Выдвинувшись как
драматург, В. был приглаш„н ко двору короля, был автором, акт„ром и
постановщиком придворных зрелищ; писал пьесы для карнавальных шествий,
комедии, фарсы. Творчество В. сыграло большую роль в развитии исп. т-ра.
Из сохранившихся 43 пьес В. 12 написано на португ., 11 - на исп. и
остальные - на смешанном испано-португ. языке. В пьесах В. мотивы
средневековых мистерий сочетаются с антиклерикальными тенденциями, он
широко использует исп. и португ" народно-песенное творчество. Нар. муз.
фольклором, в т. ч. галисийскими песнями, насыщены драмы В.- "Посещение,
или Монолог пастуха", "Действо о четыр„х временах года" и др. В пьесах
В. созданы живые, выразительные образы представителей разных сословий.
Лучшие произв. В.- "Действо о Сивилле и Кассандре" (1503), "Трилогия о
лодке" (1517-19; "Лодка ада", "Лодка чистилища", "Лодка рая") -
отличаются свободомыслием, острой сати-ричностью" Социальной
направленностью отмечены фарсы В. ("Погонщик мулов" и др.) и шуточные
комедии ("Кузница любви" и др.).
Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939;
Дживелегов А. и Бояджи-е в Г., История западноевропейского театра,
М.-Л., 1941, с. 159-160; Пуришев Б. (сост.), Хрестоматия по зарубежной
литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959, с. 299-306. С. И.
ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Павел Алек сандрович [24. XI (6.
XII). 1842-16 (29). IV. 1905] - русский либреттист, историк литературы.
С 1874 - проф. Дерптского ун-та. Автор либретто оперы А. Рубинштейна
"Демон" (работу над либретто начал поэт А. Майков). В. сохранил мн.
стихотворные строки Лермонтова (почти все - в арии Демона, диалоге
Демона и Тамары). Либретто было закончено в 1873; премьера оперы
состоялась в Мари-инском т-ре в 1875. А. Ш.
ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Степан Иванович (1786-1831) -
русский драматург. Написал трагедии в стихах "Ксения и Темир" (1810)"
"Владимир Мономах" (1816). Наибольшую известность получила патриотич.
пьеса В. "Всеобщее ополчение", пост. в 1812 на сцене петерб. придворного
т-ра. В этой пьесе в роли старого унтер-офицера, патриота Усердова, в
последний раз выступил на сцене И. А. Дмитревский. В. был также
переводчиком. На рус. сцене в переделке В. шли "Гамлет" (1811);
"Радамист и Зенобия" Кребильона (1810) и др. Э. К.
ВИСКОНТИ (Visconti), Лукино (р. 2.XI.1906)- итальянский режисс„р
театра и кино. В области театра работает с 1945. Поставил спектакли
"Страшные родственники" Кокто, "Пятая колонна" Хемингуэя, "За открытой
дверью" Сартра, "Табачная дорога" по Колдуэллу. В 1946 пост. "Женитьбу
Фигаро" Бомарше как яркий революционный спектакль. В.- режисс„р-новатор
и экспериментатор, неустанно ищущий новые сценич. формы. Для первых
режисс„рских работ В. характерен подч„ркнутый натурализм, внимание к
деталям. В 1948-49 В. осуществил пост. условных по решению спектаклей:
"Как вам это понравится", "Троил и Крессида" Шекспира, "Орест" Альфьери.
С нач. 50-х гг. В. становится на путь реализма. В. работает гл. обр.
с труппой Р. Морелли-П. Стоппа. Пост. спектакли: "Смерть коммивояжера" и
"Вид с моста" Миллера (1951, 1958), "Трактирщица" (1952), "Три сестры"
(1952); "Как листья" Джакозы (1954), "Дядя Ваня" (1956); "Дон Карл ос"
Шиллера (1958), "Дети искусства" Фабри (1959) и др. В.- один из
крупнейших режисс„ров итал. кино. Постановщик фильмов "Одержимость"
(1942), "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Чувство"
(1954), "Белые ночи" (1957) и др.
Лит.: М у ц ии Э., Реалистические тенденции в итальянской режиссуре,
"Театр", 1958, ј 7; Л и д з а н и К., Итальянское кино, пер. с итал.,
М., 1956; Castello Н. С., Luchino Visconti, "Belfagor", 1955, ј 2. p, X,
ВЙСТЕН (Wisten), Фрпп (р. 25.III.1890) - немецкий режисс„р. В 1912 по
окончании Венской академии музыки и исполнительского иск-ва начал
сценич. деятельность как акт„р в бранденбургском передвижном т-ре.С 1913
играл в Катовице,Вене и Эйзенахе,с 1918- в "Резнденц-театре" в Берлине,
с 1920 - в т-рах Вюр-темберга. Наиболее яркие роли этого периода -
Ричард III и Шейлок; Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Фиеско ("Заговор Фиеско
в Генуе" Шиллера). В 1933- акт„р и руководитель еврейского т-ра в
Берлине. В 1937 впервые выступил здесь как режисс„р, осуществив пост.
спектакля "Почта" Тагора. В 1941 т-р был закрыт. В. подвергался арестам.
С 1946- художеств. руководитель "Т-ра ам Шифф-бауэрдамм" в Берлине.
Пост. в этом т-ре спектакли:
"Много шуму из ничего" (1946) и "Сон в летнюю ночь" (1956);
"Вильгельм Телль" (1953) и "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (1951),
"Столпы общества" Ибсена (1950), "Власть тьмы" (1952), "Враги" (1952);
"Ч ортов круг" Циннер (1952). Среди пост. в др. т-рах - "Натан Мудрый"
Лессинга (1945) в Немецком т-ре и "Профессор Мамлок" Вольфа (1945) в
"Хеббель-театре". С 1954 возглавляет т-р "Фольксбюне". Удостоен
Национальной премии. Спектакли, пост. В., характеризуются реалистич.
тенденциями, углубл„нно-психологпч. разработкой сценич. образов,
лаконизмом, красочностью.
Лит.: Komodiantisches Theater, В., 1957. В. К.
ВИТА - традиционный персонаж в индийской классической драме; образ
разорившегося прожигателя жизни, нахлебника при богатом покровителе.
В.знаток искусств, поэт, остроумен и ловок в обращении с женщинами;
напоминает парасита из античной комедии. В. Э.
ВИТАЛИ (Vitali), Бонавентура Игнацио Бона-феде (1686-1745) -
итальянский "площадной ле-карь"-шарлатан, директор труппы площадных
комедиантов. Состоял в ордене иезуитов, позднее занялся медициной.
Одар„нный большим ораторским дарованием, В. с 1714 выступал (под кличкой
Анонима) в качестве площадного врача и аптекаря, рекламируя изобрет„нные
Страницы: «« « 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |