|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 » »» Штокман" Ибсена, 1900), Татарин ("На дне", 1902), князь Тугоуховский
("Горе от ума", 1906),
Давид Лейзер ("Анатэма" Андреева, 1909), пан Вруб-левский ("Братья
Карамазовы", 1910), Председатель суда ("Воскресение", 1930),
Полицмейстер ("М„ртвые души", 1932) и др. В пьесах Чехова исполнял роли
Дорна ("Чайка", 1898), Войницкого ("Дядя Ваня", 1899), Кулыгина ("Три
сестры", 1901). Лучшим работам В. были присущи ч„ткость и тщательность
сценич. рисунка, темпераментность, скульптурная выразительность (роль
Марка Антония), яркая характерность.
С о ч.: Клочки воспоминаний, Л., 1928. Лит.: Ростоцкий Б. И., А. Л.
Вишневский (1861- 1943), в кн.: Ежегодник МХТ за 1943, М., 1945, с.
769-776.
ВИШНЕВСКИЙ, Всеволод Витальевич [8(21). XII. 1900, Петербург,- 28.
II. 1951, Москва] - русский советский драматург. Член ВКП(б) с 1937.
Род. в Петербурге в семье инженера Воспитанник пехотного полка. Участник
1-й мировой войны, революц. событий 1917. В 1918-20 был на фронтах
гражданской войны (пулем„тчик 1-й Конной армии, командир и политработник
флота). Печататься начал с 1920 (рассказы, очерки). В 1921 в
Новороссийске пост. первая пьеса В.- "Суд над Кронштадтскими
мятежниками" (текст не сохранился) - произведение, характерное для
митингового, агитационного т-ра гражданской войны. В 1929 В. созда„т
"Первую Конную" - документальную эпич. "драму без героев", раскрывшую
процесс большевизации солдатской массы в годы первой мировой войны,
Октябрьской революции и гражданской войны. Эта пьеса, в к-рой В.,
нарушив привычные театр. традиции, выступил как противник психологич.
драмы, единства действия, вызвала бурную полемику. Показанная в 1930
Ленингр. т-ром Нар. дома, Красным т-ром в Ленинграде, Моск. т-ром
Революции и Центр. т-ром Красной Армии, "Первая Конная" принесла В.
большой успех и была пост. во мн. т-рах страны. Тема прославления
героич. подвига советского народа, защищающего социалистич. отечество,
прозвучала в пьесе В. "Последний решительный" (1931, Т-р им.
Мейерхольда). Однако эта пьеса, свидетельствовавшая о напряж„нных
поисках В. новой драм. формы, была лишена художеств. цельности, образы
е„ положит. героев отмечены схематизмом. Пьеса В. "На Западе бой" посв.
событиям, происходившим в Германии накануне прихода к власти
гитлеровцев, борьбе коммунистов против фашизма и правых
социал-демократов (1933, Моск. т-р Революции). Стремление В. к созданию
эпич. по форме, активной, мобилизующей драмы было осуществлено в
"Оптимистической трагедии" (1932), где отч„тливо проявились характерные
черты стиля В.- героич. патетика, напряж„нность социального конфликта,
широкий эпич. размах действия, глубина философских обобщений, включение
голоса "от автора" ("ведущие"). Пьеса была пост. в 1933 Киевским рус.
т-ром и в том же году - Моск. Камерным т-ром. Спектакль Камерного т-ра
(постановщик Таиров; Комиссар - Коонен) стал выдающимся событием в
истории советского т-ра. В "Оптимистической трагедии" дано принципиально
новое по сравнению с "Первой Конной" раскрытие взаимоотношений между
"героями" и массой, созданы яркие, психологически углубл„нные характеры.
Пьеса широко ставилась во многих т-рах страны. Неувядающая художеств.
ценность "Оптимистической трагедии" была заново подтверждена пост. этой
пьесы в 1955 в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (постановщик Товстоногов
и исполнитель роли Вожака Толубеев удостоены Ленинской премии 1958).
В годы Великой Отечеств, войны В. написал совм. с Кроном и Азаровым
комедию "Раскинулось море широко" (1942, Ленингр. т-р муз. комедии),
драму "У стен Ленинграда" (1944, т-р Балтфлота). В 1949-пьесу
"Незабываемый 1919-й" (Ст. пр. 1950; 1949, Малый т-р), в к-рой вернулся
к теме гражданской войны. Пьеса была пост. в большинстве драм. т-ров
СССР и послужила основой одноим. фильма. Однако в этой пьесе было
допущено искажение историч. правды, связанное с культом личности
Сталина, революц. народ изображ„н пассивной, инертной массой, принижена
роль партии. Отступление от историзма повлекло за собой и снижение
художеств. ценности пьесы.
В. написал киносценарии "Мы из Кронштадта" (1933), "Мы- русский
народ" (1937). Пьесы В. ставились в т-рах Чехословакии, Китая, Германии,
Испании, Франции и др. стран.
Соч.: Собрание сочинений в пяти томах, М., 1954-60. Лит.: Альтман И.,
Спор о Вишневском, в кн.: Альтман И., Избранные статьи. М., 1957;
Бородина О. К., Всеволод Вишневский (Очерк жизни и творчества), [Киев],
1958; Рудницкий К., Всеволод Вишневский, "Театр", 1959, ј 7; Т а р а с е
н к о в АН., Всеволод Вишневский, в кн.: Тарасенков АН., Сила
утверждения. Сб. статей, М., 1955; История русской советской литературы,
т. 2, М., 1960 (гл. "Всеволод Вишневский"). . Д. сВИШЙ‚ВЫЙ САД" -
комедия в 4 д. А. П. Чехова. Соч. 1903 (в 1965 получила Грибоедовскую
премию). Пост. 17 янв. 1904 в Моск. художеств. т-ре (режисс„ры
Станиславский и Немирович-Данченко, худ. Симов; Раневская -
Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Варя - Андреева, Гаев - Станиславский,
Лопахин - Леонидов, Трофимов - Качалов, Симеонов-Пищик - Грибунин,
Шарлотта Ивановна - Муратова, Епиходов - Москвин, Дуняша - Халютина,
Фирс - Арт„м, Яша - Александров). 17 апр. 1958 МХАТ показал новую пост.
"В. с." (реж. Станицын, худ. Силич). Среди исполнителей "В. с." на сцене
художеств. т-ра (где пьеса прошла в 1904-59 1273 раза): Тарасова,
Андровская, В. Попова (Раневская); Коренева, Тарасова, Степанова,
Комолова, Гошева (Аня); Литовцева, Савицкая, Пыжова, Тихомирова (Варя);
Лужский, Ершов, Подгорный, Соснин, Качалов, Массальский (Гаев); Н.
Баталов, Массалитинов, Добронравов, Блинников, Жильцов (Лопахин);
Берсенев, Подгорный, Орлов, Яров (Трофимов); Кедров, Готовцев, Волков
(Симеонов-Пищик); Халютина, Кнебель, Морес (Шарлотта Ивановна);
Грибов, Топорков, Дорохин (Епиходов); С. Кузнецов, Тарханов, Грибов,
Попов, Хмел„в, Титушин (Фирс); Грибов, Блинников, Белокуров (Яша).
Одновременно с художеств. т-ром, 17 янв. 1904, "В. с." пост.
Харьковский т-р Дюковой (реж. Песоцкий и Александров; Раневская -
Ильнарская, Лопахин - Павленков, Трофимов - Нерадовский, Симеонов-Пищик
- Б. С. Борисов, Шарлотта Ивановна - Милич, Епиходов - Колобов, Фирс -
Глюске-Добровольский). До революции "В. с." пост.: Киевский т-р
"Соловцов" (1904); Товарищество Новой драмы (Херсон, 1904; режисс„р и
исполнитель р.оли Трофимова - Мейерхольд); В иленский т-р (190 4);
Александрийский т-р (1905; режисс„р Озаровский, худ. Коровин;
возобновл„н в 1915; режисс„р Лаврентьев). Петербургский Общедоступный
т-р и Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скарской (1907 и 1908,
режисс„р и исполнитель роли Трофимова - Гайдебуров);
Петербургский Малый т-р (1910), Харьковский т-р (1910, режисс„р
Страницы: «« « 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |