Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 442   443   444   445   446   447   448   449   450  451   452   453   454   455   456   457   458   459   460  » »»

Штокман" Ибсена, 1900), Татарин ("На  дне",  1902),  князь  Тугоуховский
("Горе от ума", 1906),
   Давид Лейзер ("Анатэма" Андреева, 1909),  пан  Вруб-левский  ("Братья
Карамазовы",   1910),   Председатель   суда    ("Воскресение",    1930),
Полицмейстер ("М„ртвые души", 1932) и др. В пьесах Чехова исполнял  роли
Дорна ("Чайка", 1898), Войницкого ("Дядя Ваня",  1899),  Кулыгина  ("Три
сестры", 1901). Лучшим работам В. были присущи ч„ткость  и  тщательность
сценич. рисунка, темпераментность,  скульптурная  выразительность  (роль
Марка Антония), яркая характерность.
   С о ч.: Клочки воспоминаний, Л., 1928. Лит.: Ростоцкий Б. И.,  А.  Л.
Вишневский (1861- 1943), в кн.: Ежегодник МХТ  за  1943,  М.,  1945,  с.
769-776.
   ВИШНЕВСКИЙ, Всеволод Витальевич [8(21). XII.  1900,  Петербург,-  28.
II. 1951, Москва] - русский советский драматург.  Член  ВКП(б)  с  1937.
Род. в Петербурге в семье инженера Воспитанник пехотного полка. Участник
1-й мировой войны, революц. событий  1917.  В  1918-20  был  на  фронтах
гражданской войны (пулем„тчик 1-й Конной армии, командир и политработник
флота).  Печататься  начал  с  1920  (рассказы,  очерки).   В   1921   в
Новороссийске  пост.  первая   пьеса   В.-   "Суд   над   Кронштадтскими
мятежниками" (текст  не  сохранился)  -  произведение,  характерное  для
митингового, агитационного т-ра гражданской войны. В 1929 В. созда„т
   "Первую Конную" - документальную эпич. "драму без героев", раскрывшую
процесс большевизации солдатской массы  в  годы  первой  мировой  войны,
Октябрьской революции и  гражданской  войны.  Эта  пьеса,  в  к-рой  В.,
нарушив привычные театр. традиции, выступил  как  противник  психологич.
драмы, единства действия, вызвала бурную  полемику.  Показанная  в  1930
Ленингр. т-ром Нар.  дома,  Красным  т-ром  в  Ленинграде,  Моск.  т-ром
Революции и Центр. т-ром Красной  Армии,  "Первая  Конная"  принесла  В.
большой успех и была  пост.  во  мн.  т-рах  страны.  Тема  прославления
героич. подвига советского народа, защищающего  социалистич.  отечество,
прозвучала  в  пьесе  В.  "Последний   решительный"   (1931,   Т-р   им.
Мейерхольда).  Однако  эта  пьеса,  свидетельствовавшая  о   напряж„нных
поисках В. новой драм. формы, была лишена художеств.  цельности,  образы
е„ положит. героев отмечены схематизмом. Пьеса В. "На Западе бой"  посв.
событиям,  происходившим  в   Германии   накануне   прихода   к   власти
гитлеровцев,   борьбе    коммунистов    против    фашизма    и    правых
социал-демократов (1933, Моск. т-р Революции). Стремление В. к  созданию
эпич.  по  форме,  активной,  мобилизующей  драмы  было  осуществлено  в
"Оптимистической трагедии" (1932), где отч„тливо проявились  характерные
черты стиля В.- героич. патетика, напряж„нность  социального  конфликта,
широкий эпич. размах действия, глубина философских обобщений,  включение
голоса "от автора" ("ведущие"). Пьеса была пост. в  1933  Киевским  рус.
т-ром и в том же году - Моск. Камерным т-ром. Спектакль  Камерного  т-ра
(постановщик Таиров; Комиссар  -  Коонен)  стал  выдающимся  событием  в
истории советского т-ра. В "Оптимистической трагедии" дано принципиально
новое по сравнению с "Первой  Конной"  раскрытие  взаимоотношений  между
"героями" и массой, созданы яркие, психологически углубл„нные характеры.
Пьеса широко ставилась во многих т-рах  страны.  Неувядающая  художеств.
ценность "Оптимистической трагедии" была заново подтверждена пост.  этой
пьесы в 1955 в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (постановщик  Товстоногов
и исполнитель роли Вожака Толубеев удостоены Ленинской премии 1958).
   В годы Великой Отечеств, войны В. написал совм. с Кроном  и  Азаровым
комедию "Раскинулось море широко" (1942,  Ленингр.  т-р  муз.  комедии),
драму  "У  стен  Ленинграда"  (1944,  т-р   Балтфлота).   В   1949-пьесу
"Незабываемый 1919-й" (Ст. пр. 1950; 1949, Малый т-р), в к-рой  вернулся
к теме гражданской войны. Пьеса была пост.  в  большинстве  драм.  т-ров
СССР и послужила основой  одноим.  фильма.  Однако  в  этой  пьесе  было
допущено  искажение  историч.  правды,  связанное  с  культом   личности
Сталина, революц. народ изображ„н пассивной, инертной массой,  принижена
роль партии. Отступление от  историзма  повлекло  за  собой  и  снижение
художеств. ценности пьесы.
   В. написал киносценарии  "Мы  из  Кронштадта"  (1933),  "Мы-  русский
народ" (1937). Пьесы В. ставились в т-рах Чехословакии, Китая, Германии,
Испании, Франции и др. стран.
   Соч.: Собрание сочинений в пяти томах, М., 1954-60. Лит.: Альтман И.,
Спор о Вишневском, в  кн.:  Альтман  И.,  Избранные  статьи.  М.,  1957;
Бородина О. К., Всеволод Вишневский (Очерк жизни и творчества),  [Киев],
1958; Рудницкий К., Всеволод Вишневский, "Театр", 1959, ј 7; Т а р а с е
н  к  о  в  АН.,  Всеволод  Вишневский,  в  кн.:  Тарасенков  АН.,  Сила
утверждения. Сб. статей, М., 1955; История русской советской литературы,
т. 2, М., 1960 (гл.  "Всеволод  Вишневский").  .  Д.  сВИШЙ‚ВЫЙ  САД"  -
комедия в 4 д. А. П. Чехова. Соч. 1903 (в  1965  получила  Грибоедовскую
премию).  Пост.  17  янв.  1904  в  Моск.  художеств.  т-ре   (режисс„ры
Станиславский   и   Немирович-Данченко,   худ.   Симов;   Раневская    -
Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Варя -  Андреева,  Гаев  -  Станиславский,
Лопахин - Леонидов,  Трофимов  -  Качалов,  Симеонов-Пищик  -  Грибунин,
Шарлотта Ивановна - Муратова, Епиходов -  Москвин,  Дуняша  -  Халютина,
Фирс - Арт„м, Яша - Александров). 17 апр. 1958 МХАТ показал новую  пост.
"В. с." (реж. Станицын, худ. Силич). Среди исполнителей "В. с." на сцене
художеств. т-ра (где  пьеса  прошла  в  1904-59  1273  раза):  Тарасова,
Андровская,  В.  Попова  (Раневская);  Коренева,  Тарасова,   Степанова,
Комолова, Гошева (Аня); Литовцева, Савицкая, Пыжова, Тихомирова  (Варя);
Лужский, Ершов,  Подгорный,  Соснин,  Качалов,  Массальский  (Гаев);  Н.
Баталов,  Массалитинов,  Добронравов,  Блинников,   Жильцов   (Лопахин);
Берсенев, Подгорный, Орлов, Яров (Трофимов);  Кедров,  Готовцев,  Волков
(Симеонов-Пищик); Халютина, Кнебель, Морес (Шарлотта Ивановна);
   Грибов, Топорков, Дорохин (Епиходов); С. Кузнецов, Тарханов,  Грибов,
Попов, Хмел„в, Титушин (Фирс); Грибов, Блинников, Белокуров (Яша).
   Одновременно  с  художеств.  т-ром,  17  янв.  1904,  "В.  с."  пост.
Харьковский т-р  Дюковой  (реж.  Песоцкий  и  Александров;  Раневская  -
Ильнарская, Лопахин - Павленков, Трофимов - Нерадовский,  Симеонов-Пищик
- Б. С. Борисов, Шарлотта Ивановна - Милич, Епиходов - Колобов, Фирс -
   Глюске-Добровольский). До  революции  "В.  с."  пост.:  Киевский  т-р
"Соловцов" (1904); Товарищество Новой драмы (Херсон,  1904;  режисс„р  и
исполнитель р.оли Трофимова -  Мейерхольд);  В  иленский  т-р  (190  4);
Александрийский  т-р   (1905;   режисс„р   Озаровский,   худ.   Коровин;
возобновл„н в 1915; режисс„р  Лаврентьев).  Петербургский  Общедоступный
т-р и Передвижной т-р под рук. Гайдебурова  и  Скарской  (1907  и  1908,
режисс„р и исполнитель роли Трофимова - Гайдебуров);
   Петербургский Малый  т-р  (1910),  Харьковский  т-р  (1910,  режисс„р

Страницы: «« « 442   443   444   445   446   447   448   449   450  451   452   453   454   455   456   457   458   459   460  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия