Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 441   442   443   444   445   446   447   448   449  450   451   452   453   454   455   456   457   458   459  » »»

им лечебные снадобья. В 1720 В. впервые встретился в  Фоссомброне  с  К.
Гольдони и впоследствии подружился с  ним.  В  1733  организовал  труппу
акт„ров в Милане,  для  к-рой  Гольдони  сочинял  "разные  драматические
безделушки",  в  частности  интермедию  "Венецианский   гондольер".   В.
принадлежат пьесы:  комедия  "Прекрасная  колдунья"  (1735)  и  трагедия
"Цирцея". Подробную характеристику В. дал Гольдони в первой части  своих
"Мемуаров" (рус. пер. 1933). С. Мок.
   ВИТАЛЬБА (Vitalba), Антонио (по прозвищу О т-т а в и о) (ум. 1758)  -
итальянский акт„р. Род. в Падуе. Выступал во мн. городах Италии: в  Тре'
визо,  Болонье,  Риме,  Генуе.  В  Венеции   служил   сначала   в   т-ре
"Сан-Самуэле", затем в т-ре "Сан-Лука",  в  труппе  А.  Сакки,  с  к-рым
совершил гастрольную поездку в Португалию. Работал в труппах герцога
   Мантуанского, Дж. Каттоли, М. Бастона.  Был  выдающимся  исполнителем
ролей амплуа первых любовников в комедиях  Гольдони.  Особенным  успехом
пользовался в пьесах: "Бродяга", "Любовник между двумя обязательствами",
"Каменный гость" и др. По  отзыву  Гольдони,  с  к-рым  В.  был  близок,
"Антонио Витальба из Падуи  был  самый  блестящий,  самый  живой  акт„р,
который когда-либо существовал". Ал. С.
   ВИТАЛЬЕВ (Витальев-Эдлин), Виктор  Львович  [р.  11(24).  11.1906]  -
русский советский режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Член КПСС  с
1957. В 1931 окончил Техникум сценич. иск-в в Ленинграде. В том же  году
начал творческую деятельность как  режисс„р  ленингр.  "Красного  т-ра".
Затем работал в Пскове, Красноярске, Ворошиловграде.  В  1944-48  -  гл.
режисс„р Таджикского драм. т-ра им. Лахути (г. Сталинабад). С 1948 - гл.
режисс„р  Горьковского  ТЮЗа.  Пост.:  "Как  закалялась  сталь"  по   Н.
Островскому (1948),  "Ромео  и  Джульетта"  (1951),  "Бронепоезд  14-69"
(1957); "В людях" по Горькому (1957), "Город на заре"  Арбузова  (1958),
"В поисках радости" Розова (1958) и др. С 1948 вед„т педагогич. работу.
   ВИТРУВИЙ (Vitruvius) (сер. и 2-я пол. 1 в. до н. э.) -  древнеримский
архитектор и инженер. Автор трактата "Об  архитектуре"  -  единственного
античного сочинения по теории архитектуры, дошедшего до нас полностью. В
этом трактате В. рассматривает широкий круг  научно-технич.  и  эстетич.
проблем, уделяя особое внимание театр. зданию (кн. 5, гл. 3-9).  Обобщая
практику античной архитектуры, касается вопросов выбора места для театр.
здания, рациональной планировки, театр. акустики и т. д. По  утверждению
В., акторы играли на проскении, а хор выступал на орхестре,  он  коротко
рассказывает и о театр. декорациях античности. Обстоятельное описание В.
устройства  греч.  и  рим.  т-ра  является  ценным,  хотя  и  не  всегда
достоверным,  источником.  На  указания  В.  опирались   архитекторы   и
декораторы 16 в., его труд определял мн. новаторские начинания в области
постройки и оборудования т-ров. Трактат В.  имел  большое  значение  для
развития европ. архитектуры (в т. ч. театральной)  эпохи  Возрождения  и
классицизма.
   Соч.: Vitruvii de architectura libri decem, ed.  F.  Krohn,  Lipsiae,
1912; в рус. пер.-Десять книг об архитектуре, пер.  Ф.  А.  Петровского,
М., 1936; Об  архитектуре.  Десять  книг,  пер.,  ред.  и  введ.  А.  В.
Мишулина, [Л.], 1936.
   Лит.: D o r p f e 1 d W., R e i s с h E.,  Das  griechische  Theater,
Athen, 1896; БлаватскийВ. Д., Архитектура древнего Рима, М., 1938. С. Д.
   ВЙТХИ - вид пьесы в индицск классической драматургии. Близок  'босане
B.-i-одноактная комедия, в к-рой, в отличие от бханы, может  участвовать
до 3 акт„ров, изображающих представителей разных сословий. В. Э.
   ВИШАКХАДАТТА (5 или 6 в. н. э.)-  индийский  драматург  классического
периода. Автор историч. драм "Перстень Ракшасы" и "Царица и Чандрагупта"
(со-, хранилась в отрывках). Осн.  тема  пьес  В.-  борьба  за  создание
сильного и независимого инд. гос-ва.  Среди  древнеинД.  драматургов  В.
выделяется  иск-вом  построения   сложной   драматич.   интриги,   ярким
изображением характеров.
   Соч.: Мудраракшаса, или Перстень Ракша-сы. Пер.  с  санскрита  В.  Г.
Эрмана, M.-Л., 1959.
   Лит.: Ruben W., Der Sinn des Dramas "Das Siegel  und  Rakshasa",  B.,
1956. ? Q
   ВИПШЕВЕДКАЯ, Софья  Касьяновна  [p.  21.  I  (2.II).1899]  -  русская
советская театральная  художница.  Член  КПСС  с  1941.  Окончила  школу
живописи Мурашко и Гос. живописные мастерские в Киеве в 1920.  Оформляла
в 1919 в Киеве массовые революц. празднества. Свою  театр.  деятельность
начала в Моск.  Камерном  т-ре  в  1921  как  художник-исполнитель.  Ряд
спектаклей оформила совм. с художницей Е. М.  Фрад-киной:  "Театр  Клары
Газуль" по Мериме и "Ревизор"  (1924-25,  Т-р  МГСПС),  "Оптимистическая
трагедия" Вишневского (1933,  Киевский  рус.  т-р),  "Снежная  королева"
Шварца (1938, Моск. т-р для детей) и др. В своих работах  В.,  используя
живописно объ„мный принцип оформления, стремится к  созданию  целостного
образа спектакля, передаче атмосферы действия. Среди работ В.:  "У  стен
Ленинграда" Вишневского (1944, Краснознам„нный т-р  Балтфлота),  "Старые
друзья" Малюгина (1946, Моск. т-р им. Ермоловой), "Незабываемый  1919-й"
Вишневского (1949, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина,  Ст.  пр.  1951).  В.
работает также как художник кино. М. Я.
   ВИШНЕВСКАЯ,  Галина  Павловна  (р.  25.Х.1926)  -  русская  советская
артистка оперы (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1955). Брала уроки  пения  у
В. Н. Га-риной в Ленинграде. Впервые выступила как артистка  оперетты  в
1944 в Ленинграде. Роли: Яринка ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова),
Христина ("Продавец птиц" Целлера), Нинон ("Фиалка Монмартра"  Кальмана)
и др. С  1952  В.-  солистка  Большого  т-ра.  Партии:  Татьяна;  Купава
("Снегурочка"), Лиза ("Пиковая дама"),  Леонора  ("Фиделио"  Бетховена),
Аида, Чио-Чио-сан; Маргарита ("Фауст"), Катарина ("Укрощение строптивой"
Шебалина), Наташа ("Война и мир" Прокофьева) и др.
   ВИШНЕВСКИЙ (наст. фам.- Вишневецкий), Александр  Леонидович  (20.  I.
1861-27.  II.  1943)-  русский  советский  акт„р.  Заслуженный   деятель
искусств РСФСР и Герой труда  (1933).  Родился  в  Таганроге.  Учился  в
местной гимназии вместе с А. П. Чеховым. С 1883 участвовал в  спектаклях
Таганрогского муз.-драм. об-ва.  Став  проф.  акт„ром,  служил  в  т-рах
Харькова, Екатеринослава, Одессы, Саратова и  др.  городов.  Играл  роли
"первых любовников". В 1898 вступил в труппу МХТ. Первая роль В. в МХТ -
Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоаннович"
   А.К.Толстого, 1898)- одна из  лучших  работ  артиста.  Образ  Бориса,
созданный В., отличался монументальностью, властной  силой,  скрытой  за
внешним спокойствием, величавой пластичностью. В. играл Бориса  Годунова
также в спектаклях "Смерть Иоанна Грозного"  А.  К.  Толстого  (1899)  и
"Борис Годунов" Пушкина (1907). Среди  ролей  В.-  Марк  Антоний  ("Юлий
Цезарь", 1903), Антонио ("Венецианский купец", 1898),  Говстад  ("Доктор

Страницы: «« « 441   442   443   444   445   446   447   448   449  450   451   452   453   454   455   456   457   458   459  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия