Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 450   451   452   453   454   455   456   457   458  459   460   461   462   463   464   465   466   467   468  » »»

Васильева, Ульяна- Бороздина 1-я,  Ол„на  -  Васильева  2-я,  Старуха  -
Никулина-Косицкая). Во 2-й ред. "В." пост. 19 янв. 1886 в Малом т-ре  (в
бенефис К. Рыбакова, под руководством автора; Шалыгин -  Ленский,  Сем„н
Бастрюков - М. Садовский, Степан Бастрюков - Южин, Бессудный  -  Музиль,
Дубровин - Рыбаков, Дюжой - Греков, Настасья - Акимова, Гришка  Жилка  -
Рябов, Прасковья  -  Владимирова,  Марья  Власьевна  -  Уманец-Рай-ская,
Недвига и Старуха-О. Садовская, Ол„на-Ермолова). В последующие годы "В."
ставили: т-р "Скоморох", Москва (1892); Новый т-р, Москва (1898,  1905);
т-р Литературно-художеств. об-ва в Петербурге (Петербургский Малый т-р;
   1901 и 1915); Моск. Малый т-р  (1915).  В  провинции:  Казанский  т-р
(1875,   спектакль   снят   после   2-го   представления   распоряжением
губернатора), Воронежский т-р (1899 и 1908), Одесский т-р (1916) и др.
   Первая пост. "В." на  сов.  сцене-  в  1922,  Малый  т-р  (Шалыгин  -
Головин, Сем„н Бастрюков - Рыжов, Степан Бастрюков -  Остужев,  Дубровин
-П. Садовский, Недвига  -  Массалитинова,  Старуха-Рыжова).  Позже  "В."
ставили: Горьков-ский  т-р,  1941  (композиция  1-й  и  2-й  ред.;  реж.
Соболыпиков-Самарин, худ. К. Иванов; Шалыгин - Юдин, Степан Бастрюков  -
Буйный, Дубровин - В. Васильев, Бессудный - Левкоев,  Дюжой  -  Разумов,
Марья Власьевна - Прокопович, Олна- Бельская); в 1952 там же, в 1-й ред.
под назв. "Сон на Волге" (реж. Микаэлян, худ.  Герасименко);  Ивановский
т-р (1942), Архангельский т-р (1944), Костромской т-р (1951),  Казанский
Большой драм. т-р (1953); Центр, т-р Сов. Армии (1955; реж. Окунчиков  и
Ольшевская, худ. Пименов, композитор Будашкин).
   И з д а н и я.- Первое изд. "В." (1-я ред.) - "Современник", 1865,  ј
1; "В." (2-я ред.)-О стровский А.П., Сочинения, изд. Думнова, т. IV, М.,
1890. Из последующих изд.-Островский А. П., Полное собр. соч., под  ред.
М. И. Писарева, изд. "Просвещение", тт. 4 и 5, СПБ, 1904-1909; его ж  е.
Собр. соч., под общей ред. Г. И. Владыкина, т. 4, М., 1959. А. Шн.
   2) Опера П. И. Чайковского, либр. композитора и А. Н. Островского  по
его пьесе "Воевода" ("Сон на Волге"). Пост. 30 янв. 1869,  Большой  т-р,
Москва (Нечай Шалыгин - Финокки, Влас Дюжой -  Радонежский,  Настасья  -
Анненская,  Марья  Власьевна  -  Меньшикова,   Прасковья   Власьевна   -
Кро-ненберг, Степан Бастрюков - Раппорт, Дубровин  -  Демидов,  Ол„на  -
Иванова, Резвый - Божановский, Шут -Лавров, Недвига  -  Розанова,  новый
Воевода - Корин; дириж„р Мертен).
   На сов. сцене впервые - 28 сент. 1949, Ленингр. Малый оперный т-р (по
восстановленной Ламмом партитуре, в новой муз. и лит. редакции  Кочурова
и Спасского) (Нечай Шалыгин-  Бутягин,  Марья  Власьевна  -  Кудрявцева,
Ол„на - Овча-ренко, Степан Бастрюков - Андрукович, Дубровин - Л. Петров,
Влае Дюжой - Левандо, Настасья - Засс,  Недвига  -  Комиссарова,  Шут  -
Бараев; дириж„р  Грикуров,  пост.  Покровского,  худ.  Мазанов,  балетм.
Фенстер).
   Издания.- Партитура, Чайковский П.И., Полное собр. соч.,  т.  1  (А),
клавир, т. 1 (доПолн.), М., Музгиз, 1953. Я. Гр.
   "ВОЗДУШНЫЙ  ПИРОГ"-сатирическая  комедия  в  5  д.,   15сценах   B.C.
Powawoen. Соч. 1924. Пост. 19февр. 1925 вТ-ре  Революции,  Москва  (реж.
Грипич, худ. Шестаков, композитор Попов; Сем„н Рак - Д. Орлов, Плюхов  -
Мартинсон, Илья Коромыслов -  Лишин,  Ф„дор  Коромыслов  -  Тереш-кович,
Обрыдлов - Кречетов, Рита Керн - Бабанова, Софья Мироновна- Рутковская).
В 20-е гг. комедия была пост. многими т-рами.  В  1925  "В.  п."  пост.:
Харьковский укр. т-р. Бакинский  рабочий  т-р.  Самарский,  Ярославский,
Уфимский, Свердловский, Одесский, Воронежский,  Казанский  т-ры,  Студия
Костромского отдела просвещения (впоследствии Театр студийных постановок
под руководством  А.  Д.  Попова,  1927),  Передвижной  театр  "Шахт„рка
Донбасса", Луганск (1928) и др.
   И з д а н и  я.-  Первое  изд.-  "В.  п."-  М.,  1925  (Моск.  театр.
издательство); Ромашов Б. С., Пьесы. М.-Л., 1948.
   "ВОЗДУШНЫЙ ПОЛ‚Т" - разновидность воздушной гимнастики в цирке. Номер
"В. п." включает перел„т исполнителя  с  одной  качающейся  трапеции  на
Другую или  в  руки  висящему  на  трапеции  на  подкопе  нках  партн„ру
(ловитору).   Перел„ты   сочетаются   с   дополнительными   упражнениями
(полусальто, заднее,  переднее  или  двойное  сальто  и  др.).  "В.  п."
примен„н впервые франц.  гимнастом  Леотаром  в  1859.  Обычно  "В.  п."
исполняют 4 артиста, поэтому в старом цирке выступления гимнастов в этом
номере назывались "Четыре ч„рта". С  момента  своего  создания  "В.  п."
подвергся изменениям в конструкции аппарата, количестве исполнителей,  в
композиции  номера.  Существуют  пол„ты   одинарные   (1   исполнитель),
групповые, "перекр„стные" ("В. п.", в к-рых на четыр„х трапециях и  двух
мостиках  выступают  одновременно   две   пары   гимнастов).   "В.   п."
демонстрирует предельную точность  движений,  смелость  и  физич.  силу.
Пол„т совершается на большой высоте и заканчивается особым  для  каждого
артиста фигурным  акробатич.  прыжком  -  падением  в  предохранительную
сетку. В этом  жанре  выступали  мексиканские  артисты  Кадоно  (впервые
исполнили рекордный трюк "Тройное сальто в воздухе"), совете кие артисты
Е. Морус, Винкин и др.
   Лит.: К у з не ц о в Е-, Цирк, М.-Л., 1931.
   ВОЗОБНОВЛЕНИЕ спектакля- постановка пьесы, давно не шедшей  в  данном
театре. Иногда В. имеет целью только реставрацию спектакля, т. е.  показ
пьесы в традиционном исполнении и оформлении. Такое  В.  требует  обычно
только  обновления  или  л„гкой  доделки   нек-рых   частей   декораций,
сравнительно небольшого количества репетиций и т. д. В советском  театре
В. чаще всего предполагает не  только  реставрацию,  но  и  значительное
обновление  старого  спектакля  (капитальное  В.),  часто   изготовление
специального оформления, введение новых исполнителей,  иногда  изменение
прежней трактовки образов.
   "ВОЙНА БУФФОНОВ" ("guerre des bouffons")-полемика между  сторонниками
французской и итальянской оперы, развернувшаяся в 50-е гг. 18 в. Поводом
к "В. б." стали гастроли в Париже (1752-54) итал. труппы антрепрен„ра Л.
Бамбини [акт„ров этой труппы французы  прозвали  "буффонами"  (bouffons,
букв.-гаер,шут)].  Труппа  впервые  показала   парижскому   зрителю   12
интермедий, или  небольших  комич.  опер  (в  т.  ч.  "Служанка-госпожа"
Перголези). Сопоставление франц. "лирич. трагедии"с итал.  "оперой-буфф"
разделило публику на два лагеря, в споре к-рых проявилась идейная борьба
предреволюц. эпохи.Философы-энциклопедисты Гримм, Руссо, Дидро,  Гольбах
и  другие  критиковали  искусственность  французской  придворной  оперы,
противопоставляя ей естественное выражение человеческих чувств  в  итал.
оперном иск-ве. Партия их противников оказалась, по словам Руссо, "более
могущественной" и, используя связи при дворе, добилась высылки буффонов.
Гастроли буффонов сыграли решающую роль  в  формировании  франц.  комич.
оперы.

Страницы: «« « 450   451   452   453   454   455   456   457   458  459   460   461   462   463   464   465   466   467   468  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия