|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 » »» Васильева, Ульяна- Бороздина 1-я, Ол„на - Васильева 2-я, Старуха -
Никулина-Косицкая). Во 2-й ред. "В." пост. 19 янв. 1886 в Малом т-ре (в
бенефис К. Рыбакова, под руководством автора; Шалыгин - Ленский, Сем„н
Бастрюков - М. Садовский, Степан Бастрюков - Южин, Бессудный - Музиль,
Дубровин - Рыбаков, Дюжой - Греков, Настасья - Акимова, Гришка Жилка -
Рябов, Прасковья - Владимирова, Марья Власьевна - Уманец-Рай-ская,
Недвига и Старуха-О. Садовская, Ол„на-Ермолова). В последующие годы "В."
ставили: т-р "Скоморох", Москва (1892); Новый т-р, Москва (1898, 1905);
т-р Литературно-художеств. об-ва в Петербурге (Петербургский Малый т-р;
1901 и 1915); Моск. Малый т-р (1915). В провинции: Казанский т-р
(1875, спектакль снят после 2-го представления распоряжением
губернатора), Воронежский т-р (1899 и 1908), Одесский т-р (1916) и др.
Первая пост. "В." на сов. сцене- в 1922, Малый т-р (Шалыгин -
Головин, Сем„н Бастрюков - Рыжов, Степан Бастрюков - Остужев, Дубровин
-П. Садовский, Недвига - Массалитинова, Старуха-Рыжова). Позже "В."
ставили: Горьков-ский т-р, 1941 (композиция 1-й и 2-й ред.; реж.
Соболыпиков-Самарин, худ. К. Иванов; Шалыгин - Юдин, Степан Бастрюков -
Буйный, Дубровин - В. Васильев, Бессудный - Левкоев, Дюжой - Разумов,
Марья Власьевна - Прокопович, Олна- Бельская); в 1952 там же, в 1-й ред.
под назв. "Сон на Волге" (реж. Микаэлян, худ. Герасименко); Ивановский
т-р (1942), Архангельский т-р (1944), Костромской т-р (1951), Казанский
Большой драм. т-р (1953); Центр, т-р Сов. Армии (1955; реж. Окунчиков и
Ольшевская, худ. Пименов, композитор Будашкин).
И з д а н и я.- Первое изд. "В." (1-я ред.) - "Современник", 1865, ј
1; "В." (2-я ред.)-О стровский А.П., Сочинения, изд. Думнова, т. IV, М.,
1890. Из последующих изд.-Островский А. П., Полное собр. соч., под ред.
М. И. Писарева, изд. "Просвещение", тт. 4 и 5, СПБ, 1904-1909; его ж е.
Собр. соч., под общей ред. Г. И. Владыкина, т. 4, М., 1959. А. Шн.
2) Опера П. И. Чайковского, либр. композитора и А. Н. Островского по
его пьесе "Воевода" ("Сон на Волге"). Пост. 30 янв. 1869, Большой т-р,
Москва (Нечай Шалыгин - Финокки, Влас Дюжой - Радонежский, Настасья -
Анненская, Марья Власьевна - Меньшикова, Прасковья Власьевна -
Кро-ненберг, Степан Бастрюков - Раппорт, Дубровин - Демидов, Ол„на -
Иванова, Резвый - Божановский, Шут -Лавров, Недвига - Розанова, новый
Воевода - Корин; дириж„р Мертен).
На сов. сцене впервые - 28 сент. 1949, Ленингр. Малый оперный т-р (по
восстановленной Ламмом партитуре, в новой муз. и лит. редакции Кочурова
и Спасского) (Нечай Шалыгин- Бутягин, Марья Власьевна - Кудрявцева,
Ол„на - Овча-ренко, Степан Бастрюков - Андрукович, Дубровин - Л. Петров,
Влае Дюжой - Левандо, Настасья - Засс, Недвига - Комиссарова, Шут -
Бараев; дириж„р Грикуров, пост. Покровского, худ. Мазанов, балетм.
Фенстер).
Издания.- Партитура, Чайковский П.И., Полное собр. соч., т. 1 (А),
клавир, т. 1 (доПолн.), М., Музгиз, 1953. Я. Гр.
"ВОЗДУШНЫЙ ПИРОГ"-сатирическая комедия в 5 д., 15сценах B.C.
Powawoen. Соч. 1924. Пост. 19февр. 1925 вТ-ре Революции, Москва (реж.
Грипич, худ. Шестаков, композитор Попов; Сем„н Рак - Д. Орлов, Плюхов -
Мартинсон, Илья Коромыслов - Лишин, Ф„дор Коромыслов - Тереш-кович,
Обрыдлов - Кречетов, Рита Керн - Бабанова, Софья Мироновна- Рутковская).
В 20-е гг. комедия была пост. многими т-рами. В 1925 "В. п." пост.:
Харьковский укр. т-р. Бакинский рабочий т-р. Самарский, Ярославский,
Уфимский, Свердловский, Одесский, Воронежский, Казанский т-ры, Студия
Костромского отдела просвещения (впоследствии Театр студийных постановок
под руководством А. Д. Попова, 1927), Передвижной театр "Шахт„рка
Донбасса", Луганск (1928) и др.
И з д а н и я.- Первое изд.- "В. п."- М., 1925 (Моск. театр.
издательство); Ромашов Б. С., Пьесы. М.-Л., 1948.
"ВОЗДУШНЫЙ ПОЛ‚Т" - разновидность воздушной гимнастики в цирке. Номер
"В. п." включает перел„т исполнителя с одной качающейся трапеции на
Другую или в руки висящему на трапеции на подкопе нках партн„ру
(ловитору). Перел„ты сочетаются с дополнительными упражнениями
(полусальто, заднее, переднее или двойное сальто и др.). "В. п."
примен„н впервые франц. гимнастом Леотаром в 1859. Обычно "В. п."
исполняют 4 артиста, поэтому в старом цирке выступления гимнастов в этом
номере назывались "Четыре ч„рта". С момента своего создания "В. п."
подвергся изменениям в конструкции аппарата, количестве исполнителей, в
композиции номера. Существуют пол„ты одинарные (1 исполнитель),
групповые, "перекр„стные" ("В. п.", в к-рых на четыр„х трапециях и двух
мостиках выступают одновременно две пары гимнастов). "В. п."
демонстрирует предельную точность движений, смелость и физич. силу.
Пол„т совершается на большой высоте и заканчивается особым для каждого
артиста фигурным акробатич. прыжком - падением в предохранительную
сетку. В этом жанре выступали мексиканские артисты Кадоно (впервые
исполнили рекордный трюк "Тройное сальто в воздухе"), совете кие артисты
Е. Морус, Винкин и др.
Лит.: К у з не ц о в Е-, Цирк, М.-Л., 1931.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ спектакля- постановка пьесы, давно не шедшей в данном
театре. Иногда В. имеет целью только реставрацию спектакля, т. е. показ
пьесы в традиционном исполнении и оформлении. Такое В. требует обычно
только обновления или л„гкой доделки нек-рых частей декораций,
сравнительно небольшого количества репетиций и т. д. В советском театре
В. чаще всего предполагает не только реставрацию, но и значительное
обновление старого спектакля (капитальное В.), часто изготовление
специального оформления, введение новых исполнителей, иногда изменение
прежней трактовки образов.
"ВОЙНА БУФФОНОВ" ("guerre des bouffons")-полемика между сторонниками
французской и итальянской оперы, развернувшаяся в 50-е гг. 18 в. Поводом
к "В. б." стали гастроли в Париже (1752-54) итал. труппы антрепрен„ра Л.
Бамбини [акт„ров этой труппы французы прозвали "буффонами" (bouffons,
букв.-гаер,шут)]. Труппа впервые показала парижскому зрителю 12
интермедий, или небольших комич. опер (в т. ч. "Служанка-госпожа"
Перголези). Сопоставление франц. "лирич. трагедии"с итал. "оперой-буфф"
разделило публику на два лагеря, в споре к-рых проявилась идейная борьба
предреволюц. эпохи.Философы-энциклопедисты Гримм, Руссо, Дидро, Гольбах
и другие критиковали искусственность французской придворной оперы,
противопоставляя ей естественное выражение человеческих чувств в итал.
оперном иск-ве. Партия их противников оказалась, по словам Руссо, "более
могущественной" и, используя связи при дворе, добилась высылки буффонов.
Гастроли буффонов сыграли решающую роль в формировании франц. комич.
оперы.
Страницы: «« « 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |