Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 457   458   459   460   461   462   463   464   465  466   467   468   469   470   471   472   473   474   475  » »»

   ВОЛКОВ, Николай Дмитриевич (р.  10.  XII.  1894)-  русский  советский
театральный критик и драматург. В 1917 окончил Моск. ун-т. Выступал  как
театр. критик (в газетах "Известия", "Труд").  В.  -  автор  либретто  к
балетам "Пламя Парижа" (совм. с  В.  В.  Дмитриевым;  1932,  Ленингр.т-р
оперы и балета), "Бахчисарайский фонтан" (1934,  Ленингр.  т-р  оперы  и
балета) и  "Кавказский  пленник"  (1938,  Ленингр.  Малый  оперный  т-р)
Асафьева, "Золушка" Прокофьева (1945, Большой т-р), "Спартак" Хачатуряна
(1957, Большой т-р). Создал инсценировки произв. Л. Н. Толстого -  "Анна
Каренина"  (1937,   МХАТ),   "Война   и   мир".   В.   принадлежит   ряд
театроведческих работ и переводов.
   Соч.: Вахтангов, М., 1922, и М., 1926;  Мейерхольд,  т.  1-2,  М.-Л.,
1929; Москвин, М., 1948. Э. К.
   ВОЛКОВ, Николай Петрович  (р.  1886)  -  советский  цирковой  артист;
дрессировщик. Работает в цирке с 1898. Сотрудничал с  Дуровыми.  С  1938
стал выступать самостоятельно с дрессированными обезьянами. В номере  В.
огромный шимпанзе, одетый в мужской парадный костюм, разыгрывал сценку -
ужин в ресторане;  откупоривал  штопором  бутылку,  доставал  из  жилета
портсигар,  закуривал;   затем   ездил   на   двухкол„сном   велосипеде,
одновременно жонглируя мячами, и, держа  в  зубах  специальные  палочки,
балансировал различными предметами. М, 3.
   ВОЛКОВ,  Ф„дор  Григорьевич  [9   (20).   II.   1729,   Кострома,   -
4(15).IV.1763, Москва! - русский акт„р и театральный деятель.  Создатель
первого  постоянного  русского  т-ра,  "отец  русского  театра"  (В.  Г.
Белинский). Род. в купеческой семье. С  1735  жил  в  Ярославле  в  доме
отчима.  Получил  разностороннее  образование  сначала  дома,  а   затем
(17411748) в Москве. После  смерти  отчима,  получив  в  наследство  его
заводы, В. вернулся в Ярославль. Нек-рое время управлял заводами,  затем
организовал в Ярославле домашний, а с 1750- публичный т-р. Это был  один
из распростран„нных во 2-й четверти 18 в. городских демокра-тич.  т-ров.
Под руководством В. здесь начали  играть  впоследствии  знаменитые  рус.
акт„ры И. А. Дмитревский, Я. Д. Шум-ский и др. Слухи об этом т-ре  дошли
до Петербурга.  В  1752,  когда  было  решено  создать  придворный  т-р,
ярославцев вызвали ко двору.  Они  выступали  на  частной  и  придворной
сценах,  исполняли  комедию  "О  покаянии  грешного  человека"  Димитрия
Ростовского и трагедии  А.  П.  Сумарокова.  Разночинский,  народный  по
своему характеру т-р В.  не  отвечал  требованиям  двора,  поэтому  было
решено использовать труппу В. для  организации  частного  общедоступного
т-ра. Но вскоре труппа была  распущена,  а  часть  акт„ров  оставлена  в
Петербурге и определена для обучения в Шляхет-ный корпус (Дмитревский  и
А. Попов - в 1752, В. и  его  брат  Григорий  -  в  1754).  В  1755  был
организован придворный т-р, в к-рый вошли учащиеся Шляхетного корпуса.
   30 авг. 1756 был издан указ об учреждении государственного  "Русского
для представления  трагедий  и  комедий  публичного  театра";  ему  было
предоставлено помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором
т-ра назначен драматург  А.  П.  Сумароков.-  В.  помогал  Сумарокову  в
руководстве т-ром, а в 1761, после  отставки  Сумарокова,  заменил  его.
Учреждение  гос.  постоянного  публичного  т-ра  совпало  по  времени  с
учреждением Академии наук,  Моск.  ун-та,  Академии  художеств  и  имело
огромное  значение  для  всего  последующего  развития  рус.   культуры.
Стремлению  придворных  кругов  подчинить  рус.  культуру   иностранному
влиянию В. противопоставлял национальный т-р, придворному театру  -  т-р
публичный. В. много сделал для укрепления петерб. труппы, пополнения  е„
новыми акт„рами.
   В. занимал в т-ре положение  первого  трагика.  Исполняя  с  огромным
темпераментом  роли  героев,  восстающих  против  тирании   монарха,   в
трагедиях Сумарокова, он  создавал  яркие  сценич.  образы,  в  к-рых  с
большой силой проявлялась  свободолюбивая,  гуманистич.  направленность.
Играл роли Американца ("Прибежище добродетели"), Оскольда ("Семира"),  а
также, по-видимому, и роли Хорева ("Хорев"), Трувора ("Синав и Трувор"),
Яропол-ка  ("Ярополк  и  Дпмп-за"),  Гамлета.  Н.  И.  Новиков   отмечал
"природность" игры В. По его словам, В., зная "театральное  искусство  в
высшей степени", в то же время отступал от эстетич. канонов классицизма,
не  следовал  правилам  распростран„нной  в   то   время   торжественной
декламации. Учитывая особенности игры В., Сумароков писал для него роли,
в которых  находил  блестящее  применение  "бешеный"  (по  выражению  Я.
Штелина)  темперамент  В.  и  его   героическая,   вдохновенная   манера
произнесения стихов. Особенно показательна в этом  отношении  была  роль
Марса в "Новых лаврах" Сумарокова. По отзывам современников, с таким  же
мастерством В. играл и в комедии.
   Деятельность  В.  имела  большое   историч.   значение.   Преодолевая
сопротивление реакц. придворных  кругов,  В.  создал  русский  публичный
профессиональный театр национального значения, связал  его  с  передовой
драматургией  и  открыл  путь  рус.  акт„рам,  впоследствии  развивавшим
демократич. направление  рус.  театр.  культуры.  Большой  прогрессивный
смысл деятельности  В.  и  е„  многосторонность  дали  основание  Д.  И.
Фонвизину говорить, что В. был  "мужем  глубокого  разума,  наполненного
достоинствами, который имел большие  знания  и  мог  бы  быть  человеком
государственным". Выдающийся ум В.  отмечали  Н.  И.  Новиков  и  Г.  Р.
Державин; В. Г. Белинский называл В. "движителем общественной  жизни"  и
ставил его имя рядом с именем М. В. Ломоносова.
   Человек передовых воззрений, В. играл видную роль  в  обществ,  жизни
своего времени. Он примыкал к дворянской оппозиции и принимал участие  в
свержении Петра III, проводившего политику предательства нац.  интересов
России. Торжества по случаю коронования Екатерины II В. использовал  для
пропаганды антикреп остнич. идей в  нар.  массах;  в  традиционный  жанр
аллегорич.  представления  уличного  маскарада  "Торжествующая  Минерва"
(1763) В. вв„л элементы  нар.  скоморошьих  игрищ.  Обличительные  стихи
Сумарокова "Хор ко превратному свету" В. положил на  мотив  нар.  песни,
что способствовало  популярности  "Хора"  в  широких  кругах  городского
населения. Во время маскарада В. простудился, заболел и умер.
   Лит.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени. Сб.  материалов,  М.,
1953; Коган М., Федор Григорьевич Волков. 1729-1 763. К 175-летию со дня
смерти, М.-Л.,1938; Л у ч а н-с кий М., Федор Волков,  М.,  1937  [Жизнь
замечательных людей, вып. 19(115)]; Парийский Н." Творческий путь Ф.  Г.
Волкова, "Труды Ярославского педагогического  института",  1929,  т.  3,
вып. 1; Дмитриев Ю.,Ф. Волков и начало русского театра, "Театр", 1950, ј
6. В. В.-Г., Ю.Д.
   ВОЛКОНСКАЯ, Зинаида Александровна [3(14). XIL 1792-24.1(5.II).  1862]
- русская певица (контральто), композитор. Муз. образование  получила  у
А. Буаль-дь„. Пела в оперных т-рах Вены (1814-15), Парижа  (1815),  Рима

Страницы: «« « 457   458   459   460   461   462   463   464   465  466   467   468   469   470   471   472   473   474   475  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия