Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 454   455   456   457   458   459   460   461   462  463   464   465   466   467   468   469   470   471   472  » »»

Пирогов, Н. С. Ханаев, М. О. Рейзен. В СССР получили развитие нац. школы
пения  народов  других  республик,  опирающиеся  на  опыт  и  художеств.
достижения рус. вокальной  школы.  Представителями  этих  школ  являются
певцы:
   Б.  Р.  Гмыря,  И.  С.  Паторжинский,  М.  И.   Литвинен-ко-Вольгемут
(Украина), Л. П. Александровская (Белоруссия), А. Б. Даниэлян (Армения),
Ш. Ма-медова, Бюль-Бюль (Азербайджан) и мн. др. В  ряде  сов.  республик
(Казахской, Киргизской, Туркменской и др.), где в  дореволюц.  время  не
было оперного иск-ва, также возникли  нац.  вокальные  школы,  воспитана
плеяда талантливых оперных артистов:
   К. Байсеитова (Каз. ССР), X.  Насырова  (Узб.  ССР),  А.  Аннакулиева
(Туркм. ССР), С. Киизбаева (Кирг. ССР),  М.  Рахманкулова,  М.  Булатова
(Тат. АССР) и мн. др. Высокого уровня развития достигло в  СССР  хоровое
В. и.
   Вокальная педагогика служит  с  давних  пор  предметом  всестороннего
научного  исследования.  Вокальному  педагогу,  кроме  глубокого  знания
музыки и е„ законов,  необходимо  изучить  анатомию  певческих  органов,
физиологию, психологию, педагогику и т. д. Профессиональный певец должен
иметь певческий  голос  красивого  тембра,  достаточной  силы,  а  также
прирожд„нную  музыкальность  и  исполнит,   одар„нность.   Пут„м   спец.
тренировки  голос  начинающего  певца  может  быть  значительно  развит,
увеличен  диапазон,  приобретена  гибкость,   пластичность,   выработано
свободное владение голосом. Методология  В.  и.  как  отрасль  вокальной
педагогики изучает иск-во вок.  школы,  направляет  педагогич.  практику
преподавания. Среди теоретич. исследований, посвящ„нных вопросам  В.  и.
19 в. на Западе, для своего времени имели значение  работы  педагогов  и
певцов М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Л. Лаблаша,  Ф.  Ламперти  и  др.  Ценный
вклад в вокальную методику внесли рус. певцы и педагоги А. Е.  Варламов,
И. П. Прянишников, А. М. Додонов и др. Изучение В. и. с анатом  о-физ  и
ологич. стороны было начато во Франции в 18 в. врачом Феррейном (трактат
о певческих органах). В течение мн. десятилетий  19  в.  (  гл.  обр.  в
Германии)  господствовала  анатомо-физиологич.  школа,   рассматривавшая
проблемы вокальной педагогики с узких, односторонних позиций.
   Сов. наука рассматривает В. и. как сложный психо-физиологич. процесс,
тщательно изучает его отдельные стороны. Проблемы рус.  вокальной  школы
получили глубокую разработку в сов. время (работы Д. Л. Аспелунда, В. А.
Багадурова, Ф. Ф. Заседате-лева, Л. Д. Работнова и др.).  Большое  место
отводится вокальному обучению  в  спец.  муз.,  а  также  общеобразоват.
учебных заведениях. Пение получило громадное распространение в колхозной
и городской художеств. самодеятельности. Изда„тся спец. нотный материал,
а также научная методич. и  популярная  литература  по  вопросам  В.  и.
Систематически    организуются    показы    исполнителей,    педа-гогич.
конференции,  проводятся  конкурсы,  фестивали,  декады   нац.   иск-ва,
певческие праздники и т. п.
   Лит.:  Мазурин  К.,  Методология  пения,  т.  1-2,  СПБ"   1902-1903;
Прянишников И. П., Советы обучающимся пению, 3 изд., СПБ, 1908; M а з  е
т т и У., Краткие указания по пению моим ученикам, М.,  1912;ЛампертиФ.,
Искусство пения (L'arte del canto) по  классическим  преданиям,  пер.  с
итал., 5 изд., М., 1923; Багадуров В. А., Очерки  по  истории  вокальной
методологии, ч. 1-2, M., 1929-32; ч. 3, M., 1956; Д о л и в о А.,  Певец
и песня, М.-Л., 1948; Материалы  Всесоюзной  конференции  по  вокальному
образованию, М.-Л., 1941; Д е и ш а-С ионицкая М.,  Пение  в  ощущениях,
М., 1926; DannenbergR., Handbuch der Gresangs-kunst, o Aufl., B.,  1920;
Faure J., La voix et le chant. Traite pratique, P., [s. a.]; Gr u e t  t
a P., Il canto nel suo meccanismo, 2 ed., Mil., 1935; Gr u i l l e m i n
A., Creneration de la voix et du timbre, 2 ed., P., [s. a.] ; M a с h  a
b е у A., Le bel canto. P., 1948; Nadoleczney  M.,  Untersuchungen  uber
den Kunstgesang, В., 1923. АН. Д.
   BOKCAJI - вид старинных  увеселительных  садов,  приспособленных  для
устройства всевозможных развлечений (танцы, маскарады, фейерверки  и  т.
п.).  Первый  В.  появился  в  1660  в  лондонском  предместье  Vauxhall
(Воксхолл), отсюда название. В 18 в. В. получили распространение во  мн.
странах Европы, особенно известен был В.  в  Париже,  созданный  в  1767
итал. пиротехником  Toppe,  здесь  давались  спектакли,  построенные  на
пиротехнич. эффектах. В  1-й  пол.  19  в.  В.  появились  и  в  Америке
(Нью-Йорк). В России В. были созданы в 1775-76  (Москва,  антреприза  М.
Гро-ти). Большой В. организован в 1783 в Москве антрепрен„ром  Медоксом.
В Петербурге пользовался известностью В. в Нарышкинском саду (с 1793).
   Лит.: Диккенс Ч., Очерки Воза. "Картинки с натуры",  гл.  14,  Полное
собр. соч., т. 1,М., 1957, с. 189-195 и с. 725-726;  Чаянова  О.,  Театр
Маддокса в Москве, М., 1927, с. 25-26 и 84. А. Шн.
   ВОЛАНЖ (Volange) (наст. фам.- P о ш е), Морис Франсуа  (1756-1808)  -
французский акт„р. Вначале работал в бродячих труппах. В 1778 вступил  в
ярмарочную труппу Леклюза, впоследствии преобразованную в  т-р  "Варьете
амюзант". На сцене этого т-ра В. сыграл свою лучшую роль -  простоватого
крестьянина Жано (в фарсе "Жано, или Побитые платят штраф",  1779,  и  в
других   фарсах).   Игра   В.,   отличавшаяся   непосредственностью    и
правдивостью,  явилась  свидетельством  художеств.  роста   французского
демо-кратич.  т-ра  накануне  революции  1789.  В  последующие  годы  В.
совершенствовал технику трансформации, блестяще играл характерные  роли,
"роли с переодеваниями". В конце жизни вернулся в ярмарочный театр.
   Лит.: Manne E.D. (de) et M e n e t r i e r С., Galerie historique des
comediens de la troupe de Nicolet,..., Lyon, 1869;  Campardon  Em.,  Les
spectacles de la Foire (1593- 1791), v. 1-2, P., 1877; L у о n n e t H.,
Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-1913. ? ф
   ВОЛГИН (наст. фам.- Ш н е е р), Або Яковлевич [р. 6 (18).XII.1896]  -
русский советский режисс„р и акт„р. Засл. арт. РСФСР (1937). Член КПСС с
1958. Учился в театр. школе А. П. Петровского (Петроград). Проф. сценич.
деятельность начал в 1920. Работал в т-рах  Самары,  Казани  (до  1928),
Шуи,  Твери,  Чистополя,  Могил„ва  (до  1931),  Хабаровска,  Куйбышева,
Красноярска (до 1951).  Пост.:  "Разлом"  Лаврен„ва  (1929,  Чистополь),
"Страх" Афиногенова (1931,  Могил„в),  "Мстислав  Удалой"  Прута  (1932,
Хабаровск), "Платон Кречет", "Бесприданница",  "Маскарад"  (1934,  1936,
1938,  Куйбышев),  "Чудаки"   Горького,   "Дядя   Ваня"   (1945,   1947,
Красноярск).
   С 1951 - гл. режисс„р Кемеровского т-ра. Пост. :
   "Вей,  ветерок!"  Райниса  (1952),  "Сын   рыбака"   Лациса   (1953),
"Кремл„вские куранты" Погодина (1957), "Дети  солнца"  Горького  (1959),
"Иркутская история" Арбузова (1960) и др.
   ВОЛГИН,  Михаил  Никитич  (1911-41)  -  советский  цирковой   артист;

Страницы: «« « 454   455   456   457   458   459   460   461   462  463   464   465   466   467   468   469   470   471   472  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия