Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 463   464   465   466   467   468   469   470   471  472   473   474   475   476   477   478   479   480   481  » »»

деревне" Тургенева). Акт„р И. Ле-винский, выступавший  с  В.  во  многих
спектаклях, сравнивал е„ трагедийное дарование по силе и мощи с  иск-вом
M. H. Ермоловой, по очарованию и покоряющей душевной  тонкости  -  с  Э.
Дузе. В 1896 оставила сцену.
   Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868;
   Richter H., Schauspieler Charakteristiken, Lpz., 1914; N i e-1 e r  l
e B., Charlotte Wolter, B.-[W.-Lpz.], 1948.
   Л. Лоб.
   ВОЛЬТИЖИРОВКА  (от  франц.  voltiger  -  порхать)  -  цирковой  жанр.
Разделяется на В. на лошади (демонстрируется как самостоятельный  жанр),
гимнастическую  (перел„т  гимнаста  с   одной   трапеции   на   другую),
акробатическую (исполнение упражнений на манеже - один  из  исполнителей
перебрасывается партн„ром в воздухе и снова возвращается в руки  или  на
плечи к партн„ру).
   ВОЛЬТЬЕ (от фламанд. waaltje - маленький валлон) -  комический  герой
бельгийского народного театра кукол. Тщедушный, длиннорукий, большеносый
весельчак, проказник и сатирик. Образ В. вводится в пьесы из жизни самых
различных эпох. Но так же, как у Гиньоля (Франция), Кагиперле (Германия)
и Кашпарека (Чехия), костюм и внешний облик В. остаются неизменными.  И.
Б.
   ВОЛЬФ  (Wolf),  Гуго  (13.  III.  1860-22.11.  1903)  -   австрийский
композитор.  В  1875-76  занимался  в  Венской   консерватории.   Творч.
деятельность  начал  в  конце  70-х  гг.  В.-   представитель   позднего
романтизма в нем. музыке  конца  19  в.  Ему  принадлежит  комич.  опера
"Коррехидор" (1896, Мангейм) на сюжет новеллы испанского  писателя  П.А.
Аларкона "Треуголка". Опера проникнута песен-ностью, отличается лиризмом
и остроумием, своеобразным использованием исп. нар. мелодий. В.  написал
также музыку к пьесе Ибсена "Празднество в Соль-хауге" (1891. Бургтеатр.
Вена) и к трагедии  Клейста  "Принц  Фридрих  Гомбургский"  (соч.  1884,
неоконч.), много песен, замечательных  по  глубине  и  своеобразию  муз.
языка, и др. соч. Тяж„лая болезнь помешала  В.  закончить  вторую  оперу
"Мануэль Венегас" (либр. М. Х„рнса по новелле Аларкона,  фрагменты  были
исполнены в Мангейме в 1903).
   Лит. соч.: Hugo Wolf's Briefe an Emil Kaufmann. Im Auftrage des  Hugo
Wolf-Vereines in Wien. Hrsg. von Ed.  Hellmer,  B.,  1903;  Musikalische
Kritiken, Lpz., 1912.
   Лит.: Hellmer Ed. von, "Der Corregidor" von H.Wolf,  W."  1900;  Orel
A., Hugo Wolf. Ein Kunstlerbildnis, W., [1947J;
   Walker F., Hugo Wolf: a biography. L., 1951. Д. M.
   ВОЛЬФ (Wolf), Фридрих (23. XII. 1888, Н„й-вид, - 5. X. 1953,  Берлин)
- немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач
по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на  фронте  В.  занял
ан-тимплитаристич. позицию. В годы войны вступил в Герм.  с.-д.  партию.
В.- активный участник рево люции 1918. С 1928 - член КПГ.  Первые  пьесы
В.:
   "Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин  -  1921),
"Ч„рное солнце" (1920, Ольден-бург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт -  на
- Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена),  написанные
в экспрес-сионистич. манере, направлены против капитализма как источника
войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит В.
к созданию реалистич. народной  трагедии  из  эпохи  Крестьянской  войны
"Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в  комедии  "Человек  во
мраке" (1924, Эссен- 1927) В. вновь отда„т дань экспрессионизму. В  1927
В. пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург  -
1927). С момента вступления в ряды КПГ В.  начинает  борьбу  за  иск-во,
являющееся активным  оружием  в  классовой  борьбе,  стремится  в  сво„м
творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, к-рую  таит  в  себе
фашизм. Свои теоретич. взгляды В. изложил  в  статье  "Искусство  -  это
оружие" (1928), а  практически  воплотил  в  пьесах:  "Цианистый  калий"
(1929, Группа молодых акт„ров, Берлин;  1930,  б.  т-р  Корша,  Москва);
"Матросы  из  Кат'  таро"  (1930,  Народный  т-р,  Берлин);   "Тай   Янг
пробуждается" (1931, т-р Пискатора, Берлин);  "Парни  из  Монса"  (1931,
Берлин). Политической остротой характеризуются и  пьесы,  написанные  В.
для  рабочего  агитпроптеатра.   Среди   последних   особенным   успехом
пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая"  (1932),  "Где  проходят
фронты?" (1932)  и  пьеса  "Крестьянин  Бетц"  (1932),  пост.  на  сцене
руководимого В.  рабочего  т-ра  "Зюдвест".  В  1933  В.  эмигрирует  из
фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии
он  созда„т  одно  из  лучших  своих  произведений:  проникнутую  острой
ненавистью  к  фашизму  и  расизму  пьесу  "Профессор  Мам-лок"   (1934,
Еврейский  т-р,  Варшава;  1934,  Цюрих).  Пьеса   эта   обошла   многие
прогрессивные т-ры мира (пост. в Москве в 1935 в Т-ре им. МГСПС и в  др.
т-рах СССР). На е„ основе в 1938 был создан одноим. сов. фильм.  В  1934
В. переехала СССР, где в том  же  году  написал  "Лауренсию"  (свободная
обработка "Овечьего источника" Лопе де В era,  1934,  Неметший  т-р,  г.
Энгельс). В 1935 В.  создал  драму  "Флоридсдорф"  о  восстании  венских
рабочих в 1934 (1936, Т-р им. E. Вахтангова, Москва). В СССР В. написаны
также пьесы "Троянский конь" - о  борьбе  немецких  антифашистов  (1935,
Центральный детский т-р, Москва), "Петер возвращается домой" - о  судьбе
нем. военнопленного, обретающего вторую  родину  на  Украине  (1937,  г.
Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из  гражд.  войны  в  Испании  (1937,  не
поставлена).
   В 1937 В. выехал из СССР для участия  в  боях  за  нар.  Испанию,  но
окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская
пьеса "Корабль на
   Дунае" (1939, Берлинский т-р им. Максима Горького, 1955). В  1939  В.
был заключ„н вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне,  где  написал
пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий т-р, Берлин,- 1946). В начале 1941 В.  с
помощью  Советского  правительства  удалось  освободиться  из  лагеря  и
выехать в Москву. В СССР В. активно работал на радио и в печати, написал
пьесы  о  Движении  Сопротивления:  "Патриоты"  (1943,  Кобург,-  1947),
"Доктор Лилли  Веннер"  (1945,  Хемниц),  "Что  человек  посеет"  (1945,
Галле,- 1955). По  возвращении  на  родину  в  1945  В.  написал  пьесы:
"Последняя репетиция" - о  личных  судьбах  и  обществ,  долге  деятелей
искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о  бессмысленной  гибели
нем. молод„жи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр
Анна" - о новом в жизни нем. деревни,  ставшей  на  путь  демократизации
(1950, Дрезден), историч. трагедию "Томас Мюнцер" (1953,  Немецкий  т-р,
Берлин). В. дважды удостоен Нац. пр.- в 1949 и в  1950.  В  1949-51  был
первым послом ГДР в Польской Народной Республике.

Страницы: «« « 463   464   465   466   467   468   469   470   471  472   473   474   475   476   477   478   479   480   481  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия