Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 465   466   467   468   469   470   471   472   473  474   475   476   477   478   479   480   481   482   483  » »»

борьбу  голл.  буржуазии  за  независимость.  В  драме  "Пасха"  (1612),
несмотря на религиозный сюжет, проводится  идея  освободительной  борьбы
голл.  народа  против  исп.  поработителей.   Драма   "Паламед"   (1625)
направлена против религиозной нетерпимости ортодоксальных  кальвинистов.
В 1637 В. написал одно из своих лучших  драматич.  произведений-историч.
трагедию "Гейсбрехт ванАмстель";в 1638 этой  пьесой  был  открыт  первый
нац. т-р в Нидерландах и с тех пор она ежегодно исполняется 3 января  на
сцене Амстердамского гор. т-ра (в спектакли включаются  пение,  музыка).
Среди пьес В. - трагедии "Братья"  (1639),  "Иосиф  в  До-тане"  (1640),
"П„тр и Павел" (1641), комедия "Левен-дальцы" (1647). В 1654 была  пост.
трагедия В. "Лю-цифер", направленная против духовенства,  рассказывающая
в аллегорич. форме о борьбе Нидерландов  с  исп.  монархией.  Исполнение
этой пьесы после второго спектакля было запрещено церковью.  Драматургия
В.,   отличающаяся   остро-сатирич.   направленностью,   значительностью
тематики, богатством и выразительностью языка, явилась крупным вкладом в
развитие голл. драматургии и театр. иск-ва.
   Соч.: De werken, uitleg, door J. van Lennep,  herzien  en  bijgeverkt
door J. H. W. Unger, 1-30, Leiden, 1883-93.
   Лит.: Корсаков П., Иоост фан денФондель, СПБ, 1838;
   Brandt Ст., Leven van den Vondel, uitgeg. door J.  Hoeks-rna,  Amst.,
1905; Simons L., Vondels dramatiek, Amst., 1912;
   M e l l e s J., Joost van den Vondel, Utrecht, 1957. А .Вис.
   ВООБРАЖЕНИЕ -  способность  человека  воссоздавать  в  памяти  образы
прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы.
В психологии под термином "образ"  подразумевают  не  только  зрительные
представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения  -  вс„
богатство  впечатлений  бытия.  Существует   огромное   различие   между
непроизвольным (непреднамеренным) В.,  проявляющимся  в  сновидениях,  в
бреду, в гр„зах, и произвольным (преднамеренным), неразрывно связанным с
общественно полезной, трудовой деятельностью людей.  "В  конце  процесса
труда,- писал Маркс,- получается результат, который уже в  начале  этого
процесса имелся в представлении работника..." ("Капитал", т. 1, 1955, с.
185). Возможность предвидеть желанную цель, представить  себе  результат
своей деятельности обостряет и усиливает способность  человека  отбирать
из множества случайных связей и впечатлений именно те, к-рые  необходимы
для решения поставленной им задачи. Различают пассивное (репродуктивное)
В., понимаемое как более или менее отч„тливое воспроизведение  в  памяти
или в  сновидениях  образов  прошлого,  и  активное  (продуктивное)  В.,
комбинирующее и преобразующее прежние образы и  представления  в  новые.
Высшей формой такого  активного  В.  является  творческое  В.,  играющее
огромную роль в иск-ве. Существенной особенностью творч.  художеств.  В.
является способность создать на основе переработки прежних представлений
новый, целостный  образ,  умение  осветить  и  раскрыть  новые,  еще  не
изведанные,  связи  вещей  и  явлений.  Большое  значение  для  развития
творческого  В.  имеет  эмоциональная   память,   яркое   восприятие   и
воспроизведение  чувств   художником,   его   мироощущение,   неразрывно
связанное  с  его  мировоззрением.  В  процессе  художеств.   творчества
существуют  3  осн.  этапа:  1)  познание   и   творческая   переработка
впечатлений действительности, 2) возникновение художеств. замысла  и  3)
реализация  его,  воплощение  в  произведение  иск-ва.  Живость  и  сила
творческого В. помогает художнику на всех  этапах,  являясь  необходимым
условием его деятельности. Богатство и сила  В.  зависят  не  только  от
природных  данных.  Образы,   складывающиеся   в   В.,   проверяются   и
контролируются разумом, сознанием.  Поскольку  В.  возникает  из  опыта,
питается богатством мыслей и знаний, его можно тренировать, направлять и
воспитывать.  Глубина   познания   реальной   действительности,   широта
наблюдений, увлеч„нность  художника  большой  идеей,  сосредоточенность,
упорство в работе над замыслом  (то,  что  Павлов  называл  "неотступным
думанием")  стимулируют,  обогащают  и  развивают  В.   Спектакль,   как
произведение иск-ва, по самой  природе  своей  связан  с  творческим  В.
драматурга, режисс„ра, акт„ров и зрителей. При помощи В. театр. зрелище,
во многом условное, ограниченное во времени, воспринимается как реальная
действительность и может за 2-3  часа  охватить  мн.  события,  показать
жизненные судьбы людей, государств или народов.
   Активная деятельность В. имеет большое значение в работе  акт„ра  над
ролью. Однако участие В. в процессе создания сценич.  образа  по-разному
расценивалось  и  проявлялось  в  творчестве  акт„ров  разных   школ   и
направлений. В итал. комедии  дель  арте  большое  значение  придавалось
л„гкости, быстроте  и  живости  В.;  принцип  импровизации  требовал  от
акт„ров мгновенного перевоплощения, способности быстро угадать и развить
нам„к партн„ра, по неск.  деталям  воссоздать  в  В.  обстановку,  место
действия, искусно обращаться с бутафорскими  вещами,  как  с  подлинными
реальными предметами. В. давало возможность увидеть  в  условных  масках
олицетворение человеческих характеров.
   Существуют  акт„ры,  ограничивающие  весь  процесс  создания  сценич.
образа В. Так, напр.,  франц.  акт„р  Коклен  и  др.  последователи  его
направления считали, что портрет роли возникает и закрепляется в В.  как
законченная, во всех деталях продуманная и разработанная модель, а затем
созданный  В.  образ  со  всем   возможным   совершенством   копируется,
изображается  акт„ром,   к-рый   как   сторонний   наблюдатель   искусно
"представляет" его зрительному залу.  Эти  традиции  нашли  отражение  в
первые годы  развития  сов.  т-ра  и  в  художеств.  практике  Т-ра  им.
Мейерхольда и в  попытках  нек-рых  акт„ров  играть  не  образ,  а  сво„
отношение к образу.
   Акт„ры, развивающие реалистич. традиции, стремятся увидеть  образ  не
только вне себя, но  ощутить  его  в  себе,  сродниться  с  ним,  зажить
чувствами и мыслями изображаемого ими героя, проникнуться  его  духовным
миром, раскрыть характер, понять при помощи В. мотивы и  побуждения  его
поступков. В их творчестве В. связано не  только  с  процессом  создания
роли на репетициях, но продолжает помогать акт„ру правдиво, ярко жить  и
чувствовать,   убедительно   действовать    на    спектакле.    В.    И.
Немирович-Данченко объяснял, что роль может возбудить такие  эффективные
воспоминания, которые покоятся в самых  глубоких  тайниках  человеческой
души, и видел чудо  иск-ва  в  том,  что  самые  интимные  скрытые  свои
переживания, в  которых  акт„р  не  призна„тся  никому  из  близких,  он
открывает на сцене перед тысячной толпой. Способность с  помощью  В.  на
основе пережитого представлять  себе  возможное  будущее  или  угадывать
скрытую суть явлений называют художеств. творческой интуицией.
   Материал пьесы да„т толчок В. акт„ра, питает его и помогает подойти к
созданию сценич. образа. Однако роль складывается не только из овладения

Страницы: «« « 465   466   467   468   469   470   471   472   473  474   475   476   477   478   479   480   481   482   483  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия