Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 » »» балетмейстерскую деятельность в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в Баку, в 1933-37 работал в Саратовском т-ре оперы и балета, в 1937-40 -снова в Баку. В 1940-54 - гл. балетмейстер Одесского т-ра оперы и балета. В 1941-44 работал в объедин„нном Днепропетровском и Одесском т-ре оперы и балета (во время эвакуации в Красноярске). С 1954- гл. балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Среди пост. В.- "Олеся" Русинова (1947), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955), "Шурале" Ярулина (1955), "Щелкунчик" (1956), "Ростислава" Жуковского (1955), "Лилея" Данкевича (1956), "Лесная песня" Скоруль-ского (1958). Спектакли В. отмечены стремлением к творч. развитию классич. наследия, яркой фантазией, поисками новых путей в воплощении совр. тем в балетном иск-ве. Л. Ар. ВРУБЕЛЬ, Михаил Александрович [5(17). III. 1856, Омск,- 1(14). IV. 1910, Петербург] - русский художник-живописец, график, театральный художник. Род. в семье военного. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та и в Академии художеств (1880-84; не окончил). Первая работа В. для т-ра - занавес "Италия" для Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1891). В.- автор эскизов декораций и костюмов к ряду спектаклей т-ра Мамонтова: "Гензель и Гретель" Гум-пердинка (1896), "Рогнеда" Серова (1896) и др. Работа художника в области театрально-декорационной живописи стала особенно интенсивной с появлением на сцене т-ра Мамонтова опер Н. А. Римского-Корса-кова, в к-рых выступала жена художника, известная певица Н. И. Забела-Врубель, исполнявшая гл. партии в этих спектаклях. В. принадлежат декорации к операм Римского-Корсакова "Садко" (1897), "Царская невеста" (1899), "Моцарт и Сальери" (1898), "Сказка о царе Салтане" (1900). Увлеч„нный образами опер Римского-Корсакова, В. создал ряд скульптурных майолик - Лель, Купава, Садко, Мизгирь и др. Театр. работы В. отмечены большим художеств. вкусом, красотой колорита, замечат. поэтич. фантазией, глубокой эмоц. выразительностью. Лит.: Я р е м и ч С., Михаил Александрович Врубель. Жизнь и творчество, М., 1911; Гомберг-Вержбин-ская Э. П., Врубель, М., 1959. АН. Ш. ВРУЙР, Арам Минасович (наст. фам.- М и а н-с а р я н) (1.III.1863-5.III.1924) - армянский акт„р. Сценич. деятельность начал в 1883. Работал в труппах, гастролировавших по Закавказью. Создал ряд ярких комедийных и сатир ич. образов: Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароняна), Гарпагон, Оргон ("Скупой", сТартюф"). Написал для арм. сцены и перев„л несколько пьес (инсценировка "Высокочтимые попрошайки" по Пароняну, "Астролог Карабаха" и др.)-Основал и редактировал (1907-12) театр. журнал "Ушарар" ("Суфл„р"). С. Мел. ВРХЛЙЦКА (Vrchlicka), Ева (р. 6. III. 1888) -чешская актриса, поэтесса и писательница. Дочь Я. Врхлицкого. С 1905 выступала на провинциальных сценах, а с 1913 - в Национальном т-ре в Праге. Играла роли молодых героинь. В репертуаре В.- пьесы Шекспира (Офелия, Дездемона), Я. Врхлицкого, Ю. Зейера. Среди ролей В.: Грушенька и Настасья Филипповна ("Братья Карамазовы" и "Идиот" по Достоевскому), Нора. Актриса большого обаяния, В. пришла от стихийной эмоциональности ранних ролей к тонко разработанной обрисовке женских характеров. Соч.: U divadla. Povidky, Praha, 1947. Лит.: Fischer O., Eva Vrchlicka. Nove ceske divadlo, 1928-1929, Praha, 1929. Л. Сол, ВРХЛЙЦКИЙ (Vrchlicky), Ярослав [наст. фам. и имя-Ф р ид a (Frida), Эмиль] (17. II. 1853, Лоун,- 9. IX. 1912, Домажлице) - чешский поэт, переводчик и драматург. Лит. деятельность начал в 1870 и вскоре получил известность как поэт. Был избран членом чешской Академии наук и поч„тным членом академий ряда стран. К драматургии В. обратился в начале 80-х гг. Его трагедии, комедии, либретто опер разнообразны по темам и сюжетам. Всего им написано 30 пьес, посвящ„нных различным эпохам в истории человечества. Это историч. трагедии, объедин„нные в цикл "Чешская трилогия",- "Драгомира" (1882), "Братья" (1888), "Князьки" (1903); трагедии на античные темы-"Смерть Одиссея" (1882), "Юлиан Апо-стата" (1885), "Эппонина" (1896); пьесы на сюжеты зап.-европ. истории - "Пьетро Аретино" (1892), "Мария Кальдеронова" (1897) и др., а также многочисленные комедии - "В суде Диогена" (1883), "Ночь в Карлштейне" (1884), "Суд любви" (1887), "В ухе Диониса" (1900) и др. Пьесы В. отмечены поэтичностью и художеств. мастерством. Трагедии В. не заняли прочного места в репертуаре т-ров. Чаще других ставилась трилогия "Гипподамия" (1890-91), написанная по древне греч. образцам. Большим успехом пользовались комедии В., среди них: "Ночь в Карлштейне" (1884, Нац. т-р, Прага) и "Суд любви", отличающиеся изяществом и жизнерадостностью. В. вош„л в историю чешского т-ра и как переводчик произв. Лопе де Bera, Мольера, Шиллера, Гюго. Лит.: Palenicek L., Jaroslav Vrchlicky divadelnim kritikem, Praha, 1949; Т i с h v V., Jaroslav Vrchlicky. Zivota Praha. [19471. ' Д. Сол. ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС, Всеволод Николаевич [р.13(25).IX.1882] - русский советский историк театра. Доктор искусствоведения (1933). Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драм. курсы (1908) в Петербурге. В 1909-19 был акт„ром Александринского и др. т-ров. В 1923 основал Экспериментальный т-р, в 1930-Этнография, т-р при Гос. русском музее в Ленинграде. С 1907 занимается научно-исследовательской работой в области истории рус. т-ра и нар. творчества. В.-Г. принадлежат труды по истории рус. т-ра, театр. образования, фольклора и др. В 1910-49 В.-Г. в„л педагогич. работу (Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде, ГИТИС им. Луначарского в Москве). Профессор (с 1921). Соч.: Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые годы", СПБ, 1910, февраль-март; Театр в России в эпоху Отечественной войны, СПБ, 1912; История театрального образования в России, т. 1, fCIIBj, 1913; Библиографический и хронологический указатель материалов по истории театра в России в XVII и XVIII вв., в кн.: Сборник исто-рико-театральной секции, т. 1, П., 1918, с. 1-71; И. А. Дми-триевской, М.-Л., 1945; Теория русской речевой интонации, Пб., 1922; Искусство декламации. Л., 1925; История русского театра, т. 1-2, Л.-М., 1929; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.-Л., 1933; Краткий курс истории русского театра, под ред. П. Новицкого и В. Радомысленского, М., 1936; Хрестоматия по истории русского театра, М., 1936; Политические идеи русской классицистической трагедии, в сб.: О театре. Сб. статей, I, Л.-М., 1940; Крылов и театр. в сб.: И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого и Н. Л. Бродского, М., 1947, с. 224-239; Ф. Г. Волков и русский театр его времени, в сб.: Ф. Г. Волков и Страницы: «« « 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |