Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 473   474   475   476   477   478   479   480   481  482   483   484   485   486   487   488   489   490   491  » »»

балетмейстерскую деятельность в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в Баку,
в 1933-37 работал в Саратовском т-ре оперы и балета, в 1937-40 -снова  в
Баку. В 1940-54 - гл. балетмейстер Одесского  т-ра  оперы  и  балета.  В
1941-44 работал в объедин„нном Днепропетровском и Одесском т-ре оперы  и
балета (во время эвакуации в Красноярске). С 1954- гл. балетмейстер Т-ра
оперы и балета им. Шевченко (Киев). Среди  пост.  В.-  "Олеся"  Русинова
(1947), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955), "Шурале" Ярулина  (1955),
"Щелкунчик" (1956), "Ростислава" Жуковского  (1955),  "Лилея"  Данкевича
(1956), "Лесная  песня"  Скоруль-ского  (1958).  Спектакли  В.  отмечены
стремлением  к  творч.  развитию  классич.  наследия,  яркой  фантазией,
поисками новых путей в воплощении совр. тем в балетном иск-ве. Л. Ар.
   ВРУБЕЛЬ, Михаил Александрович [5(17). III. 1856,  Омск,-  1(14).  IV.
1910,  Петербург]  -  русский  художник-живописец,  график,  театральный
художник. Род. в семье военного. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та  и
в Академии художеств (1880-84; не окончил). Первая работа В. для т-ра  -
занавес "Италия" для Моск. частной рус. оперы С.  И.  Мамонтова  (1891).
В.- автор эскизов декораций и костюмов к ряду спектаклей т-ра Мамонтова:
"Гензель и Гретель" Гум-пердинка (1896), "Рогнеда" Серова (1896)  и  др.
Работа  художника  в  области  театрально-декорационной  живописи  стала
особенно интенсивной с появлением на сцене т-ра  Мамонтова  опер  Н.  А.
Римского-Корса-кова, в к-рых выступала жена художника, известная  певица
Н. И. Забела-Врубель, исполнявшая  гл.  партии  в  этих  спектаклях.  В.
принадлежат  декорации  к  операм  Римского-Корсакова  "Садко"   (1897),
"Царская невеста" (1899), "Моцарт и  Сальери"  (1898),  "Сказка  о  царе
Салтане" (1900). Увлеч„нный образами опер Римского-Корсакова, В.  создал
ряд скульптурных майолик - Лель, Купава, Садко,  Мизгирь  и  др.  Театр.
работы  В.  отмечены  большим  художеств.  вкусом,  красотой   колорита,
замечат. поэтич. фантазией, глубокой эмоц. выразительностью.
   Лит.: Я р  е  м  и  ч  С.,  Михаил  Александрович  Врубель.  Жизнь  и
творчество, М., 1911; Гомберг-Вержбин-ская Э. П., Врубель, М., 1959. АН.
Ш.
   ВРУЙР,  Арам  Минасович  (наст.  фам.-  М  и  а  н-с   а   р   я   н)
(1.III.1863-5.III.1924) - армянский акт„р. Сценич. деятельность начал  в
1883. Работал в труппах,  гастролировавших  по  Закавказью.  Создал  ряд
ярких  комедийных  и  сатир  ич.  образов:  Багдасар  ("Дядя   Багдасар"
Пароняна), Гарпагон, Оргон ("Скупой", сТартюф"). Написал для арм.  сцены
и перев„л несколько  пьес  (инсценировка  "Высокочтимые  попрошайки"  по
Пароняну, "Астролог Карабаха" и др.)-Основал  и  редактировал  (1907-12)
театр. журнал "Ушарар" ("Суфл„р"). С. Мел.
   ВРХЛЙЦКА  (Vrchlicka),  Ева  (р.  6.  III.  1888)  -чешская  актриса,
поэтесса и  писательница.  Дочь  Я.  Врхлицкого.  С  1905  выступала  на
провинциальных сценах, а с 1913 - в Национальном т-ре  в  Праге.  Играла
роли  молодых  героинь.  В  репертуаре  В.-  пьесы   Шекспира   (Офелия,
Дездемона), Я. Врхлицкого,  Ю.  Зейера.  Среди  ролей  В.:  Грушенька  и
Настасья Филипповна ("Братья Карамазовы"  и  "Идиот"  по  Достоевскому),
Нора. Актриса большого обаяния, В. пришла от  стихийной  эмоциональности
ранних ролей к тонко разработанной обрисовке женских характеров.
   Соч.: U divadla. Povidky, Praha, 1947.
   Лит.: Fischer O.,  Eva  Vrchlicka.  Nove  ceske  divadlo,  1928-1929,
Praha, 1929. Л. Сол,
   ВРХЛЙЦКИЙ (Vrchlicky), Ярослав [наст. фам. и имя-Ф р  ид  a  (Frida),
Эмиль] (17. II. 1853, Лоун,- 9. IX. 1912,  Домажлице)  -  чешский  поэт,
переводчик и драматург. Лит. деятельность начал в 1870 и вскоре  получил
известность как поэт. Был избран членом чешской Академии наук и поч„тным
членом академий ряда стран. К драматургии В. обратился в начале 80-х гг.
Его трагедии, комедии, либретто опер разнообразны по  темам  и  сюжетам.
Всего им написано  30  пьес,  посвящ„нных  различным  эпохам  в  истории
человечества.  Это  историч.  трагедии,  объедин„нные  в  цикл  "Чешская
трилогия",-  "Драгомира"  (1882),  "Братья"  (1888),  "Князьки"  (1903);
трагедии на античные темы-"Смерть  Одиссея"  (1882),  "Юлиан  Апо-стата"
(1885), "Эппонина" (1896); пьесы на сюжеты зап.-европ. истории - "Пьетро
Аретино"  (1892),  "Мария  Кальдеронова"   (1897)   и   др.,   а   также
многочисленные комедии - "В суде Диогена" (1883),  "Ночь  в  Карлштейне"
(1884), "Суд любви" (1887), "В  ухе  Диониса"  (1900)  и  др.  Пьесы  В.
отмечены поэтичностью и художеств. мастерством. Трагедии  В.  не  заняли
прочного места  в  репертуаре  т-ров.  Чаще  других  ставилась  трилогия
"Гипподамия" (1890-91), написанная по  древне  греч.  образцам.  Большим
успехом пользовались комедии В., среди них: "Ночь в  Карлштейне"  (1884,
Нац.  т-р,   Прага)   и   "Суд   любви",   отличающиеся   изяществом   и
жизнерадостностью. В. вош„л в историю чешского  т-ра  и  как  переводчик
произв. Лопе де Bera, Мольера, Шиллера, Гюго.
   Лит.: Palenicek L., Jaroslav Vrchlicky  divadelnim  kritikem,  Praha,
1949; Т i с h v V., Jaroslav Vrchlicky. Zivota Praha. [19471. ' Д. Сол.
   ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС,  Всеволод  Николаевич  [р.13(25).IX.1882]   -
русский  советский  историк  театра.  Доктор  искусствоведения   (1933).
Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драм. курсы (1908) в  Петербурге.  В
1909-19 был  акт„ром  Александринского  и  др.  т-ров.  В  1923  основал
Экспериментальный т-р, в 1930-Этнография, т-р при Гос. русском  музее  в
Ленинграде. С 1907 занимается научно-исследовательской работой в области
истории рус. т-ра и нар. творчества. В.-Г. принадлежат труды по  истории
рус. т-ра, театр. образования, фольклора  и  др.  В  1910-49  В.-Г.  в„л
педагогич.  работу  (Ин-т  сценич.  иск-в  в   Ленинграде,   ГИТИС   им.
Луначарского в Москве). Профессор (с 1921).
   Соч.: Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые
годы", СПБ, 1910, февраль-март; Театр в  России  в  эпоху  Отечественной
войны, СПБ, 1912; История  театрального  образования  в  России,  т.  1,
fCIIBj, 1913; Библиографический и хронологический  указатель  материалов
по истории  театра  в  России  в  XVII  и  XVIII  вв.,  в  кн.:  Сборник
исто-рико-театральной  секции,  т.  1,  П.,  1918,  с.   1-71;   И.   А.
Дми-триевской, М.-Л., 1945; Теория русской речевой интонации, Пб., 1922;
Искусство декламации. Л., 1925; История русского театра, т. 1-2,  Л.-М.,
1929; Игры народов СССР.  Сб.  материалов,  М.-Л.,  1933;  Краткий  курс
истории русского театра, под ред. П. Новицкого и В. Радомысленского, М.,
1936;
   Хрестоматия по истории русского театра, М., 1936;  Политические  идеи
русской классицистической трагедии, в сб.:
   О театре. Сб. статей, I, Л.-М., 1940; Крылов и театр. в сб.:
   И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого  и  Н.
Л. Бродского, М., 1947, с. 224-239;
   Ф. Г. Волков и русский театр его времени,  в  сб.:  Ф.  Г.  Волков  и

Страницы: «« « 473   474   475   476   477   478   479   480   481  482   483   484   485   486   487   488   489   490   491  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия