|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 » »» балетмейстерскую деятельность в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в Баку,
в 1933-37 работал в Саратовском т-ре оперы и балета, в 1937-40 -снова в
Баку. В 1940-54 - гл. балетмейстер Одесского т-ра оперы и балета. В
1941-44 работал в объедин„нном Днепропетровском и Одесском т-ре оперы и
балета (во время эвакуации в Красноярске). С 1954- гл. балетмейстер Т-ра
оперы и балета им. Шевченко (Киев). Среди пост. В.- "Олеся" Русинова
(1947), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955), "Шурале" Ярулина (1955),
"Щелкунчик" (1956), "Ростислава" Жуковского (1955), "Лилея" Данкевича
(1956), "Лесная песня" Скоруль-ского (1958). Спектакли В. отмечены
стремлением к творч. развитию классич. наследия, яркой фантазией,
поисками новых путей в воплощении совр. тем в балетном иск-ве. Л. Ар.
ВРУБЕЛЬ, Михаил Александрович [5(17). III. 1856, Омск,- 1(14). IV.
1910, Петербург] - русский художник-живописец, график, театральный
художник. Род. в семье военного. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та и
в Академии художеств (1880-84; не окончил). Первая работа В. для т-ра -
занавес "Италия" для Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1891).
В.- автор эскизов декораций и костюмов к ряду спектаклей т-ра Мамонтова:
"Гензель и Гретель" Гум-пердинка (1896), "Рогнеда" Серова (1896) и др.
Работа художника в области театрально-декорационной живописи стала
особенно интенсивной с появлением на сцене т-ра Мамонтова опер Н. А.
Римского-Корса-кова, в к-рых выступала жена художника, известная певица
Н. И. Забела-Врубель, исполнявшая гл. партии в этих спектаклях. В.
принадлежат декорации к операм Римского-Корсакова "Садко" (1897),
"Царская невеста" (1899), "Моцарт и Сальери" (1898), "Сказка о царе
Салтане" (1900). Увлеч„нный образами опер Римского-Корсакова, В. создал
ряд скульптурных майолик - Лель, Купава, Садко, Мизгирь и др. Театр.
работы В. отмечены большим художеств. вкусом, красотой колорита,
замечат. поэтич. фантазией, глубокой эмоц. выразительностью.
Лит.: Я р е м и ч С., Михаил Александрович Врубель. Жизнь и
творчество, М., 1911; Гомберг-Вержбин-ская Э. П., Врубель, М., 1959. АН.
Ш.
ВРУЙР, Арам Минасович (наст. фам.- М и а н-с а р я н)
(1.III.1863-5.III.1924) - армянский акт„р. Сценич. деятельность начал в
1883. Работал в труппах, гастролировавших по Закавказью. Создал ряд
ярких комедийных и сатир ич. образов: Багдасар ("Дядя Багдасар"
Пароняна), Гарпагон, Оргон ("Скупой", сТартюф"). Написал для арм. сцены
и перев„л несколько пьес (инсценировка "Высокочтимые попрошайки" по
Пароняну, "Астролог Карабаха" и др.)-Основал и редактировал (1907-12)
театр. журнал "Ушарар" ("Суфл„р"). С. Мел.
ВРХЛЙЦКА (Vrchlicka), Ева (р. 6. III. 1888) -чешская актриса,
поэтесса и писательница. Дочь Я. Врхлицкого. С 1905 выступала на
провинциальных сценах, а с 1913 - в Национальном т-ре в Праге. Играла
роли молодых героинь. В репертуаре В.- пьесы Шекспира (Офелия,
Дездемона), Я. Врхлицкого, Ю. Зейера. Среди ролей В.: Грушенька и
Настасья Филипповна ("Братья Карамазовы" и "Идиот" по Достоевскому),
Нора. Актриса большого обаяния, В. пришла от стихийной эмоциональности
ранних ролей к тонко разработанной обрисовке женских характеров.
Соч.: U divadla. Povidky, Praha, 1947.
Лит.: Fischer O., Eva Vrchlicka. Nove ceske divadlo, 1928-1929,
Praha, 1929. Л. Сол,
ВРХЛЙЦКИЙ (Vrchlicky), Ярослав [наст. фам. и имя-Ф р ид a (Frida),
Эмиль] (17. II. 1853, Лоун,- 9. IX. 1912, Домажлице) - чешский поэт,
переводчик и драматург. Лит. деятельность начал в 1870 и вскоре получил
известность как поэт. Был избран членом чешской Академии наук и поч„тным
членом академий ряда стран. К драматургии В. обратился в начале 80-х гг.
Его трагедии, комедии, либретто опер разнообразны по темам и сюжетам.
Всего им написано 30 пьес, посвящ„нных различным эпохам в истории
человечества. Это историч. трагедии, объедин„нные в цикл "Чешская
трилогия",- "Драгомира" (1882), "Братья" (1888), "Князьки" (1903);
трагедии на античные темы-"Смерть Одиссея" (1882), "Юлиан Апо-стата"
(1885), "Эппонина" (1896); пьесы на сюжеты зап.-европ. истории - "Пьетро
Аретино" (1892), "Мария Кальдеронова" (1897) и др., а также
многочисленные комедии - "В суде Диогена" (1883), "Ночь в Карлштейне"
(1884), "Суд любви" (1887), "В ухе Диониса" (1900) и др. Пьесы В.
отмечены поэтичностью и художеств. мастерством. Трагедии В. не заняли
прочного места в репертуаре т-ров. Чаще других ставилась трилогия
"Гипподамия" (1890-91), написанная по древне греч. образцам. Большим
успехом пользовались комедии В., среди них: "Ночь в Карлштейне" (1884,
Нац. т-р, Прага) и "Суд любви", отличающиеся изяществом и
жизнерадостностью. В. вош„л в историю чешского т-ра и как переводчик
произв. Лопе де Bera, Мольера, Шиллера, Гюго.
Лит.: Palenicek L., Jaroslav Vrchlicky divadelnim kritikem, Praha,
1949; Т i с h v V., Jaroslav Vrchlicky. Zivota Praha. [19471. ' Д. Сол.
ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС, Всеволод Николаевич [р.13(25).IX.1882] -
русский советский историк театра. Доктор искусствоведения (1933).
Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драм. курсы (1908) в Петербурге. В
1909-19 был акт„ром Александринского и др. т-ров. В 1923 основал
Экспериментальный т-р, в 1930-Этнография, т-р при Гос. русском музее в
Ленинграде. С 1907 занимается научно-исследовательской работой в области
истории рус. т-ра и нар. творчества. В.-Г. принадлежат труды по истории
рус. т-ра, театр. образования, фольклора и др. В 1910-49 В.-Г. в„л
педагогич. работу (Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде, ГИТИС им.
Луначарского в Москве). Профессор (с 1921).
Соч.: Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые
годы", СПБ, 1910, февраль-март; Театр в России в эпоху Отечественной
войны, СПБ, 1912; История театрального образования в России, т. 1,
fCIIBj, 1913; Библиографический и хронологический указатель материалов
по истории театра в России в XVII и XVIII вв., в кн.: Сборник
исто-рико-театральной секции, т. 1, П., 1918, с. 1-71; И. А.
Дми-триевской, М.-Л., 1945; Теория русской речевой интонации, Пб., 1922;
Искусство декламации. Л., 1925; История русского театра, т. 1-2, Л.-М.,
1929; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.-Л., 1933; Краткий курс
истории русского театра, под ред. П. Новицкого и В. Радомысленского, М.,
1936;
Хрестоматия по истории русского театра, М., 1936; Политические идеи
русской классицистической трагедии, в сб.:
О театре. Сб. статей, I, Л.-М., 1940; Крылов и театр. в сб.:
И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого и Н.
Л. Бродского, М., 1947, с. 224-239;
Ф. Г. Волков и русский театр его времени, в сб.: Ф. Г. Волков и
Страницы: «« « 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |