Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 466   467   468   469   470   471   472   473   474  475   476   477   478   479   480   481   482   483   484  » »»

замыслом драматурга. Акт„р ищет и находит сво„ сценич. решение на основе
глубокого знания жизни, постижения общественно-историч. и своего личного
опыта. Так, напр., В. Н.Давыдов утверждал, что  акт„р  должен  постоянно
наблюдать и, как губка, впитывать  впечатления  действительности  и  что
акт„рские  наблюдения  внезапно  заявляют  о  себе,   когда   приходится
создавать тот или другой тип или характер. Прежде чем  добиться  полного
слияния с образом, зажить жизнью действующего лица, необходимо отч„тливо
и  ярко  представить  и  "выносить"  его  в   сво„м   В.   Вся   система
Станиславского (см. Станиславского система) основана  на  мобилизации  и
тренировке  творч.  В.,  направлена  на  изучение  и  создание  условий,
способствующих его расцвету. Только  сила  В.  да„т  возможность  акт„ру
непоколебимо  поверить  в   предлагаемые   драматургом   обстоятельства,
проникнуться страстями и чувствами героя, как будто они его собственные,
ежеминутно, органически, правдиво действовать в образе, представляя себе
в то же время  "сверхзадачу",  основной  идейный  замысел,  зерно  роли.
Теоретически обобщив опыт развития  мирового  и  рус.  реалистич.  т-ра,
Станиславский  учит  сознательно  развивать  и  воспитывать  В.,   к-рое
обостряет и усиливает "внутреннее зрение" акт„ра, помогает ему  овладеть
магическим "если  бы"  и  превратить  замысел  пьесы  в  "художественную
сценическую  быль".   Станиславский   разработал   при„мы   развития   и
возбуждения В. акт„ра на всех этапах его работы над собой и над ролью.
   Активное и сильное В. имеет большое значение  для  режисс„ра,  к-рый,
работая с каждым исполнителем над отдельным эпизодом, вс„ время мысленно
"видит" будущий спектакль в единстве и  гармонии  всех  его  частей.  В.
необходимо и художнику,  создающему  в  эскизах  и  макетах  зрительный,
живописный образ спектакля. В В. артистов балета  и  цирка  с  особенной
силой  запечатлеваются  обычно  пластич.  образы.  Работа  В.  всегда  в
конечном сч„те проверяется практикой, трудовой деятельностью людей.
   В. является одной из форм отражения реальной  жизни,  однако  образы,
возникающие в сознании человека, нельзя считать простой копией, механич.
слепком  впечатлений  бытия.  Они  могут   значительно   отличаться   от
первоначальных восприятий, слагаться в причудливые, оригинальные видения
(напр., сказочные или мифологич. образы - демоны, лешие, русалки); такой
"пол„т"   В.   называют   фантазией,   а   подобные   представления    -
фантастическими. Стремление человека в сво„м  В.  заглянуть  в  будущее,
представить себе образ желанной, дал„кой цели называют мечтой.  Оба  эти
вида В. чрезвычайно важны для художеств. творчества.  Однако  они  могут
иметь  двоякое  значение  в  зависимости  от   отношения   художника   к
действительности. Если В. созда„т образы  не  только  внешне,  но  и  по
существу  чуждые  реальности,  основанные  на  субъективных  восприятиях
художника, дал„ких от общественно-историч. опыта народа, тогда говорят о
беспочвенной  фантазии,  о   субъективном   вымысле,   извращающем   или
искажающем   действительность.   Если   мечты   художника   пассивны   и
созерцательны, если он не стремится к их осуществлению, противопоставляя
их реальной жизни, это приводит к пустой мечтательности. В то  же  время
творч. фантазия, помогающая расширить и обогатить наши  представления  о
действительности,  опирающаяся  на  знания,  обладает   даром   научного
предвидения и да„т возможность создать истинно художественные, правдивые
произведения иск-ва, поражающие В. читателя или зрителя как  откровение.
В этом смысле В. И. Ленин говорил о том,  что  "фантазия  есть  качество
величайшей ценности...", необходимое "даже  в  математике..."  (Соч.,  4
изд., т. 33 с. 284). Мечты, правильно отражающие пути  и  закономерности
историч. развития, связанные с чаяниями и надеждами народа,  с  обществ,
задачами и стремлениями,  возбуждают  и  стимулируют  энергию  человека,
помогают трудиться и жить.  Поэтому  необходимыми  условиями  подлинного
расцвета   В.   художника   являются   высокая   идейность,    передовое
мировоззрение, глубокая связь с жизнью своего народа.
   Лит.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960;
   Станиславский К. С., Работа актера  над  собой.  ч.1-  2,  М.,  1948;
Вахтангов Е., Записки. Письма. Статьи, Л.-М., 1939; Д илр о Д., Парадокс
об актере, пер. с франц., М., 1938; К о к л е н-С т а р ш  и  и  Б.  К.,
Искусство актера, пер.сфраны., Л.-М., 1937; Вопросы психологии  труда  и
искусства. Труды Ин-та психологии. Отв.  ред.  Б.  М.  Теплов  и  Н.  Н.
Волков, М., 1950; Теплов Б. М., Психологич. вопросы  худож.  воспитания,
"Изв. Акад. Педагогич. наук РСФСР", 1947, вып, 11; Смирнов С.  [и  др.],
Психология, М., 1956. А. Д.
   ВОПЛОЩЕНИЕ, в эстетике,- осуществление творческого замысла художника,
когда сложившиеся в его воображении образы  реализуются  в  произведение
искусства. В  мастерстве  акт„ра  В.-  умение  преобразиться  и  создать
сценич. образ  подчас  весьма  дал„кий  от  физич.  облика  и  характера
исполнителя - см. Перевоплощение. А. Д..
   ВОРВУЛ‚В, Николай Дмитриевич [р. 9(22). I. 1917] -  советский  артист
оперы (баритон). По нац. украинец. Нар. арт.  СССР  (1956),  деп.  Верх.
Совета БССР 4-5-го созывов и Верх.  Совета  УССР  5-го  созыва.  В  1954
окончил Минскую консерваторию по кл. проф. Е.  Э.  Витинга;  брал  уроки
пения у В. Ф. Карина. Творческую деятельность начал в  1939  в  Ансамбле
красноармейской песни и пляски Б В О. Впервые выступил на оперной  сцене
в Минске в 1946; с этого же года В.- солист Белорус. т-ра оперы и балета
(Минск). С 1957
   В.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).  Партии:  Кастусь
Калиновский (о. п. Лукаса)" Опанас ("Девушка  из  Полесья"  Тикоц-кого),
Митька ("Тихий Дон" Дзержинского),  Максим  ("Арсенал"  Г.  Май-бороды),
Петручио ("Ук-рощение строптивой" Шебалина),  Онегин,  Демон,Риго-летто,
Амонасро,  Эс-камильо  и  др.  Пользуется   широкой   известностью   как
исполнитель нар. песен. В. Б.
   ВОРОБК‚ВИЧ, Исидор Иванович (псевд. - Д а н и л о Млака) [23. IV  (5.
V). 1836  -6(19).  1903]  -  украинский  композитор,  писатель,  поэт  и
драматург. Муз. образование получил в Вене. Автор муз. комедий
   "Три грации" ("Каспар Румпельмаер", 1873), "Янош  Иштенгази"  (1885),
"Золотой мопс", мелодрам "олодая пани из Боснии" (1880), "Гнат Приблуда"
(1875), "Убогая Марта" (1878), музыки к спектаклям и др.  соч.  В  своих
муз.-драм. произв. В. выступал одновременно как композитор и  драматург.
Написал ряд историч. драм из жизни укр. народа. Сборник стихов  В.  "Над
Прутом" издан в 1900 с предисловием И. Франко.
   Соч.: Твори, т. 1-2,  Льв?в,  1909-11.  Лит.:  Б?линська  М.,  ?.  ?.
Воробкевич..., Кив, 1958' М. Заг.
   ВОРОБЬ‚В, Яков Степанович [1766-7(19). VI.  1809]  -  русский  артист
оперы (бас). Окончил театр. уч-ще  в  Петербурге  по  классам  Марокетти
(пение)  и  Дмитревского  (сценич.  подготовка).  Выступал   в   оперных
спектаклях в Петербурге (с 1787). Обладал  ярким  акт„рским  дарованием,

Страницы: «« « 466   467   468   469   470   471   472   473   474  475   476   477   478   479   480   481   482   483   484  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия