|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 » »» замыслом драматурга. Акт„р ищет и находит сво„ сценич. решение на основе
глубокого знания жизни, постижения общественно-историч. и своего личного
опыта. Так, напр., В. Н.Давыдов утверждал, что акт„р должен постоянно
наблюдать и, как губка, впитывать впечатления действительности и что
акт„рские наблюдения внезапно заявляют о себе, когда приходится
создавать тот или другой тип или характер. Прежде чем добиться полного
слияния с образом, зажить жизнью действующего лица, необходимо отч„тливо
и ярко представить и "выносить" его в сво„м В. Вся система
Станиславского (см. Станиславского система) основана на мобилизации и
тренировке творч. В., направлена на изучение и создание условий,
способствующих его расцвету. Только сила В. да„т возможность акт„ру
непоколебимо поверить в предлагаемые драматургом обстоятельства,
проникнуться страстями и чувствами героя, как будто они его собственные,
ежеминутно, органически, правдиво действовать в образе, представляя себе
в то же время "сверхзадачу", основной идейный замысел, зерно роли.
Теоретически обобщив опыт развития мирового и рус. реалистич. т-ра,
Станиславский учит сознательно развивать и воспитывать В., к-рое
обостряет и усиливает "внутреннее зрение" акт„ра, помогает ему овладеть
магическим "если бы" и превратить замысел пьесы в "художественную
сценическую быль". Станиславский разработал при„мы развития и
возбуждения В. акт„ра на всех этапах его работы над собой и над ролью.
Активное и сильное В. имеет большое значение для режисс„ра, к-рый,
работая с каждым исполнителем над отдельным эпизодом, вс„ время мысленно
"видит" будущий спектакль в единстве и гармонии всех его частей. В.
необходимо и художнику, создающему в эскизах и макетах зрительный,
живописный образ спектакля. В В. артистов балета и цирка с особенной
силой запечатлеваются обычно пластич. образы. Работа В. всегда в
конечном сч„те проверяется практикой, трудовой деятельностью людей.
В. является одной из форм отражения реальной жизни, однако образы,
возникающие в сознании человека, нельзя считать простой копией, механич.
слепком впечатлений бытия. Они могут значительно отличаться от
первоначальных восприятий, слагаться в причудливые, оригинальные видения
(напр., сказочные или мифологич. образы - демоны, лешие, русалки); такой
"пол„т" В. называют фантазией, а подобные представления -
фантастическими. Стремление человека в сво„м В. заглянуть в будущее,
представить себе образ желанной, дал„кой цели называют мечтой. Оба эти
вида В. чрезвычайно важны для художеств. творчества. Однако они могут
иметь двоякое значение в зависимости от отношения художника к
действительности. Если В. созда„т образы не только внешне, но и по
существу чуждые реальности, основанные на субъективных восприятиях
художника, дал„ких от общественно-историч. опыта народа, тогда говорят о
беспочвенной фантазии, о субъективном вымысле, извращающем или
искажающем действительность. Если мечты художника пассивны и
созерцательны, если он не стремится к их осуществлению, противопоставляя
их реальной жизни, это приводит к пустой мечтательности. В то же время
творч. фантазия, помогающая расширить и обогатить наши представления о
действительности, опирающаяся на знания, обладает даром научного
предвидения и да„т возможность создать истинно художественные, правдивые
произведения иск-ва, поражающие В. читателя или зрителя как откровение.
В этом смысле В. И. Ленин говорил о том, что "фантазия есть качество
величайшей ценности...", необходимое "даже в математике..." (Соч., 4
изд., т. 33 с. 284). Мечты, правильно отражающие пути и закономерности
историч. развития, связанные с чаяниями и надеждами народа, с обществ,
задачами и стремлениями, возбуждают и стимулируют энергию человека,
помогают трудиться и жить. Поэтому необходимыми условиями подлинного
расцвета В. художника являются высокая идейность, передовое
мировоззрение, глубокая связь с жизнью своего народа.
Лит.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960;
Станиславский К. С., Работа актера над собой. ч.1- 2, М., 1948;
Вахтангов Е., Записки. Письма. Статьи, Л.-М., 1939; Д илр о Д., Парадокс
об актере, пер. с франц., М., 1938; К о к л е н-С т а р ш и и Б. К.,
Искусство актера, пер.сфраны., Л.-М., 1937; Вопросы психологии труда и
искусства. Труды Ин-та психологии. Отв. ред. Б. М. Теплов и Н. Н.
Волков, М., 1950; Теплов Б. М., Психологич. вопросы худож. воспитания,
"Изв. Акад. Педагогич. наук РСФСР", 1947, вып, 11; Смирнов С. [и др.],
Психология, М., 1956. А. Д.
ВОПЛОЩЕНИЕ, в эстетике,- осуществление творческого замысла художника,
когда сложившиеся в его воображении образы реализуются в произведение
искусства. В мастерстве акт„ра В.- умение преобразиться и создать
сценич. образ подчас весьма дал„кий от физич. облика и характера
исполнителя - см. Перевоплощение. А. Д..
ВОРВУЛ‚В, Николай Дмитриевич [р. 9(22). I. 1917] - советский артист
оперы (баритон). По нац. украинец. Нар. арт. СССР (1956), деп. Верх.
Совета БССР 4-5-го созывов и Верх. Совета УССР 5-го созыва. В 1954
окончил Минскую консерваторию по кл. проф. Е. Э. Витинга; брал уроки
пения у В. Ф. Карина. Творческую деятельность начал в 1939 в Ансамбле
красноармейской песни и пляски Б В О. Впервые выступил на оперной сцене
в Минске в 1946; с этого же года В.- солист Белорус. т-ра оперы и балета
(Минск). С 1957
В.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Партии: Кастусь
Калиновский (о. п. Лукаса)" Опанас ("Девушка из Полесья" Тикоц-кого),
Митька ("Тихий Дон" Дзержинского), Максим ("Арсенал" Г. Май-бороды),
Петручио ("Ук-рощение строптивой" Шебалина), Онегин, Демон,Риго-летто,
Амонасро, Эс-камильо и др. Пользуется широкой известностью как
исполнитель нар. песен. В. Б.
ВОРОБК‚ВИЧ, Исидор Иванович (псевд. - Д а н и л о Млака) [23. IV (5.
V). 1836 -6(19). 1903] - украинский композитор, писатель, поэт и
драматург. Муз. образование получил в Вене. Автор муз. комедий
"Три грации" ("Каспар Румпельмаер", 1873), "Янош Иштенгази" (1885),
"Золотой мопс", мелодрам "олодая пани из Боснии" (1880), "Гнат Приблуда"
(1875), "Убогая Марта" (1878), музыки к спектаклям и др. соч. В своих
муз.-драм. произв. В. выступал одновременно как композитор и драматург.
Написал ряд историч. драм из жизни укр. народа. Сборник стихов В. "Над
Прутом" издан в 1900 с предисловием И. Франко.
Соч.: Твори, т. 1-2, Льв?в, 1909-11. Лит.: Б?линська М., ?. ?.
Воробкевич..., Кив, 1958' М. Заг.
ВОРОБЬ‚В, Яков Степанович [1766-7(19). VI. 1809] - русский артист
оперы (бас). Окончил театр. уч-ще в Петербурге по классам Марокетти
(пение) и Дмитревского (сценич. подготовка). Выступал в оперных
спектаклях в Петербурге (с 1787). Обладал ярким акт„рским дарованием,
Страницы: «« « 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |