Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 461   462   463   464   465   466   467   468   469  470   471   472   473   474   475   476   477   478   479  » »»

фанатизм не рядового церковника, а основателя  и  вождя  ислама.  Франц.
клерикалы объявили пьесу "кровавой сатирой" на христианство и после 3-го
представления добились запрещения е„ постановок в Париже. Одну из  самых
популярных своих пьес - психологич. трагедию материнской любви  "Меропу"
(1743) - В. построил на античном материале, стремясь соединить  присущую
древним "драгоценную простоту"  с  глубокой  жизненной  правдивостью.  В
"Семирамиде" (1748) В. пытался  сочетать  воедино  элементы  античной  и
шекспировской  трагедии,  выдвигал  на   первый   план   пантомимич.   и
действенную сторону спектакля. И  "Меропа",  и  "Семирамида"  во  многом
обязаны своим сценич. успехом  прекрасному  исполнению  заглавных  ролей
Дюмениль.  Следующим  этапным  произведением  В.   явилась   философская
трагедия "Китайский сирота" (1755), посвящ„нная пропаганде конфуцианской
морали, близкой, по мнению В., этическим нормам  просветителей.  В  этой
трагедии, написанной по оригинальной китайской  драме  "Сирота  из  дома
Чжао", В. пытается придать классицист-ской трагедии  "местный  колорит".
Развивая это, Клерон и Лекен  при  пост.  пьесы  попытались  осуществить
реформу сценич.  костюма,  вводя  в  него  подлинные  китайские  одежды.
Следующий шаг В. в воссоздании "местного колорита" - трагедия  "Танкред"
(1760), в к-рой он в романтически живописных тонах  изобразил  рыцарские
нравы  средневековья.  В  посвящении  к   трагедии   "Олимпия"   (1764),
адресованном И. И. Шувалову, проявляются реалистич.  тенденции  эстетич.
воззрений В. Он формулирует новое понимание трагедии  как  "одушевл„нной
картины", в к-рой герои должны не только говорить, как  этого  требовала
эстетика классицизма, но  и  деисте  о-вать.  Воздействие  спектакля  на
зрителя В. видит в  синтезе  слова,  действия  и  декораций.  Сама  речь
трагич. героев должна, по мнению В.,  приближаться  к  тому,  "как  люди
говорят в действительности". В трагедиях В. т. н. "фернейского"  периода
(60-70-х гг.) намечаются новые  отклонения  от  классицистских  канонов,
усиливается публицистич. острота.  Так,  в  "Скифах"  (1767)  В.  вводит
персонажей простого звания - пастухов и земледельцев, изображает  скифов
"философским" народом, у  к-рого  царит  свобода  и  равенство;  героиня
трагедии "Гебры" (1769) - бедная крестьянка,  жертва  фанатизма  римских
жрецов.  Трагедия,  переполненная   антиклерикальными   тирадами,   была
запрещена к постановке. Та же  судьба  постигла  пьесу  "Законы  Миноса"
(1772), где снова обличается фанатизм жрецов и прославляются добродетели
простых сидонцев. В  этой  пьесе  изображ„н  идеальный  монарх  Тевкр  -
воплощение вольтеровского идеала просвещ„нного абсолютизма. Эту же  тему
выражает герой трагедии  "Дон  Педро"  (1775).  Эти  наиболее  ч„ткие  в
идейном отношении пьесы В. небыли поставлены. Будучи в основном  трагич.
поэтом,  В.  сочинил  также  ряд  пьес  "смешанного"  жанра,  к-рый   он
противопоставлял отвергаемой им  "сл„зной  комедии".  В  "Блудном  сыне"
(1736) В. выступал в защиту свободного выбора в любви  и  рисовал  новый
идеал семьи, в "Панине" (1749) он объявил войну сословным  предрассудкам
в вопросах брака и вывел просвещ„нного барона, к-рый  женится  на  своей
служанке, в  "Шотландке"  (1760)  изложил  трогательную  историю  дочери
изгнанного шотландского лорда, которая после  многих  испытаний  находит
своего отца. Пьеса написана прозой и более других пьес В. приближается к
жанру мещанской драмы.
   В. написал  также  несколько  комедий,  в  к-рых  продолжал  традицию
высокой  комедии  Мольера  ["Нескромный"  (1724),  "Завистник"   (1738),
"Хранитель" (1769)1 и использовал при„мы англ. комедии с е„  эксцентрич.
нравами и характерами ["Чудак, или
   Господин с Зел„ного мыса" (1732) и"Недотрога"(1747)]. Комедии В., как
и другие его произведения,  проникнуты  духом  политич.  борьбы.  Однако
комедии В. по  идейно-худ  ожеств.  качествам  уступают  его  трагедиям.
Созданный   В.   жанр   просветительской   трагедии   получил    большое
распространение во  2-й  половине  18  в.  Последователями  В.  в  жанре
"философской" трагедии были Л.  де  Гилье,  А.  Лемьер,  Б.  Со-рен,  Б.
д'Арно, Ж. Ф. Лагарп, Ж. Ф. Мармонтель, AI. Ж. Шенье и др.  Значительное
воздействие оказал В. на развитие классицистской трагедии и в др. европ.
странах. В 18 и начале 19 вв.  в  Италии  его  последователями  были  В.
Альфьери и В. Монти. В Германии трагедии В. переводили  и  подражали  им
II. В. Г„те и Ф. Шиллер. В Англии влияние В. испытал Дж.  Г.  Байрон.  В
России на трагедиях В. воспитались А. П. Сумароков, Н. И. Николев, Я. Б.
Княжнин, В. А. Озеров.
   Соч.: Oeuvres, sous la red. de L. Moland, v. 1-52, P., 1877- 1882;  в
рус. пер.- Избр. произведения, М-, 1938; Избр. произведения, М., 1947.
   Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; Державин  К.
Н., Вольтер, М., 1946; История  западноевропейского  театра,  под  общей
ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, М., 1957; Deschanel  A.,  Le  theatre  de
Voltaire, P., 1886; Lion H., Les tragedies et les  theories  dramatiques
de  Voltaire,  P.,  1895;  Ollivier  J.T.,  Voltaire  et  les  comediens
interpretes de son theatre, P., 1900. С. Мок.
   Сценич. история пьес В. По пьесе "Танкред" В. и поэме  "Освобожденный
Иерусалим" Т. Тассо (либр. Г. Росси) комп. Россини  в  1813  соч.  оперу
"Танкред". Среди известных исполнителей пьес В. во Франции: Л е к е н  -
Магомет и Танкред в о. п., Оросман ("Заира"), Гусман ("Альзира"),  Арзас
("Семирамида"),  Чингис-хан  ("Китайский  сирота");  Кино-Дюф-р.е  н   -
Оросман ("Заира"), Лоредан ("Танкред"); Г р а  н-в  а  л  ь  -  Нерестан
("Заира"), Магомет (о. п.); Делоне - Сеид ("Магомет"); Тальма -  Оросман
("Заира"), Сеид ("Магомет"); Г о с с е н - Альзпра  и  Заира  в  о.  п.,
Аменаида ("Танкред"), Пальмира ("Магомет"); Лекувр„р - Альзира и Заира в
о. п., Аменаида ("Танкред"), Пальмира ("Магомет"); Д ю-м е н  и  л  ь  -
Семирамида и Меропа в о. п., Клетемнестра ("Орест"); К  л  е  р  о  н  -
Олимпия  в  о.  п.,  Электра  ("Орест"),  Аменаида  ("Танкред"),   Идаме
("Китайский  сирота");  Жорж  -  Альзира,  Заира  в  о.   п.,   Аменаида
("Танкред"); Марс, Д ю-шенуа и Сара Бернар - в заглавной роли в "Заире",
в этой же пьесе Муне-Сюлли-в роли Оросмана.
   В 1 736 "Заира" была пост. в т-ре "Друри-Лейн"  в  Лондоне  (Заира  -
Сиббср). В 1767 пьесы В. ставил Нац. т-р в Гамбурге:
   "Семирамида"  (29  апр.),  "Шотландка"  (1  мая),  "Заира"  (13  мая,
Оросман-Экгоф); "Меропа". В 60-х гг.  18  в.  т-ром  "Сан-Сальвадоре"  в
Венеции пост. "Олимпия".
   В 1924 в т-ре "Одеон" в Париже пост. "Кандид" в современной обработке
Вотеля и Марше. На этот же сюжет в 1956 труппой Мартина Бека в Нью-Йорке
была пост. оперетта (либретто Л.Хел-ман, муз. Бернстайна).
   В России пьесы В. чаще ставились во 2-й пол. 18 в. и 1-й пол. 19 в. В
Петербурге были  пост.  пьесы  В.  (в  исполнении  труппы  императорских
т-ров): "Альзира" - 4 мая 1763 (пер. Д. И. Фонвизина; Замор - Ал. Попов,
Монтез - Дмитревский, Альзира -  Троепольская,  Гусман  -  Троепольский,

Страницы: «« « 461   462   463   464   465   466   467   468   469  470   471   472   473   474   475   476   477   478   479  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия