Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 » »» Бельгии). Е. Т. ВОЙНОВА-ШИКАНЯН, Любовь Петровна [р. 5(18). VI II. 1909] - советская артистка балета. Нар. арт. Арм. ССР (1943). В 1925 окончила хореографич. уч-ще Большого т-ра. Сценич. деятельность начала в 1925 в Москве в филиале Большого т-ра, работала в т-рах оперы и балета Новосибирска, Свердловска, в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). С 1938- в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). Партии: Царь-девица ("Кон„к-горбунок" Пуни), Медора '("Корсар"), Китри ("Дон-Кихот"), Тао Хоа, Эсмеральда. Исполняла гл. партии в груз. и арм. балетах: Майя ("Малтаква" Тактакишвили), Каринэ ("Счастье" Хачатуряна), Хандут (о. п. Хачатуряна). Вед„т педагогич. деятельность (с 1936). ВОЙНОВИЧ (Vojnovic), Иво (9.Х. 1857, Дубровник,- 30.VIII. 1929, Белград)- хорватский писатель, драматург. Окончил юридич. ф-т в Загребе (1880). Начал драматургич. деятельность комедией "Психея и Эквиноций" (1894). После 1911 В. стал осн. драматургом Хорватского нар. театра в Загребе. Лучшее произв. В.- "Дубровницкая трилогия" (1903) - о завоевании Дуб-ровницкой республики Наполеоном (роль Великого Орса-та исполняли известные акт„ры загребской и белградской сцены Д. Дуйшин, М. Гаврилович, Д. Милутиновнч и др.). По мотивам народной песни о гибели сербского царства после поражения на Косовом поле написана трагедия В. "Смерть матери Юговичей" (1906), проникнутая глубоким патриотизмом (в Загребе роль матери Юговичей играла знаменитая трагич. актриса М. Строцци). Эффектная сценичная пьеса В. "Дама с подсолнухами" (1912) изображает жизнь Венеции, драма "Маскарад на мансарде" (1924) показывает экономич. разорение дубровниц-кого дворянства. Пьесы В.-одного из самых плодовитых драматургов новой сербо-хорватской лит-ры, блестящие по форме, отличающиеся выразительным красочным языком, занимают значит, место в репертуаре совр. югославского т-ра. Лит.: LozovinaV., Dalmacija u hrvatskoj khjizevnos-ti, Zagreb, 1936; H a 1 e г A., Novija dubrovacka knjizevnost, Zagreb, 1944. С. И. ВОКАЛИЗ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный)- упражнение или этюд для голоса без текста. Исполняется на гласную и предназначается для развития выразительности голоса и исполнительской техники певца. В. сочиняли М. И. Глинка, А. E. Варламов, Дж. Конконе, Г. Панофка и др. Нек-рые В. представляют собой концертные пьесы (напр., "Вокализ" Рахманинова, "Хабанера" Равеля, концерт для голоса с оркестром Глиэра и др.). ВОКАЛИЗАЦИЯ - пение на одних гласных звуках. В. составляет одну из существ, сторон вокального исполнения и применяется в многообразных формах и видах - от распевания слога на два или неск. звуков до обширных колоратурных пассажей - каденций, от небольшого эпизода или мелодич. орнамента до самостоят, вокальных произв. (см. Вокализ). Наряду с выявлением виртуозной певческой техники В. служит средством выражения разнообразных человеческих эмоций, создания художеств. образа. В. широко применяется в различных вокальных стилях (характерна для итал. оперного стиля бель канто). Образцы тонкого применения В. в сочетании с интонационно правдивым выражением поэтич. текста дают оперы композиторов-классиков. В. применяется в вокальной педагогике как один из осн. методов обработки голоса и развития муз. стиля. ВОКАЛИСТ (вокалистка) - певец (певица). ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА (итал. vocale, франц. vocal, от лат. vocalis - поющий) - музыка для пения с инструментальным сопровождением или без него. ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (пение)- исполнение музыки голосом; искусство передавать выразительными средствами певческого волоса идейно-образное содержание музыкального произведения. Пение может быть со словами или без слов (Вокализация). В В. и. при помощи выразит, средств музыки раскрывается логич. и эмоциональное содержание поэтич. образа. Истоки В. и. восходят к нар. песенному творчеству. В характере В. и. различных народов получают отражение интонационные, ладовые и ритмич. особенности нар. музыки. На формирование специфич. черт нац. певческого иск-ва оказывает влияние фоне-тнч. состав языка, непосредственно воздействующий на певческое звукообразование. Профессиональное В. и. возникло в глубокой древности. Оно было известно в странах Др. Востока, античного мира. Со врем„н средневековья носителями профессионального нар. В. и. являлись странствующие музыканты (в России и на Украине - скоморохи, лирники, бандуристы; в странах Зап. Европы - барды, скальды, трубадуры, миннезингеры; на Кавказе - ашуги, гусаны и др.). Иск-во нар. певцов, к-рые часто были и творцами песен, основывалось на определ„нных правилах устной традиции. Своим исполнением они придавали песне индивидуальную окраску, обогащали, шлифовали е„. Формирование нац. вокальных школ, связанное с развитием оперного иск-ва, опиралось на достижения нар. певческого творчества, эстетич. принципы, теоретич. обобщения отдельных певцов, композиторов, уч„ных, основывалось на общем процессе развития нац. культур. Известное значение для развития В. и. имело и культовое пение (первые проф. певческие школы были организованы при монастырях, крупных гор. церквах). В эпоху Возрождения в связи с подъ„мом светской культуры возникают новые, более сложные и развитые жанры вокальной и вокально-инструмент. музыки (опера, кантата, камерная песня, позднее - романс и др.). Это обусловило интенсивное развитие проф. певческого иск-ва. В конце 17 в. выдвинулась неаполитанская оперная школа во главе с А. Скар-латти. Выдающееся значение для развития В. и. в 18 в. имело творчество X. Глюка и В. Моцарта. В последней четверти 18 в. формируется национально-самобытный демократический муз. т-р в России. В 19 в. В. и. развивалось под знаком утверждения реализма и нац. самобытности оперных школ. Существуют следующие виды В. и.: сольное (одноголосное), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и т. д.) и хоровое (с инструмент, сопровождением или без него - "а капелла"). В. и. различается также по жанрам. Главные из них: оперное пение, применяющееся в театр. представлениях, связано с драматич. действием; оно охватывает обычно все виды В. и. (пение соло, ансамбли, хор), и камерное В. и., включающее гл. обр. исполнение романсов и песенной лирики, рассчитанной на певца-солиста или небольшие ансамбли (без сопровождения или с сопровождением одного или нескольких инструментов). Различают три основных способа пения или три вокальных стиля: певучий стиль, где господствует широкая, плавная напевность - кантилена; декламационный, приближающийся к строению и интонациям речи (муз. декламация, речитатив), и колоратурный, в к-ром в той или иной мере утрачивается прямая связь с текстом и пение приближается по своему Страницы: «« « 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |