Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 453   454   455   456   457   458   459   460   461  462   463   464   465   466   467   468   469   470   471  » »»

характеру к игре на муз. инструменте.
   Певучий   стиль   основан   на   выразит,   пластичном   и   стройном
воспроизведении напевной мелодии. Интонационные изгибы,  ритм,  движение
мелодии в единстве с поэтич. текстом служат средством передачи  цельного
муз. образа. В певучем стиле написаны  мн.  оперные  арии  (напр.,  ария
Джильды из 3-го действия оперы "Риголетто",  ария  Антониды  "Не  о  том
скорблю, подруженьки" из 1-го действия оперы "Иван Сусанин").
   Дек'ламац   ионный   стиль   тяготеет   больше   к    воспроизведению
эмоционально-смысловых модуляций речи и часто приближается к  последней.
Вокальная декламация основывается обычно на сравнительно  коротких  муз.
фразах, напоминающих собой интонационный строй и  склад  обыденной  речи
или патетич. театральную декламацию. "В декламационном стиле (гл. обр. в
ариозном, т. e. распевно-декламационном) пишутся часто большие  сцены  и
монологи в операх (монолог Бориса Годунова  в  од-ноим.  опере),  иногда
целые оперы ("Каменный гость" Даргомыжского, "Фальстаф" Верди и Др.).
   Колоратурный стиль характерен обилием мелизмов,  пассажей,  трелей  и
др. Его отличит. чертой являются различного рода мелодич.  украшения.  В
определ„нные   историч.   эпохи   в   Европе,   начиная   с   3-4    вв.
(орнаментированные христианские гимны, расцвеченные кантилены 10-11 вв.,
песни трубадуров и труверов) вплоть до конца 18 -  нач.  19  вв.  (пение
кастратов), колоратурный стиль занимал доминирующее  место  в  В.  и.  В
опере под воздействием реа-листич. тенденций  колоратурный  стиль  пения
значительно отгесняется стилем певучим и декламационным и в то же  время
становится  часто  средством   создания   вокального   сценич.   образа.
Колоратурное пение присуще обычно л„гким, чаще  всего  высоким  голосам.
Способность к пению этого рода нередко  встречается  и  у  более  низких
голосов (в старой итал. школе колоратура вырабатывалась у всех голосов).
Как вокальный оперный стиль колоратурное В. и. впервые достигло высокого
развития в Италии. Глубокую выразительность  колоратурный  стиль  В.  п.
приобр„л   в   творчестве    рус.    оперных    композиторов    (Глинка,
Римский-Корсаков) и певиц (А. В. Нежданова, Н. И. За-бела, В. В. Барсова
и др.). Яркие  образцы  колоратурного  стиля  -  ария  Розины  из  оперы
"Севильский цирюльник" Россини, каватина  Людмилы  из  оперы  "Руслан  и
Людмила" Глинки.
   Различные стили, художеств. вокальные при„мы могут быть  применены  в
одном и том же вокальном соч. В реалистич. В.  и.  правдивая  и  сильная
декламация  органически  сочетается  с   напевной,   свободно   льющейся
мелодией.
   Первой  исторически  сложившейся  европ.   школой   В.   и.   явилась
итальянская вокальная школа.  Возникнув  в  эпоху  Возрождения,  она  на
протяжении  нескольких  столетий  оказывала  значительное   влияние   на
развитие проф. навыков у певцов  др.  национальных  европ.  школ.  Итал.
певцы, славившиеся превосходными голосами и блестящей вокальной техникой
бель канто, достигли высокой степени  совершенства  в  В.  и.  Исключит.
развитие виртуозная сторона В. и.  получила  у  певцов-кастратов,  среди
к-рых особенно прославились Фаринелли, Каффарелли, Крешентини,  Сенезино
и др. В 19  в.  оперное  творчество  Россини,  Беллини,  Доницетти  и  в
особенности Верди, а в 20 в. - Пуччини  определило  дальнейшее  развитие
итал. В. и. Многие итал. певцы 19-20  вв.,  в  т.  ч.  А.  Каталани,  А.
Тамбурини, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти,  А.  Мазини,  Э.  Карузо,  М.
Баттистини,  Титта  Руффо,  А.  Галли-Курчи  и  др.,  получили   мировое
признание.
   Французская вокальная  школа  тяготеет  больше  к  декламац.  стороне
пения. Франц.  певч.  стиль  в  значит,  степени  обусловлен  традициями
исполнения средневековых поэтов-певцов и декламацией  поэтов  и  акт„ров
франц. классич. трагедии 17-18 вв. (Корнель, Расин). Развитию реалистич.
В. и. во Франции способствовало оперное творчество  композиторов  Люлли,
Рамо, Глюка, Гретри, Мей-ербера, Гуно,  Визе.  Среди  выдающихся  франц.
певцов:
   А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и др.
   Немецкая вокальная школа опиралась в сво„м развитии на нац. вокальную
музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и  др.,  а
также на  творчество  австр.  композиторов:  Моцарта,  Шуберта.  Большое
развитие получило в Германии  иск-во  камерного  пения.  Особый  оперный
стиль нем. В. и. сложился под влиянием творчества Вагнера. Среди  лучших
представителей нем. вокальной школы: Г. Зонтаг, В.  Шр„дер-Девриент,  Л.
Ле-ман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др.
   В 19-20 вв. выдвигается также ряд  представителей  др.  вок.  школ  -
выдающиеся польские певцы М. Зем-брих, Э. Бандровска-Турска,  А.  Дидур,
Э. Решке, крупнейшая чешская певица Э. Дестинова и др.
   Русская вокальная школа возникла на основе нар. певческого иск-ва.  В
18 в. выдвинулись  замечательные  рус.  певцы  Я.  С.  Воробь„в,  Е.  С.
Сандунова и др. Рус. классич. вокальная школа сформировалась в 1-й  пол.
19 в. и была органически связана с передовыми эстетич. взглядами  эпохи.
Е„ реалистич. художеств. направленность сложилась  под  непосредственным
воздействием    оперного    и    камерного     вокального     творчества
композиторов-классиков: Глинки,  Даргомыжского,  Мусоргского,  Бородина,
Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем в сво„м историч.  развитии
рус. вокальная школа творчески претворила лучшие достижения мирового  В.
и.  (в  особенности  итальянского).  Характерные  черты  рус.   классич.
вокальной  школы:  простота,   искренность,   задушевность   исполнения,
напевность   и   ритмич.   изящество    мелодич.    рисунка.    Глубокая
выразительность слова, логически верно оттен„нного, произносимого  ясно,
непринужд„нно, всегда находилась у певцов рус. школы в органнч. единстве
с мелодией.  Основоположником  рус.  классической  вокальной  школы  был
Глинка, педагогпч. деятельность к-рого имела  большое  значение.  Лучшие
певцы 1-й половины 19 в.- О. А. Петров, А. Я. Воробь„ва-Петрова,  Д.  М.
Леонова, А. П. Лодий п ми. др.совершенствовали свои  дарования  под  его
руководством. На принципах рус. школы воспиталась  плеяда  замечательных
певцов: Е. А. Лавров-ская, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова,
Л. В. Собинов, И. В. Ершов и др. Достижения рус. певцов, в иск-ве  к-рых
проникновенная  выразительность  сочеталась  с   совершенной   вокальной
техникой, оказали большое влияние на мировое В. и.
   Советская вокальная школа, яв' ляющаяся преемницей рус.  классической
и  мировой  вокальных  школ,  носительницей  лучших  традиций  прошлого,
развивается в тесной связи с идеологией, эстетикой, со всеми  жизненными
и  духовными  запросами  советского  народа.  В   числе   сов.   певцов,
развивавших достижения рус. классич. вокальной школы: В. В. Барсова,  Н.
А. Обухова, К. Г. Держин-екая, Е. А. Степанова, И. С. Козловский, С.  Я.
Лемешев, Г. С. Пирогов, С. П. Преображенская,  М.  Д.  Михайлов,  А.  С.

Страницы: «« « 453   454   455   456   457   458   459   460   461  462   463   464   465   466   467   468   469   470   471  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия