|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 » »» характеру к игре на муз. инструменте.
Певучий стиль основан на выразит, пластичном и стройном
воспроизведении напевной мелодии. Интонационные изгибы, ритм, движение
мелодии в единстве с поэтич. текстом служат средством передачи цельного
муз. образа. В певучем стиле написаны мн. оперные арии (напр., ария
Джильды из 3-го действия оперы "Риголетто", ария Антониды "Не о том
скорблю, подруженьки" из 1-го действия оперы "Иван Сусанин").
Дек'ламац ионный стиль тяготеет больше к воспроизведению
эмоционально-смысловых модуляций речи и часто приближается к последней.
Вокальная декламация основывается обычно на сравнительно коротких муз.
фразах, напоминающих собой интонационный строй и склад обыденной речи
или патетич. театральную декламацию. "В декламационном стиле (гл. обр. в
ариозном, т. e. распевно-декламационном) пишутся часто большие сцены и
монологи в операх (монолог Бориса Годунова в од-ноим. опере), иногда
целые оперы ("Каменный гость" Даргомыжского, "Фальстаф" Верди и Др.).
Колоратурный стиль характерен обилием мелизмов, пассажей, трелей и
др. Его отличит. чертой являются различного рода мелодич. украшения. В
определ„нные историч. эпохи в Европе, начиная с 3-4 вв.
(орнаментированные христианские гимны, расцвеченные кантилены 10-11 вв.,
песни трубадуров и труверов) вплоть до конца 18 - нач. 19 вв. (пение
кастратов), колоратурный стиль занимал доминирующее место в В. и. В
опере под воздействием реа-листич. тенденций колоратурный стиль пения
значительно отгесняется стилем певучим и декламационным и в то же время
становится часто средством создания вокального сценич. образа.
Колоратурное пение присуще обычно л„гким, чаще всего высоким голосам.
Способность к пению этого рода нередко встречается и у более низких
голосов (в старой итал. школе колоратура вырабатывалась у всех голосов).
Как вокальный оперный стиль колоратурное В. и. впервые достигло высокого
развития в Италии. Глубокую выразительность колоратурный стиль В. п.
приобр„л в творчестве рус. оперных композиторов (Глинка,
Римский-Корсаков) и певиц (А. В. Нежданова, Н. И. За-бела, В. В. Барсова
и др.). Яркие образцы колоратурного стиля - ария Розины из оперы
"Севильский цирюльник" Россини, каватина Людмилы из оперы "Руслан и
Людмила" Глинки.
Различные стили, художеств. вокальные при„мы могут быть применены в
одном и том же вокальном соч. В реалистич. В. и. правдивая и сильная
декламация органически сочетается с напевной, свободно льющейся
мелодией.
Первой исторически сложившейся европ. школой В. и. явилась
итальянская вокальная школа. Возникнув в эпоху Возрождения, она на
протяжении нескольких столетий оказывала значительное влияние на
развитие проф. навыков у певцов др. национальных европ. школ. Итал.
певцы, славившиеся превосходными голосами и блестящей вокальной техникой
бель канто, достигли высокой степени совершенства в В. и. Исключит.
развитие виртуозная сторона В. и. получила у певцов-кастратов, среди
к-рых особенно прославились Фаринелли, Каффарелли, Крешентини, Сенезино
и др. В 19 в. оперное творчество Россини, Беллини, Доницетти и в
особенности Верди, а в 20 в. - Пуччини определило дальнейшее развитие
итал. В. и. Многие итал. певцы 19-20 вв., в т. ч. А. Каталани, А.
Тамбурини, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, Э. Карузо, М.
Баттистини, Титта Руффо, А. Галли-Курчи и др., получили мировое
признание.
Французская вокальная школа тяготеет больше к декламац. стороне
пения. Франц. певч. стиль в значит, степени обусловлен традициями
исполнения средневековых поэтов-певцов и декламацией поэтов и акт„ров
франц. классич. трагедии 17-18 вв. (Корнель, Расин). Развитию реалистич.
В. и. во Франции способствовало оперное творчество композиторов Люлли,
Рамо, Глюка, Гретри, Мей-ербера, Гуно, Визе. Среди выдающихся франц.
певцов:
А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Д. Арто, М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа и др.
Немецкая вокальная школа опиралась в сво„м развитии на нац. вокальную
музыку Баха, Бетховена, Мендельсона-Бартольди, Вебера, Шумана и др., а
также на творчество австр. композиторов: Моцарта, Шуберта. Большое
развитие получило в Германии иск-во камерного пения. Особый оперный
стиль нем. В. и. сложился под влиянием творчества Вагнера. Среди лучших
представителей нем. вокальной школы: Г. Зонтаг, В. Шр„дер-Девриент, Л.
Ле-ман, Ю. Штокхаузен, А. Ниман и др.
В 19-20 вв. выдвигается также ряд представителей др. вок. школ -
выдающиеся польские певцы М. Зем-брих, Э. Бандровска-Турска, А. Дидур,
Э. Решке, крупнейшая чешская певица Э. Дестинова и др.
Русская вокальная школа возникла на основе нар. певческого иск-ва. В
18 в. выдвинулись замечательные рус. певцы Я. С. Воробь„в, Е. С.
Сандунова и др. Рус. классич. вокальная школа сформировалась в 1-й пол.
19 в. и была органически связана с передовыми эстетич. взглядами эпохи.
Е„ реалистич. художеств. направленность сложилась под непосредственным
воздействием оперного и камерного вокального творчества
композиторов-классиков: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина,
Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем в сво„м историч. развитии
рус. вокальная школа творчески претворила лучшие достижения мирового В.
и. (в особенности итальянского). Характерные черты рус. классич.
вокальной школы: простота, искренность, задушевность исполнения,
напевность и ритмич. изящество мелодич. рисунка. Глубокая
выразительность слова, логически верно оттен„нного, произносимого ясно,
непринужд„нно, всегда находилась у певцов рус. школы в органнч. единстве
с мелодией. Основоположником рус. классической вокальной школы был
Глинка, педагогпч. деятельность к-рого имела большое значение. Лучшие
певцы 1-й половины 19 в.- О. А. Петров, А. Я. Воробь„ва-Петрова, Д. М.
Леонова, А. П. Лодий п ми. др.совершенствовали свои дарования под его
руководством. На принципах рус. школы воспиталась плеяда замечательных
певцов: Е. А. Лавров-ская, П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова,
Л. В. Собинов, И. В. Ершов и др. Достижения рус. певцов, в иск-ве к-рых
проникновенная выразительность сочеталась с совершенной вокальной
техникой, оказали большое влияние на мировое В. и.
Советская вокальная школа, яв' ляющаяся преемницей рус. классической
и мировой вокальных школ, носительницей лучших традиций прошлого,
развивается в тесной связи с идеологией, эстетикой, со всеми жизненными
и духовными запросами советского народа. В числе сов. певцов,
развивавших достижения рус. классич. вокальной школы: В. В. Барсова, Н.
А. Обухова, К. Г. Держин-екая, Е. А. Степанова, И. С. Козловский, С. Я.
Лемешев, Г. С. Пирогов, С. П. Преображенская, М. Д. Михайлов, А. С.
Страницы: «« « 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |