Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 447   448   449   450   451   452   453   454   455  456   457   458   459   460   461   462   463   464   465  » »»

колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и  танца.  Автор
работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н  е  н
В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams:  a
study, L., 1950; Н о w e s F., The  music  of  Ralph  Vaughan  Williams,
Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. JI. M.
   ВОВСИ, Аркадий Григорьевич (р. 1. V.I 900) - русский советский акт„р.
Засл. арт. РСФСР (1947). Учился в студии М. А. Чехова.  В  1926  окончил
ГИТИС. В том же году начал играть в Замоскворецком т-ре; с 1930 -  акт„р
МХАТа 2-го (Диего - "Испанский священник"  Флетчера,  шоф„р  Таратута  -
"Часовщик и курица" Кочерги, и др.), в 1936-38-Т-ра МГСПС. С 1938 В.-  в
Т-ре им. Ленинского комсомола; роли:
   Голубь, Воронцов ("История одной любви",  "Так  и  будет"  Симонова),
Ковач ("Мой сын" Гергеля и Литовского),  Крутилич  ("Братья  Ершовы"  по
Кочетову) и др. В иск-ве  В.  острая  наблюдательность,  точная  внешняя
характерность образа  сочетаются  с  мягким  лиризмом,  тонким,  немного
печальным юмором, умением раскрыть сложный внутренний мир  человека.  В.
выступает как режисс„р. Пост.  спектакли:  "Школьные  товарищи"  Ласкина
(1945, Т-р им. Ленинского  комсомола),  "Наследники"  Бру  штейн  (1946,
МТЮЗ). Вед„т педагогич. работу.
   ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville) - жанр л„гкой комедийной пьесы, в  к-рой
диалог и драматич. действие, построенное на  занимательной  интриге,  на
анекдотич. сюжете,  сочетаются  с  музыкой,  песенкой-куплетом,  танцем.
Название "В." происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau  de  Vire),
где жил в 15 в. народный поэт-песенник О. Баслен. В. возник во  Франции.
Сначала "водевилями"  паз.  куплеты-песенки  с  повторяющимся  припевом,
к-рые вводили в пьесы ярмарочных т-ров еще  в  1-й  пол.  18  в.  Лесаж,
Фюзелье, Дорневаль и др. В. как  театр.  жанр  сложился  в  годы  франц.
бурж.революции (1789-94). Успех забавных  маленьких  пьес,  воспринявших
синтетичность ярмарочного т-ра, позволил драматургам П. А. О. Пиису и П.
И. Барре открыть в Париже специальный т-р "Водевиль"  (1792);  вслед  за
тем появились и др. водевильные т-ры - "Т-р Трубадуров", "Т-р Монтансье"
и т. д. Вскоре В. проникает и  в  др.  т-ры,  сопровождая  представление
серь„зных пьес. Самый ранний  В.  содержанием,  персонажами,  балаганной
буффонадой связан  с  пантомимой  и  ярмарочными  парадами  ("Арлекин  -
расклейщик афиш", 1792, "Арлекин - портной",  1793,  и  Др.).  В  период
якобинской диктатуры В. быстро насыщается политич. содержанием. Л„гкость
и гибкость этого жанра, возможность за  1-2  дня  написать  и  поставить
маленькую  пьесу,  в  к-рой  куплеты  обычно  исполнялись  на  знакомые,
популярные мотивы, позволили деятелям  т-ра  немедленно  откликаться  на
злобу дня, сатирически высмеивать врагов революции, воспевать  рожд„нные
революцией обычаи или победу революц. войск ("По возвращении", "Ещ„ один
кюре" Роде  и  Дефонтена,  1793,  и  др.).  После  революции  В.  теряет
патриотич. пафос и революц. сатиру. Острота и злободневность революц. В.
подменяются  деш„вой  сенсацией,  действие  подчиняется  забавной   игре
случайностей, созданных авторской фантазией. Постоянные комич. персонажи
французских В. нач. 19 в.- Жокрис  и  Каде-Руссель,  потешавшие  зрителя
фарсовыми трюками и наивной дурашливостью. Наиболее популярным  мастером
развлекательного В. был во Франции Э. Скриб,  написавший  самостоятельно
или в соавторстве  с  др.  писателями  св.  150  В.  ("Ночь  в  казармах
Национальной гвардии", 1815, "Новый Пурсоньяк", 1817, "Медведь и  паша",
1820, "Секретарь и Повар", 1821, "Шарлатанство", 1825, "Мания мест,  или
Безумие века", 1828, "До, во время и после", 1828, "Мальвина,  или  Брак
по склонности", 1828,  "Бюджет  молодых  супругов",  1828,  "Лясабонский
лютник", 1831, и т. д.). Все эти В. прославляют бурж.  предприимчивость,
семейные  добродетели,  бурж.  нравы,  быт.   Однако   водевили   Скриба
пользовались популярностью не только у бурж., но п у демократич. зрителя
Франции, к-рого привлекала патриотич.  направленность  нек-рых  из  них,
наличие злободневных нам„ков,  остроумных  шуток  и  задорных  куплетов.
"Страсть  к  шутке,  к  вес„лости,  к  каламбуру  составляет   один   из
существенных и прекрасных элементов французского характера,- ей отвечает
на сцене водевиль",- писал  А.  И.  Герцен.  Многочисл.  современники  и
преемники Э. Скриба наводнили своими В. сцены европ. т-ров.  Среди  них:
Мельвиль (1787- 1865), Н.Бразье (1783-1838), Ж. Ф. А. Баяр (1796- 1853),
Ф. Ф. Дюмануар (1806-65), крупнейший водевилист Франции середины 19 в. -
Э. Лабиш и др.
   Французский В. дал толчок развитию В. во мн. странах и оказал влияние
на  европ.  комедию  19  в.  Заметное  влияние  франц.  В.   оказал   на
драматургич. творчество А. Фредро (Польша), Г. Фреитага  (Германия),  И.
Л. Хейберга (Дания).
   С В. в значительной степени связано и развитие комедийного акт„рского
иск-ва 19 в. В. сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций
классицизма. Игра акт„ров в В. должна была  отличаться  естественностью,
непосредственностью,   импровизационной   л„гкостью   диалога,    острой
наблюдательностью,   чувством   юмора,   умением   подметить    забавный
характерный штрих, найти живое общение со  зрителем.  Блестящие  мастера
внешнего перевоплощения, акт„ры В. овладели иск-вом трансформации, играя
по нескольку ролей в .одной небольшой пьеске. Франц. акт„ры  В.  Дежазе,
Ш. Г. Потье, П. Т.  Левассор,  Э.  Арнадь  (1794-1872)  и  др.-подлинные
преемники синтетич. иск-ва демократич. т-ра 18 в., блестящие исполнители
В.- внесли свой вклад и в развитие песенной  нац.  культуры  (напр.,  В.
Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен Беранже).
   Но, развивая реалистич. тенденции акт„рского иск-ва, В. в то же время
идейно  ограничивал  акт„ров,  лишал  их  возможности  создавать   остро
сатирпч. образы и типич. характеры,  глубоко  проникать  во  внутр.  мир
героев. Это нередко приводило к усилению в акт„рском творчестве  внешней
виртуозности за сч„т внутренней правды. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется
опереттой.
   В России В. появился в первые десятилетия 19 в. как  жанр,  возникший
на основе комической оперы 18 в. От русской комич. оперы В.  заимствовал
национально-русские историч. и совр. сюжеты, музыка его была основана на
рус.  народно-песенном  творчестве  (композиторы  К.  А.  Кавос,  А.  Н.
Верстовский, А. А. Алябьев). Это  характеризует  уже  творчество  А.  А.
Шаховского,  хотя  его  первые  В.  окрашены  в   реакцион-но-монархич.,
псевдонародные  тона  ("Казак-стихотворец",  1812,  "Ломоносов",   1814,
"Крестьяне, или Встреча незваных", 1814, и др.). Одним  из  первых  рус.
авторов  В.  был  Грибоедов  ("Своя  семья,  или  Замужняя  невеста",  в
соавторстве с Шаховским и Н. И.Хмельницким, 1817; "Кто брат, кто сестра,
или Обман за обманом", в соавторстве с П. А. Вяземским, 1823), придавший
В.  лит.-полемич.   направленность.   Водевили   Грибоедова   высмеивали
пережитки классицизма, псевдонародность, наивную "руссификацию". К этому

Страницы: «« « 447   448   449   450   451   452   453   454   455  456   457   458   459   460   461   462   463   464   465  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия