|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 » »» колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и танца. Автор
работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н е н
В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams: a
study, L., 1950; Н о w e s F., The music of Ralph Vaughan Williams,
Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. JI. M.
ВОВСИ, Аркадий Григорьевич (р. 1. V.I 900) - русский советский акт„р.
Засл. арт. РСФСР (1947). Учился в студии М. А. Чехова. В 1926 окончил
ГИТИС. В том же году начал играть в Замоскворецком т-ре; с 1930 - акт„р
МХАТа 2-го (Диего - "Испанский священник" Флетчера, шоф„р Таратута -
"Часовщик и курица" Кочерги, и др.), в 1936-38-Т-ра МГСПС. С 1938 В.- в
Т-ре им. Ленинского комсомола; роли:
Голубь, Воронцов ("История одной любви", "Так и будет" Симонова),
Ковач ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Крутилич ("Братья Ершовы" по
Кочетову) и др. В иск-ве В. острая наблюдательность, точная внешняя
характерность образа сочетаются с мягким лиризмом, тонким, немного
печальным юмором, умением раскрыть сложный внутренний мир человека. В.
выступает как режисс„р. Пост. спектакли: "Школьные товарищи" Ласкина
(1945, Т-р им. Ленинского комсомола), "Наследники" Бру штейн (1946,
МТЮЗ). Вед„т педагогич. работу.
ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville) - жанр л„гкой комедийной пьесы, в к-рой
диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, на
анекдотич. сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем.
Название "В." происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire),
где жил в 15 в. народный поэт-песенник О. Баслен. В. возник во Франции.
Сначала "водевилями" паз. куплеты-песенки с повторяющимся припевом,
к-рые вводили в пьесы ярмарочных т-ров еще в 1-й пол. 18 в. Лесаж,
Фюзелье, Дорневаль и др. В. как театр. жанр сложился в годы франц.
бурж.революции (1789-94). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших
синтетичность ярмарочного т-ра, позволил драматургам П. А. О. Пиису и П.
И. Барре открыть в Париже специальный т-р "Водевиль" (1792); вслед за
тем появились и др. водевильные т-ры - "Т-р Трубадуров", "Т-р Монтансье"
и т. д. Вскоре В. проникает и в др. т-ры, сопровождая представление
серь„зных пьес. Самый ранний В. содержанием, персонажами, балаганной
буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами ("Арлекин -
расклейщик афиш", 1792, "Арлекин - портной", 1793, и Др.). В период
якобинской диктатуры В. быстро насыщается политич. содержанием. Л„гкость
и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить
маленькую пьесу, в к-рой куплеты обычно исполнялись на знакомые,
популярные мотивы, позволили деятелям т-ра немедленно откликаться на
злобу дня, сатирически высмеивать врагов революции, воспевать рожд„нные
революцией обычаи или победу революц. войск ("По возвращении", "Ещ„ один
кюре" Роде и Дефонтена, 1793, и др.). После революции В. теряет
патриотич. пафос и революц. сатиру. Острота и злободневность революц. В.
подменяются деш„вой сенсацией, действие подчиняется забавной игре
случайностей, созданных авторской фантазией. Постоянные комич. персонажи
французских В. нач. 19 в.- Жокрис и Каде-Руссель, потешавшие зрителя
фарсовыми трюками и наивной дурашливостью. Наиболее популярным мастером
развлекательного В. был во Франции Э. Скриб, написавший самостоятельно
или в соавторстве с др. писателями св. 150 В. ("Ночь в казармах
Национальной гвардии", 1815, "Новый Пурсоньяк", 1817, "Медведь и паша",
1820, "Секретарь и Повар", 1821, "Шарлатанство", 1825, "Мания мест, или
Безумие века", 1828, "До, во время и после", 1828, "Мальвина, или Брак
по склонности", 1828, "Бюджет молодых супругов", 1828, "Лясабонский
лютник", 1831, и т. д.). Все эти В. прославляют бурж. предприимчивость,
семейные добродетели, бурж. нравы, быт. Однако водевили Скриба
пользовались популярностью не только у бурж., но п у демократич. зрителя
Франции, к-рого привлекала патриотич. направленность нек-рых из них,
наличие злободневных нам„ков, остроумных шуток и задорных куплетов.
"Страсть к шутке, к вес„лости, к каламбуру составляет один из
существенных и прекрасных элементов французского характера,- ей отвечает
на сцене водевиль",- писал А. И. Герцен. Многочисл. современники и
преемники Э. Скриба наводнили своими В. сцены европ. т-ров. Среди них:
Мельвиль (1787- 1865), Н.Бразье (1783-1838), Ж. Ф. А. Баяр (1796- 1853),
Ф. Ф. Дюмануар (1806-65), крупнейший водевилист Франции середины 19 в. -
Э. Лабиш и др.
Французский В. дал толчок развитию В. во мн. странах и оказал влияние
на европ. комедию 19 в. Заметное влияние франц. В. оказал на
драматургич. творчество А. Фредро (Польша), Г. Фреитага (Германия), И.
Л. Хейберга (Дания).
С В. в значительной степени связано и развитие комедийного акт„рского
иск-ва 19 в. В. сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций
классицизма. Игра акт„ров в В. должна была отличаться естественностью,
непосредственностью, импровизационной л„гкостью диалога, острой
наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный
характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера
внешнего перевоплощения, акт„ры В. овладели иск-вом трансформации, играя
по нескольку ролей в .одной небольшой пьеске. Франц. акт„ры В. Дежазе,
Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арнадь (1794-1872) и др.-подлинные
преемники синтетич. иск-ва демократич. т-ра 18 в., блестящие исполнители
В.- внесли свой вклад и в развитие песенной нац. культуры (напр., В.
Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен Беранже).
Но, развивая реалистич. тенденции акт„рского иск-ва, В. в то же время
идейно ограничивал акт„ров, лишал их возможности создавать остро
сатирпч. образы и типич. характеры, глубоко проникать во внутр. мир
героев. Это нередко приводило к усилению в акт„рском творчестве внешней
виртуозности за сч„т внутренней правды. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется
опереттой.
В России В. появился в первые десятилетия 19 в. как жанр, возникший
на основе комической оперы 18 в. От русской комич. оперы В. заимствовал
национально-русские историч. и совр. сюжеты, музыка его была основана на
рус. народно-песенном творчестве (композиторы К. А. Кавос, А. Н.
Верстовский, А. А. Алябьев). Это характеризует уже творчество А. А.
Шаховского, хотя его первые В. окрашены в реакцион-но-монархич.,
псевдонародные тона ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов", 1814,
"Крестьяне, или Встреча незваных", 1814, и др.). Одним из первых рус.
авторов В. был Грибоедов ("Своя семья, или Замужняя невеста", в
соавторстве с Шаховским и Н. И.Хмельницким, 1817; "Кто брат, кто сестра,
или Обман за обманом", в соавторстве с П. А. Вяземским, 1823), придавший
В. лит.-полемич. направленность. Водевили Грибоедова высмеивали
пережитки классицизма, псевдонародность, наивную "руссификацию". К этому
Страницы: «« « 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |