Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 » »» колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и танца. Автор работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н е н В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams: a study, L., 1950; Н о w e s F., The music of Ralph Vaughan Williams, Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. JI. M. ВОВСИ, Аркадий Григорьевич (р. 1. V.I 900) - русский советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1947). Учился в студии М. А. Чехова. В 1926 окончил ГИТИС. В том же году начал играть в Замоскворецком т-ре; с 1930 - акт„р МХАТа 2-го (Диего - "Испанский священник" Флетчера, шоф„р Таратута - "Часовщик и курица" Кочерги, и др.), в 1936-38-Т-ра МГСПС. С 1938 В.- в Т-ре им. Ленинского комсомола; роли: Голубь, Воронцов ("История одной любви", "Так и будет" Симонова), Ковач ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Крутилич ("Братья Ершовы" по Кочетову) и др. В иск-ве В. острая наблюдательность, точная внешняя характерность образа сочетаются с мягким лиризмом, тонким, немного печальным юмором, умением раскрыть сложный внутренний мир человека. В. выступает как режисс„р. Пост. спектакли: "Школьные товарищи" Ласкина (1945, Т-р им. Ленинского комсомола), "Наследники" Бру штейн (1946, МТЮЗ). Вед„т педагогич. работу. ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville) - жанр л„гкой комедийной пьесы, в к-рой диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотич. сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. Название "В." происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в 15 в. народный поэт-песенник О. Баслен. В. возник во Франции. Сначала "водевилями" паз. куплеты-песенки с повторяющимся припевом, к-рые вводили в пьесы ярмарочных т-ров еще в 1-й пол. 18 в. Лесаж, Фюзелье, Дорневаль и др. В. как театр. жанр сложился в годы франц. бурж.революции (1789-94). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших синтетичность ярмарочного т-ра, позволил драматургам П. А. О. Пиису и П. И. Барре открыть в Париже специальный т-р "Водевиль" (1792); вслед за тем появились и др. водевильные т-ры - "Т-р Трубадуров", "Т-р Монтансье" и т. д. Вскоре В. проникает и в др. т-ры, сопровождая представление серь„зных пьес. Самый ранний В. содержанием, персонажами, балаганной буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами ("Арлекин - расклейщик афиш", 1792, "Арлекин - портной", 1793, и Др.). В период якобинской диктатуры В. быстро насыщается политич. содержанием. Л„гкость и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить маленькую пьесу, в к-рой куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволили деятелям т-ра немедленно откликаться на злобу дня, сатирически высмеивать врагов революции, воспевать рожд„нные революцией обычаи или победу революц. войск ("По возвращении", "Ещ„ один кюре" Роде и Дефонтена, 1793, и др.). После революции В. теряет патриотич. пафос и революц. сатиру. Острота и злободневность революц. В. подменяются деш„вой сенсацией, действие подчиняется забавной игре случайностей, созданных авторской фантазией. Постоянные комич. персонажи французских В. нач. 19 в.- Жокрис и Каде-Руссель, потешавшие зрителя фарсовыми трюками и наивной дурашливостью. Наиболее популярным мастером развлекательного В. был во Франции Э. Скриб, написавший самостоятельно или в соавторстве с др. писателями св. 150 В. ("Ночь в казармах Национальной гвардии", 1815, "Новый Пурсоньяк", 1817, "Медведь и паша", 1820, "Секретарь и Повар", 1821, "Шарлатанство", 1825, "Мания мест, или Безумие века", 1828, "До, во время и после", 1828, "Мальвина, или Брак по склонности", 1828, "Бюджет молодых супругов", 1828, "Лясабонский лютник", 1831, и т. д.). Все эти В. прославляют бурж. предприимчивость, семейные добродетели, бурж. нравы, быт. Однако водевили Скриба пользовались популярностью не только у бурж., но п у демократич. зрителя Франции, к-рого привлекала патриотич. направленность нек-рых из них, наличие злободневных нам„ков, остроумных шуток и задорных куплетов. "Страсть к шутке, к вес„лости, к каламбуру составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера,- ей отвечает на сцене водевиль",- писал А. И. Герцен. Многочисл. современники и преемники Э. Скриба наводнили своими В. сцены европ. т-ров. Среди них: Мельвиль (1787- 1865), Н.Бразье (1783-1838), Ж. Ф. А. Баяр (1796- 1853), Ф. Ф. Дюмануар (1806-65), крупнейший водевилист Франции середины 19 в. - Э. Лабиш и др. Французский В. дал толчок развитию В. во мн. странах и оказал влияние на европ. комедию 19 в. Заметное влияние франц. В. оказал на драматургич. творчество А. Фредро (Польша), Г. Фреитага (Германия), И. Л. Хейберга (Дания). С В. в значительной степени связано и развитие комедийного акт„рского иск-ва 19 в. В. сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций классицизма. Игра акт„ров в В. должна была отличаться естественностью, непосредственностью, импровизационной л„гкостью диалога, острой наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера внешнего перевоплощения, акт„ры В. овладели иск-вом трансформации, играя по нескольку ролей в .одной небольшой пьеске. Франц. акт„ры В. Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арнадь (1794-1872) и др.-подлинные преемники синтетич. иск-ва демократич. т-ра 18 в., блестящие исполнители В.- внесли свой вклад и в развитие песенной нац. культуры (напр., В. Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен Беранже). Но, развивая реалистич. тенденции акт„рского иск-ва, В. в то же время идейно ограничивал акт„ров, лишал их возможности создавать остро сатирпч. образы и типич. характеры, глубоко проникать во внутр. мир героев. Это нередко приводило к усилению в акт„рском творчестве внешней виртуозности за сч„т внутренней правды. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется опереттой. В России В. появился в первые десятилетия 19 в. как жанр, возникший на основе комической оперы 18 в. От русской комич. оперы В. заимствовал национально-русские историч. и совр. сюжеты, музыка его была основана на рус. народно-песенном творчестве (композиторы К. А. Кавос, А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев). Это характеризует уже творчество А. А. Шаховского, хотя его первые В. окрашены в реакцион-но-монархич., псевдонародные тона ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов", 1814, "Крестьяне, или Встреча незваных", 1814, и др.). Одним из первых рус. авторов В. был Грибоедов ("Своя семья, или Замужняя невеста", в соавторстве с Шаховским и Н. И.Хмельницким, 1817; "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом", в соавторстве с П. А. Вяземским, 1823), придавший В. лит.-полемич. направленность. Водевили Грибоедова высмеивали пережитки классицизма, псевдонародность, наивную "руссификацию". К этому Страницы: «« « 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |