Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 448   449   450   451   452   453   454   455   456  457   458   459   460   461   462   463   464   465   466  » »»

направлению близок и  Н.  И.  Хмельницкий  ("Бабушкины  попугаи",  1819,
"Суженого кон„м не объедешь, или Нет  худа  без  добра",  1820,  "Акт„ры
между собой, или Дебют актрисы Троепольской", 1820,  и  др.).  При  всей
идейной легковесности  водевилей  Хмельницкого  современники  (в  т.  ч.
Грибоедов, Пушкин) любили его вес„лые,  изящные  пьески  с  остроумными,
блестяще написанными куплетами, не лиш„нными  по-лемич.  задора.  Ранний
русский В. связан также с именем А. И. Писарева. Он  вносил  в  свои  В.
("Учитель и ученик, или В чужом пиру  похмелье",  1824,  "Три  десятки",
1825, "Хлопотун, или Дело мастера боится", 1825,  и  др.)  обличительный
оттенок; бойкие, запоминающиеся куплеты, остроумные каламбуры,  задорные
шутки Писарева откликались на совр. ему лит. полемику, высмеивали пороки
светского общества.
   После  подавления  восстания  декабристов   (1825),   при   поддержке
правительства получили распространение развлекательные,  пустые,  пошлые
В., отвлекающие умы от общественно-политич. вопросов. Обилие  таких  В.,
вытесняющих серь„зный  репертуар,  вызвало  резко  отрицательные  отзывы
Гоголя, Белинского об этом жанре. Сближение русского  т-ра  с  передовой
общественной мыслью не могло не оказать воздействия  и  на  развитие  В.
Лучшие водевили Ф. А. Кони,
   Д. Т. Ленского, В. А. Сологуба, П.  А.  Каратыгина,  П.  С.  Ф„дорова
(1800-79), П. И. Григорьева 1-го (1806-71), И. Е. Черныш„ва (1833-63)  и
др. переносят на сцену рус.  быт,  рус.  характеры.  Типичен  для  этого
периода водевиль Ленского "Лев Гурыч  Синичкин"  (1840).  Взяв  основную
фабулу из франц. В. "Отец дебютантки".  Ленский  создал  самостоятельную
пьесу из жизни рус. провинц. т-ра, показав его коммерч. дух,  закулисные
интриги и в то же время  горячую  любовь  к  иск-ву  простых  тружеников
сцены. Жизненность, юмор и человечность этого В. обеспечили ему  прочный
успех и сохранили в репертуаре  т-ров  до  наших  дней  (1924,  Т-р  им.
Вахтангова, в гл. роли- Щукин; 1945, Ленингр. т-р Комедии и др.). Многие
из водевилей 30-40-х гг. 19 в. сатирически  обличают  уродливые  стороны
действительности, делая объектами сатиры помещиков, купцов,  чиновников,
дворян-меценатов,  продажных  реакционных  журналистов.  Так,  напр.,  в
водевиле Кони "Петербургские квартиры"
   (1840) осмеивается Ф. Булгарин. Белинский писал, что в таких В.,  как
"Лев  Гурыч  Синичкин"  или  "Петербургские  квартиры",  "зритель  видит
знакомое  себе,  совершенно  понятное".  В  40-е  гг.  в  В.  появляется
демо-кратич.  герой  -  "маленький  человек",  вызывающий  не  смех,   а
сочувствие. Такие В., как "Дочь русского акт„ра" Григорьева 1-го (1844),
"Жених из долгового отделения" Черныш„ва (1858) и особенно "Акт„р"
   (1841),  "Петербургский  ростовщик"  (1844)  и  др.  молодого  Н.  А.
Некрасова  (псевд.-  Перепельский),  сближаются  с  реалистич.   бытовой
комедией нравов, вс„ больше теряя  жанровые  черты  В.  В  50-е  гг.  В.
постепенно начинает вытесняться с рус. сцены благодаря могучему развитию
реалистич. драмы, ставящей большие обществ, вопросы. В 60-е  гг.  шумный
успех оперетты у бурж. зрителя окончательно оттесняет В.
   Сценич. своеобразие русского В. заключалось прежде всего в  том,  что
его исполняли не  только  блестящие  комедийно-водевильные  акт„ры,  для
к-рых этот жанр был основой репертуара,- Н. О. Дюр, В. Н.  Асенкова,  Н.
В. Самойлова, В. И. Живокини и др., но  и  мн.  крупнейшие  акт„ры  рус.
т-ра, основоположники сценич. реализма - М. С. Щепкин, И. И.  Сосницкий,
А. Е. Мартынов, а позднее - К. А. Варламов, В. Н. Давыдов и др. Наряду с
заразительной вес„лостью, блеском, л„гкостью, изяществом  они  внесли  в
исполнительскую  культуру  В.  психологич.  тонкость,  остроту  обществ,
сатиры. Нек-рые из водевильных ролей Щепкина ("Матрос" Соважа и Делурье,
1835, "Жакар, или Жакардов  станок"  Фурнье,  1858)  воспринимались  как
воплощение гуманистич. и демо-кратич. устремлений  рус.  т-ра.  Глубоким
сочувствием к простому человеку, а порой и сатиричностью  были  окрашены
водевильные образы, созданные  Мартыновым  (Лисичкин  -  "Дочь  русского
акт„ра" и Андрей Степанович Бука - о. п.  Григорьева  1-го,  Ладыжкин  -
"Жених  из  долгового  отделениям  Черныш„ва,  Мор-дашов  -"Аз  и  Ферт"
Ф„дорова, Лев Гурыч Синичкин- о. п. Ленского, и др.).
   Во 2-й половине 19 в. В. почти полностью  вытесняется  из  репертуара
рус. т-ра  др.  жанрами.  Особняком  стоят  10  одноактных  пьес  Чехова
("Медведь", "Предложение", "Юбилей", "Свадьба", "Лекция о вреде табака",
"Ночь перед судом" и др.), в большей  или  меньшей  степени  развивающие
традиции рус. В. Отказавшись от традиционного  куплета,  Чехов  сохранил
типично водевильное построение сюжета (парадоксальность, стремительность
действия,  неожиданность  развязки).  Вместе  с  тем  Чехов   необычайно
обогатил  характеры  водевильных  героев  ("каждая  рожа   должна   быть
характером и говорить своим языком" - Полн. собр. соч., т. 13, 1948,  с.
391), он вывел В.  из  узких  жанровых  рамок,  открыл  для  него  новые
возможности  более  широкого  и  глубокого  охвата  жизненных   явлений.
Водевили  Чехова  широко  вошли  в  репертуар  сов.  т-ра.  Смелый  опыт
истолкования  чеховской  "Свадьбы"  как  острой  социальной  сатиры  был
предпринят Е. Б. Вахтанговым в 3-й студии  МХТ  (1920).  В.  ставятся  в
т-рах республик, а также особенно много в  художеств.  самодеятельности.
Получили они распространение и за рубежом - в КНР, Польше, Швеции и  др.
странах. Рус. В. способствовал росту реалистич. мастерства рус. акт„ров.
Именно такой В. высоко оценивал Станиславский, говоря - "...это  трудный
жанр: жизненное  правдоподобие,  искренность  чувств,  подчас  сатира  и
злободневность, изящество и поэтичность, музыкальность и ритмичность.  .
. Это чудесная школа для молодого  актера"  (Горчаков  Н.,  Режиссерские
уроки К. С. Станиславского, М., "Искусство", 2-е изд., 1951, с. 259). Е.
Ф.
   Плодотворно развивается жанр В. и в сов. т-ре. Сов. В. при всей своей
комедийной л„гкости касается многих острых  проблем  современности  и  в
первую очередь проблем новой, социалистической морали и борьбы  с  бурж.
пережитками в сознании людей;  авторы  сов.  В.,  отказываясь  от  схем,
специфически водевильных амплуа, стремятся к созданию  легко,  но  ч„тко
очерченных характеров. Первые опыты в создании сов. В. относятся к  нач.
20-х гг. ("Землетрясение" П.  Романова).  Многими  чертами  В.  отмечены
пьесы А. М. Файко, поднимающие большие социальные проблемы - развенчания
буржуазного  гуманизма  ("Учитель  Бубус",  1925,  Т-р  Мейерхольда)   и
крушения бурж. индивидуализма  ("Евграф,  искатель  приключений",  1926,
МХАТ 2-й). В 20-е гг. проявил себя как мастер сов. В.  драматург  В.  В.
Шкваркин, остроумно высмеявший нэпманов в В.  "Вредный  элемент"  (1927,
Студия Малого т-ра) и глупую мещанско-обыватель-скую "романтику"  бывших
купцов, чиновников, барышень-бездельниц и пр. в В.  "Шулер"  (1929,  там
же). В жанре сатирического В. написана также пьеса И. Ильфа и Е. Петрова
"Сильное чувство" (1934, Моск. т-р Сатиры). Значит, роль в развитии сов.

Страницы: «« « 448   449   450   451   452   453   454   455   456  457   458   459   460   461   462   463   464   465   466  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия