|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 » »» В. сыграла пьеса "Квадратура круга" Катаева, с т„плым юмором рисующая
жизнь и быт вузовцев первого послеоктябрьского десятилетия (1928, МХАТ).
В этом В. специфические средства водевильной выразительности впервые
были использованы не только для осмеяния уходящего прошлого, но и для
показа нек-рых смешных черт в новом быте сов. молод„жи. Недостатком этой
пьесы были нек-рая искусственность и нарочитая комедийность в построении
водевильного сюжета. Преодолеть этот недостаток, вообще свойственный
большинству ранних сов. В., удалось Шкваркину в его комедии (а по
существу - В.) "Чужой реб„нок", посвящ„нной борьбе нового со старым в
сознании советских людей. Поставленный впервые в 1933 (Моск. т-р Сатиры)
"Чужой реб„нок" обош„л почти все т-ры страны. Этому способствовала не
только живость и занимательность действия пьесы, но прежде всего
ч„ткость в обрисовке характеров и умение автора найти жизненно
убедительную и в то же время специфически водевильную сюжетную коллизию.
Значит, известность получил также водевиль "День отдыха" Катаева (Моск.
т-р Сатиры, 1946) о "маленьком" советском служащем, настойчиво
пробивающемся для выполнения порученного ему задания сквозь многие
бюрократические рогатки и помехи. В конце 40-х и в 50-е гг. появляется
ряд новых В.: "Факир на час" (1945, Моск. т-р Сатиры), "Где эта улица,
где этот дом" (1953, там же), "Свадебное путешествие" (1954, там же),
текст Дыховичного, стихи Слободского, "Вас вызывает Таймыр" Исаева и
Галича (1948, там же), "Солнечный дом" Симукова (первоначальное
назв."Капитан в отставке", 1949, Моск. т-р драмы и комедии), "В
сиреневом саду" Солодаря (1954, там же).
Советский т-р воспитал кадры режисс„ров, превосходно чувствующих
специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов, Н. М. Горчаков, Ф. Н. Каверин
и др.), акт„ров, в совершенстве овладевших иск-вом исполнения В. (В. Я.
Хенкин, П. Н. Поль, В. А. Лепко, Ф. Н. Курихин, Д. Л. Кара-Дмитриев, Б.
М. Тенин, Е. Я. Милютина, Н. А. Нурм, Н. И. Слонова, А. Д. Вениаминов,
П. М. Суханов, С. Н. Филиппов, С. А. Мартинсон и Др.).
Лит.: Старый русский водевиль. 1819-1849 [сб.], М., 1937; Русский
водевиль. Сост., автор вступ. статьи и прим. В. В. Успенский, Л.-М.,
1959. А. Шн.
"ВОДЕВИЛЬ" (Vaudeville) - французский театр. Создан в 1792 группой
акт„ров т-ра "Комеди Итальенн" во главе с драматургами П. А. О. Пиисом и
П. И. Бар-ре. С т-ром "В.) в значительной мере связаны создание и
развитие жанра водевиля периода франц. бурж. революции и 1-й пол. 19 в.
После пожара здания т-ра на улице Шартр (1838) труппа переезжает в
помещение б. т-ра "Нувоте" на площади Биржи, а в 1869, вследствие
перепланирования города, перемещается на бульвар Капуцинов. С сер. 19 в.
"В." стал одним из основных т-ров"бурж. комедии и драмы. Здесь прошла
премьера драмы Дюма-сына "Дама с камелиями", ставились пьесы Э. Ожье, О.
Ф„йе, Т. Барьера, В. Сарду, П. Эрвь„, Э. Бри„, М. Донне, А. Батая.
Наибольшей популярности "В." достиг в 1893-1905, когда здесь играла Г.
Режан. С 1925 зал "В." отдан под кинотеатр.
Лит.: Albert M., Les theatres des Boulevard? (1789- 1848), P., 1902;
С a i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. E. Ф.
"ВОДОВОЗ", "Два дня" ("Les deux journees", в нем. пер. - "Der
Wassertrager"), - опера (лирическая комедия) Л. Ь'ерубини, либр. Ж. Буйи
(действие происходит у Парижской заставы в 17 веке; в опере выведен
образ смелого, самоотверженного человека из народа - парижского водовоза
Микели). Пост. 16 янв. 1800, Париж. Пост. также в др. городах: Брюссель,
1800; Берн, 1801, 1803; Гаага, 1801; Ганновер, 1803; Новый Орлеан, 1811;
Прага, 1913, 1924, 1932; Нью-Йорк, 1827, 1872; Бухарест, 1830;
Хельсинки, 1934; Ман-гейм, 1903, и др.
В России на рус. яз. впервые пост. 7 фсвр. 1813, Петербург (пер. В.
Левшина; граф Арманд - Самойлов, Констанца - Сандунова, Микели - Злов).
Пост. в Ленинграде в 1933 (основные партии исполняли молодые
певцы-Большаков, Фрейдков, певица Белухина; дириж„р Дранишни-ков, реж.
Харламов, худ. Никифоров). Пост. также в др. городах. В 1938 была
исполнена по радио солистами, оркестром и хором Всесоюзного
радиокомитета.
Издания.- Клавир ("Der Wassertrager"), Lpz., Peters, [o. J.]. Я Гр
ВОДЯНАЯ ПАНТОМИМА - ею жетное цирковое представление, в к-ром
применяются эффекты, связанные с использованием воды, заполняющей весь
манеж. Впервые было показано в 1886 в Париже, где Оллар выстроил
специальный цирк ("Новый цирк") с технич. устройствами для пуска воды. В
1892 Чинизелли в Петербурге приспособил для В. п. обычную арену (то же
сделал Ренц в Берлине), поставив пантомиму "Четыре стихии". В. п.
строилась на феерич. превращениях, трюках. Действие В. п. происходит на
воде и в воде, объединено единым сюжетом, включающим различные цирковые
номера (программа из различных цирковых номеров с использованием воды
наз. водяной феерией).
В сов. цирке В. п. была пост. впервые в 1928 В. Труцци в Моск. цирке.
В этой пантомиме ("Ч„рный пират") использовался сюжет популярной
дореволюц пантомимы. Первая советская В. п. "Гуляй Поле"
("Махновщина") также была осуществлена В. Труцци (Москва, 1929).
Позднее были пост. пантомимы:
"Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1930), "Индия в огне" Жарова
и Венецианова (1931), "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936)
Кузнецова, "Тайга в огне" Кузнецова и Бродянского (1938). В 50-е гг. в
Ленингр. цирке пост. В. п. "Выстрел в пещере" Островского и Венецианова,
в Моск. цирке - "Юность празднует" Полякова (1957) и "Счастливого
плавания" Зубкова и Оболенского (1959). Для демонстрации В. п. в
передвижных цирках создана спец. аппаратура. М. Зон.
"ВОЕВОДА" - 1) Пьеса А. Н. Островского (подзаголовок - "Сон на
Волге"). Две редакции: 1-я - соч. 1864, "Комедия в 5 д., с прологом в
стихах"; 2-я - соч. 1885, "Картины народной жизни XVII века, в 5 д., с
прологом". В 1-й ред. пост. 23 апр. 1865 на сцене Мариинского т-ра
артистами Александрийского т-ра (в бенефис Владимировой 1-й; Шалыгин -
В. Самойлов, Сем„н Бастрюков - Леонидов, Степан Бастрю-ков - Нильский,
Бессудный - Зубров, Дубровин - Бур дин, Дюжой - Григорьев 1-й, Настасья
- Линская, Гришка Жилка - Шемаев, Марья Власьевна - Владимирова 1-я,
Прас' ковья - Александрова 1-я, Недвига - Громова, Ульяна - Левкеева,
Ол„на - Подобедова 2-я, Старуха - Воронова);
9 сентября того же года в 1-й ред. пост. на сцене Большого т-ра в
Москве артистами Малого т-ра (Шалыгин - П. Садовский, Сем„н Бастрюков -
Шумский, Степан Бастрюков - Вильде, Бессудный - Живокини, Дубровин -
Полтавцев, Дюжой - Дмитриевский, Настасья -Акимова, Гришка Жилка -
Никифоров, Марья Власьевна - Колосова, Прасковья - Савина, Недвига -Е.
Страницы: «« « 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |