Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 » »» В. сыграла пьеса "Квадратура круга" Катаева, с т„плым юмором рисующая жизнь и быт вузовцев первого послеоктябрьского десятилетия (1928, МХАТ). В этом В. специфические средства водевильной выразительности впервые были использованы не только для осмеяния уходящего прошлого, но и для показа нек-рых смешных черт в новом быте сов. молод„жи. Недостатком этой пьесы были нек-рая искусственность и нарочитая комедийность в построении водевильного сюжета. Преодолеть этот недостаток, вообще свойственный большинству ранних сов. В., удалось Шкваркину в его комедии (а по существу - В.) "Чужой реб„нок", посвящ„нной борьбе нового со старым в сознании советских людей. Поставленный впервые в 1933 (Моск. т-р Сатиры) "Чужой реб„нок" обош„л почти все т-ры страны. Этому способствовала не только живость и занимательность действия пьесы, но прежде всего ч„ткость в обрисовке характеров и умение автора найти жизненно убедительную и в то же время специфически водевильную сюжетную коллизию. Значит, известность получил также водевиль "День отдыха" Катаева (Моск. т-р Сатиры, 1946) о "маленьком" советском служащем, настойчиво пробивающемся для выполнения порученного ему задания сквозь многие бюрократические рогатки и помехи. В конце 40-х и в 50-е гг. появляется ряд новых В.: "Факир на час" (1945, Моск. т-р Сатиры), "Где эта улица, где этот дом" (1953, там же), "Свадебное путешествие" (1954, там же), текст Дыховичного, стихи Слободского, "Вас вызывает Таймыр" Исаева и Галича (1948, там же), "Солнечный дом" Симукова (первоначальное назв."Капитан в отставке", 1949, Моск. т-р драмы и комедии), "В сиреневом саду" Солодаря (1954, там же). Советский т-р воспитал кадры режисс„ров, превосходно чувствующих специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов, Н. М. Горчаков, Ф. Н. Каверин и др.), акт„ров, в совершенстве овладевших иск-вом исполнения В. (В. Я. Хенкин, П. Н. Поль, В. А. Лепко, Ф. Н. Курихин, Д. Л. Кара-Дмитриев, Б. М. Тенин, Е. Я. Милютина, Н. А. Нурм, Н. И. Слонова, А. Д. Вениаминов, П. М. Суханов, С. Н. Филиппов, С. А. Мартинсон и Др.). Лит.: Старый русский водевиль. 1819-1849 [сб.], М., 1937; Русский водевиль. Сост., автор вступ. статьи и прим. В. В. Успенский, Л.-М., 1959. А. Шн. "ВОДЕВИЛЬ" (Vaudeville) - французский театр. Создан в 1792 группой акт„ров т-ра "Комеди Итальенн" во главе с драматургами П. А. О. Пиисом и П. И. Бар-ре. С т-ром "В.) в значительной мере связаны создание и развитие жанра водевиля периода франц. бурж. революции и 1-й пол. 19 в. После пожара здания т-ра на улице Шартр (1838) труппа переезжает в помещение б. т-ра "Нувоте" на площади Биржи, а в 1869, вследствие перепланирования города, перемещается на бульвар Капуцинов. С сер. 19 в. "В." стал одним из основных т-ров"бурж. комедии и драмы. Здесь прошла премьера драмы Дюма-сына "Дама с камелиями", ставились пьесы Э. Ожье, О. Ф„йе, Т. Барьера, В. Сарду, П. Эрвь„, Э. Бри„, М. Донне, А. Батая. Наибольшей популярности "В." достиг в 1893-1905, когда здесь играла Г. Режан. С 1925 зал "В." отдан под кинотеатр. Лит.: Albert M., Les theatres des Boulevard? (1789- 1848), P., 1902; С a i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. E. Ф. "ВОДОВОЗ", "Два дня" ("Les deux journees", в нем. пер. - "Der Wassertrager"), - опера (лирическая комедия) Л. Ь'ерубини, либр. Ж. Буйи (действие происходит у Парижской заставы в 17 веке; в опере выведен образ смелого, самоотверженного человека из народа - парижского водовоза Микели). Пост. 16 янв. 1800, Париж. Пост. также в др. городах: Брюссель, 1800; Берн, 1801, 1803; Гаага, 1801; Ганновер, 1803; Новый Орлеан, 1811; Прага, 1913, 1924, 1932; Нью-Йорк, 1827, 1872; Бухарест, 1830; Хельсинки, 1934; Ман-гейм, 1903, и др. В России на рус. яз. впервые пост. 7 фсвр. 1813, Петербург (пер. В. Левшина; граф Арманд - Самойлов, Констанца - Сандунова, Микели - Злов). Пост. в Ленинграде в 1933 (основные партии исполняли молодые певцы-Большаков, Фрейдков, певица Белухина; дириж„р Дранишни-ков, реж. Харламов, худ. Никифоров). Пост. также в др. городах. В 1938 была исполнена по радио солистами, оркестром и хором Всесоюзного радиокомитета. Издания.- Клавир ("Der Wassertrager"), Lpz., Peters, [o. J.]. Я Гр ВОДЯНАЯ ПАНТОМИМА - ею жетное цирковое представление, в к-ром применяются эффекты, связанные с использованием воды, заполняющей весь манеж. Впервые было показано в 1886 в Париже, где Оллар выстроил специальный цирк ("Новый цирк") с технич. устройствами для пуска воды. В 1892 Чинизелли в Петербурге приспособил для В. п. обычную арену (то же сделал Ренц в Берлине), поставив пантомиму "Четыре стихии". В. п. строилась на феерич. превращениях, трюках. Действие В. п. происходит на воде и в воде, объединено единым сюжетом, включающим различные цирковые номера (программа из различных цирковых номеров с использованием воды наз. водяной феерией). В сов. цирке В. п. была пост. впервые в 1928 В. Труцци в Моск. цирке. В этой пантомиме ("Ч„рный пират") использовался сюжет популярной дореволюц пантомимы. Первая советская В. п. "Гуляй Поле" ("Махновщина") также была осуществлена В. Труцци (Москва, 1929). Позднее были пост. пантомимы: "Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1930), "Индия в огне" Жарова и Венецианова (1931), "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936) Кузнецова, "Тайга в огне" Кузнецова и Бродянского (1938). В 50-е гг. в Ленингр. цирке пост. В. п. "Выстрел в пещере" Островского и Венецианова, в Моск. цирке - "Юность празднует" Полякова (1957) и "Счастливого плавания" Зубкова и Оболенского (1959). Для демонстрации В. п. в передвижных цирках создана спец. аппаратура. М. Зон. "ВОЕВОДА" - 1) Пьеса А. Н. Островского (подзаголовок - "Сон на Волге"). Две редакции: 1-я - соч. 1864, "Комедия в 5 д., с прологом в стихах"; 2-я - соч. 1885, "Картины народной жизни XVII века, в 5 д., с прологом". В 1-й ред. пост. 23 апр. 1865 на сцене Мариинского т-ра артистами Александрийского т-ра (в бенефис Владимировой 1-й; Шалыгин - В. Самойлов, Сем„н Бастрюков - Леонидов, Степан Бастрю-ков - Нильский, Бессудный - Зубров, Дубровин - Бур дин, Дюжой - Григорьев 1-й, Настасья - Линская, Гришка Жилка - Шемаев, Марья Власьевна - Владимирова 1-я, Прас' ковья - Александрова 1-я, Недвига - Громова, Ульяна - Левкеева, Ол„на - Подобедова 2-я, Старуха - Воронова); 9 сентября того же года в 1-й ред. пост. на сцене Большого т-ра в Москве артистами Малого т-ра (Шалыгин - П. Садовский, Сем„н Бастрюков - Шумский, Степан Бастрюков - Вильде, Бессудный - Живокини, Дубровин - Полтавцев, Дюжой - Дмитриевский, Настасья -Акимова, Гришка Жилка - Никифоров, Марья Власьевна - Колосова, Прасковья - Савина, Недвига -Е. Страницы: «« « 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |