Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 449   450   451   452   453   454   455   456   457  458   459   460   461   462   463   464   465   466   467  » »»

В. сыграла пьеса "Квадратура круга" Катаева, с  т„плым  юмором  рисующая
жизнь и быт вузовцев первого послеоктябрьского десятилетия (1928, МХАТ).
В этом В. специфические  средства  водевильной  выразительности  впервые
были использованы не только для осмеяния уходящего прошлого,  но  и  для
показа нек-рых смешных черт в новом быте сов. молод„жи. Недостатком этой
пьесы были нек-рая искусственность и нарочитая комедийность в построении
водевильного сюжета. Преодолеть  этот  недостаток,  вообще  свойственный
большинству ранних сов. В.,  удалось  Шкваркину  в  его  комедии  (а  по
существу - В.) "Чужой реб„нок", посвящ„нной борьбе нового  со  старым  в
сознании советских людей. Поставленный впервые в 1933 (Моск. т-р Сатиры)
"Чужой реб„нок" обош„л почти все т-ры страны.  Этому  способствовала  не
только  живость  и  занимательность  действия  пьесы,  но  прежде  всего
ч„ткость  в  обрисовке  характеров  и  умение  автора   найти   жизненно
убедительную и в то же время специфически водевильную сюжетную коллизию.
Значит, известность получил также водевиль "День отдыха" Катаева  (Моск.
т-р  Сатиры,  1946)  о  "маленьком"   советском   служащем,   настойчиво
пробивающемся для  выполнения  порученного  ему  задания  сквозь  многие
бюрократические рогатки и помехи. В конце 40-х и в 50-е  гг.  появляется
ряд новых В.: "Факир на час" (1945, Моск. т-р Сатиры), "Где  эта  улица,
где этот дом" (1953, там же), "Свадебное путешествие"  (1954,  там  же),
текст Дыховичного, стихи Слободского, "Вас  вызывает  Таймыр"  Исаева  и
Галича  (1948,  там  же),  "Солнечный  дом"   Симукова   (первоначальное
назв."Капитан  в  отставке",  1949,  Моск.  т-р  драмы  и  комедии),  "В
сиреневом саду" Солодаря (1954, там же).
   Советский т-р  воспитал  кадры  режисс„ров,  превосходно  чувствующих
специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов, Н. М. Горчаков, Ф. Н. Каверин
и др.), акт„ров, в совершенстве овладевших иск-вом исполнения В. (В.  Я.
Хенкин, П. Н. Поль, В. А. Лепко, Ф. Н. Курихин, Д. Л. Кара-Дмитриев,  Б.
М. Тенин, Е. Я. Милютина, Н. А. Нурм, Н. И. Слонова, А.  Д.  Вениаминов,
П. М. Суханов, С. Н. Филиппов, С. А. Мартинсон и Др.).
   Лит.: Старый русский водевиль. 1819-1849  [сб.],  М.,  1937;  Русский
водевиль. Сост., автор вступ. статьи и прим.  В.  В.  Успенский,  Л.-М.,
1959. А. Шн.
   "ВОДЕВИЛЬ" (Vaudeville) - французский театр. Создан  в  1792  группой
акт„ров т-ра "Комеди Итальенн" во главе с драматургами П. А. О. Пиисом и
П. И. Бар-ре. С т-ром  "В.)  в  значительной  мере  связаны  создание  и
развитие жанра водевиля периода франц. бурж. революции и 1-й пол. 19  в.
После пожара здания т-ра на  улице  Шартр  (1838)  труппа  переезжает  в
помещение б. т-ра "Нувоте"  на  площади  Биржи,  а  в  1869,  вследствие
перепланирования города, перемещается на бульвар Капуцинов. С сер. 19 в.
"В." стал одним из основных т-ров"бурж. комедии и  драмы.  Здесь  прошла
премьера драмы Дюма-сына "Дама с камелиями", ставились пьесы Э. Ожье, О.
Ф„йе, Т. Барьера, В. Сарду, П. Эрвь„,  Э.  Бри„,  М.  Донне,  А.  Батая.
Наибольшей популярности "В." достиг в 1893-1905, когда здесь  играла  Г.
Режан. С 1925 зал "В." отдан под кинотеатр.
   Лит.: Albert M., Les theatres des Boulevard? (1789- 1848), P.,  1902;
С a i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. E. Ф.
   "ВОДОВОЗ", "Два дня"  ("Les  deux  journees",  в  нем.  пер.  -  "Der
Wassertrager"), - опера (лирическая комедия) Л. Ь'ерубини, либр. Ж. Буйи
(действие происходит у Парижской заставы в  17  веке;  в  опере  выведен
образ смелого, самоотверженного человека из народа - парижского водовоза
Микели). Пост. 16 янв. 1800, Париж. Пост. также в др. городах: Брюссель,
1800; Берн, 1801, 1803; Гаага, 1801; Ганновер, 1803; Новый Орлеан, 1811;
Прага,  1913,  1924,  1932;  Нью-Йорк,  1827,  1872;   Бухарест,   1830;
Хельсинки, 1934; Ман-гейм, 1903, и др.
   В России на рус. яз. впервые пост. 7 фсвр. 1813, Петербург  (пер.  В.
Левшина; граф Арманд - Самойлов, Констанца - Сандунова, Микели -  Злов).
Пост.  в  Ленинграде  в  1933   (основные   партии   исполняли   молодые
певцы-Большаков, Фрейдков, певица Белухина; дириж„р  Дранишни-ков,  реж.
Харламов, худ. Никифоров). Пост.  также  в  др.  городах.  В  1938  была
исполнена  по   радио   солистами,   оркестром   и   хором   Всесоюзного
радиокомитета.
   Издания.- Клавир ("Der Wassertrager"), Lpz., Peters, [o. J.]. Я Гр
   ВОДЯНАЯ  ПАНТОМИМА  -  ею  жетное  цирковое  представление,  в  к-ром
применяются эффекты, связанные с использованием воды,  заполняющей  весь
манеж. Впервые было  показано  в  1886  в  Париже,  где  Оллар  выстроил
специальный цирк ("Новый цирк") с технич. устройствами для пуска воды. В
1892 Чинизелли в Петербурге приспособил для В. п. обычную арену  (то  же
сделал Ренц в  Берлине),  поставив  пантомиму  "Четыре  стихии".  В.  п.
строилась на феерич. превращениях, трюках. Действие В. п. происходит  на
воде и в воде, объединено единым сюжетом, включающим различные  цирковые
номера (программа из различных цирковых номеров  с  использованием  воды
наз. водяной феерией).
   В сов. цирке В. п. была пост. впервые в 1928 В. Труцци в Моск. цирке.
В  этой  пантомиме  ("Ч„рный  пират")  использовался  сюжет   популярной
дореволюц пантомимы. Первая советская В. п. "Гуляй Поле"
   ("Махновщина") также была  осуществлена  В.  Труцци  (Москва,  1929).
Позднее были пост. пантомимы:
   "Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1930), "Индия в огне" Жарова
и Венецианова  (1931),  "Люди  морского  дна"  (1935),  "Шамиль"  (1936)
Кузнецова, "Тайга в огне" Кузнецова и Бродянского (1938). В 50-е  гг.  в
Ленингр. цирке пост. В. п. "Выстрел в пещере" Островского и Венецианова,
в Моск. цирке  -  "Юность  празднует"  Полякова  (1957)  и  "Счастливого
плавания" Зубкова  и  Оболенского  (1959).  Для  демонстрации  В.  п.  в
передвижных цирках создана спец. аппаратура. М. Зон.
   "ВОЕВОДА" - 1) Пьеса  А.  Н.  Островского  (подзаголовок  -  "Сон  на
Волге"). Две редакции: 1-я - соч. 1864, "Комедия в 5 д.,  с  прологом  в
стихах"; 2-я - соч. 1885, "Картины народной жизни XVII века, в 5  д.,  с
прологом". В 1-й ред. пост. 23  апр.  1865  на  сцене  Мариинского  т-ра
артистами Александрийского т-ра (в бенефис Владимировой 1-й;  Шалыгин  -
В. Самойлов, Сем„н Бастрюков - Леонидов, Степан Бастрю-ков  -  Нильский,
Бессудный - Зубров, Дубровин - Бур дин, Дюжой - Григорьев 1-й,  Настасья
- Линская, Гришка Жилка - Шемаев, Марья  Власьевна  -  Владимирова  1-я,
Прас' ковья - Александрова 1-я, Недвига - Громова,  Ульяна  -  Левкеева,
Ол„на - Подобедова 2-я, Старуха - Воронова);
   9 сентября того же года в 1-й ред. пост. на  сцене  Большого  т-ра  в
Москве артистами Малого т-ра (Шалыгин - П. Садовский, Сем„н Бастрюков  -
Шумский, Степан Бастрюков - Вильде, Бессудный  -  Живокини,  Дубровин  -
Полтавцев, Дюжой -  Дмитриевский,  Настасья  -Акимова,  Гришка  Жилка  -
Никифоров, Марья Власьевна - Колосова, Прасковья - Савина,  Недвига  -Е.

Страницы: «« « 449   450   451   452   453   454   455   456   457  458   459   460   461   462   463   464   465   466   467  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия