Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 451   452   453   454   455   456   457   458   459  460   461   462   463   464   465   466   467   468   469  » »»

   Лит.: Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке  XVIII
века, Л., 1933. М. X.
   "ВОЙНА И МИР" -опера С. С.  Прокофьева,  либр.  Прокофьева  и  М.  М.
Мендельсон по роману Л. Н. Толстого. В концертном  исполнении  пост.  16
окт. 1944, Москва;
   1-я часть (8 картин) пост. 12 июня 1946, Ленингр. Малый  оперный  т-р
(Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Петров, Пьер Безухов -  Чишко,
старый князь Болконский -
   Журавленке, Анатоль Курагин  -  Андрукович,  Ахросимова  -  Головина,
Кутузов - Бутягин; дириж„р Самосуд, пост. Покровского,  худ.  Дмитриев).
Во 2-й ред. "В. и м." ставилась в концертном  исполнении  в  июне  1953,
Москва; 1 апр. 1955 ост. Ленингр. Малым оперным т-ром (Наташа Ростова  -
Лаврова, князь Андрей - Шапошников, Пьер Безухов - Глебов, Старый  князь
Болконский - Матусов, Анатоль  Ку-  рагин  -  Андрукович,  Ахросимова  -
Головина, Кутузов - Бутягин,  Наполеон  -  Модестов;  дириж„р  Грикуров,
пост. Покровского,  худ.  Дмитриев);  8  ноября  1957  -  Муз.  т-р  им.
Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (полная ред. в 13 картинах)
(Наташа Ростова - Каев ченк, князь Андрей  -  Морозов,  Пьер  Безухов  -
Щавинский. Анатоль Курагин - Радзиевский, Ахросимова - Янко,  Кутузов  -
Пирогов,  Наполеон  -  Канделаки;  дириж„р  Ша-вердов,  реж.  Баратов  и
Златогоров, худ. Волков, хормейстер Степанов); 15 дек.  1959  -  Большой
т-р, Москва (Натаяла Ростова - Вишневская, князь Андрей - Кибкало,  Пьер
Безухов - В. Петров, Анатоль Курагин - Масленников, Кутузов -  Кривченя,
Наполеон - Лисициан, Ахросимова -  Авдеева,  Элен  -  Архипова;  дириж„р
Мелик-Пашаев, пост.  Покровского,  худ.  Рындин,  хормейстеры  Рыбнов  и
Хазанов);
   3 ноября 1956 "В. и м." поставил Т-р оперы  и  балета  им.  Шевченко,
Киев (Наташа Ростова - Пономаренко, князь Андрей - Пузин, Пьер Безухов -
Борищенко, Кутузов - Роменский, Наполеон - Козак; дириж„р  Климов,  реж.
Скля-ренко,  худ.  Петрицкий,  хормейстеры  Колесников   и   Венедиктов,
балетмейстер Ярыгина).
   За рубежом "В. и м." пост. Софийская нар. опера (1957;
   Наташа Ростова - Попова и Георгиева, князь Андрей -  Генов  и  Янков,
Пьер Безухов - Бодуров, Анатоль Курагин - Арсов и  Цолов,  Ахросимова  -
Тодорова, Кутузов - Попов; дириж„р Найд„нов, постановка  сов.  режисс„ра
Б. Покровского, худ. Попов).
   И з д а н и я.- Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч.,  тт.  7а,  б,
М." Музгиз, 195S; Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.
   Лит.: Мнацаканова Е., Опера С. С. Прокофьева "Война и мир", М., 1959.
ДГ. Г р.
   "ВОЙНА ТЕАТРОВ" ("War  of  the  theatres")  -  полемика  между  англ.
драматургами  эпохи  Возрождения,  проходившая  в  1599-1601  между  Бен
Джонсоном, с одной стороны, и Дж. Марстоном, Т. Деккером - с другой. "В.
т."  была  проявлением  борьбы  двух  художеств.   тенденций   в   англ.
ренессансном т-ре:
   Марстон  и  Деккер  отстаивали  традиционную  форму   развлекательной
комедии, насыщенной романтич. и авантюрными мотивами,  Джонсон  выдвигал
требование    большей    социальной    насыщенности    сюжета,     ясной
морально-дидактич.   направленности    пьес,    ч„ткой    характеристики
нравственных  качеств  персонажей.  В  анонимной  пьесе  "Возвращение  с
Парнаса" (1602), пост. в Кембриджском ун-те, содержатся указания на  то,
что Шекспир в "В. т." поддержал Марстона. В результате "В. т." появились
комедии, утверждавшие тот или  иной  принцип,  защищавшийся  участниками
полемики, в т.ч.  "Побитый  акт„р"  (1599),  "Развлечения  Джека  Драма"
(1600), "Всяк по своему"  (1600),  "Что  вам  угодно"  (1601)  Марстона,
"Празднества Цинтии" (1601),  "Рифмопл„т"  (1601)  Джонсона,  "Бичевание
сатирика"  (1601)  Деккера.  Эти  пьесы  ставились  детскими   труппами,
популярными  в  Англии  в  эпоху  Возрождения.   Хотя   полемика   между
драматургами   закончилась   их   личным   примирением,    противоречия,
определившиеся в "В. т.", получили дальнейшее развитие в драме  нач.  17
в.
   Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945. А. А.
ВОЙНИКОВ, Добри Попов (1833 - 27. III. 1878) - болгарский
драматург,  театральный  деятель.  Род.  в  г.  Шумене.   Получил   лит.
образование во франц. коллеже в Константинополе. Вернувшись в Болгарию в
1858, был нар. учителем  в  Шумене  (ныне  Коларов-град).  Организовывал
спектакли в школе, видя  в  них  средство  воспитания  молод„жи  в  духе
патриотизма. Вынужденный из-за  своей  патриотической,  просветительской
деятельности покинуть Болгарию, В. с 1865 жил в Румынии (г. Браила), где
в янв. 1866 организовал  первую  постоянную  любительскую  болг.  театр.
труппу ("Браилъское театральное общество"). В. считал,  что  т-р  должен
просвещать народ и пробуждать в н„м лац. самосознание. Эти идеи нашли   отражение  в  его  историко-патриотич.  драмах  и   са-тирико-бытовых
комедиях. В. принадлежат: драма "Раина княгиня" (1866, по  повести  рус.
писателя V. Вельтмана), заложившая основу жанра  болг.  историч.  драмы;
комедия "Ложно понятая цивилизация" (1872) -  один  из  первых  образцов
сатирич. комедии в болг. драматургии;  драмы  -  "Крещение  Преславского
двора" (1868), "Воцарение Крума Страшного" (1871). Аг. М.
   ВОЙНИЧ (Voynich), Этель  Лилиан  (11.  V.  1864-  28.  VII.  1960)  -
английская писательница. Род. в Ирландии  в  семье  англ.  математика  и
философа Дж. Буля. В 1887-89 жила в России. После возвращения  в  Лондон
сотрудничала с рус. революц. эмигрантами - С. М. Степняком-Кравчинским и
др., принимала участие в организации транспортировки нелегальной  лит-ры
в Россию. В 1892 вышла замуж за польского революционера  М.  Войнича.  С
1920 жила в Нью-Йорке.
   Всемирной славой  пользуется  роман  В.  "Овод"  (1897).  Центральный
персонаж  романа  -  борец   за   независимость   Италии,   мужественный
революционер- стал  самым  популярным  героем  революционно  настроенной
молод„жи России  и  др.  стран.  Подлинная  трагедийность,  динамичность
повествования, глуби на конфликта привлекли  к  роману  внимание  т-ров.
Первая пост. "Обода" (в инсц. В.  и  Б.  Шоу)  состоялась  в  Лондоне  в
"Виктория-холле" 31 марта 1898. В России инсценировки "Овода" (первая  в
1906) были запрещены цензурой. После Октябрьской революции "Овод"  вош„л
в репертуар многих т-ров; в инсц. А. Богуславского "Овод"  был  пост.  в
Одессе (1922) и в Киеве (1923); В. Е"ыстренина  -  в  Пензе  (1919),  С.
Прокофьева - в Т-ре им. МГСПС, Москва (1923);
   А. Желябужского - в Т-ре им. Баумана Москва (1938). На сюжет  "Овода"
создали оперы сов. композиторы:
   В. Н. Трамбицкий (1926, Свердловский т-р оперы - 1929),  А.  А.  Зикс
(1928), А. Э. Спадавеккиа (1957, пост. в т-рах Москвы, Перми,  Харькова,
Риги,  Челябинска,  Куйбышева  и  др.  городов  СССР,  в   Чехословакии,

Страницы: «« « 451   452   453   454   455   456   457   458   459  460   461   462   463   464   465   466   467   468   469  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия