|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 » »» гостиный двор" Матинского и др.; здесь впервые была поставлена комедия
Фонвизина "Недоросль" (1782, бенефис Дмитревского). В 1783 "В. р. т."
стал государственным, получив название "Городского деревянного т-ра",
или Малого т-ра (в отличие от Каменного Большого); существовал до 1797
(здание, мешавшее передвижению войск во время парадов, было снесено по
приказу Павла I). В.В.-Г.
"ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК" ("Der Freischutz"), также
"Волшебный стрелок"-опера К. М. Вебера, либр. Ф. Кинда (по нар.
сказаниям и легендам). Пост. 18 июня 1821 в Берлине. В России впервые
пост. 12 мая 1824, Петербург (Куно - Ефремов, Агата - Иванова,
Аннхен-Рыкалова, Каспар - Толч„нов, Макс - Климовский, Оттокар - Шемаев,
Сами-эль - Баранов; дириж„р Кавос, декорации Сабата). 27 ноября 1901
пост. в Мариинском т-ре (Куно - Майборода, Агата - Больска, Аннхен -
Гладкая, Каспар - Антоновский, Макс - Ершов, Оттокар - Смирнов, Самиэль
- Серебряков; дириж„р Направник, реж. Палечек, декорации Ламбина,
Кваппа, Юргенса, Яковлева).
Издан и я.- Партитура, В., Schlesinger, [1849], поел. изд. "В. с."
Peters [s. d.]; клавир. В., Schlesinger" 1923 и поел., рус. изд.,
перевод С. Александрова, М., П. Юрген-сон, П881]. Я. Гр.
ВОЛЬСКАЯ (Wolska), Бронислава (7. II. 1840- 7. V. 1926) - польская
актриса. Одна из ведущих актрис Краковского т-ра. Сценич. деятельность
начала в 1854 в Кракове. Выступала в комедиях и драмах А. Фредро
(Добруй-ская - "Девичьи обеты"), Ю. Коженевского, С. Выс-пянского
(Деметра - "Ноябрьская ночь"). Играла Акулину Ивановну ("Мещане"). С. И.
ВОЛЬСКИЙ (наст.фам.- 3 е и д е л ь), Виталий Фридрихович (р. 5. IX.
1901) - белорусский советский драматург. Член КПСС с 1925. Автор пьес
"Чудесная дудка" (1939, Белорус. ТЮЗ, Минск), "Дед и журавль",
"Нестер-ка"; "Машека" (1954), написанных на основе белорус. фольклора.
Наибольшую популярность приобрела пьеса "Нестерка" (1941, Т-р им. Я.
Коласа, Витебск).
Соч.: Пьесы,М., 1954, с. 3- 17 ГстатьяБеркова о В.). В.Н.
ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя ифам.- Франсуа Мари А р у э
(Arouet)] (21. XI. 1694, Париж,- 30. V. 1778, там же) - французский
писатель, драматург и общественный деятель. Крупнейший мыслитель 18 в.,
называемого "веком Вольтера", непримиримый враг клерикализма и
феодальных порядков, крупнейший представитель франц. Просвещения. Лит.
деятельность В. отличалась глубокой противоречивостью. С одной стороны,
В.- последний великий представитель франц. классицизма и его
принципиальный сторонник; с другой стороны - один из основоположников
просветительского реализма (в своих повестях и романах). С классицизмом
В. был связан прежде всего как драматург. В. был третьим великим трагич.
поэтом Франции, продолжателем традиций Корнеля и Расина. Он написал 52
пьесы различных жанров, в том числе 27 трагедий. Первая трагедия В.
"Эдип" (1718), поставленная (как и все последующие пьесы В.) в т-ре
"Комеди Франсез" (Париж), принесла ему и первый успех; на спектакле
последней трагедии "Ирина" (1778) Париж увенчал В. лавровым венком.
Всюду, где бы ни находился В. - в замке Сире, в Версале, в Берлине, в
Сан-Суси, в Париже, в Монрионе, в Делисе, в Ферне,- он создавал домашние
т-ры, в к-рых играл и режиссировал гл. обр. собственные пьесы. В. писал
легко и быстро; но, написав пьесу, несколько раз переделывал е„. При
этом ВДюмениль, И. Клерон, М. Л. Лекен) значительную долю своего успеха. Для
просветительского классицизма В. характерна народно-историч. трагедия,
развивающая традиции позднего творчества Расина ("Гофолия"), лиш„нная
любовной интриги, посвящ„нная большим религиозно-политич. конфликтам,
обличающая абсолютную монархию. Для пропаганды просветительских,
антитиранич. и антиклерикальных идей В. потребовалось, однако,
значительное расширение тематики трагедии. Наряду с традиционными
античными сюжетами В. вводит сюжеты средневековые и экзотические;
действие происходит то в Азии, то в Африке, то в Америке. При этом В.
стремился к историч. и этнографич. достоверности, давая в ремарках своих
пьес указания относительно декораций, костюмов и постановки. В. учился у
Ф. Кино, мастера лирич. трагедии (оперы), построению эмоционального,
патетич. сюжета и использованию зрелищных эффектов. Во время пребывания
в Англии (1726-29) В. познакомился с трагедиями Шекспира, к-рые покорили
его напряж„нностью страстей, жив остью и богатством действия. Под
несомненным влиянием "Юлия Цезаря" (В. в 1762 перев„л "Юлия Цезаря" на
французский яз.) написаны две трагедии В.-"Б рут" (1730) и "Смерть
Цезаря" (1731, пост. 1736). "Б рут"-республиканская пьеса, насыщенная
пафосом свободы и борьбы с тиранией, идеями Мильтона и Лок-ка,-
пользовалась огромной популярностью в годы франц. бурж. революции конца
18 в. "Смерть Цезаря" ближе к Шекспиру и тематически и идейно.
Это - трагедия чисто политическая, но лиш„нная последовательных
республиканских идей: Цезарь выведен в ней столь же положительным
героем, как и Б рут. Под воздействием "Гамлета" Шекспира В. создал
трагедии "Эрифила" (1732) и "Семирамида" (1748), под влиянием "Отелло" -
"Заиру" (1732); хрониками Шекспира, в частности "Генрихом VIII",
вдохновлена трагедия В. "Аделаида Дюгеклен" (1734). Однако в конце своей
жизни, в особенности после того как Летурн„р предпринял издание полного
собрания пьес Шекспира (1776-82), В. начинает опасаться влияния англ.
драматурга на франц. общество, его отпугивает народность Шекспира,
к-рого он обвиняет в грубости и плоском шутовстве. После выхода 1-го т.
издания Летурн„ра В; написал (1776) открытое письмо Французской
Академии. Послание имело успех, но не могло уничтожить интереса к
Шекспиру во Франции, начало которому положил сам В.
Шедевром В. была "Заира", впервые с триумфом пост. в "Комеди Франсез"
(1732). Это - чисто просветительская трагедия, предвосхищающая "Натана
Мудрого" Лессинга. Однако чувствительность, окрашивающая характеры
героев В., приближает их к персонажам мещанской драмы. Основной
обличительный пафос В. направлен против религиозного фанатизма,
приводящего героев к трагич. финалу. "Заира" прочно вошла в репертуар
т-ров 18 в. (роли Заиры и Оросмана в середине 18 в. нашли совершенных
исполнителей в лице Клерон и Лекена - любимого ученика В.).
Антиклерикальная тенденция ещ„ более усиливается в "Альзире" (1736) -
пьесе, обличающей насилия, совершаемые во имя христианской религии исп.
завоевателями в Перу. В. ставит здесь "полудиких" индейцев-инков выше
"цивилизованных" европейцев. В основу трагедии "Магомет пророк, или
Фанатизм" (1741) положена мысль о том, что идейной предпосылкой всякой
религии является сознательный обман людей, их запугивание и ослепление.
Эта идея звучит здесь особенно смело, т. к. В. обличает в "Магомете"
Страницы: «« « 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |