Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 460   461   462   463   464   465   466   467   468  469   470   471   472   473   474   475   476   477   478  » »»

гостиный двор" Матинского и др.; здесь впервые была  поставлена  комедия
Фонвизина "Недоросль" (1782, бенефис Дмитревского). В 1783  "В.  р.  т."
стал государственным, получив название  "Городского  деревянного  т-ра",
или Малого т-ра (в отличие от Каменного Большого); существовал  до  1797
(здание, мешавшее передвижению войск во время парадов, было  снесено  по
приказу Павла I). В.В.-Г.
   "ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК" ("Der Freischutz"), также
   "Волшебный стрелок"-опера К. М.  Вебера,  либр.  Ф.  Кинда  (по  нар.
сказаниям и легендам). Пост. 18 июня 1821 в Берлине.  В  России  впервые
пост.  12  мая  1824,  Петербург  (Куно  -  Ефремов,  Агата  -  Иванова,
Аннхен-Рыкалова, Каспар - Толч„нов, Макс - Климовский, Оттокар - Шемаев,
Сами-эль - Баранов; дириж„р Кавос, декорации  Сабата).  27  ноября  1901
пост. в Мариинском т-ре (Куно - Майборода, Агата  -  Больска,  Аннхен  -
Гладкая, Каспар - Антоновский, Макс - Ершов, Оттокар - Смирнов,  Самиэль
-  Серебряков;  дириж„р  Направник,  реж.  Палечек,  декорации  Ламбина,
Кваппа, Юргенса, Яковлева).
   Издан и я.- Партитура, В., Schlesinger, [1849], поел.  изд.  "В.  с."
Peters [s. d.]; клавир.  В.,  Schlesinger"  1923  и  поел.,  рус.  изд.,
перевод С. Александрова, М., П. Юрген-сон, П881]. Я. Гр.
   ВОЛЬСКАЯ (Wolska), Бронислава (7. II. 1840- 7. V.  1926)  -  польская
актриса. Одна из ведущих актрис Краковского т-ра.  Сценич.  деятельность
начала в 1854 в  Кракове.  Выступала  в  комедиях  и  драмах  А.  Фредро
(Добруй-ская  -  "Девичьи  обеты"),  Ю.  Коженевского,  С.  Выс-пянского
(Деметра - "Ноябрьская ночь"). Играла Акулину Ивановну ("Мещане"). С. И.
   ВОЛЬСКИЙ (наст.фам.- 3 е и д е л ь), Виталий Фридрихович (р.  5.  IX.
1901) - белорусский советский драматург. Член КПСС с  1925.  Автор  пьес
"Чудесная  дудка"  (1939,  Белорус.  ТЮЗ,  Минск),  "Дед   и   журавль",
"Нестер-ка"; "Машека" (1954), написанных на основе  белорус.  фольклора.
Наибольшую популярность приобрела пьеса "Нестерка"  (1941,  Т-р  им.  Я.
Коласа, Витебск).
   Соч.: Пьесы,М., 1954, с. 3- 17 ГстатьяБеркова о В.). В.Н.
   ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя ифам.- Франсуа Мари  А  р  у  э
(Arouet)] (21. XI. 1694, Париж,- 30. V.  1778,  там  же)  -  французский
писатель, драматург и общественный деятель. Крупнейший мыслитель 18  в.,
называемого  "веком  Вольтера",   непримиримый   враг   клерикализма   и
феодальных порядков, крупнейший представитель франц.  Просвещения.  Лит.
деятельность В. отличалась глубокой противоречивостью. С одной  стороны,
В.-  последний  великий   представитель   франц.   классицизма   и   его
принципиальный сторонник; с другой стороны -  один  из  основоположников
просветительского реализма (в своих повестях и романах). С  классицизмом
В. был связан прежде всего как драматург. В. был третьим великим трагич.
поэтом Франции, продолжателем традиций Корнеля и Расина. Он  написал  52
пьесы различных жанров, в том числе  27  трагедий.  Первая  трагедия  В.
"Эдип" (1718), поставленная (как и все  последующие  пьесы  В.)  в  т-ре
"Комеди Франсез" (Париж), принесла ему  и  первый  успех;  на  спектакле
последней трагедии "Ирина" (1778)  Париж  увенчал  В.  лавровым  венком.
Всюду, где бы ни находился В. - в замке Сире, в Версале,  в  Берлине,  в
Сан-Суси, в Париже, в Монрионе, в Делисе, в Ферне,- он создавал домашние
т-ры, в к-рых играл и режиссировал гл. обр. собственные пьесы. В.  писал
легко и быстро; но, написав пьесу, несколько  раз  переделывал  е„.  При
этом ВДюмениль, И. Клерон, М. Л. Лекен) значительную долю своего  успеха.  Для
просветительского классицизма В. характерна  народно-историч.  трагедия,
развивающая традиции позднего творчества  Расина  ("Гофолия"),  лиш„нная
любовной интриги, посвящ„нная  большим  религиозно-политич.  конфликтам,
обличающая  абсолютную  монархию.   Для   пропаганды   просветительских,
антитиранич.  и  антиклерикальных   идей   В.   потребовалось,   однако,
значительное  расширение  тематики  трагедии.  Наряду  с   традиционными
античными  сюжетами  В.  вводит  сюжеты  средневековые  и  экзотические;
действие происходит то в Азии, то в Африке, то в Америке.  При  этом  В.
стремился к историч. и этнографич. достоверности, давая в ремарках своих
пьес указания относительно декораций, костюмов и постановки. В. учился у
Ф. Кино, мастера лирич.  трагедии  (оперы),  построению  эмоционального,
патетич. сюжета и использованию зрелищных эффектов. Во время  пребывания
в Англии (1726-29) В. познакомился с трагедиями Шекспира, к-рые покорили
его напряж„нностью  страстей,  жив  остью  и  богатством  действия.  Под
несомненным влиянием "Юлия Цезаря" (В. в 1762 перев„л "Юлия  Цезаря"  на
французский яз.) написаны две  трагедии  В.-"Б  рут"  (1730)  и  "Смерть
Цезаря" (1731, пост. 1736). "Б  рут"-республиканская  пьеса,  насыщенная
пафосом  свободы  и  борьбы  с  тиранией,  идеями  Мильтона  и  Лок-ка,-
пользовалась огромной популярностью в годы франц. бурж. революции  конца
18 в. "Смерть Цезаря" ближе к Шекспиру и тематически и идейно.
   Это -  трагедия  чисто  политическая,  но  лиш„нная  последовательных
республиканских идей:  Цезарь  выведен  в  ней  столь  же  положительным
героем, как и Б рут.  Под  воздействием  "Гамлета"  Шекспира  В.  создал
трагедии "Эрифила" (1732) и "Семирамида" (1748), под влиянием "Отелло" -
"Заиру"  (1732);  хрониками  Шекспира,  в  частности  "Генрихом   VIII",
вдохновлена трагедия В. "Аделаида Дюгеклен" (1734). Однако в конце своей
жизни, в особенности после того как Летурн„р предпринял издание  полного
собрания пьес Шекспира (1776-82), В. начинает  опасаться  влияния  англ.
драматурга на  франц.  общество,  его  отпугивает  народность  Шекспира,
к-рого он обвиняет в грубости и плоском шутовстве. После выхода 1-го  т.
издания  Летурн„ра  В;  написал  (1776)  открытое   письмо   Французской
Академии. Послание имело  успех,  но  не  могло  уничтожить  интереса  к
Шекспиру во Франции, начало которому положил сам В.
   Шедевром В. была "Заира", впервые с триумфом пост. в "Комеди Франсез"
(1732). Это - чисто просветительская трагедия,  предвосхищающая  "Натана
Мудрого"  Лессинга.  Однако  чувствительность,  окрашивающая   характеры
героев  В.,  приближает  их  к  персонажам  мещанской  драмы.   Основной
обличительный  пафос  В.  направлен   против   религиозного   фанатизма,
приводящего героев к трагич. финалу. "Заира" прочно  вошла  в  репертуар
т-ров 18 в. (роли Заиры и Оросмана в середине 18  в.  нашли  совершенных
исполнителей  в  лице  Клерон  и  Лекена   -   любимого   ученика   В.).
Антиклерикальная тенденция ещ„ более усиливается в  "Альзире"  (1736)  -
пьесе, обличающей насилия, совершаемые во имя христианской религии  исп.
завоевателями в Перу. В. ставит здесь  "полудиких"  индейцев-инков  выше
"цивилизованных" европейцев. В  основу  трагедии  "Магомет  пророк,  или
Фанатизм" (1741) положена мысль о том, что идейной  предпосылкой  всякой
религии является сознательный обман людей, их запугивание и  ослепление.
Эта идея звучит здесь особенно смело, т. к.  В.  обличает  в  "Магомете"

Страницы: «« « 460   461   462   463   464   465   466   467   468  469   470   471   472   473   474   475   476   477   478  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия