Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 467   468   469   470   471   472   473   474   475  476   477   478   479   480   481   482   483   484   485  » »»

славился  как   выдающийся   комик-буфф.   Партии:   Личарда   и   Тороп
("Князь-невидимка"  и   "Илья-богатырь"   Кавоса),   Та-рабар   ("Леста,
днепровская русалка" Кауэра и Давыдова), Бартоло ("Севильский цирюльник"
Паизиел-ло) и др. В. выступал также в концертах (в Петербурге и Москве).
С 1803 В. был инспектором оперной труппы в Петербурге.
   ВОРОБЬ‚ВА-ПЕТРОВА, Анна Яковлевна - см. Петрова А. Я.
   БОРОВСКИЙ, Вацлав Вацлавович (лит.  псевдонимы  -  П.  Орловский,  Ю.
Адамович, М. Шварц, Фавн, Профан,  Мухомор  и  др.)  [15(27).  X.  1871,
Москва,- 10. V. 1923,  Лозанна]  -  деятель  Коммунистической  партии  и
Советского государства, дипломат,  литературный  и  театральный  критик.
Род. в семье польского инженера. Учился на физико-математич. ф-те  Моск.
ун-та, потом в Моск. высшем технич. уч-ще. Принимал активное  участие  в
революц. кружках, в 1897 был аресто-ван.В 1903 вступил в РСДРП.  Работал
в  большевистских  газетах  и  журналах.  Был  корреспондентом  "Искры",
помогал В. И. Ленину, считавшему В.  одним  из  талантливых  литераторов
партии, редактировать газеты "Впер„д", "Пролетарий", Новая жизнь". Автор
ряда работ по истории и теории марксизма.
   Литературно-критич. деятельность начал в 90-х гг., но  ранние  статьи
В. (о Горьком  и  Чехове),  к-рые  создавались  в  годы  вятской  ссылки
(1899-1901), не сохранились. Особенно много работал В. в области лит.  и
театр.  критики  в  период,  когда  руководил   деятельностью   одесской
большевистской организации (1907-12).
   В. последовательно отстаивал лучшие традиции реализма, используя  для
этого    богатейшее    наследие    русского    классич.     иск-ва     и
революционно-демокра-тич. критики, широко освещал творчество современных
ему передовых художников-реалистов.
   Считая  свои  выступления  по  вопросам  драматургии  и  т-ра  частью
партийно-революц. р-аботы, В. обращался к наиболее характерным  явлениям
действительности.  Одной  из  главных   тем   для   В.   "была   история
возникновения, развития и падения интеллигенции"  (Луначарский).  Отсюда
особое внимание его к творчеству буржуазно-демократич. писателей. Тонкий
анализ позволял критику убедительно  показать,  что  идейно-худ  ожеств.
достижения  этих  писателей  возможны  лишь  на  почве  освободительного
движения, а отрыв от истинных интересов народа неизбежно приводит  их  к
кризису. Исполненные гневного сарказма, едкой иронии  статьи,  рецензии,
фельетоны и пародии В. уничтожающе критиковали упадочнические тенденции,
в частности пьесы Л. Н. Андреева и  Е.  Н.  Чирикова  ("Легенда  старого
замка", 1907, "В ночь после битвы", 1908, "О буржуазности  модернистов",
1908, ""Правда" или "ложь"", 1908, "Леонид  Андреев",  1910),  остроумно
высмеивали пошлость и ограниченность бурж. т-ра и  обывательских  вкусов
посетителей партера ("Марья Ивановна. Пьеса в 4-х действиях Е. Чирикова"
- пародия на пьесу Чирикова, 1908, "Несколько слов о "Кривом  зеркале"",
1909). Ряд рецензий В. посвящ„н творчеству зарубежных драматургов.
   Значительное место в лит. наследии В. занимают статьи  о  драматургии
М.Горького: "Раскол в  "темном  царстве""  (1902-03),  "Максим  Горький"
(1910), "Еще раз о Горьком"  (1911),  "Две  матери"  (1911).  В.  высоко
оценивал  творчество  Горького,  хотя  и  допускал   при   анализе   его
произведений отдельные противоречивые и ошибочные суждения. В статьях  и
рецензиях В.,  отмеченных  глубокой  взаимосвязью  формы  и  содержания,
идейного и эстетич. начал, определяются  задачи  художеств.  творчества,
его своеобразие.
   В. был убит белогвардейцем Конради в Лозанне, где был  представителем
Сов. гос-ва на Лозаннской конференции.
   Соч.: Сочинения, т. 1-2, М., 1931-33; Литературно-критические статьи,
М., 1948; Литературно-критические статьи. М., 1956.
   Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7 (с. 487, 489), т. 8 (с. 22, 75,
109, 199, 281, 302, 334), т. 12 (с. 137), т. 18 (с. 455), т. 34 (с. 195,
231, 245, 277, 281, 292, 297, 300,  302.  314,  345),  т.  35  (с.  102,
299-300, 363-364); Ленинский сборник XXVI, М., 1934  (с.  24);  Мясников
А., В. В. Во-ровский в борьбе за  большевистскую  литературную  критику,
"Большевик", 1948, ј 13; Э в е н т о в И. С., Боровский, в кн.:
   История русской литературы, т. 10, М.-Л., 1954;Черно-у ц а н  И.  С.,
Боровский, в кн.: История русской критики в двух  томах,  т.  2,  М.-Л.,
1958 (гл. IV). А. Ю.
   ВОРОНЕЖ -город, обл. центр РСФСР,  448  тыс.  жит.  на  1959.  Театр.
представления начались в В. в 1787, когда воронежский  наместник  В.  А.
Чертков открыл в сво„м доме "Благородный любительский т-р". В 1793 после
смерти  Черткова  т-р  закрылся.  В  1802  в   этом   помещении   оперой
"Мельник-колдун, обманщик и сват"  Аблесимова  и  Соколовского  открылся
проф. "Воронежский пуб-личный т-р". Его первым антрепрен„ром  был  акт„р
Петров, ведущими акт„рами братья В. и Г. Бобровские. Т-р выдвинул своего
драматурга - A.M. Эллина, поставив четыре его пьесы ("И ошибка кстати" и
др.). В 1821 было построено новое здание т-ра  (перестроено  в  1886,  в
1937 произведена капитальная реконструкция). До революции  в  В.  играли
труппы, возглавляемые  различными  антрепрен„рами.  Первые  значительные
антрепризы - О. И. Ка-линовского и П. А. Соколова.  Значительный  подъ„м
т-р переживал с 1839, когда антреприза перешла к Л. Ю.  Млотковскому,  с
к-рым пришла часть харьковской труппы. Затем т-р возглавлял  антрепрен„р
П. П. Микульский; он привл„к в Воронежский т-р акт„ров: И.  И.  Лаврова,
А. А. Вышеславцеву, И. Л. Мочалова, Н. Н.  Мочалову  (Данилову),  М.  С.
Мочалову-Францневу (сестра П. С. Мочалова) и др. Многие из них служили в
В. долгое время. Во 2-й пол.  19  в.  в  В.  держали  антрепризу  В.  И.
Никулин,  3.  А.  Малиновская,  П.  П.  Струйский.   В   1886   работало
Товарищество под  рук.  Н.  Н.  Синельникова.  В  нач.  своей  артистич.
деятельности в В. играл В. Н. Давыдов (1873-1876 и 1877), на сцене  т-ра
в В. гастролировали - М. С. Щепкин  (1837,  1846,  1850,  1863),  П.  С.
Мочалов (1840, 1846, 1848), Н. X. Рыбаков (1840, 1851) и др. В 60-е  гг.
19 в. в репертуаре т-ра в В. значительное место начинают занимать  пьесы
Островского. В  труппе  преобладают  акт„ры  реалистич.  направления.  В
Воронеже гастролировали А. Е. Мартынов (1860) и С. В. Шумский (1862).  В
1863 играл негритянский акт„р А. Олдридж, в 1878 -  Г.  Н.  Федотова,  в
1879, 1890- М. Н. Ермолова, в 1895 - А. И. Южин и др. В начале 20  в.  в
Воронеже гастролировали П. Н. Орленев и В.  Ф.  Комиссаржевская,  П.  П.
Гайдебуров и Н. Ф. С карская. В В. начал  свою  артистич.  жизнь  А.  А.
Остужев.
   После Октябрьской революции в В. были открыты  новые  т-ры  и  студии
(Свободный  т-р.  Общедоступный  т-р  драмы  и  комедии,  "Т-р   Вольных
мастеров" и др.), цирк. В 1960 в В. работают:
   Воронежский театр им. Алексея Кольцова, Театр юного зрителя  (осн.  в
1932 под назв. "Молодой т-р"), Т-р муз. комедии (осн. 1934),  Т-р  кукол

Страницы: «« « 467   468   469   470   471   472   473   474   475  476   477   478   479   480   481   482   483   484   485  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия