|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 » »» (напр., поднимание ноги в сторону на 90 градусов). Кроме того, В.
способствует чистоте пластич. линий движений ног, делает невидимыми
углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
ВЫГОРОДКА - проверка эскиза или макета декорации нового спектакля
пут„м воспроизведения его на сцене в виде макета в натуральную величину.
Для проведения В. используются декорации идущих или снятых с репертуара
пьес, а также имеющиеся в большинстве т-ров спец. выгород очные ширмы.
Хорошо организованная В. должна воспроизвести макет или эскиз в
пространстве, т. е. в 3 измерениях, с абсолютной точностью во всех
размерах и пропорциях, по возможности в цвете и фактуре. Обставленная
соответствующей мебелью и аксессуарами и продуманно освещ„нная, В. да„т
режисс„ру и художнику единственную возможность до начала изготовления
декораций увидеть внешний образ будущего спектакля, проверить ракурсы и
линии видимости из различных точек зрит. зала, продумать и проверить
мизансцены, рассчитать необходимое количество участников нар. сцен и т.
д. В ходе проверки В. всегда подвергается изменениям, к-рые фиксируются
и тщательно замеряются; это да„т возможность изготовить декорации без
переделок. Репетицией в В. наз. репетиция, при к-рой используются не
декорации, а подборки - выгородочные ширмы или переносные раздвижные
загородки. Последние в старом театре назывались В. В. Ш.
ВЫДРА (Vydra), Вацлав (29.IV.1876, Пльзень,- 13.IV.1953,
Прага)-чехословацкий акт„р. Нар. арт. Республики (1946). Род. в семье
воен. музыканта. В 1893 дебютировал в эпизодич. роли в труппе,
возглавляемой Е. Жольнером (в г. Млада-Болеслав). Играл в различных
передвижных труипах. В 1907- акт„р Городского т-ра в Пльзене. Здесь В.
формируется как художник-демократ и реалист. В каждом воплощ„нном им
образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли В. в этот
период:
Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907), Мельник Вавра ("Мариша" бр.
Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст
("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король Лир", 1907), П„тр
("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглаш„н в труппу Городского т-ра
на Ви-ноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922);
Дон Жуан (о. п. Мольера, 1917), Зигмунд ("Гуситы" Дворжака, 1919),
Консул ("Зори" Верхарна, 1920), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера,
1921), Кречинский ("Свадьба Кречинского", 1921). В этих работах В.
показал себя мастером психологич. анализа, творчество его отмечено
темпераментом, острой отточенной мыслью. В 1922 В. переш„л в
Национальный т-р и занял в н„м ведущее положение, став преемником акт„ра
Э. Вояна. Здесь В. создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых
образов, главным образом героических: Геро, Войнар ("Геро", 1924,
"Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого, 1925),
Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп Дубский ("Наши
гордецы" Строупежниц-кого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам Творец"
Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь
поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба
Кречинского", 1940, и "Дело", 1934, Сухово-Кобылина), Курослепов
("Горячее сердце", 1925), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1928),
Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946); король Лир, Юлий
Цезарь (о. п. Шекспира, 1936), Просперо ("Буря" Шекспира, 1937), Ранк
("Нора", 1924) и др. Помимо акт„рской деятельности, В. занимался
режиссурой (20-30-е гг.). В 1943-49 В.-худ. рук. Национального т-ра
(Прага). С 1949 - интендант гос. т-ров. В. написал книги "Прошу слова" и
"Мои путешествия в жизни и искусстве", в к-рых подв„л итог своей
многолетней работы в т-ре, охарактеризовал мн. совр. ему акт„ров и
режисс„ров, высказал мысли об акт„рском и режисс„рском иск-ве, о т-ре в
целом.
Соч.: Prosim o slovo, Praha, 1940; Ma pout zivotem a umenim, [3
vyd.], Praha, 1958.
Лит.: T r age r J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav Vydra narodni
umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946. J].Сол.
ВЫЛКОВА (Вълкова), Лидия (р. 4. VI 1.1886)-болгарская артистка
балета, балетмейстер. Училась в Германии. В 1932 была принята в балетную
труппу Софийского т-ра оперы и балета. Осуществила на сцене этого т-ра
ряд пост.: "Жар-птица" Стравинского, "Зел„ная флейта" на муз. Моцарта
(1935), "Лебединое озеро" (1937), "Женское царство" Стоянова и др. Аг.
М.
ВЫМАРКА в пьесе - часть текста в пьесе, изымаемая режисс„ром при
подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого
характера (напр., сокращение действующих лиц, длиннот в теките и т. д.).
ВЫПИСКА для постановки - перечень принадлежностей или материалов
(бутафории, костюмов, реквизита и пр.), необходимых для готовящейся
постановки. В. составляется пом. режисс„ра по указаниям
режисс„ра-постановщика и заявкам акт„ров.
ВЫПУСК СПЕКТАКЛЯ - последний этап работы над спектаклем. В период
B.C. проводятся генеральные репетиции и фиксируется порядок проведения
спектакля, проверяется готовность всех элементов оформления, музыкальное
и шумовое сопровождение, световые перемены, сценич. эффекты,
длительность антрактов и т. п. Вл. Б
ВЫРУБКА СВЕТА - одновременное выключение всех источников света на
сцене, кроме дежурного. Применяется при открытом занавесе между
картинами спектакля. Б. Я.
ВЫСОКОВ, Василий Ф„дорович [р.30.1Х(12.Х). 1892] - русский советский
акт„р и режисс„р. Нар. арт. УССР (1953). Окончил юридич. ф-т
Харьковского ун-та (1915) и театр. школу в Харькове. Сценич.
деятельность начал в 1912 в Харьковском рус. т-ре под руководством Н. Н.
Синельникова. Играл в т-рах Москвы, Казани, Баку, Тбилиси, Сталинграда,
Минска, в харьковском Крас-нозаводском т-ре, Одесском рус. т-ре. С
1940-в Николаевском рус. т-ре. Роли:
Незнамов ("Без вины виноватые"), Протасов ("Живой труп"), Платон
Кречет; Забелин ("Кремл„вские куранты"), Риварес ("Овод" по Войнич) и
др. Режисс„рскую работу начал в 1918. Наиболее активно как режисс„р
работал в Николаевском т-ре, где пост. спектакли: "Любовь Яровая"
(1946); "За тех, кто в море" Лаврен„ва (1946), "Живой труп" (1940),
"Овод" (1941) и др. С 1918 в„л педагогич. работу в драм. студиях Минска,
Симферополя, Харькова, Николаева. С. 3.
ВЫСОЦКАЯ (Wysocka), Станислава (7.V.1878, Варшава,- 17.1.
1941)польская актриса, режисс„р, театральный деятель и педагог. Сценич.
деятельность начала в Петербурге в 1895 (под псевд. Виль-ской). В
дальнейшем играла в Люблине (1896-98), Варшаве-в частном т-ре 3.
Страницы: «« « 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |