Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 479   480   481   482   483   484   485   486   487  488   489   490   491   492   493   494   495   496   497  » »»

(напр., поднимание ноги в  сторону  на  90  градусов).  Кроме  того,  В.
способствует чистоте пластич.  линий  движений  ног,  делает  невидимыми
углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.
   ВЫГОРОДКА - проверка эскиза или  макета  декорации  нового  спектакля
пут„м воспроизведения его на сцене в виде макета в натуральную величину.
Для проведения В. используются декорации идущих или снятых с  репертуара
пьес, а также имеющиеся в большинстве т-ров спец. выгород  очные  ширмы.
Хорошо  организованная  В.  должна  воспроизвести  макет  или  эскиз   в
пространстве, т. е. в 3  измерениях,  с  абсолютной  точностью  во  всех
размерах и пропорциях, по возможности в цвете  и  фактуре.  Обставленная
соответствующей мебелью и аксессуарами и продуманно освещ„нная, В.  да„т
режисс„ру и художнику единственную возможность  до  начала  изготовления
декораций увидеть внешний образ будущего спектакля, проверить ракурсы  и
линии видимости из различных точек зрит.  зала,  продумать  и  проверить
мизансцены, рассчитать необходимое количество участников нар. сцен и  т.
д. В ходе проверки В. всегда подвергается изменениям, к-рые  фиксируются
и тщательно замеряются; это да„т возможность  изготовить  декорации  без
переделок. Репетицией в В. наз. репетиция,  при  к-рой  используются  не
декорации, а подборки - выгородочные  ширмы  или  переносные  раздвижные
загородки. Последние в старом театре назывались В. В. Ш.
   ВЫДРА   (Vydra),   Вацлав    (29.IV.1876,    Пльзень,-    13.IV.1953,
Прага)-чехословацкий акт„р. Нар. арт. Республики (1946).  Род.  в  семье
воен.  музыканта.  В  1893  дебютировал  в  эпизодич.  роли  в   труппе,
возглавляемой Е. Жольнером (в  г.  Млада-Болеслав).  Играл  в  различных
передвижных труипах. В 1907- акт„р Городского т-ра в Пльзене.  Здесь  В.
формируется как художник-демократ и реалист.  В  каждом  воплощ„нном  им
образе он стремится выявить социальную сущность. Лучшие роли В.  в  этот
период:
   Ирка ("Чех и немец" Штепанека, 1907),  Мельник  Вавра  ("Мариша"  бр.
Мрштик, 1910), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена, 1908), Вальтер Фюрст
("Вильгельм Телль" Шиллера, 1909), Глостер ("Король  Лир",  1907),  П„тр
("Власть тьмы", 1912). В 1913 В. был приглаш„н в труппу Городского  т-ра
на Ви-ноградах в Прагу, где работал до 1922. Роли: Отелло (1922);
   Дон Жуан (о. п. Мольера, 1917), Зигмунд  ("Гуситы"  Дворжака,  1919),
Консул ("Зори" Верхарна, 1920),  Робеспьер  ("Смерть  Дантона"  Бюхнера,
1921), Кречинский ("Свадьба  Кречинского",  1921).  В  этих  работах  В.
показал себя  мастером  психологич.  анализа,  творчество  его  отмечено
темпераментом,  острой  отточенной  мыслью.  В   1922   В.   переш„л   в
Национальный т-р и занял в н„м ведущее положение, став преемником акт„ра
Э. Вояна. Здесь В. создал целую галерею глубоких по трактовке, правдивых
образов,  главным  образом  героических:  Геро,  Войнар  ("Геро",  1924,
"Войнарка", 1926, Ирасека), Тантал ("Смерть Тантала" Врхлицкого,  1925),
Ян Амос Коменский ("Белая гора" Дворжака, 1924), Филипп  Дубский  ("Наши
гордецы" Строупежниц-кого, 1938), Адам Творец и Альквист ("Адам  Творец"
Чапека, 1927), барон Крюч ("Белая болезнь" Чапека, 1937), Валента ("Дочь
поджигателя" Тыла, 1939), Фамусов (1935); Муромский и Варравин ("Свадьба
Кречинского",  1940,  и  "Дело",  1934,   Сухово-Кобылина),   Курослепов
("Горячее сердце",  1925),  Рогожин  ("Идиот"  по  Достоевскому,  1928),
Берест ("Платон Кречет", 1936), Егор Булычов (1946);  король  Лир,  Юлий
Цезарь (о. п. Шекспира, 1936), Просперо ("Буря"  Шекспира,  1937),  Ранк
("Нора",  1924)  и  др.  Помимо  акт„рской  деятельности,  В.  занимался
режиссурой (20-30-е гг.). В  1943-49  В.-худ.  рук.  Национального  т-ра
(Прага). С 1949 - интендант гос. т-ров. В. написал книги "Прошу слова" и
"Мои путешествия в  жизни  и  искусстве",  в  к-рых  подв„л  итог  своей
многолетней работы в т-ре,  охарактеризовал  мн.  совр.  ему  акт„ров  и
режисс„ров, высказал мысли об акт„рском и режисс„рском иск-ве, о т-ре  в
целом.
   Соч.: Prosim o slovo, Praha, 1940;  Ma  pout  zivotem  a  umenim,  [3
vyd.], Praha, 1958.
   Лит.: T r age r J., Vaclav Vydra, Praha, 1951; Vaclav  Vydra  narodni
umelec. K 70. narozeninam, Praha, 1946. J].Сол.
   ВЫЛКОВА  (Вълкова),  Лидия  (р.  4.  VI  1.1886)-болгарская  артистка
балета, балетмейстер. Училась в Германии. В 1932 была принята в балетную
труппу Софийского т-ра оперы и балета. Осуществила на сцене  этого  т-ра
ряд пост.: "Жар-птица" Стравинского, "Зел„ная флейта"  на  муз.  Моцарта
(1935), "Лебединое озеро" (1937), "Женское царство" Стоянова и  др.  Аг.
М.
   ВЫМАРКА в пьесе - часть текста  в  пьесе,  изымаемая  режисс„ром  при
подготовке  спектакля,  по  соображениям  постановочного   или   другого
характера (напр., сокращение действующих лиц, длиннот в теките и т. д.).
   ВЫПИСКА для постановки  -  перечень  принадлежностей  или  материалов
(бутафории, костюмов, реквизита  и  пр.),  необходимых  для  готовящейся
постановки.   В.    составляется    пом.    режисс„ра    по    указаниям
режисс„ра-постановщика и заявкам акт„ров.
   ВЫПУСК СПЕКТАКЛЯ - последний этап работы  над  спектаклем.  В  период
B.C. проводятся генеральные репетиции и фиксируется  порядок  проведения
спектакля, проверяется готовность всех элементов оформления, музыкальное
и   шумовое   сопровождение,   световые   перемены,   сценич.   эффекты,
длительность антрактов и т. п. Вл. Б
   ВЫРУБКА СВЕТА - одновременное выключение  всех  источников  света  на
сцене,  кроме  дежурного.  Применяется  при  открытом   занавесе   между
картинами спектакля. Б. Я.
   ВЫСОКОВ, Василий Ф„дорович [р.30.1Х(12.Х). 1892] - русский  советский
акт„р  и  режисс„р.  Нар.  арт.  УССР  (1953).   Окончил   юридич.   ф-т
Харьковского  ун-та  (1915)  и  театр.   школу   в   Харькове.   Сценич.
деятельность начал в 1912 в Харьковском рус. т-ре под руководством Н. Н.
Синельникова. Играл в т-рах Москвы, Казани, Баку, Тбилиси,  Сталинграда,
Минска, в харьковском  Крас-нозаводском  т-ре,  Одесском  рус.  т-ре.  С
1940-в Николаевском рус. т-ре. Роли:
   Незнамов ("Без вины  виноватые"),  Протасов  ("Живой  труп"),  Платон
Кречет; Забелин ("Кремл„вские куранты"), Риварес ("Овод"  по  Войнич)  и
др. Режисс„рскую работу начал в  1918.  Наиболее  активно  как  режисс„р
работал в  Николаевском  т-ре,  где  пост.  спектакли:  "Любовь  Яровая"
(1946); "За тех, кто в море"  Лаврен„ва  (1946),  "Живой  труп"  (1940),
"Овод" (1941) и др. С 1918 в„л педагогич. работу в драм. студиях Минска,
Симферополя, Харькова, Николаева. С. 3.
   ВЫСОЦКАЯ   (Wysocka),   Станислава   (7.V.1878,    Варшава,-    17.1.
1941)польская актриса, режисс„р, театральный деятель и педагог.  Сценич.
деятельность начала в  Петербурге  в  1895  (под  псевд.  Виль-ской).  В
дальнейшем  играла  в  Люблине  (1896-98),  Варшаве-в  частном  т-ре  3.

Страницы: «« « 479   480   481   482   483   484   485   486   487  488   489   490   491   492   493   494   495   496   497  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия