Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 485   486   487   488   489   490   491   492   493  494   495   496   497   498   499   500   501   502   503  » »»

Леена Туйск ("Блудный сын" Ран-нета) и др. Снималась в кино. С.Л.
   ВЯЛЬЦЕВА, Анастасия  Дмитриевна  [1871-4(17).  II.  1913]  -  русская
артистка эстрады и оперетты, исполнительница цыганских  романсов.  Пению
обучалась  в  Петербурге.  Сценическую  деятельность  начала  в  1887  в
киевской балетной труппе С. С. Ленчевского в качестве статистки. В  1888
поступила статисткой в опереточную антрепризу  И.  Я.  Сетова  и  А.  Э.
Блюменталь-Тамарина. В 1893 работала в  опереточной  труппе  моек.  т-ра
"Аквариум", в 1893-97 - в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, позже в
Петербурге).  С  1897  начала  выступать  на  концертной   эстраде   как
исполнительница  цыганских  романсов,  продолжая  принимать  участие   в
опереточных спектаклях. Роли:  Саффи  ("Цыганский  барон"  И.  Штрауса),
Перикола, Елена ("Перикола",  "Прекрасная  Елена"  Оффенбаха),  Клеретта
("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Эпизодически исполняла партии в операх:
Кармен,  Аида;  Далила  ("Самсон  и  Далила").  Много  гастролировала  в
провинции. Обладала голосом красивого грудного тембра и хорошими сценич.
данными.  В.  продолжила  и  развила  на  опереточной   сцене   традиции
исполнения, идущие от В. Зориной и В. Паниной. О. В.
   ВЯЛЬЯОТС, Удо Иоханович  (р.  2.  IV.  1916)  -  эстонский  советский
режисс„р, артист балета, балетмейстер. Засл.деят. иск.Эст.  ССР  (1957).
Окончил балетную студию. В  1934  поступил  в  т-р  "Ванемуйне"  (Тарту)
артистом миманса. Затем стал солистом  балета.  Творчество  В.  получило
полное  развитие  в  сов.  время.  Оно   характеризуется   искренностью,
естественностью,   органической   связью   хореографич.   мастерства   с
эмоциональным содержанием образа. Партии:
   Феб ("Эсмеральда" Пуни), Ромео ("Ромео  и  Джульетта"),  Труффальдино
("Мнимый жених" Чудаки), Чорт  ("Калевипоэг"  Kanna),  Евгений  ("Медный
всадник" Глиэра). С 1945 выступает как балетмейстер. С 1946  -  режисс„р
муз. спектаклей т-ра "Ванемуйне". В. свойственно проникновение  в  стиль
произведения и эпохи, стремление освободиться от штампов. Лучшие  пост.:
"Викерцы" Аава (1956), "Зимняя сказка" Kanna (1958), "Румму Юри" Арро  и
Нормета (1954), "Так поступают все" Моцарта (1959). Л. К р.
   ВЯНЯНЕН (Vaananen), Эмма (р. 22.XII.1907)- финская актриса. С 1930 по
окончании Финской театр. школы работала в т-рах гг. Рованиеми (1930-31),
Пори (1931-36), Турку (1935-39), Тампере (19391940),  вНародном  т-ре  в
Хельсинки (1940-49). С 1949-  в  Радиотеатре.  Создала  образы  сильных,
волевых  женщин:  Ловийса  и  Хозяйка  Нискавуори  ("Ловийса\  "Каменное
гнездо" Вуолийоки), Комиссар ("Оптимистическая  трагедия"  Вишневского).
За  заслуги  в  развитии  нац.  театр.  иск-ва  удостоена  Нац.  премии.
Снимается в кино. С. Л.
   ВЯТКИН,  Борис  Петрович  (p.2.V.1913)-  советский  цирковой  артист;
клоун.  Засл.  арт.  РСФСР  (1956).  Работу  в  цирке   начал   в   1930
униформистом. С 1932 выступал  как  акробат,  гимнаст,  жонгл„р  и  муз.
эксцентрик,  получив,  т.  о.,  подготовку   для   жанра   клоунады.   С
1937-ков„рный клоун. В. не только  развлекает  публику  в  паузах  между
номерами, но выступает и  как  сатирик,  откликающийся  на  злободневные
вопросы. Под  клоунской  маской  беззаботного,  простоватого  весельчака
артист показывает характерные черты человека  из  народа:  здравомыслие"
проницательность. В роли  комич.  "партн„ра"  В.  использует  специально
выдрессированную  им  собачку   Манюню.   Репертуар   В.   строится   на
непосредственном общении со  зрителями,  к-рые  вовлекаются  им  в  круг
действий, становятся его собеседниками, соучастниками представления.  M.
3.
   ГААЗЕ, Хаазе (Haase), Фридрих (1.XI.1825, Берлин,-  17.III.1911,  там
же) - немецкий акт„р и режисс„р. Род. в семье камергера прусского короля
Фридриха  Вильгельма  IV.  Акт„рскому  иск-ву  обучался   у   Л.   Тика.
Дебютировал в 1846 в Веймарском т-ре. В 1848 переш„л в Потсдамский  т-р,
откуда по приказанию короля был перевед„н  в  Берлин,  затем  переш„л  в
пражский Нем. т-р, где играл до 1852. Несколько сезонов работал в  т-рах
различных городов:  Карлсруэ  (1852,  под  руководством  Э.  Девриента),
Мюнхена  (1852-55,  под  рук.  Ф.  Дингелыптедта),   Франкфурта-на-Майне
(1855-58).  С  1860  играл  в  немецкой  труппе  Михайловского  т-ра   в
Петербурге. С 1866 Г.- режисс„р придворного т-ра Кобурга-Готы, где пост.
"Гамлета" - спектакль, явившийся  прообразом  спектаклей  Мейнингенского
театра. С 1869 Г. выступал как гастрол„р в различных  странах  Европы  и
Америки. Гастрольная деятельность Г. прерывалась дважды.  Первый  раз  в
1870-76 в связи с переходом сначала в Королевский драм. т-р (Берлин),  а
затем в Лейпциг-ский гор. т-р, руководителем к-рого  Г.  стал  после  Г.
Лаубе. Второй раз - в 1883-84, когда Г. был сосье-тером вновь созданного
Нем. т-ра (Берлин). В 1896 Г. уш„л со сцены.
   Среди ролей Г.: Вурм, Филипп ("Коварство и  любовь",  "Дон  Карлос"),
Мефистофель  ("Фауст"  Г„те),  Маринелли  ("Эмилия  Галотти"  Лессинга),
Ричард  III,  Гамлет,  Шейлок;  Ришель„   ("Кардинал   Ришель„"   Ожье).
Наибольший  успех,  однако,  Г.  имел  в  пьесах  второстепенных   совр.
драматургов, играя роли представителей высшего света (соперничал в  этом
амплуа с А. Зонненталем). Г. не обладал  ярким  темпераментом;  для  его
творчества характерна точность в разработке сценич. детали,  совершенное
владение сценич. речью, выразительность жеста. В нем. т-ре его эпохи  Г.
не имел равных в иск-ве грима, умении носить театр. костюм.
   Г.  принадлежат  ценные  мемуары:  "Письма  без  прикрас"  и  "Что  я
пережил".
   Соч.:  Ungeschminkte  Briefe,  [Dresd.],  1883;  Was   ich   erlebte.
1846-1896, [B.-Lpz.- W.], 1897.
   Лит.: S i m o n 0., Friedrich Haase. Eine dramaturgische Studie,  B.,
1898; W i n d s A., Friedrich  Haase,  в  кн.:  Jahrbuch  der  Deutschen
Shakespeare-Gesellschaft, Bd 48, 1911; К о-hut A.,  Friedrich  Haase,  в
кн.: Das Dresdner Hoftheater in der Gegenwart, [Dresd J,  1888;  Игнатов
С., История западно-европейского театра нового времени, М., 1940. В. К.
   ГАБАШЙ (Г а б я ш и), Султан [19.IV(1.V).1891- 8.1.1942] -  советский
композитор, этнограф и педагог. По  нац.  татарин.  С  1909  выступал  в
любительских  лит.-муз.  вечерах  тат.  иск-ва  аккомпаниатором.  Творч.
деятельность начал в 1914. Написал  музыку  к  тат.драм.спектаклям"Тахир
иЗухра", "Зулейха","Сак-Сою, "Буз егет" и др.  Г.  принадлежит  одна  из
первых тат. опер "Сания" (1925), опера  "Эшче"  ("Рабочий",  1930)  (обе
оперы совм. с Г. Альмухамедовым  и  В.И.  Виноградовым)  и  др.  произв.
Преподавал теорию и хоровое пение в Казанском муз. техникуме (19221926),
Башк. техникуме иск-в (1930-е гг.) и др. учебных заведениях. 3. X.
   ГАББЕ, Тамара  Григорьевна  [3(16).III.1903-  2.III.1960]  -  русский
советский драматург. Окончила  лит.  ф-т  Ин-та  истории  иск-в  (1928).
Драматургич. деятельность начала в 1929. Автор пьес:  "Жан  Бесстрашный"
(1941, Центр, детский т-р)  -  по  мотивам  фламандских  сказок,  "Город

Страницы: «« « 485   486   487   488   489   490   491   492   493  494   495   496   497   498   499   500   501   502   503  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия