Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 494   495   496   497   498   499   500   501   502  503   504   505   506   507   508   509   510   511   512  » »»

ноября 1903, "Гроза" Островского в  пост.  Г.;  Г.-  Тихон,  Скарская  -
Катерина). "На наших глазах... с огромным успехом работает несколько лет
подряд труппа Гайдебурова,- писала газ. "Правда" (10 марта 1913),-Строго
художественный репертуар,  рассчитанный  на  потребности  пробуждающейся
демократии, тщательная художественная постановка, любовное  отношение  к
делу - такова физиономия этого популярного в рабочих кругах театра".
   Выдающийся теоретик и практик народного театра, Г. писал о  принципах
организации Общедоступного т-ра:  "Нет  специфически  народного  театра.
Яркость образов, красота  языка,  значительные  идеи  в  общей  гармонии
создают  художественность,   ярко   признаваемую   народной   публикой".
Общедоступный т-р был тесно связан  с  передовыми  рабочими  Петербурга,
учащимися Лиговских вечерних курсов, за его кулисами проходили  собрания
поэтов "Правды".
   В 1905 на базе Общедоступного т-ра Г. организовал Первый  передвижной
драматический театр (первый спектакль 7  марта  1905-"Маленький  Эйольф"
Ибсена, пост. Г.). Т-р существовал  до  1928.  Основу  репертуара  обоих
т-ров составляли произведения Пушкина,  Гоголя,  Островского,  Толстого,
Чехова, Горького, Софокла, Шекспира, Шиллера, Мольера, Байрона,  Ибсена,
Шоу. Передвижной т-р объездил почти всю Россию,  пропагандируя  в  самых
отдал„нных  краях  высокохудожеств.  реалистич.  репертуар,  проникнутый
гражданским пафосом. После поражения революции 1905 т-р  Г.  не  избежал
увлечения  символизмом  и  мистицизмом   (постановка   пьес   Бь„рнсона,
Андреева, Метерлинка), но эти ошибки не подорвали основного  демократич.
и реалистич. направления его творчества.
   Художник глубокой мысли, яркого сценич. дарования, Г. создал на сцене
Общедоступного и Передвижного т-ров выдающиеся сценич. образы (всего св.
100): Тихон ("Гроза", 1903),  Освальд  ("Привидения",  1904),  Хлестаков
(1907), Гамлет (1908), П„тр ("Власть тьмы", 1908), Царь Ф„дор  (трилогия
А. К. Толстого, 1908), Тартюф  (1912),  Подкол„син  ("Женитьба",  1916),
Петя   Трофимов   ("Вишн„вый   сад",   1920),   Бальзаминов   ("Женитьба
Бальзаминова", 1926), пастор Санг ("Свыше наших сил"  Бь„рнсона,  1915),
Звездинцев ("Плоды просвещения", 1926), Бетховен (о. п. Жижмора,  1927).
На сцене Общедоступного и  Передвижного  т-ров  Г.  поставил  спектакли:
"Гроза" (1903), "Шутники" (1904) Островского;  "Борис  Годунов"  (1905);
"Власть  тьмы"  Л.  Толстого  (1908);  "Гамлет"  (1908,   1919,   1922);
"Привидения" (1904, 1919); "Тартюф" (1912); "Одинокие" Гауптмана (1912);
"На дне" (1908); "Женитьба Бальзаминова" (1926) Островского,  все  пьесы
Чехова  и  мн.  др.  Акт„рские  и  режисс„рские  работы  Г.   отличаются
всесторонним  раскрытием  идейного  замысла  произведения,   мастерством
перевоплощения, глубоким пси-хологич. анализом,  философской  трактовкой
образа и пьесы. В т-ре Г. работали А.  А.  Брянцев,  А.  И.  Таиров,  Г.
Питоев, И. И. Аркадии, Л. Ф. Макарьев и мн. др. Г.  преподавал  в  школе
Передвижного т-ра, Ле-нингр. театр. ин-те, детских художеств. студиях.
   В 1929-31 Г. выступал в Ленинграде и др. городах с  театрализованными
вечерами: "Хозе Наварре" ("Кармен" Мериме), "Эстрадный силуэт Гамлета" и
др.
   С 1933 Г. руководил  Колхозно-совхозным  передвижным  т-ром  им.  Лен
облисполкома. Этот т-р обслуживал  деревни  и  рабочие  центры,  полевые
станы и рыбачьи пос„лки. В этот период Г. играл мало, отдавая  все  силы
организации работы т-ра. На сцене  Колхозно-совхозного  т-ра  Г.  пост.:
"Ревизор" (1934), "Власть тьмы" (1935); "Слава" Гусева  (1936),  "Платон
Кречет" Корнейчука (1936), "Борис Годунов" (1937);
   "Дал„кое" Афиногенова (1937) и др. В 1940 Г. поставил "Вишн„вый  сад"
Чехова в Ленингр. Большом драм. т-ре. В 1941 перед войной пост. и сыграл
гл. роль в трагедии Гуцкова "Уриэль Акоста" на сцене Ленингр. т-ра драмы
и комедии. В 1942 пост.  в  Т-ре  русской  драмы  Карело-Финской  ССР  в
Беломорске  пьесу  "Русские  люди"  Симонова.  В  1943  Г.   работал   в
Ярославском т-ре;  пост.  "Нашествие"  Леонова  и  впервые  сыграл  роль
Старика в  пьесе  Горького  "Старик".  В  1944-  1950  Г.-  акт„р  моек.
Камерного т-ра;  играл  роль  Нахимова  ("Адмирал  Нахимов"  Луковского,
1944), инспектора Гуля ("Он приш„л" Пристли, 1945),  Мийласа  ("Жизнь  в
цитадели" Якобсона, 1947). В 1946  на  сцене  Камерного  т-ра  Г.  вновь
вернулся к роли Старика (реж. Таиров); создав  образ  сильного,  умного,
злобного мракобеса, Г. раскрыл общественный конфликт, лежащий  в  основе
пьесы. В 1952 Г. пост. пьесу "Старик" в Симферопольском обл. драм.  т-ре
им. Горького (Ст.  пр.  1952).  В  1955  Г.вступил  в  труппу  Т-ра  им.
Вахтангова, сыграл роль Сорина в "Чайке" (1955).
   Соч.: Отчет за первый год Передвижного  театра,  П.,  1907;  Народный
театр. Первые итоги, П., 1918; Театральное дело внешкольника, П.,  1919;
Зарождение  спектакля,  П.,  1922;  Проблемы  пьесы  "Старик",  в   кн.:
Горьковский альманах. М., 1948; Полвека с Чеховым,  в  кн.:  Театральный
альманах, М., 1948; На сцене  и  в  жизни,  М.,  1959  (совм.  с  Н.  Ф.
Скар-ской).
   Лит.: 40 лет сценической деятельности П. П.  Гайдебурова,  Л.,  1939;
Дрейд ен Сим., Страницы большой жизни, в кн.: Скарская Н. Ф., Гайдебуров
П. П., На сцене и в жизни, М., 1959; Брянцев А., Пламенный просветитель,
"Театральная жизнь", 1960, ј 9; Зубков К)., II. П. Гайдебуров,  там  же;
Большакова Т., Жить широкими перспективами, там же. С. Др. С. Г.
   ГАЙДЕН, Хайден (Hyden), Билли (конец 19- нач. 20 вв.)-англ.  цирковой
артист; клоун. Работая на заводе, начал заниматься акробатикой. В  цирке
дебютировал как акробат и наездник. Затем,  загримированный  под  негра,
выступал с исполнением негритянских песен. В начале 80-х гг.  выдвинулся
как соло-клоун. С успехом выступал в Зимнем и Летнем цирках в Париже.  С
1884-в Петербурге в цирке Чинизелли и др. рус. цирках. Г.  создал  маску
мальчика-подростка с  большими  руками  и  ногами,  угловатыми  жестами,
подч„ркивал инфантильность  своего  персонажа,  говорил  с  карикатурным
англо-французским акцентом. В своих выступлениях Г. использовал животных
и акробатич. трюки, вв„л длинноносые башмаки и туфли, к-рые впоследствии
носили Ч. Ч аплин и П. Фра-теллини.  В  1900-х  гг.  престарелый  артист
лишился  популярности.  Вернулся  в  Англию,  но  с   трудом   добивался
ангажемента. Испытывал жестокую нужду, умер в убежище  для  престарелых.
М. Зон.
   ГАЙДН (Haydn), Йозеф [31.III. или 1.IV.1732, д. Рорау (хорват,  назв.
- Третник), Австрия,-31. V. 1809, Вена] - австр.  композитор.  Семья  Г.
славянского  (хорватского)  происхождения.  Г.-основоположник   классич.
стиля инструмент. музыки, создатель классич. типа симф. оркестра. Первые
уроки музыки получил в Хайн-бурге у И. М. Франка. С 8 лет был  певчим  в
капелле собора св. Стефана в Вене, где занимался игрой на скрипке и фп.;
нек-рое время брал уроки музыки у Н. Порпоры.  В  50-х  гг.  Г.  работал
певчим в различных хорах, а также оркестрантом, преподавателем  игры  на

Страницы: «« « 494   495   496   497   498   499   500   501   502  503   504   505   506   507   508   509   510   511   512  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия