Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 496   497   498   499   500   501   502   503   504  505   506   507   508   509   510   511   512   513   514  » »»

   ГАЛАГАН, Владимир Михайлович (р. 1902)-  советский  цирковой  артист;
воздушный гимнаст. Много и  успешно  занимался  разными  видами  спорта.
Работу  в  цирке  начал  в  1927  как  воздушный  гимнаст.  Создатель  и
руководитель большого группового номера "Перекр„стный пол„т".
   ГАЛАЕВ,  Борис  Александрович  [р.  10(22).  III.  1889]-  осетинский
советский композитор и дириж„р. Засл. деят. иск. Груз. ССР (1940).  Член
КПСС с 1942. Творч. деятельность начал  в  Петербурге  в  1907.  Окончил
Ленингр. муз. техникум в 1932 по кл. композиции П. Рязанова.  В  1938-51
Г.- дириж„р (в 1941 - 1943 также и директор) Юго-Осетинского драм.  т-ра
(Сталинир), в 1938-организатор и до 1952-художественный  руководитель  и
дириж„р Юго-Осетинского  ансамбля  песни  и  пляски.  Автор  музыкальных
комедий "Жених" (1943), "Батрадз из Нартов" (1942) у музыки к спектаклям
Юго-Осетинского т-ра, в том числе  "Проделки  Скапена"  Мольера  (1942),
"Русские люди" Симонова (1942), "Скала героя" Г. Гулиа (1945) и др. Вас.
Ц.
   ГАЛАН,  Ярослав  Александрович   (27.VII.1902,   Дынов   над   Сяном,
Галиция,24.X.1949, Львов) - украинский  советский  писатель,  драматург,
публицист. С 1924-член Коммунистической партии Зап. Украины (КПЗУ). Член
Коммунистической партии Польши в 1926. Член КПСС с 1949.  Род.  в  семье
мелкого служащего. Учился в Венском (1923- 1925) и Краковском  (1926-28)
ун-тах.  К   годам   пребывания   в   Кракове   относится   начало   его
драматургической  деятельности.  В  1927  написал  пьесу  "Дон-Кихот  из
Эттенгейма" (о периоде консульства  Наполеона),  к-рая  получила  первую
премию на драм.  конкурсе  "Украинского  т-ра"  во  Львове.  Эта  пьеса,
написанная под влиянием нем. символизма и экспрессионизма, имеет значит,
идейно-худ ожеств. недостатки. По окончании ун-та (1928)  Г.  продолжает
лит. деятельность, сотрудничает в журнале"В?кна"  ("Окна").  В  этигодыв
результате изучения марксистско-ленинской философии  происходит  идейный
рост  писателя.  Важным  этапом  творчества  Г.  явилась  пьеса   "Груз"
(1930,Львовский "Рабочий  т-р",  1957,  Т-р  им.  Заньковецкой,  Львов),
разоблачающая   англо-амер.    империалистов,    стремящихся    подавить
нац.-освободительную борьбу китайского народа. В пьесе "Вероника" (1930)
Г. обратился к теме дружбы трудящихся, резко осудил агрессивные войны. В
конце   1930   написал   острую   политич.   сатиру   на   укр.    бурж.
националистов-"99 %"  ("Лодка  качается"),  к-рая  была  пост.  "Рабочим
т-ром", но вскоре запрещена  (в  1955  пост.  Т-ром  им.  Заньковецкой).
Революц. борьбе  рабочего  класса,  становлению  его  политич.  сознания
посвящена пьеса "Ячейка"  (1932).  Большинство  пьес  Г.  этого  периода
проникнуты    идеей    борьбы    против    капи-талистич.    строя     и
польско-шляхетского  владычества  в  Зап.  Украине.  После  освобождения
советскими войсками Зап. Украины (1939) начался новый этап  деятельности
писателя. Г. в„л журналистскую работу, в 1942 написал  одноактную  драму
"Шуми, Марица" о борьбе болг. народа с гитлеровскими оккупантами, в 1947
- пьесу "Под золотым орлом" (1951, Т-р им.  Заньковецкой,  Киевский  т-р
им.  Л.  Украинки,  Одесский  т-р  им.  Октябрьской  революции  и  др.),
разоблачающую  политику  англо-амер.  оккупационных   властей   в   Зап.
Германии, утверждающую идеи коммунизма. Формированию характера советских
людей посвящена пьеса "Любовь на рассвете" (1949, Т-р им.  Заньковецкой,
1952, Харьковский т-р им.  Шевченко).  Написал  ряд  одноактных  пьес  и
политич. скетчей, среди к-рых - скетч "Я - не я"  (1947),  разоблачающий
избирательный порядок в панской Польше. Г. трагически погиб от рук убийц
- бурж. националистов.
   Лучшие  драм.  произведения  Г.  отличаются  политической   остротой,
передовой  идейностью  и   высокой   художественностью.   Пьесы   "Лодка
качается", "Под золотым орлом", "Любовь на рассвете" были переведены  на
рус., груз., арм., латв., литов., эстон., тувинский  языки  и  пост.  во
многих т-рах СССР и в странах нар. демократии. Сталинская премия (1952).
   Соч.: Драматичн? твори, Кив, 1955; в рус. пер.- Пьесы, М-, 1956.
   Лит.: Мельничук Ю., Ярослав Галан, Кив, 1951;
   ?стор?я укрансько л?тератури, т. 2, Кив, 1957. P.B.
   ГАЛЕВЙ [правильне А л е в и (Halovy),  собственно  Леви],  Фроманталь
Жак (27 .V.1799, Париж,- 17.111.1862, Ницца) - французский композитор  и
педагог. Видный представитель т. н. "большой оперы". Член Ин-та  Франции
(с 1836). Музыке обучался  в  Парижской  консерватории  (1809-19)  у  А.
Бертона и Л. Керубини. С 1816  -  преподаватель  (с  1827  -  профессор)
Парижской консерватории, где его учениками  были  Ш.  Гуно  и  Ж.  Бизе;
одновременно Г. с 1827 - аккомпаниатор,  с  1830-45  -  хормейстер  т-ра
"Итальянской оперы" в Париже.  С  1854-  постоянный  секретарь  Академии
изящных иск-в. Автор св. 30 опер, а также симф., вокальных  и  др.  соч.
Сценич. произв. Г. написаны преим. на историч. сюжеты:  опера  "Королева
Кипра" (либр. В. де Сен-Жоржа, 1841, т-р  "Гранд-Опера",  Париж)  рисует
борьбу жителей Кипра против венецианского владычества, "Карл VI"  (либр.
К. и Ж. Делавиня, 1843, т-р "Гранд-Опера") - борьбу франц. народа против
поработителей-англичан, "Жидовка" ("Дочь кардинала") (либр.  Э.  Скриба,
1835, т-р "Гранд-Опера") - преследования евреев  инквизицией.  Эти  темы
трактованы композитором в тонах бурж. либерального  гуманизма,  развитие
сюжета часто осложнено неоправданными сценич. положениями, но музыка  Г.
(особенно  опера  "Жидовка")  ярко  эмоциональна,   отмечена   драматич.
подъ„мом. Для произв. Г. характерна  выразительность  оперной  мелодики,
впитавшей в себя интонации франц. романса, широкая разработка  вокальных
партий и оркестрового сопровождения, яркие  муз.  контрасты.  Пост.  его
опер  отличались  обилием  сценич.  эффектов.  Среди  комич.   опер   Г.
наибольший успех имели "Молния" (1835, т-р "Опера комик", Париж),  оперы
на либр. Э. Скриба "Шериф" .(1839, т-р "Опера комик"), "Гитарист" (1841,
там же), "Буря" по Шекспиру (1850, Королевский т-р, Лондон), опера-балет
"Искушение" (1832, т-р "Гранд-Оп„ра"), опера "Мушкет„ры королевы" (1846,
т-р "Опера комик", Париж). Опера Г. "Пиковая  дама"  (1850,  т-р  "Опера
комик") написана на либр. Э. Скриба, использовавшего отчасти сюжет А. С.
Пушкина. Г. принадлежат также балеты "Манон Леско" по Прево  (1830,  т-р
"Гранд-Опера") и "Ельва" (1830, не  пост.),  музыка  к  трагедии  Эсхила
"Прикованный Прометей" (пер. Ф. Л. Галеви  -  брата  Г.,  1849,  Париж),
неск. лит. работ, в т. ч. "Воспоминания и портреты" (1861), муз.  статьи
и др. Рим. пр. (1813).
   Лит.: Н a l e v у L., F. Halevy, sa vie et ses oeuvres,  2  ed.,  P.,
1863; C a t e l i n A., F. Halevy, P., 1863; M o  n  n  a  i  s  E.,  F.
Halevy..., P., 1863.
   ГАЛЕК  (Halek),  Витезслав  (5.IV.  1835-8.X.1874)-   чешский   поэт,
драматург и критик. Окончил философский ф-т Пражского ун-та. Выступал  в
качестве  театр.  критика.  Своими  статьями,  б.  ч.  напечатанными   в
"Национальной газете", способствовал утверждению  нац.  реалистич.  чеш.

Страницы: «« « 496   497   498   499   500   501   502   503   504  505   506   507   508   509   510   511   512   513   514  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия