|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 » »» ГАЛАГАН, Владимир Михайлович (р. 1902)- советский цирковой артист;
воздушный гимнаст. Много и успешно занимался разными видами спорта.
Работу в цирке начал в 1927 как воздушный гимнаст. Создатель и
руководитель большого группового номера "Перекр„стный пол„т".
ГАЛАЕВ, Борис Александрович [р. 10(22). III. 1889]- осетинский
советский композитор и дириж„р. Засл. деят. иск. Груз. ССР (1940). Член
КПСС с 1942. Творч. деятельность начал в Петербурге в 1907. Окончил
Ленингр. муз. техникум в 1932 по кл. композиции П. Рязанова. В 1938-51
Г.- дириж„р (в 1941 - 1943 также и директор) Юго-Осетинского драм. т-ра
(Сталинир), в 1938-организатор и до 1952-художественный руководитель и
дириж„р Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски. Автор музыкальных
комедий "Жених" (1943), "Батрадз из Нартов" (1942) у музыки к спектаклям
Юго-Осетинского т-ра, в том числе "Проделки Скапена" Мольера (1942),
"Русские люди" Симонова (1942), "Скала героя" Г. Гулиа (1945) и др. Вас.
Ц.
ГАЛАН, Ярослав Александрович (27.VII.1902, Дынов над Сяном,
Галиция,24.X.1949, Львов) - украинский советский писатель, драматург,
публицист. С 1924-член Коммунистической партии Зап. Украины (КПЗУ). Член
Коммунистической партии Польши в 1926. Член КПСС с 1949. Род. в семье
мелкого служащего. Учился в Венском (1923- 1925) и Краковском (1926-28)
ун-тах. К годам пребывания в Кракове относится начало его
драматургической деятельности. В 1927 написал пьесу "Дон-Кихот из
Эттенгейма" (о периоде консульства Наполеона), к-рая получила первую
премию на драм. конкурсе "Украинского т-ра" во Львове. Эта пьеса,
написанная под влиянием нем. символизма и экспрессионизма, имеет значит,
идейно-худ ожеств. недостатки. По окончании ун-та (1928) Г. продолжает
лит. деятельность, сотрудничает в журнале"В?кна" ("Окна"). В этигодыв
результате изучения марксистско-ленинской философии происходит идейный
рост писателя. Важным этапом творчества Г. явилась пьеса "Груз"
(1930,Львовский "Рабочий т-р", 1957, Т-р им. Заньковецкой, Львов),
разоблачающая англо-амер. империалистов, стремящихся подавить
нац.-освободительную борьбу китайского народа. В пьесе "Вероника" (1930)
Г. обратился к теме дружбы трудящихся, резко осудил агрессивные войны. В
конце 1930 написал острую политич. сатиру на укр. бурж.
националистов-"99 %" ("Лодка качается"), к-рая была пост. "Рабочим
т-ром", но вскоре запрещена (в 1955 пост. Т-ром им. Заньковецкой).
Революц. борьбе рабочего класса, становлению его политич. сознания
посвящена пьеса "Ячейка" (1932). Большинство пьес Г. этого периода
проникнуты идеей борьбы против капи-талистич. строя и
польско-шляхетского владычества в Зап. Украине. После освобождения
советскими войсками Зап. Украины (1939) начался новый этап деятельности
писателя. Г. в„л журналистскую работу, в 1942 написал одноактную драму
"Шуми, Марица" о борьбе болг. народа с гитлеровскими оккупантами, в 1947
- пьесу "Под золотым орлом" (1951, Т-р им. Заньковецкой, Киевский т-р
им. Л. Украинки, Одесский т-р им. Октябрьской революции и др.),
разоблачающую политику англо-амер. оккупационных властей в Зап.
Германии, утверждающую идеи коммунизма. Формированию характера советских
людей посвящена пьеса "Любовь на рассвете" (1949, Т-р им. Заньковецкой,
1952, Харьковский т-р им. Шевченко). Написал ряд одноактных пьес и
политич. скетчей, среди к-рых - скетч "Я - не я" (1947), разоблачающий
избирательный порядок в панской Польше. Г. трагически погиб от рук убийц
- бурж. националистов.
Лучшие драм. произведения Г. отличаются политической остротой,
передовой идейностью и высокой художественностью. Пьесы "Лодка
качается", "Под золотым орлом", "Любовь на рассвете" были переведены на
рус., груз., арм., латв., литов., эстон., тувинский языки и пост. во
многих т-рах СССР и в странах нар. демократии. Сталинская премия (1952).
Соч.: Драматичн? твори, Кив, 1955; в рус. пер.- Пьесы, М-, 1956.
Лит.: Мельничук Ю., Ярослав Галан, Кив, 1951;
?стор?я укрансько л?тератури, т. 2, Кив, 1957. P.B.
ГАЛЕВЙ [правильне А л е в и (Halovy), собственно Леви], Фроманталь
Жак (27 .V.1799, Париж,- 17.111.1862, Ницца) - французский композитор и
педагог. Видный представитель т. н. "большой оперы". Член Ин-та Франции
(с 1836). Музыке обучался в Парижской консерватории (1809-19) у А.
Бертона и Л. Керубини. С 1816 - преподаватель (с 1827 - профессор)
Парижской консерватории, где его учениками были Ш. Гуно и Ж. Бизе;
одновременно Г. с 1827 - аккомпаниатор, с 1830-45 - хормейстер т-ра
"Итальянской оперы" в Париже. С 1854- постоянный секретарь Академии
изящных иск-в. Автор св. 30 опер, а также симф., вокальных и др. соч.
Сценич. произв. Г. написаны преим. на историч. сюжеты: опера "Королева
Кипра" (либр. В. де Сен-Жоржа, 1841, т-р "Гранд-Опера", Париж) рисует
борьбу жителей Кипра против венецианского владычества, "Карл VI" (либр.
К. и Ж. Делавиня, 1843, т-р "Гранд-Опера") - борьбу франц. народа против
поработителей-англичан, "Жидовка" ("Дочь кардинала") (либр. Э. Скриба,
1835, т-р "Гранд-Опера") - преследования евреев инквизицией. Эти темы
трактованы композитором в тонах бурж. либерального гуманизма, развитие
сюжета часто осложнено неоправданными сценич. положениями, но музыка Г.
(особенно опера "Жидовка") ярко эмоциональна, отмечена драматич.
подъ„мом. Для произв. Г. характерна выразительность оперной мелодики,
впитавшей в себя интонации франц. романса, широкая разработка вокальных
партий и оркестрового сопровождения, яркие муз. контрасты. Пост. его
опер отличались обилием сценич. эффектов. Среди комич. опер Г.
наибольший успех имели "Молния" (1835, т-р "Опера комик", Париж), оперы
на либр. Э. Скриба "Шериф" .(1839, т-р "Опера комик"), "Гитарист" (1841,
там же), "Буря" по Шекспиру (1850, Королевский т-р, Лондон), опера-балет
"Искушение" (1832, т-р "Гранд-Оп„ра"), опера "Мушкет„ры королевы" (1846,
т-р "Опера комик", Париж). Опера Г. "Пиковая дама" (1850, т-р "Опера
комик") написана на либр. Э. Скриба, использовавшего отчасти сюжет А. С.
Пушкина. Г. принадлежат также балеты "Манон Леско" по Прево (1830, т-р
"Гранд-Опера") и "Ельва" (1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила
"Прикованный Прометей" (пер. Ф. Л. Галеви - брата Г., 1849, Париж),
неск. лит. работ, в т. ч. "Воспоминания и портреты" (1861), муз. статьи
и др. Рим. пр. (1813).
Лит.: Н a l e v у L., F. Halevy, sa vie et ses oeuvres, 2 ed., P.,
1863; C a t e l i n A., F. Halevy, P., 1863; M o n n a i s E., F.
Halevy..., P., 1863.
ГАЛЕК (Halek), Витезслав (5.IV. 1835-8.X.1874)- чешский поэт,
драматург и критик. Окончил философский ф-т Пражского ун-та. Выступал в
качестве театр. критика. Своими статьями, б. ч. напечатанными в
"Национальной газете", способствовал утверждению нац. реалистич. чеш.
Страницы: «« « 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |