Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 504   505   506   507   508   509   510   511   512  513   514   515   516   517   518   519   520   521   522  » »»

Риголетто;  Фигаро   ("Севильский   цирюльник"),   Валентин   ("Фауст"),
Эскамильо и др. Ст. пр. (1950) за участие в фильме "Щит Джургая".
   ГАМРЕКЕЛИ, Ираклий Ильич  [5(17).  V.  1894-10.V.1943]  -  грузинский
советский художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1934).  Член  ВКП(б)  с
1939.  С  1922  работал  в  Т-ре  им.  Руставели,  вначале   с   К.   А.
Марджанишвили, затем с А. Ахметелли и др. режисс„рами. В  этом  т-ре  Г.
оформил св. 50 спектаклей, в т. ч.: "Гамлет" (1925); "Анзор" Шаншиашвили
(1928),   "Разлом"   (1928);   "Тет-нульд"   Д   адиани(    1931),    "Р
азбой-ники"(1933); "Арсен" Шаншиашвили (1936), "Отелло" (1937);
   "Из искры" Дадиани (1937), "Человек с ружь„м" (1939);
   "Богдан Хмельницкий"  Корнейчука  (1940),  "Измена"  Сум-батова-Южина
(1940), "Кик-видзе" Дарасели (1941), "Невеста из афиш" Гольдони (1942) и
др. В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) оформил  "Абесалом  и
Этери"  Палиашвили  (1937),  "Сердце  гор"  Баланчивадзе  (1938),  "Ладо
Кецховели" Киладзе (1941), "Патара Кахи" Гокиели (1943) и др.  Декорации
Г. отличались мощностью объ„мов,  живописностью,  лаконизмом.  Искусство
Г., отмеченное стремлением к монументальности,  романтичностью  и  ярким
нац.  колоритом,  во  многом  способствовало   определению   творческого
своеобразия Т-ра  Руставели.  Работал  в  киностудии  Грузии  (кинофильм
"Арсен"),  оформлял  спектакли  в  т-рах  Москвы,   Ленинграда,   Киева,
Саратова, Баку.
   Лит.: Абхаидзе Ш.,  Швангирадзе  Н.,  Государственный  ордена  Ленина
театр имени Руставели, Тб., 1958;
   Гудиашвили Н." Ираклий Гамрекели, М., 1958. Н. 9.
   ГАМСАХУРДИЯ, Роман Сергеевич [2(14).XII.
   1860-29.IX. 1939]-деятель советского грузинского цирка.  Засл.  деят.
иск-в Груз. ССР (1933). Герой Труда (1933). Работу в цирке начал в  1882
в качестве администратора. Был одним из организаторов профсоюза артистов
цирка и эстрады (1914). В 1926-30 работал директором  цирков  в  Одессе,
Туле, Свердловске, Казани, в 193U-39 - в Тбилиси. Г.  вн„с  значительный
вклад  в  развитие  груз.  циркового  иск-ва,   способствовал   созданию
оригинальных номеров, принимал участие  в  строительстве  нового  здания
цирка. Я. Э.
   ГАМСУН (Hamsun) [наст.  фам.-  Педерсен  (Pedersen)],  Кнут  (4.VIII.
1859- 19.11. 1952)- норвежский писатель,  драматург.  Лит.  деятельность
начал в конце  70-х  гг.  Автор  романов  ("Голод",  "Мистерии",  "Пан",
"Виктория" и др.), прин„сших ему мировую известность. Первая и  наиболее
значительная драма Г. "У врат царства"  (1895),  составляющая  драматич.
трилогию вместе с пьесами "Игра жизни" (1896) и "Вечерняя заря"  (1898),
показывает бунт уч„ного Ивара  Карено  против  бурж.  либералов.  Однако
идейная  программа  пьесы  Г.  близка  философии  Ф.  Ницше;  герой   е„
прославляет войну, требует "истребления" рабочих  и  мечтает  о  приходе
"прирожденного властелина, деспота по природе". В нач. 20  в.  в  период
распространения ущербной лит-ры эта пьеса  ставилась  во  многих  европ.
т-рах. Позднейшие пьесы Г.- неоромантич. драма в  стихах  "Монах  Вендт"
(1902), варьирующая темы  романов  "Мистерии"  и  "Пан";  пьесы  "Царица
Тамара" (1903), написанная в результате поездки по Грузии, и "У жизни  в
лапах"  (1910)  отражают  дальнейшую  идейно-художеств.  деградацию  Г.,
ставшего в годы  2-й  мировой  войны  фашистом-квислинговцем.  Пьесы  Г.
ставились в Нац. т-ре в Осло, но прочно в репертуар не вошли.
   Соч.: Samlede verker, bd 1-15, [Oslo], 1954-56; в рус.  пер.-  Полное
собрание сочинений, т. 1-5, СПБ, 1910.
   Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его  кн.:  Искусство  и
литература, М., 1948. A. M.
   ГАНАССА (Ganassa) [наст.  фам.  -Назелли  (Naselli)],  Альберто  [ок.
1540(?) - ок. 1588(?)]- итальянский акт„р.  По  происхождению  бергамец.
Выступал в комедии дель арте исполняя роли Дзанни (отсюда его  прозвище.
Дзан Ганасса). В 1571 по приглашению Екатерины Медичи уехал во  Францию,
играл в Париже и Лионе. В 1574 выступал  со  своей  труппой  в  Испании,
устраивал  представления   комедии   дель   арте   и   ставил   ауто   -
религиозно-аллегорич. драмы на сюжеты из библии и житий святых  (в  1579
для этой цели был специально приглаш„н в Толедо). В 1584  возвратился  в
Италию.
   Лит..  Дживелегов  А.  К."  Итальянская  народная  комедия.  Commedia
dell'arte. M., 1954; История западно"  европейского  театра,  под  общей
ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956. Р. X.
   ГАНГАРЙЛЬЯ (gangarilla) - бродячая труппа в Испании 16  в.,  дававшая
представления по крестьянским дворам. Состояла из 3 мужчин и мальчика на
женские роли. Г. разыгрывали ауто и интермедии. С. И.
   ГАНЙ,  Абдулло  (наст.  фам.-  Абдуллаев)  (р.  1912)  -   таджикский
советский драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы "Долина
счастья" (1936, Т-р им. Лахути) - о  преобразованиях  в  Таджикистане  в
годы первой пятилетки, муз. драмы "Восстание  Восе"  (1938,  Тадж.  муз.
т-р),  посвящ„нной  восстанию  дехкан  Бальджуанского  бекства  в  1885,
"Ураган" (совм. с Ш. Киямовым, 1957, Т-р им.  Лахути)  -  о  становлении
Советской власти в Ср. Азии. В этой пьесе впервые  в  тадж.  драматургии
воссозданы образы В. И. Ленина, Н.  К.  Крупской,  Г.  К.  Орджоникидзе.
Перев„л ряд пьес Островского. Н. Н.
   ГАНИЗАДЕ, Султан Меджид Муртуза оглы (1866- 1937)  -  азербайджанский
просветитель, драматург, театральный деятель. Окончил реальное  уч-ще  в
Шемахе и Учительский ин-т  в  Тифлисе.  Работал  инспектором  нар.  школ
Бакинской губернии. В 1888 совместно с Г. Махмудбековым  и  Н.  Велиевым
организовал постоянную азерб. театр. труппу в Баку и стал  одним  из  е„
режисс„ров. В 1897 Г. привл„к в труппу акт„ра Г.  Араблинского.  Написал
драму  "Гон-ча  ханум"  ("Бинамская  помещица"),   запрещ„нную   царской
цензурой,  комедию  "Вечернее  чихание  в   пользу"   (1904),   водевили
"Дурсунали Баллыбады" (1904), "Хор-хор" (1905), "Бери, да помни" (1908),
"Самоотверженность". Перев„л на азерб. яз. "Первый винокур" Л. Толстого.
К. Кае.
   ГАНЛОН-ЛИ, братья - Томас, Джордж, Уильям, Альфред, Эдмонд,  Фредерик
(сер. 19 в.),- английские цирковые артисты, клоуны. В 1847  дебютировали
в Лондоне в  т-ре  "Адельфи",  номер  Г.-Л.  состоял  из  упражнений  на
трапеции  и  икарийских  игр.  В  1885  во  время  гастролей  в   Чикаго
встретились с франц. канатоходцем и жонгл„ром  Августом,  посоветовавшим
им выступить в пантомиме. Участие в  пантомиме  "Деревенский  брадобрей"
принесло Г.-Л. успех. Особую известность они приобрели в пантомиме  "До,
ми, соль, до", поставленной Августом в парижском  Зимнем  цирке  в  1874
(пантомима изображала концерт маньяков, игравших одновременно  различные
произведения Вагнера и создававших  жуткую  какафонию).  Г.-Л.  ввели  в
англ. акробатич. пантомиму утраченное ею  иск-во  мимики.  Строили  свои

Страницы: «« « 504   505   506   507   508   509   510   511   512  513   514   515   516   517   518   519   520   521   522  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия