|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 » »» Риголетто; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"),
Эскамильо и др. Ст. пр. (1950) за участие в фильме "Щит Джургая".
ГАМРЕКЕЛИ, Ираклий Ильич [5(17). V. 1894-10.V.1943] - грузинский
советский художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1934). Член ВКП(б) с
1939. С 1922 работал в Т-ре им. Руставели, вначале с К. А.
Марджанишвили, затем с А. Ахметелли и др. режисс„рами. В этом т-ре Г.
оформил св. 50 спектаклей, в т. ч.: "Гамлет" (1925); "Анзор" Шаншиашвили
(1928), "Разлом" (1928); "Тет-нульд" Д адиани( 1931), "Р
азбой-ники"(1933); "Арсен" Шаншиашвили (1936), "Отелло" (1937);
"Из искры" Дадиани (1937), "Человек с ружь„м" (1939);
"Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Измена" Сум-батова-Южина
(1940), "Кик-видзе" Дарасели (1941), "Невеста из афиш" Гольдони (1942) и
др. В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) оформил "Абесалом и
Этери" Палиашвили (1937), "Сердце гор" Баланчивадзе (1938), "Ладо
Кецховели" Киладзе (1941), "Патара Кахи" Гокиели (1943) и др. Декорации
Г. отличались мощностью объ„мов, живописностью, лаконизмом. Искусство
Г., отмеченное стремлением к монументальности, романтичностью и ярким
нац. колоритом, во многом способствовало определению творческого
своеобразия Т-ра Руставели. Работал в киностудии Грузии (кинофильм
"Арсен"), оформлял спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева,
Саратова, Баку.
Лит.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина
театр имени Руставели, Тб., 1958;
Гудиашвили Н." Ираклий Гамрекели, М., 1958. Н. 9.
ГАМСАХУРДИЯ, Роман Сергеевич [2(14).XII.
1860-29.IX. 1939]-деятель советского грузинского цирка. Засл. деят.
иск-в Груз. ССР (1933). Герой Труда (1933). Работу в цирке начал в 1882
в качестве администратора. Был одним из организаторов профсоюза артистов
цирка и эстрады (1914). В 1926-30 работал директором цирков в Одессе,
Туле, Свердловске, Казани, в 193U-39 - в Тбилиси. Г. вн„с значительный
вклад в развитие груз. циркового иск-ва, способствовал созданию
оригинальных номеров, принимал участие в строительстве нового здания
цирка. Я. Э.
ГАМСУН (Hamsun) [наст. фам.- Педерсен (Pedersen)], Кнут (4.VIII.
1859- 19.11. 1952)- норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность
начал в конце 70-х гг. Автор романов ("Голод", "Мистерии", "Пан",
"Виктория" и др.), прин„сших ему мировую известность. Первая и наиболее
значительная драма Г. "У врат царства" (1895), составляющая драматич.
трилогию вместе с пьесами "Игра жизни" (1896) и "Вечерняя заря" (1898),
показывает бунт уч„ного Ивара Карено против бурж. либералов. Однако
идейная программа пьесы Г. близка философии Ф. Ницше; герой е„
прославляет войну, требует "истребления" рабочих и мечтает о приходе
"прирожденного властелина, деспота по природе". В нач. 20 в. в период
распространения ущербной лит-ры эта пьеса ставилась во многих европ.
т-рах. Позднейшие пьесы Г.- неоромантич. драма в стихах "Монах Вендт"
(1902), варьирующая темы романов "Мистерии" и "Пан"; пьесы "Царица
Тамара" (1903), написанная в результате поездки по Грузии, и "У жизни в
лапах" (1910) отражают дальнейшую идейно-художеств. деградацию Г.,
ставшего в годы 2-й мировой войны фашистом-квислинговцем. Пьесы Г.
ставились в Нац. т-ре в Осло, но прочно в репертуар не вошли.
Соч.: Samlede verker, bd 1-15, [Oslo], 1954-56; в рус. пер.- Полное
собрание сочинений, т. 1-5, СПБ, 1910.
Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его кн.: Искусство и
литература, М., 1948. A. M.
ГАНАССА (Ganassa) [наст. фам. -Назелли (Naselli)], Альберто [ок.
1540(?) - ок. 1588(?)]- итальянский акт„р. По происхождению бергамец.
Выступал в комедии дель арте исполняя роли Дзанни (отсюда его прозвище.
Дзан Ганасса). В 1571 по приглашению Екатерины Медичи уехал во Францию,
играл в Париже и Лионе. В 1574 выступал со своей труппой в Испании,
устраивал представления комедии дель арте и ставил ауто -
религиозно-аллегорич. драмы на сюжеты из библии и житий святых (в 1579
для этой цели был специально приглаш„н в Толедо). В 1584 возвратился в
Италию.
Лит.. Дживелегов А. К." Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte. M., 1954; История западно" европейского театра, под общей
ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956. Р. X.
ГАНГАРЙЛЬЯ (gangarilla) - бродячая труппа в Испании 16 в., дававшая
представления по крестьянским дворам. Состояла из 3 мужчин и мальчика на
женские роли. Г. разыгрывали ауто и интермедии. С. И.
ГАНЙ, Абдулло (наст. фам.- Абдуллаев) (р. 1912) - таджикский
советский драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы "Долина
счастья" (1936, Т-р им. Лахути) - о преобразованиях в Таджикистане в
годы первой пятилетки, муз. драмы "Восстание Восе" (1938, Тадж. муз.
т-р), посвящ„нной восстанию дехкан Бальджуанского бекства в 1885,
"Ураган" (совм. с Ш. Киямовым, 1957, Т-р им. Лахути) - о становлении
Советской власти в Ср. Азии. В этой пьесе впервые в тадж. драматургии
воссозданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе.
Перев„л ряд пьес Островского. Н. Н.
ГАНИЗАДЕ, Султан Меджид Муртуза оглы (1866- 1937) - азербайджанский
просветитель, драматург, театральный деятель. Окончил реальное уч-ще в
Шемахе и Учительский ин-т в Тифлисе. Работал инспектором нар. школ
Бакинской губернии. В 1888 совместно с Г. Махмудбековым и Н. Велиевым
организовал постоянную азерб. театр. труппу в Баку и стал одним из е„
режисс„ров. В 1897 Г. привл„к в труппу акт„ра Г. Араблинского. Написал
драму "Гон-ча ханум" ("Бинамская помещица"), запрещ„нную царской
цензурой, комедию "Вечернее чихание в пользу" (1904), водевили
"Дурсунали Баллыбады" (1904), "Хор-хор" (1905), "Бери, да помни" (1908),
"Самоотверженность". Перев„л на азерб. яз. "Первый винокур" Л. Толстого.
К. Кае.
ГАНЛОН-ЛИ, братья - Томас, Джордж, Уильям, Альфред, Эдмонд, Фредерик
(сер. 19 в.),- английские цирковые артисты, клоуны. В 1847 дебютировали
в Лондоне в т-ре "Адельфи", номер Г.-Л. состоял из упражнений на
трапеции и икарийских игр. В 1885 во время гастролей в Чикаго
встретились с франц. канатоходцем и жонгл„ром Августом, посоветовавшим
им выступить в пантомиме. Участие в пантомиме "Деревенский брадобрей"
принесло Г.-Л. успех. Особую известность они приобрели в пантомиме "До,
ми, соль, до", поставленной Августом в парижском Зимнем цирке в 1874
(пантомима изображала концерт маньяков, игравших одновременно различные
произведения Вагнера и создававших жуткую какафонию). Г.-Л. ввели в
англ. акробатич. пантомиму утраченное ею иск-во мимики. Строили свои
Страницы: «« « 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |