Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 510   511   512   513   514   515   516   517   518  519   520   521   522   523   524   525   526   527   528  » »»

Оттавио,  Базилио  ("Дон  Жуан",  "Свадьба   Фигаро"   Моцарта),   Ахилл
("Ифигения в Авлиде"  Глюка),  Норфольк  ("Елизавета,  королева  Англии"
Россини) и др. Г.- автор и  постановщик  опер  "Узник"  (1800,  Мадрид),
"Раскаявшийся совратитель" (1802), "Хитрый  слуга"  (1804),  "Багдадский
калиф" (1813, Неаполь), "Диана и Эндимион" (1813),  "Привратница  Рааба"
(1814), "Две стороны женитьбы"  (1824,  Париж),  "Дочь  воздуха"  (1826,
Нью-Йорк), "Абуфар" (1827, Мехико) и другие.
   С 1828 Г. жил в Париже, посвятив себя преподавательской деятельности.
Создал собственный метод обучения вокальному иск-ву.
   Лит.: Mewburn Levien J., The Gardas family, L., 1932; Harris L.,  Don
Manuel Garcia, "Opera News", 1950, 11 Dec. Иг. Ф.
   ГАРСЙА   (Garcia),   Мануэль    Патрисио    Родригес    (17.III.i805,
Мадрид,1.VII.1906, Лондон) - испанский певец  (бас)  и  педагог.  Сын  и
ученик М. Гарсиа, Один из крупнейших преподавателей  пения  19  в  Начал
выступать как певец в сер. 20-х годов; гастролировал вместе с  отцом  по
городам Америки (в т. ч. в  Нью-Йорке,  где  исполнял  партию  Фигаро  в
"Севильском цирюльнике"). В 1829 оставил сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности. В  1842-50  Г.  -  профессор  Парижской  консерватории,  в
1850-95 - Королев. академии музыки  в  Лондоне.  Автор  ряда  трудов  по
вокальному иск-ву. Основной труд Г.- "Полное  руководство  по  искусству
пения" (Париж, 1847) - неоднократно переводился на различные  языки.  Г.
работал  также  в  области  изучения  физиологии  человеческого   голоса
("Записка о человеческом голосе", 1840). В 1855 Г.  изобр„л  ларингоскоп
(зеркало  для  исследования  горла),  имеющий  значение  и  в  медицине.
Учениками Г. были певицы Ж. Линд, М. Маркези, Г.  Ниссен-Саломан;  певцы
Ю. Штохгаузен, К. Эверарди и др.
   Лит.: Tapia А. G., Manuel Garcia. Su influencia en la laringologia  y
en el arte del canto, Madrid, 1905; M a-c k i n 1 a y M. S., Garcia  the
centenarian and his times..., L., 1908. {fe. Ф.
   ГАРСЙА ЛОРКА (Garcia Lorca),  Федерико  (5.VI.  1898-19.VIII.1936)  -
испанский поэт и драматург. После окончания Гранадского ун-та переехал в
Мадрид и обратился к лит. деятельности. В 30-х  гг.  Г.  Л.  примкнул  к
группе  передовых  писателей,  объединившихся   вокруг   антифашистского
журнала "Октубре", стал членом  Ассоциации  друзей  Советского  Союза  и
Союза антифашистской интеллигенции. Фашистский мятеж 1936 застал Г. Л. в
Гранаде; он был арестован и расстрелян фашистами.
   К драматургии Г. Л. обратился  с  самого  начала  лит.  деятельности,
уделив  ей   преимущественное   внимание   в   зрелый   период.   Первый
дра-матургич. опыт Г.  Л.-пьеса-сказка  "Волшебство  бабочки"  (1920,т-р
"Эслава", Мадрид).  В  этой  пьесе,  написанной  в  символико-аллегорич.
форме, Г. Л. выражал  романтич.  протест  против  мещанской  пошлости  и
эгоизма  бурж.  общества.  Последующие  годы  были  периодом  исканий  и
усвоения опыта гуманистич. исп. театра  17  в.,  нар.  театр.  традиций.
Героико-романтич. драма "Марьяна  Пинеда",  названная  Г.  Л.  "народный
романс в тр„х эстампах"  (1925;  труппа  М.  Ксиргу,  Барселона,  1927),
посвящена  гранадской  патриотке,  казн„нной  в  1831   за   участие   в
антиправительственном  заговоре.  Пьеса  прозвучала  как  вызов   режиму
диктатуры  и  пользовалась  большим   успехом.   В   духе   андалусского
народно-ко-мич. спектакля написан "жестокий фарс" "Чудесная  башмачница"
(1930, пост. в  сокращ„нном  варианте  в  т-ре  "Эспаньоль",  в  1933  -
полностью труппой Л. Мембривес в Буэнос-Айресе), в жанре нар. трагедии -
пьеса "Любовь дона Перлимплина" (1931, пост. 1933), в  жанре  фарса  для
кукольного т-ра- "Балаганчик дона Кристоваля" (1931; т-р "Ла  Таррум-ба"
в Мадриде, 1935).  Особняком  стоит  символико-аллегорич.  пьеса  "Когда
пройдет пять лет" (1931), воплотившая присущее Г.  Л.  трагич.  ощущение
бурж. действительности.
   К началу 30-х гг. ч„тко сформировались взгляды Г. Л. на задачи  т-ра.
Наиболее полно он сформулировал их в своей речи  "О  театре"  (1935),  в
к-рой, резко осуждая губительное влияние капиталистич. отношений на совр
. исп. т-р, требовал создания "т-ра социального  действия",  призванного
воспитывать широкие массы народа. Осуществляя эту  программу,  Г.  Л.  в
1931-33 возглавил студенческий т-р "Ла Баррака" (см. Баррака"). Пьесы Г.
Л.,  созданные  в  эти  годы,  отвечали  программе   "т-ра   социального
действия". Таковы его драмы: "Кровавая свадьба"  (1933,  т-р  "Беатрис",
Мадрид), "Иерма" (1934, т-р "Эспаньоль",  Мадрид),  "Донья  Росита,  или
Язык цветов" (1935, труппа М. Ксиргу, Барселона), "Дом Бернарды  Аль-бы"
(1936; т-р "Авенида", Буэнос Айрес, 1945).
   Драматург-гуманист, Г. Л. утверждал,  что  человек  должен  следовать
законам природы, но  бурж.  общество  с  неизбежностью  толкает  его  на
искажение этих законов и это влеч„т  за  собой  трагедию,  приобретающую
социальный характер. В "Кровавой свадьбе" любящие расстаются,  ибо  один
из них беден. Но  "голос  крови",  природы  оказывается  сильнее,  юноша
похищает свою возлюбленную из-под венца и гибнет. В  "Иерме"  источником
трагедии оказывается жажда материнства, сталкивающаяся с миром корыстных
расч„тов. В "Доме Бернарды  Альбы"  деспотизм  матери-ханжи,  пытающейся
подавить естественные стремления дочерей к любви и счастью,  приводит  к
трагической гибели одной из дочерей и распаду семьи. В "Донье Росите" Г.
Л. показал увядание девушки, обманутой в любви. Пьесы Г. Л., новаторские
по своим идейно-художественным качествам, пронизаны  ненавистью  к  миру
наживы, с любовью рисуют образы простых людей, близких  к  природе.  Для
творчества Г. Л. характерно сочетание  реалистич.  деталей  с  романтич.
пафосом страстей, типич. характеров с аллегорич. фигурами и  символикой;
он широко использует живописные и звуковые образы.
   Драматургия Г. Л. пользуется широкой популярностью, его пьесы идут на
сценах прогрессивных т-ров многих стран мира.  В  СССР  пост.  "Чудесная
башмачница" (1940, т-р "Ромэн", Москва,  и  т-р  в  Чарджоу),  "Кровавая
свадьба" (1939, т-р "Ромэн"  и  Сухумский  т-р,  1947,  Батумский  т-р),
"Марьяна Пинеда" (1959 т-р "Ромэн"), "Дом Бернарды Альбы"  (1959,  Моск.
т-р им. Станиславского).
   Соч.: Obras completas, v. 1-8, B. Aires,  1938-46;  2  ed."  1948-49;
Obras completas, 3 ed., Madrid, 1957; в рус. пер.- Театр. М., 1957.
   Лит.: В a b i n M. Т., Garcia Lorca. Vida y obras, N. Y." [1955];  A.
de la Guardia, Garcia Lorca. Persona y creacion, B. Aires, 1944; A.  del
Rio, Federico Garcia Lorca. Vida y obras, Saragozza, 1952; Machado Bonet
O., Federico Garcia Lorca.  Su  produccion  dramatica,  Montevideo,1951;
Nourissier F., F. Garcia Lorca, dramaturgo, Р., 1955. 3. Л.
   ГАРТМАН  (Hartmann),  Карл  Амадеус  (р.  2.VIII.  1905)  -  немецкий
композитор. Родился в семье художника. Музыке обучался в Мюнхенской муз.
академии у И. Хаас; совершенствовался у Г. Шерхена и А. Веберна.  Творч.
деятельность   начал   в   1933.   Вначале   находился   под    влиянием

Страницы: «« « 510   511   512   513   514   515   516   517   518  519   520   521   522   523   524   525   526   527   528  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия