|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 » »» Оттавио, Базилио ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Ахилл
("Ифигения в Авлиде" Глюка), Норфольк ("Елизавета, королева Англии"
Россини) и др. Г.- автор и постановщик опер "Узник" (1800, Мадрид),
"Раскаявшийся совратитель" (1802), "Хитрый слуга" (1804), "Багдадский
калиф" (1813, Неаполь), "Диана и Эндимион" (1813), "Привратница Рааба"
(1814), "Две стороны женитьбы" (1824, Париж), "Дочь воздуха" (1826,
Нью-Йорк), "Абуфар" (1827, Мехико) и другие.
С 1828 Г. жил в Париже, посвятив себя преподавательской деятельности.
Создал собственный метод обучения вокальному иск-ву.
Лит.: Mewburn Levien J., The Gardas family, L., 1932; Harris L., Don
Manuel Garcia, "Opera News", 1950, 11 Dec. Иг. Ф.
ГАРСЙА (Garcia), Мануэль Патрисио Родригес (17.III.i805,
Мадрид,1.VII.1906, Лондон) - испанский певец (бас) и педагог. Сын и
ученик М. Гарсиа, Один из крупнейших преподавателей пения 19 в Начал
выступать как певец в сер. 20-х годов; гастролировал вместе с отцом по
городам Америки (в т. ч. в Нью-Йорке, где исполнял партию Фигаро в
"Севильском цирюльнике"). В 1829 оставил сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности. В 1842-50 Г. - профессор Парижской консерватории, в
1850-95 - Королев. академии музыки в Лондоне. Автор ряда трудов по
вокальному иск-ву. Основной труд Г.- "Полное руководство по искусству
пения" (Париж, 1847) - неоднократно переводился на различные языки. Г.
работал также в области изучения физиологии человеческого голоса
("Записка о человеческом голосе", 1840). В 1855 Г. изобр„л ларингоскоп
(зеркало для исследования горла), имеющий значение и в медицине.
Учениками Г. были певицы Ж. Линд, М. Маркези, Г. Ниссен-Саломан; певцы
Ю. Штохгаузен, К. Эверарди и др.
Лит.: Tapia А. G., Manuel Garcia. Su influencia en la laringologia y
en el arte del canto, Madrid, 1905; M a-c k i n 1 a y M. S., Garcia the
centenarian and his times..., L., 1908. {fe. Ф.
ГАРСЙА ЛОРКА (Garcia Lorca), Федерико (5.VI. 1898-19.VIII.1936) -
испанский поэт и драматург. После окончания Гранадского ун-та переехал в
Мадрид и обратился к лит. деятельности. В 30-х гг. Г. Л. примкнул к
группе передовых писателей, объединившихся вокруг антифашистского
журнала "Октубре", стал членом Ассоциации друзей Советского Союза и
Союза антифашистской интеллигенции. Фашистский мятеж 1936 застал Г. Л. в
Гранаде; он был арестован и расстрелян фашистами.
К драматургии Г. Л. обратился с самого начала лит. деятельности,
уделив ей преимущественное внимание в зрелый период. Первый
дра-матургич. опыт Г. Л.-пьеса-сказка "Волшебство бабочки" (1920,т-р
"Эслава", Мадрид). В этой пьесе, написанной в символико-аллегорич.
форме, Г. Л. выражал романтич. протест против мещанской пошлости и
эгоизма бурж. общества. Последующие годы были периодом исканий и
усвоения опыта гуманистич. исп. театра 17 в., нар. театр. традиций.
Героико-романтич. драма "Марьяна Пинеда", названная Г. Л. "народный
романс в тр„х эстампах" (1925; труппа М. Ксиргу, Барселона, 1927),
посвящена гранадской патриотке, казн„нной в 1831 за участие в
антиправительственном заговоре. Пьеса прозвучала как вызов режиму
диктатуры и пользовалась большим успехом. В духе андалусского
народно-ко-мич. спектакля написан "жестокий фарс" "Чудесная башмачница"
(1930, пост. в сокращ„нном варианте в т-ре "Эспаньоль", в 1933 -
полностью труппой Л. Мембривес в Буэнос-Айресе), в жанре нар. трагедии -
пьеса "Любовь дона Перлимплина" (1931, пост. 1933), в жанре фарса для
кукольного т-ра- "Балаганчик дона Кристоваля" (1931; т-р "Ла Таррум-ба"
в Мадриде, 1935). Особняком стоит символико-аллегорич. пьеса "Когда
пройдет пять лет" (1931), воплотившая присущее Г. Л. трагич. ощущение
бурж. действительности.
К началу 30-х гг. ч„тко сформировались взгляды Г. Л. на задачи т-ра.
Наиболее полно он сформулировал их в своей речи "О театре" (1935), в
к-рой, резко осуждая губительное влияние капиталистич. отношений на совр
. исп. т-р, требовал создания "т-ра социального действия", призванного
воспитывать широкие массы народа. Осуществляя эту программу, Г. Л. в
1931-33 возглавил студенческий т-р "Ла Баррака" (см. Баррака"). Пьесы Г.
Л., созданные в эти годы, отвечали программе "т-ра социального
действия". Таковы его драмы: "Кровавая свадьба" (1933, т-р "Беатрис",
Мадрид), "Иерма" (1934, т-р "Эспаньоль", Мадрид), "Донья Росита, или
Язык цветов" (1935, труппа М. Ксиргу, Барселона), "Дом Бернарды Аль-бы"
(1936; т-р "Авенида", Буэнос Айрес, 1945).
Драматург-гуманист, Г. Л. утверждал, что человек должен следовать
законам природы, но бурж. общество с неизбежностью толкает его на
искажение этих законов и это влеч„т за собой трагедию, приобретающую
социальный характер. В "Кровавой свадьбе" любящие расстаются, ибо один
из них беден. Но "голос крови", природы оказывается сильнее, юноша
похищает свою возлюбленную из-под венца и гибнет. В "Иерме" источником
трагедии оказывается жажда материнства, сталкивающаяся с миром корыстных
расч„тов. В "Доме Бернарды Альбы" деспотизм матери-ханжи, пытающейся
подавить естественные стремления дочерей к любви и счастью, приводит к
трагической гибели одной из дочерей и распаду семьи. В "Донье Росите" Г.
Л. показал увядание девушки, обманутой в любви. Пьесы Г. Л., новаторские
по своим идейно-художественным качествам, пронизаны ненавистью к миру
наживы, с любовью рисуют образы простых людей, близких к природе. Для
творчества Г. Л. характерно сочетание реалистич. деталей с романтич.
пафосом страстей, типич. характеров с аллегорич. фигурами и символикой;
он широко использует живописные и звуковые образы.
Драматургия Г. Л. пользуется широкой популярностью, его пьесы идут на
сценах прогрессивных т-ров многих стран мира. В СССР пост. "Чудесная
башмачница" (1940, т-р "Ромэн", Москва, и т-р в Чарджоу), "Кровавая
свадьба" (1939, т-р "Ромэн" и Сухумский т-р, 1947, Батумский т-р),
"Марьяна Пинеда" (1959 т-р "Ромэн"), "Дом Бернарды Альбы" (1959, Моск.
т-р им. Станиславского).
Соч.: Obras completas, v. 1-8, B. Aires, 1938-46; 2 ed." 1948-49;
Obras completas, 3 ed., Madrid, 1957; в рус. пер.- Театр. М., 1957.
Лит.: В a b i n M. Т., Garcia Lorca. Vida y obras, N. Y." [1955]; A.
de la Guardia, Garcia Lorca. Persona y creacion, B. Aires, 1944; A. del
Rio, Federico Garcia Lorca. Vida y obras, Saragozza, 1952; Machado Bonet
O., Federico Garcia Lorca. Su produccion dramatica, Montevideo,1951;
Nourissier F., F. Garcia Lorca, dramaturgo, Р., 1955. 3. Л.
ГАРТМАН (Hartmann), Карл Амадеус (р. 2.VIII. 1905) - немецкий
композитор. Родился в семье художника. Музыке обучался в Мюнхенской муз.
академии у И. Хаас; совершенствовался у Г. Шерхена и А. Веберна. Творч.
деятельность начал в 1933. Вначале находился под влиянием
Страницы: «« « 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |