|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 » »» y Ferrari E. de, Resena historica del teatro en Mexico, Mexico, 1895. В.
Ст., К). П.
ГАМБОА (Gamboa), Хосе Хоакин (20.1.1878-29.1. 1931) - мексиканский
драматург. Начал с сочинения сарсуэл и интермедий (писал на исп. яз.).
Ранние произведения Г.- "Одиночество", "Тело, или Тереса", "Смерть"
(1904), "Семья" и психологич. драма "День страшного суда" (1908) -
характеризуются аллегоричностью, символизмом. Но, начиная с комедии
"Дьявол м„рзнет" (1923), Г. обращается к жизни сов р. ему общества,
показывает ханжество, продажность, гнилую мораль мелкой буржуазии. К
этому периоду его творчества относятся пьесы: "Лос-Ревильяхихедос"
(1925), "Тяж„лый путь" (1925), "Если бы молод„жь знала..." (1927),
"Избитая тема" (1930), "Кавалер, смерть и дьявол" (1931). К концу своей
жизни Г. совместно с В. М. Диес Eappoco возглавил передовое новаторское
течение в мексиканском т-ре, к-рое создало предпосылки к зарождению
прогрессивных экспериментальных т-ров "Улисес", "Орьентасьон",
"Эсколарес дель театро", "Театро де Аора" и др.
Лит.: Usigli R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; M a-gana Esquivel
A., Imagen del teatro, Mexico, 1940;
Martinez J. L., Literatura mexicana siglo XX, Mexico, 1954; Jimenez
Rueda J., Historia de la literatura mexicana, Mexico, 1953. Ю. Л.
ГАМБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - один из первых стационарных
городских т-ров Германии, существовал в Гамбурге в 1767-68. Организован
драматургом И. Ф. Л„веном. Ядро т-ра составили ведущие акт„ры т-ра К. Э.
Аккермана, закрывшегося вследствие финансового краха. В состав т-ра в
Гамбурге вошли Аккерман, его жена С. Шредер, К. Экгоф, Д. Борхер, И.
Бек, Ф. Хензель, С. Ме-кур, С. Бак и др. Лит. руководство т-ром и
освещение его деятельности в критич. статьях взял на себя Г. Э. Лессинг,
к-рый написал 104 очерка о Г. н. т., объедин„нных впоследствии в труд
под общим названием "Гамбургская драматургия". Книга эта является
классич. исследованием, заложившим начало теории реалистич. т-ра в
Германии.
Г. н. т. ставил своей целью пропаганду отечественной драматургии.
Деятельность Г. н. т. сыграла решающую роль в истории нем. т-ра 18 в. На
его сцене усилиями Лессинга, Экгофа и их сподвижников утверждался
просветительский реализм, противостоявший реакц. тенденциям классицизма.
Жизненная правда-заменила манерность и условность в акт„рском
исполнении. Руководители Г. н. т. стремились упрочить общественное и
материальное положение акт„ров, повысить их культуру. Помимо совр. нем.
драматургии и пьес Лессинга ("Вольнодумец", "Клад", "Женоненавистник",
"Мисс Capa Сампсон", "Минна фон Барнхельм"), на сцене Г. н. т. шли пьесы
Вольтера, а также франц. сл„зная комедия и бурж. драма (Рень-яр, Мариво,
Нивель де Ла Шоссе, Детуш, Дидро и др.).
Серь„зный репертуар т-ра не был принят гамбургскими бюргерами,
предпочитавшими франц. фарс и балет. Г. н. т. оказался в трудном
финансовом положении. В ноябре 1768 т-р закрылся, а его труппа
распалась. Одну е„ часть возглавил Аккерман, другую- Экгоф. Лит.:
Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, M.-Л., 1936; Альтман И., Лессинг
и драма, M.-Л., 1939; Fetting H., Conrad Ekhof. Ein Schauspieler des
achtzehnten Jahrhunderts, B., 1954. Г. Гур.
ГАМБУРГСКИЙ НЕМЕЦКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР -один из ведущих немецких
театров. Находится в Гамбурге (ФРГ). Был открыт 15 сентября 1900
"Ифигенией в Тавриде" Г„те. Основан труппой любителей т-ра и долгое
время существовал на частные средства. Первый его руководитель А. Бергер
стремился следовать принципам сценич. реализма, выдвинутым Лессннгом в
"Гамбургской драматургии". Т-р ставил произв. немецкой классич.
драматургии ("Дон Карлос" Шиллера, "Минна фон Барнхельм" Лес-синга,
"Нибелунги" Хеббеля), а также трагедии Шекспира, пьесы Ибсена,
Бь„рнсона, Шоу, Гаупт-мана, Шницлера и др. С 1955 Г. н. д. т. руководит
акт„р и режисс„р Г. Грюндгенс. Для т-ра характерно стремление к
творческому ансамблю, мастерство сценич. речи (в особенности
стихотворной), строгость отбора выразит, средств в акт„рской игре и
оформлении. Лучшие сценич. достижения Г. н. д. т. связаны с пост.
немецкой и зарубежной классики. Т-р осуществил пост.: "Фауст" Г„те,
"Разбитый кувшин" Клейста, "Смерть Валленштейна" Шиллера (показаны во
время гастролей т-ра в СССР в 1959), "Святая Иоанна скотобоен" Брехта. В
труппе т-ра (1960) акт„ры С. Фишер, Г. Шомберг, В. Хинц, Э. Бюхи, Э.
Бессель; режисс„ры У. Эрфурт, X. Хильперт и др.
Лит.: В е r g e r A., Meine hamburgische Dramaturgie, W., 1910;
Берковский Н., "Манера и стиль", "Театр", I960, М., ј 3.
"ГАМИИ‚Т" ("Содействие") - азербайджанский театральный коллектив.
Организован в 1906 в Баку при рабочей газете "Текамюль" ("Прогресс") для
обслуживания рабочего зрителя. Активное участие в создании т-ра
принимали рабочие-большевики X. Са-фаралиев, И. Абилов, М. Мамедьяров.
Одним из организаторов коллектива явился акт„р М. А. Алиев. В труппу
входили М. Гаджинский, А. Рзаев, Дж. Баг-дадабеков и др. Коллектив давал
спектакли гл. обр. в рабочих районах Баку (Балаханы, Романы, Сабун-ни,
Биби-Эйбет, Ч„рный город и т. д.), соединяя театр. деятельность с
агитационно-пропагандистской (раздача листовок зрителям, политич.
выступления в антрактах и т. д.). "Г." ставил пьесы демократич.
направления: "Невежество" Нариманова, "Медный рудник" Мусеви, "Из-под
дождя да в ливень" Везирова. Спектакли "Г." пользовались большим успехом
у рабочего зрителя. Царская полиция препятствовала работе коллектива,
запрещала спектакли, арестовывала отдельных участников. В 1907 труппа
"Г." слилась с "Товариществом мусульманских драматических артистов". К.
Кае.
"ГАМЛЕТ", "Гамлет, принц Датский" ("Hamlet") - трагедия В. Шекспиров
5 актах, 18 сценах. (Принятое в изданиях "Г." деление на акты и сцены
принадлежит не Шекспиру, а его издателям, редакторам, переводчикам. В
современной театр. практике это деление осуществляется режисс„рами,
ставящими пьесу). Наиболее вероятная дата соч. и первой пост.
"Г."1600-01 (т-р "Глобус", Лондон). Первый исполнитель заглавной роли -
Р. Б„рбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета. После Б„рбеджа
прославленным исполнителем роли Гамлета в 17 в. был Беттертон (впервые -
в 1661, т-р Линкольне Инн Филдс, Лондон; в последний раз - в 1709, т-р
Друрп-Лейн, там же). В 18 в. крупными событиями в истории англ. т-ра
были первые выступления в роли Гамлета Гаррика (т-р Друри-Лейн, 5 янв.
1743) и Кембла (1783, т-р Ковент-Гарден, Лондон). В 19 в. такими же
большими событиями явились первые выступления Э. Кина в роли Гамлета (12
марта 1814, т-р Друри-Лейн) и Ирвинга (1864 - Манчестерский т-р, 30 окт.
1874-т-р "Лицеум", Лондон). Среди др. англ. исполнителей роли Гамлета в
Страницы: «« « 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |