Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 506   507   508   509   510   511   512   513   514  515   516   517   518   519   520   521   522   523   524  » »»

знаменитой драмы Тан Сянь-цзу  "Пионовая  беседка"  (18  в.).  Наряду  с
классич. традиционным репертуаром ставятся  и  новые  пьесы,  отражающие
современность. Имеется ряд разновидностей Г., отличающихся друг от Друга
основной мелодией музыки. Б. Р.
   ГАО ЦЗЭ-ЧЭН, Г а о Мин (ок. 1305- после 1368)- китайский драматург  и
поэт. Основоположник  жанра  "наньси"  в  кит.  классич.  т-ре.  Большую
популярность приобрела пьеса Г. Ц.-ч. "История лютни" (ок. 1360;
   43 акта), рассказывающая о молодом уч„ном и его жене,  покинутой  им,
но оставшейся верной. Несмотря на  традиционный  благополучный  конец  и
стремление автора прославить феодальную  мораль,  пьеса  обличает  нравы
правящей верхушки. "История лютни" ставится на сцене  (в  переработанном
виде) до наст. времени. Вл. С.
   ГАОЦЯН -  один  из  типических  музыкальных  стилей,  используемых  в
китайском классическом т-ре.
   Зародился в 12-13 вв. Характерной особенностью Г. является исполнение
вокальных партий без сопровождения муз. инструментов (лишь  в  отдельных
случаях, в момент кульминации, вступают тарелки - ло, и барабан - гу). В
конце куплета (или арии) солирующему  на  сцене  акт„ру  подпевает  хор,
находящийся  за  сценой.  Партии   стиля   Г.   поются   речитативом   и
воспринимаются как своеобразная декламация, близкая к разговорной  речи.
В совр. кит. т-ре стиль Г. сохранился в постановках Сычуанъского  театра
(Чуань-цзюй) и т-ра Ханьцзюй. И. Г., Б. Р.
   ГАПЙТ  (яван.-палочка)-приспособление  для   управления   куклами   в
кукольном т-ре. Возникло в т-ре Индонезии. Г. помогает  движению  головы
трос-тевой куклы. У яванских кукловодов  Г.-длинная  трость,  проходящая
через  весь  корпус  куклы.  У  совр.  европ.  (особенно  у   советских)
кукловодов  конструкция  Г.  настолько   усовершенствована,   что   да„т
возможность производить разнообразные движения головы куклы. Л. ф.
   ГАРАГАШ, Сюзан Ованесовна (1.VIII.  1897-  25.VII.1944)  -  армянская
советская актриса. Засл. арт.  Арм.  ССР  (1935).  Сценич.  деятельность
начала в Тифлисе в 1913, с 1922 -  актриса  1-го  Гос.  т-ра  Армении  в
Ереване  (ныне  Т-р  им.  Сундукяна).  Обладая  разносторонним   сценич.
дарованием, искренностью и непосредственностью исполнения, Г. с  успехом
выступала в комедийных и драматич. ролях:
   Сона ("Злой  дух"  Ширванзаде),  Ануш  ("Дядя  Баг-дасар"  Пароняна),
Маргарит  ("Хатабала"  Сундукяна),  Туанета  ("Мнимый  больной"),  Луиза
("Коварство и любовь"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Дездемона,  Офелия;
Катерина ("Человек с ружь„м"). В. А.
   ГАРАГАШЯН, Вергине (1856-1933)- армянская артистка оперетты и  драмы.
Род. в Константинополе (Стамбул), где и начала  сценич.  деятельность  в
1867. Играла в труппе А. Вардовяна. В 1880-82 - актриса тифлисского арм.
т-ра. После 1882 играла в опереточной труппе С. Пенкляна. Гастролировала
в Греции, Египте и др.  странах.  Роли  в  оперетте:  Фатима  ("Продавец
гороха" Чухаджяна), Орест ("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В драме играла
характерные  и  комедийные  роли:  Кекел,  Хампери  ("Пэпо",  "Хатабала"
Сундукяна), Лиза ("Горе от ума") и др. В конце 80-х гг. оставила  сцену.
Г.-С.
   ГАРАГАЩЯН, Ерануи (1848-  16.III.1924)-  армянская  актриса.  Сценич.
деятельность начала в 1865 в  "Восточном  т-ре"  ("Аревелян  татрон")  в
Константинополе (Стамбул). В течение 10 лет была  премьершей  труппы  А.
Вардовяна (Константинополь). В 1880-82 играла в тифлисской арм.  труппе,
затем снова в  Константинополе  (в  оперетте).  Роли:  Сан-духт  (о.  п.
Терзяна), Айкануш  ("Падение  царства  Ру-бинянов"  Дуряна),  Вышневская
("Доходное место"), Катрин, Маргарита Готье ("Катрин  Говард",  "Дама  с
камелиями" Дюма-сына). Г.-С.
   ГАРДЕЛЬ (Gardel), Максимильен (18.XII. 1741, Мангейм,- 11. III. 1787,
Париж)  -  французский  артист  балета  и  балетмейстер.  Род.  в  семье
танцовщика. В 1755 поступил  в  школу  при  т-ре  "Парижская  опера".  С
большим успехом выступил в 1760 в опере-балете "Дарданус" Рамо. Преемник
Ж. Новера. Г. стремился к выразительному танцу,  но  громоздкий  костюм,
к-рый носили в то время танцовщики, и  маска,  скрывающая  лицо,  мешали
артисту. Г. был одним из первых франц. танцовщиков, снявших маску
   (при исполнении партии Аполлона в балете  "Кастор  и  Поллукс"  Рамо,
1772). По окончании артистич. деятельности Г. стал балетмейстером. Среди
его лучших пост.  "Нинетта  при  дворе"  Дуни  (1778),  "Мирза"  Госсека
(1779), "Дезертир" Миллера (1784), "Первый мореплаватель" Гретри  (1785)
и др.
   Лит.: ХудековС. Н., История танцев, т. 3, П., 1915;
   Dictionnaire portatif, historique et litteraire des theatres...,  P.,
1763; Sain t-L e о n A. M., La stenochoregraphie ou Art  d'ecrire...  la
danse. P., 1852. Ham. P.
   ГАРДЕЛЬ  (Gardel),  Пьер  (4.II.1758,  Нанси,-  18.X.1840,  Париж)  -
французский артист балета,  балетмейстер.  Брат  и  ученик  М.  Гарделя.
Ученик Ж. Ж. Новера. Учился в балетной школе т-ра "Парижская  опера"  (с
1771). Будучи учеником, дебютировал  в  1772  в  дивертисменте  "Золотая
свадьба" Ла-борда на сцене "Парижской оперы". С 1780 - один  из  ведущих
франц. танцовщиков. Танец  Г.  отличался  большой  выразительностью,  но
некоторой холодностью.  В  1787-1827  Г.-  гл.  балетмейстер  и  педагог
"Парижской   оперы",   в   1799-1815-   директор   школы   этого   т-ра.
Балетмейстерское  иск-во  Г.  наиболее  плодотворно  развилось  в   годы
французской  бурж.  революции  1789-94.  В  эти  годы  Г.  поставил  ряд
хореографич. зрелищ, в одном из  к-рых  ("Приношение  свободы"  Госсека,
1792)  исполнялся  танец  на  музыку  Марсельезы.  Г.  проводил  реформу
балетного костюма, расширял технич. возможности танца (введение  высоких
полупальцев, вращений и др.). Лучшие балеты Г.: "Психея",  "Теле-мак  на
острове Калипсо" Миллера (оба в 1790),  "Суд  Париса"  Гайдна  и  Мегюля
(1793) и др. В творчестве Г. преобладала анакреонтич.  тематика,  но  он
ставил также балеты и на сюжеты из совр. жизни, что было для его времени
новаторством: "Блудный  сын"  Бер-тона  (1812),  "Оправданная  служанка"
Крейцера (1818) и др. В комич.  балете  "Танцемания"  Мегюля  (1800)  Г.
впервые вв„л в балетный спектакль вальс. В прощальный бенефис Г. в  1828
был пост. его балет "Психея" с М. Тальони в заглавной роли.
   Лит.: Бурнонвиль А., Моя театральная жизнь..., пер. с датск., в  кн.:
Классики хореографии, Л.--М.,  1937,  с.  249-327,  351;  ХудековС.  Н.,
История танцев, т. 3, П., 1915; L i f a r S., Auguste Vestris, P., 1950.
Ham. P.
   ГАРДЕН (Garden), Мэри (р. 20.11. 1877)-шотланд  екая  артистка  оперы
(сопрано). Училась пению в Чикаго у Р. Дафф и (с 1895)  в  Париже  у  М.
Маркези, Л. Фюжера, Ж. Буи и др.  Сценич.  деятельность  начала  в  т-ре
"Опера комик",  Париж,  в  1900.  Гастролировала  в  Лондоне,  Брюсселе,

Страницы: «« « 506   507   508   509   510   511   512   513   514  515   516   517   518   519   520   521   522   523   524  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия