Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 515   516   517   518   519   520   521   522   523  524   525   526   527   528   529   530   531   532   533  » »»

   ГАУПТМАН   (Hauptmann),   Герхарт   (15.XI.1862,   Оберзальцбрунн   в
Силезии,6.VI.1946,  Агнетендорф  в   Силезии)   -   немецкий   писатель,
драматург.  Видный  представитель  натурализма  в   нем.   лит-ре.   Сын
небогатого трактирщика в Горной Силезии  -  потомка  си-лезских  ткачей,
участников восстания 1844. Учился в художеств. школе  в  Бреславле  и  в
Иенском ун-те. В своих ранних стихах и новеллах Г. отразил трудную жизнь
бедноты. Значит. влияние на Г. оказывала рус. литература (в  особенности
пьеса "Власть тьмы"). Заметное воздействие на проблематику  произведений
и художеств. манеру Г. оказали также проза и  драматургия  А.  Гольца  и
пьесы Г.  Ибсена,  с  характерными  для  них  сложными  психологическими
конфликтами, с темой распада бурж. семьи. Первое драм. произведение
   Г.- пьеса "Перед восходом солнца" (1889, театр О. Брама -  "Свободная
сцена", в помещении  Лессинг-театра,  Берлин)  рисует  вырождение  семьи
разбогатевших мелких буржуа. Правдивое изображение социальных  отношений
несколько ослабляется характерным для  натурализма  преувеличением  роли
биологич.  факторов  (болезненная  наследственность).  Герой   пьесы   -
одинокий  мечтатель,  не  способный   бороться   и   отступающий   перед
действительностью. Эти особенности характера и  судьбы  были  присущи  и
героям последующих пьес Г.-"Праздник мира", "Одинокие" (обе пост. в 1890
т-ром "Свободная сцена"), "Потонувший  колокол",  "Флориан  Гейер"  (обе
пост.  в   1896   Немецким   т-ром,   Берлин).   Пьесы   Г.   привлекали
демократических  и   радикально   настроенных   зрителей   присущим   им
критическим, порой бунтарским началом"
   В "Празднике  примирения"  и  "Одиноких"  это  выразилось  в  гневном
обличении  морального  вырождения  буржуазной   семьи,   в   "Потонувшем
колоколе" - в протесте против филистерской повседневности, во "Фло-риане
Гейере"  -  в  ярко  и  правдиво  воссозданных  картинах   крестьянского
восстания 15 в. Самым значительным произведением Г. явилась драма  Ткачш
(1892-  1893,  "Новый  т-р",  и  1893.   "Свободная   сцена",   Берлин),
посвящ„нная  восстанию  силезских  ткачей.   Преодолевая   натуралистич.
ограниченность своего творческого метода, Г. создал первое в нем. лит-ре
драма-тич. изображение революц. борьбы пролетариата. Субъективно  Г.  по
своим взглядам не выходил за пределы христианского морализма  и  не  был
последовательным  сторонником  революции,  однако,  искренне  сочувствуя
восставшим ткачам и правдиво рисуя их героич. образы, он создал революц.
произведение, оправдывавшее  и  возвеличивавшее  нар.  восстание.  Пост.
"Ткачей" в Берлине неоднократно запрещалась полицией.
   Общественно  прогрессивный  характер   имели   и   написанные   почти
одновременно с "Ткачами" комедии Г.:
   "Коллега Крамптон" (1891, Немецкий  т-р-1892),  высмеивающая  духовно
обнищавшую, опустившуюся часть немецкой интеллигенции, и "Бобровая шуба"
(1893, Немецкий т-р) - острая сатира на тупых и  самодовольных  прусских
чиновников   и    полицейских.    Следуя    натуралистич.    требованиям
достоверности, Г. значительную часть этой комедии написал на  берлинском
диалекте, ввел воровской  жаргон.  Ощущая  ограниченность  натуралистич.
метода, к-рым он обычно пользовался для воссоздания  картин  совр.  нем.
быта, Г. обращается к символич. фантастике, "нео-романтич."  легендарным
и историч. образам. К  ранним  пьесам  "неоромантич."  типа  могут  быть
отнесены" помимо  "Потонувшего  колокола"  и  "Флориана  Гейера".  также
"Вознесение Ганнеле" (1894, "Королевский  т-р",  Берлин),  "Шлюк  и  Яу"
(1901, Немецкий т-р), "Бедный Генрих" (1902, Хофбург-театр. Вена). Как в
своих романтич., так и в своих натуралистич. пьесах  (грань  между  ними
подчас  бывает  очень  неч„ткой)  Г.  пытается  ставить  острые  вопросы
современности. Так, в весьма противоречивой пьесе  "Вознесение  Ганнеле"
(натуралистически  воссозданные  картины   нищеты   силез-ской   деревни
перемежаются  в  пьесе  со  сказочно-фан-тастич.,  а  порою  и   мистич.
видениями) отч„тливо прозвучала тема любви и сострадания к  обездоленным
маленьким людям. Та  же  тема,  сочетающаяся  с  раскрытием  лживости  и
жестокости, скрывающихся  за  аристократич.  утонч„нностью,  выражена  в
нарочито усложн„нном символистском произведении "Шлюки Яу".
   Увлечение  символизмом  и  неоромантикой  не  помешало  Г.   находить
драматич. конфликты в  обыденной  жизни  простых  людей.  Так  возникли:
"Возчик Ген-шель" (1898,  Немецкий  т-р)  -  трагедия  простого  доброго
человека, довед„нного женой до  самоубийства;  "Михаэль  Крамер"  (1900,
"Лессинг-театр")-пьеса, рисующая гибель одар„нного юноши,  непонятого  и
отвергнутого отцом и возлюбленной, "Роза Бернд" (1903, Немецкий  т-р)  -
пьеса о судьбе молодой батрачки,  обольщ„нной  хозяином  и  затравленной
жестокими и равнодушными людьми. Отдав дань  декадентству  в  пьесах  "А
Пиппа танцует" (1906, "Лессинг-театр") и "Девицы из Бишофсберга"  (1907,
"Лессинг-театр"), Г. снова обратился к драмам из реальной жизни:  таковы
его трагикомедия "Крысы" (1911, "Лессинг-театр"), рисующая уродливый быт
городской  окраины,  и  семейная  психологич.  драма  "Бегство  Габриэля
Шиллинга" (1912, т-р им. Г„те, Лаухштадт). В  1912  Г.  была  присуждена
Нобелевская премия по лит-ре в основном как драматургу.
   В  годы  1-й  мировой  войны  Г.  пытался  уйти  от  острых  вопросов
современности в область экзотич. истории -  в  пьесе  "Белый  Спаситель"
(Большой драм. т-р, Берлин, 1920) действие происходит в Мексике в период
завоевания е„ испанцами (16 в.); в "Индиподи" (Гос. драм. т-р,  Дрезден,
1923) действие  разв„ртывается  на  островах  Океании.  Вслед  за  этими
пьесами,  выдвигавшими  отвлеч„нные,  нравственные  проблемы,  Г.  снова
обратился к  реальной  действительности.  В  драме  "Доротея  Ангерманн"
(1926, Йозефштадттеатр. Вена) повторяются  мотивы  "Розы  Бернд".  Самое
значительное творч. достижение Г. после 1-й мировой войны  -  реалистич.
трагедия "Перед заходом солнца" (1932, Немецкий т-р, Берлин). Тема пьесы
-  столкновение  человека,  воплощающего  лучшие  черты  нем.   духовной
культуры, с представителями корыстной и жестокой нем. буржуазии, как  бы
предвосхищает наступивший через год гитлеровский  переворот,  подавивший
все проявления гуманизма. Сам Г., однако, не наш„л в  себе  силы  занять
последовательно  антифашистскую  позицию;  нек-рое  время  он  даже   не
препятствовал  гитлеровцам  использовать  его  имя  в  целях  фашистской
пропаганды. Но в дальнейшем Г. вс„ больше замыкался в сво„м одиночестве,
втайне писал гневные и горькие  антифашистские  стихи.  В  эти  годы  он
создал трагич. тетралогию на античные темы.  Первой  была  написана  4-я
часть "Ифигения в Дельфах" (1941, Гос. драм. т-р, Берлин). Первая  часть
- "Ифигения в Авлиде", написана в 1943. В ней Г. модернизировал античный
миф, выразил в образах древних воинов, одержимых жаждой разбоя и  крови,
дух нацистской военщины. Во 2-й и 3-й частях "Смерть Агамемнона"  (1944)
и "Электра" (1945) (обе опубликованы в 1947) осуждение жестокости  войны
соединялось с настроениями отчаяния, ужаса перед неминуемой гибелью.
   В 1945 Г. искренне приветствовал  советские  войска.  Он  был  избран

Страницы: «« « 515   516   517   518   519   520   521   522   523  524   525   526   527   528   529   530   531   532   533  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия