|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 » »» режисс„р и акт„р. В 1924 по окончании Дрезденской консерватории
дебютировал в Гос. т-ре Дрездена в роли Ланчелота Гоббо ("Венецианский
купец"). Одновременно с работой в этом т-ре руководил дрезденским
"Молодым т-ром", в к-ром осуществил первые пост. пьес Ф. Вольфа "Матросы
из Катта-ро" и "Цианистый калий". После 1933 Г. был семь лет без работы
и только в 1940 стал режисс„ром Вюр-тембергского т-ра. В 1942 был гл.
режисс„ром т-ра во Фрейбурге, но в том же году его мобилизовали на
фронт. По окончании 2-й мировой войны Г. организовал в Мюнхене акт„рскую
школу и Драм. т-р, работавшие по системе Станиславского. Прогрессивная
направленность т-ра послужила причиной его закрытия. После этого Г.
переехал в Берлин (ГДР), где в 1948 играл роль Потапова в спектакле
"Московский характер" Софронова (Т-р дома культуры СССР). В 1949
Г.генеральный интендант (худ. руководитель) Гос. т-ра в Дрездене, где
поставил "Зонценбруки" Кручковского, "Фауст" Г„те, цикл шекспировских
пьес, "Кремл„вские куранты". После 1951 Г., продолжая ставить спектакли
в различных т-рах, обратился к кинорежиссуре, к теории т-ра и кино
(книга "Сцена и фильм"). Занимается педагогич. работой (профессор Высшей
школы киноискусства). Лауреат Нац. пр. ГДР (1952, за фильм "Обреч„нная
деревня"), Международной пр. мира (1953).
Соч.: Buhne und Film, [В.], 1954. В. К. ГЕЛЬМС, Эрнст Брунович [р. 2
(15). VIII. 1912] - советский театральный художник и график. Нар.
художник Тат. АССР (1960). В 1936-38 обучался в Моск. художеств. ин-те
им. Сурикова. Работу в т-ре начал в 1944. С 1945 работает в Казанском
Большом драм. т-ре. Оформил там спектакли "Русский вопрос" (1947), "На
дне" (1950); "Бессмертная песнь" Ишму-ратова (1956), "Вольпоне" Бен
Джонсона (1957). Оформлял также спектакли вдр. т-рах республики:
"Мулланур Вахитов" Исанбета (1948), "Как управлять женой" Флетчера
(1957) - в Т-ре им. Камала, "Кармен" (1958); "Ромео и Джульетта" Гуно
(1959)-в т-ре оперы и др., а также в т-рах Горького, Свердловска и др.
городов. Г. работал как художник-прикладник, поэтому его декоративные
решения обычно находят успешное выражение в материале. Декорации Г.
динамичны, выразительны, помогают воплощению общего замысла спектакля.
X. К.
Г‚ЛЬЦЕР, Анатолий Ф„дорович (1852-1918) - русский театральный
художник. Окончил Строгановское уч-ще. Декорационному иск-ву обучался у
моек. декоратора П. А. Исакова. В 1873-1901 работал декоратором моек.
императорских т-ров. Развивая реалистические традиции художников М. И.
Бочарова и М. А. Шишкова, Г. пытался отойти от существовавших на
каз„нной сцене штампов в оформлении спектаклей, добивался историч.
точности и бытовой достоверности декораций и костюмов. С этой целью он
делал зарисовки с натуры, изучал историю. Наиболее значительные из работ
Г., выполненных для Малого т-ра: декорации к сцене "у фонтана" в
спектакле "Борис Годунов" (1880) и к сценам "овраг за домом" в "Грозе"
(1883), "улица с видом на Волгу" и "изба" в "Воеводе" Островского
(1886), "двор замка" и "парадная зала" в "Макбете" (1889) и др. Среди
работ, выполненных Г. для Большого т-ра, выделяются декорации к "Демону"
(1879) и к "Спящей красавице" (1899). В последнем спектакле особенно
интересна живописная панорама, отличающаяся тонким проникновением в
поэтический замысел Чайковского.
Лит.: "Артист", 1894, ј 33, с. 83-86; С ы p к и н а Ф. Я., Русское
театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956.
Л. Ход.
Г‚ЛЬЦЕР, Василий Ф„дорович [26. XII. 1840 (7. I. 1841) - 30. XII.
1908 (12. I. 1909)] - русский артист балета, педагог. В 1856 окончил
экстерном Московское балетное уч-ще и был принят фигурантом в труппу
Большого т-ра. В 1863 перевед„н в солисты труппы. Участвовал в первой
пост. "Конька-Горбунка" Пуни (1866), где исполнял партию Иванушки и
проявил большое мимич. дарование. Среди др. партий Г.: Марцелина
("Тщетная предосторожность"), Царь нубийский ("Дочь Фараона" Пуни), Клод
Фролло ("Эсмеральда" Пуни), фея Карабос ("Спящая красавица") и др.
Композитор А. Симон в опере
"Песнь торжествующей любви" (1899) специально для Г. создал мимич.
партию малайца. Г. в совершенстве владел иск-вом перевоплощения, с
одинаковым успехом выступая в комич., характерных, трагич. партиях. Был
выдающимся танцовщиком и мимистом. Претворял в сво„м иск-ве достижения
рус. реалистич. драматич. т-ра. В 1876 Г. вместе с В. П. Бегичевым
написал сценарий к балету Чайковского "Лебединое озеро". В 1894-1901 был
режисс„ром балетной труппы, с 1898 - педагогом мимики и пластики в Моск.
балетном уч-ще. В„л педагогич. работу и в Моск. консерватории; пост.
танцы в учебном спектакле "Евгений Онегин" (первая пост. оперы). В 1906
состоялся прощальный бенефис Г.
Лит.: Московский Большой театр 1825-1925, М., 1925, стр. 155, 156,
195; Государственный ордена Ленина Академический Большой театр Союза
ССР, М., 1947, стр. 187, 188; С л о-нимскийЮ., П. И. Чайковский и
балетный театр его времени, М., 1956.
Г‚ЛЬЦЕР, Екатерина Васильевна [2 (14). XI. 1876] - русская советская
артистка балета. Дочь известного танцовщика В. Ф. Гельцера. В 1894
окончила Моск. балетную школу, где занималась у И. Никитина и Ж. Мендеса
и была зачислена солисткой в труппу Большого т-ра. Через два года Г.
перешла на сцену Мариинского т-ра. В Петербурге она совершенствовала
сво„ иск-во у выдающегося педагога того времени X. П. Иогансона. Большое
влияние оказало на не„ общение с балетм. М. И. Петипа, в чьих
постановках она исполняла ведущие партии. В 1898 Г. вернулась в Москву.
В первой ответственной партии - Авроре - выявилось яркое дарование Г.:
блестящее владение техникой танца в сочетании с большой
эмоциональностью. Последующие годы Г. работала в труппе Большого т-ра,
занимаясь до конца своей артистич. деятельности с одним из лучших
педагогов классич. танца В. Д. Тихомировым. Особое значение в творчестве
Г. имела деятельность балетмейстера Большого т-ра А. А. Горского, в
постановках к-рого-Г. исполняла ведущие партии, воплощая смелые искания
постановщика. Г.- яркая представительница рус. школы классич. танца. В
е„ исполнении соединялись безукоризненная, блестящая техника,
танцевальная выразительность и глубокое проникновение во внутреннюю
жизнь сценич. образа. Отсюда яркость и многогранность созданных ею
образов: самоотверженная, страдающая Одетта и коварная, обольстительная
Одиллия; кокетливая, беззаботная Лиза ("Тщетная предосторожность"),
страстная волевая Медора ("Корсар" Пуни и Адана), грубоватая,
примитивная в своих переживаниях Рыбачка ("Любовь быстра" на муз.
Грига), одухотвор„нная поэтичная Эвника ("Эвника и Петроний" на муз.
Шопена) и др. Самым глубоким и ярким образом, созданным Г. до 1917, был
Страницы: «« « 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |