Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 522   523   524   525   526   527   528   529   530  531   532   533   534   535   536   537   538   539   540  » »»

режисс„р  и  акт„р.  В  1924  по  окончании  Дрезденской   консерватории
дебютировал в Гос. т-ре Дрездена в роли Ланчелота  Гоббо  ("Венецианский
купец"). Одновременно  с  работой  в  этом  т-ре  руководил  дрезденским
"Молодым т-ром", в к-ром осуществил первые пост. пьес Ф. Вольфа "Матросы
из Катта-ро" и "Цианистый калий". После 1933 Г. был семь лет без  работы
и только в 1940 стал режисс„ром Вюр-тембергского т-ра. В  1942  был  гл.
режисс„ром т-ра во Фрейбурге, но в  том  же  году  его  мобилизовали  на
фронт. По окончании 2-й мировой войны Г. организовал в Мюнхене акт„рскую
школу и Драм. т-р, работавшие по системе  Станиславского.  Прогрессивная
направленность т-ра послужила причиной  его  закрытия.  После  этого  Г.
переехал в Берлин (ГДР), где в 1948  играл  роль  Потапова  в  спектакле
"Московский  характер"  Софронова  (Т-р  дома  культуры  СССР).  В  1949
Г.генеральный интендант (худ. руководитель) Гос. т-ра  в  Дрездене,  где
поставил "Зонценбруки" Кручковского, "Фауст"  Г„те,  цикл  шекспировских
пьес, "Кремл„вские куранты". После 1951 Г., продолжая ставить  спектакли
в различных т-рах, обратился к  кинорежиссуре,  к  теории  т-ра  и  кино
(книга "Сцена и фильм"). Занимается педагогич. работой (профессор Высшей
школы киноискусства). Лауреат Нац. пр. ГДР (1952, за  фильм  "Обреч„нная
деревня"), Международной пр. мира (1953).
   Соч.: Buhne und Film, [В.], 1954. В. К. ГЕЛЬМС, Эрнст Брунович [р.  2
(15). VIII. 1912]  -  советский  театральный  художник  и  график.  Нар.
художник Тат. АССР (1960). В 1936-38 обучался в Моск.  художеств.  ин-те
им. Сурикова. Работу в т-ре начал в 1944. С 1945  работает  в  Казанском
Большом драм. т-ре. Оформил там спектакли "Русский вопрос"  (1947),  "На
дне" (1950); "Бессмертная  песнь"  Ишму-ратова  (1956),  "Вольпоне"  Бен
Джонсона (1957). Оформлял также спектакли вдр. т-рах республики:
   "Мулланур Вахитов" Исанбета (1948), "Как  управлять  женой"  Флетчера
(1957) - в Т-ре им. Камала, "Кармен" (1958); "Ромео  и  Джульетта"  Гуно
(1959)-в т-ре оперы и др., а также в т-рах Горького, Свердловска  и  др.
городов. Г. работал как художник-прикладник,  поэтому  его  декоративные
решения обычно находят успешное  выражение  в  материале.  Декорации  Г.
динамичны, выразительны, помогают воплощению общего  замысла  спектакля.
X. К.
   Г‚ЛЬЦЕР,  Анатолий  Ф„дорович  (1852-1918)  -   русский   театральный
художник. Окончил Строгановское уч-ще. Декорационному иск-ву обучался  у
моек. декоратора П. А. Исакова. В 1873-1901  работал  декоратором  моек.
императорских т-ров. Развивая реалистические традиции художников  М.  И.
Бочарова и М.  А.  Шишкова,  Г.  пытался  отойти  от  существовавших  на
каз„нной сцене  штампов  в  оформлении  спектаклей,  добивался  историч.
точности и бытовой достоверности декораций и костюмов. С этой  целью  он
делал зарисовки с натуры, изучал историю. Наиболее значительные из работ
Г., выполненных для  Малого  т-ра:  декорации  к  сцене  "у  фонтана"  в
спектакле "Борис Годунов" (1880) и к сценам "овраг за домом"  в  "Грозе"
(1883), "улица с видом  на  Волгу"  и  "изба"  в  "Воеводе"  Островского
(1886), "двор замка" и "парадная зала" в "Макбете" (1889)  и  др.  Среди
работ, выполненных Г. для Большого т-ра, выделяются декорации к "Демону"
(1879) и к "Спящей красавице" (1899).  В  последнем  спектакле  особенно
интересна живописная  панорама,  отличающаяся  тонким  проникновением  в
поэтический замысел Чайковского.
   Лит.: "Артист", 1894, ј 33, с. 83-86; С ы p к и н а  Ф.  Я.,  Русское
театрально-декорационное искусство второй половины XIX века,  М.,  1956.
Л. Ход.
   Г‚ЛЬЦЕР, Василий Ф„дорович [26. XII. 1840 (7. I.  1841)  -  30.  XII.
1908 (12. I. 1909)] - русский артист балета,  педагог.  В  1856  окончил
экстерном Московское балетное уч-ще и был  принят  фигурантом  в  труппу
Большого т-ра. В 1863 перевед„н в солисты труппы.  Участвовал  в  первой
пост. "Конька-Горбунка" Пуни (1866),  где  исполнял  партию  Иванушки  и
проявил  большое  мимич.  дарование.  Среди  др.  партий  Г.:  Марцелина
("Тщетная предосторожность"), Царь нубийский ("Дочь Фараона" Пуни), Клод
Фролло ("Эсмеральда" Пуни),  фея  Карабос  ("Спящая  красавица")  и  др.
Композитор А. Симон в опере
   "Песнь торжествующей любви" (1899) специально для  Г.  создал  мимич.
партию малайца. Г.  в  совершенстве  владел  иск-вом  перевоплощения,  с
одинаковым успехом выступая в комич., характерных, трагич. партиях.  Был
выдающимся танцовщиком и мимистом. Претворял в сво„м  иск-ве  достижения
рус. реалистич. драматич. т-ра. В 1876  Г.  вместе  с  В.  П.  Бегичевым
написал сценарий к балету Чайковского "Лебединое озеро". В 1894-1901 был
режисс„ром балетной труппы, с 1898 - педагогом мимики и пластики в Моск.
балетном уч-ще. В„л педагогич. работу и  в  Моск.  консерватории;  пост.
танцы в учебном спектакле "Евгений Онегин" (первая пост. оперы). В  1906
состоялся прощальный бенефис Г.
   Лит.: Московский Большой театр 1825-1925, М., 1925,  стр.  155,  156,
195; Государственный ордена Ленина  Академический  Большой  театр  Союза
ССР, М., 1947, стр. 187, 188;  С  л  о-нимскийЮ.,  П.  И.  Чайковский  и
балетный театр его времени, М., 1956.
   Г‚ЛЬЦЕР, Екатерина Васильевна [2 (14). XI. 1876] - русская  советская
артистка балета. Дочь известного  танцовщика  В.  Ф.  Гельцера.  В  1894
окончила Моск. балетную школу, где занималась у И. Никитина и Ж. Мендеса
и была зачислена солисткой в труппу Большого т-ра.  Через  два  года  Г.
перешла на сцену Мариинского т-ра.  В  Петербурге  она  совершенствовала
сво„ иск-во у выдающегося педагога того времени X. П. Иогансона. Большое
влияние  оказало  на  не„  общение  с  балетм.  М.  И.  Петипа,  в  чьих
постановках она исполняла ведущие партии. В 1898 Г. вернулась в  Москву.
В первой ответственной партии - Авроре - выявилось яркое  дарование  Г.:
блестящее   владение   техникой   танца   в    сочетании    с    большой
эмоциональностью. Последующие годы Г. работала в труппе  Большого  т-ра,
занимаясь до конца  своей  артистич.  деятельности  с  одним  из  лучших
педагогов классич. танца В. Д. Тихомировым. Особое значение в творчестве
Г. имела деятельность балетмейстера Большого  т-ра  А.  А.  Горского,  в
постановках к-рого-Г. исполняла ведущие партии, воплощая смелые  искания
постановщика. Г.- яркая представительница рус. школы классич.  танца.  В
е„   исполнении   соединялись   безукоризненная,   блестящая    техника,
танцевальная выразительность  и  глубокое  проникновение  во  внутреннюю
жизнь сценич. образа.  Отсюда  яркость  и  многогранность  созданных  ею
образов: самоотверженная, страдающая Одетта и коварная,  обольстительная
Одиллия;  кокетливая,  беззаботная  Лиза  ("Тщетная  предосторожность"),
страстная  волевая  Медора  ("Корсар"   Пуни   и   Адана),   грубоватая,
примитивная в  своих  переживаниях  Рыбачка  ("Любовь  быстра"  на  муз.
Грига), одухотвор„нная поэтичная Эвника ("Эвника  и  Петроний"  на  муз.
Шопена) и др. Самым глубоким и ярким образом, созданным Г. до 1917,  был

Страницы: «« « 522   523   524   525   526   527   528   529   530  531   532   533   534   535   536   537   538   539   540  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия