|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 » »» Тесные дружеские отношения связывали Г. со мн. крупными деятелями
рус. т-ра и прежде всего с М. С. Щепкиным. В 1844, для бенефиса артиста,
Г. вместе с друзьями перев„л пьесу "Новое средство платить старые долги"
Мессинджера и принял деятельное участие в е„ пост. в Москве. Горячую
заинтересованность Г. проявил к работе Тургенева над комедией
"Нахлебник" (1848), создававшейся специально для Щепкина. На основе
одного из устных рассказов Щепкина Г. написал повесть "Сорока-воровка"
(1846) о трагич. судьбе талантливой крепостной актрисы, ставшей жертвой
помещичьего произвола. В повести "Сорока-воровка" Г. обнажает пагубное
влияние крепостничества на развитие иск-ва, ратует за личную и творч.
свободу деятелей сцены. Самого Щепкина Г. вывел в этой повести под
именем "известного художника". Г. высоко ценил творчество Щепкина. В
статье, посвящ„нной его памяти (опубл. в "Колоколе", 1863), Г.
рассматривал Щепкина как основоположника рус. сценич. реализма: "Он
создал правду на русской сцене,- писал Г., - он первый стал н е т
е-атрален на театре..." (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268). Называя
Щепкина и Мочалова лучшими артистами из всех виденных им в России и Зап.
Европе, Г. подч„ркивал, что в их творчестве отразились духовные силы и
талантливость, свойственные рус. народу: "Оба принадлежат к тем намекам
на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают
незыблемой нашу веру в будущность России" (там же, с. 268-69). Иск-во
Щепкина и Мочалова Г. противопоставлял холодному, рассудочному
творчеству Каратыгина. В годы революц. эмиграции Г. высказал ряд
интересных суждений о франц. т-рев серии "Писем из "Avenue Marigny"",
публиковавшихся в "Современнике" (1847). Г. показал, как общий упадок
бурж, иск-ва вызывает разложение и опошление т-ра, где безраздельно
начинают господствовать мещанские вкусы. В то же время он с
болыпимуважением говорит о лучших традициях передового франц. т-ра. В
одном из "Писем из "Avenue Mari gny"" Г. подробно описывает спектакль
"Парижский тряпичник" в т-ре Порт-Сен-Мартен с Фред ериком-Л ем етром в
гл. роли, рассказывает о классич. спектакле с участием Э. Рашель на
сцене т-ра "Комеди Франсез". В "Посвящении" к одной из глав книги "С
того берега" ("Посвящение" опубл. лишь после смерти автора) Г. да„т
описание вдохновенного исполнения актрисой Рашель "Марсельезы" в дни
революц. событий 1848. Театр. взгляды Г. нашли широкое отражение в
мемуарах "Былое и думы" (1852-68) и на страницах "Колокола".
Наследие Г. имело большое значение для дальнейшей истории рус.
сценич. иск-ва. Его идеи оказали глубоко плодотворное влияние на
развитие демокра-тич. тенденций в рус. иск-ве, в т. ч. в рус. т-ре.
Соч.: Собрание соч. в 30 тт., М., 1954-60; А. И. Герцен об искусстве,
М., 1954.
Лит.: Эльсберг Я., Эстетические взгляды Герцена. в сб.: А И. Герцен
об искусстве, М., 1954. В. Пут.
"ГЕРЦОГИНЯ ГЕРОЛЫПТЕЙНСКАЯ"("Ьа Grande-duchesse de Gerolstein") -
оперетта Ж. Офенбаха, либр. А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 12 апр. 1867,
Париж (Принц - Поль Гренье, Герцогиня - Шнейдер). К июлю 1873 пост.
состоялись на 65 франц. сценах и 117 сценах других стран,в т. ч.: Вена,
1872; Грац, 1867; Брюссель, 186 7; Стокгольм, 1867; Нью-Йорк, 1867,
1868, 1870; Лондон, 1867, 1868, 1937;
Берлин, 1868; Рио-де-Жанейро, 1868; Милан, 1868; Неаполь, 1872;
Мадрид, 1868; Дублин, 1869; Вальпараисо (Чили), 1869; Каир, 1869;
Константинополь, 1870; Барселона, 1870;
Будапешт, 1870; Сидней, 1871; Мехико, 1871; Базель, 1872;
Лемберг, 1872; Буэнос-Айрес, 1873; Прага, 1873. Впервые на сов. сцене
пост- 29 дек. 1922, Петроград, Малый оперный т-р (Герцогиня - Мшанская,
Ванда - Попова, Фрин -А- Балашов, Принц - Воронов, генерал Бум-Бум -
Журавленке, барон Пук - Кор-жевский, барон Грог - Ольховский, Не-помук -
Тихонов. Дириж„р Купер, пост. Феона, художник Ламбин, балетмейстер
Петров). Д\ Гр"
ГЕРШВИН (Gershwin), Джордж (26. IX. 1898- 11.VII.1937) - американский
композитор. Родился в Нью-Йорке, в семье выходцев из России. Музыке
обучался у Ч. Хамбитцера (фп.) и Р. Гольдмарка (композиция); брал уроки
у Э.Кинли. Композиторскую деятельность начал в 1916 как автор музыки к
спектаклям. Первая оперетта Г. "В половине девятого" (1918) не имела
успеха и быстро сошла со сцены. Последующие оперетты-"Л а, л а, Люсиль"
(1919), "Леди, будьте добры" (1924), "СГкей" (1925) и другие - строились
по образцам модных ревю и пользовались большой популярностью. В начале
20-х гг. Г. впервые использует негритянские народные мелодии в
одноактной опере "i35 улица" (1923), близкой по характеру к бытовой
драме. Однако эта опера не имела успеха у бродвейской публики, привыкшей
к л„гким развлекательным спектаклям. Стремление освободиться от
требований коммерч. эстрады, очистить муз. т-р от безвкусицы и штампов
проявилось в опереттах Г. на сюжет Ф. Кауфмана и М. Рис-кина "Пусть
гремит оркестр" (1927) - сатире, проникнутой духом антимилитаризма и
высмеивающей агрессивную американскую военщину, и "О тебе я пою" (1931)
- остроумной пародии на американскую демократию и избирательную систему.
В опереттах Г. задушевная проникновенная лирика сочетается с
мелодическим своеобразием.
В 30-х гг. Г. усиленно изучает историю, жизнь и иск-во негритянского
народа, в музыке к-рого, по его мнению, заложены истоки амер. нац.
музыки. В 1935 Г. создал оперу "Порги и Бесс" (по пьесе Дюбоса и Дороти
Хейуард "Порги"), получившую всеобщее признание как глубоко
гуманистическое произведение. В последующие годы опера с успехом
исполнялась во мн. странах (в СССР впервые пост. в 1945 коллективом ВТО,
зимой 1955-56 исполнялась в Москве и Ленинграде труппой "Эвримен-опера",
США). В "Порги и Бесс" Г. впервые в истории амер. музыки избирает сюжет
из жизни негров; в основе музыки - негритянский муз. фольклор (блюзы и
спиричуэлс). Оперу Г. отличает яркость и контрастность муз.
характеристик героев, поэтичная лирика, острая выразительность,
напряж„нная динамика развития действия, естественность сценич. ситуаций.
Развивая традиции балладной оперы как типичной формы амер. муз. т-ра, Г.
широко пользуется красочным остроумным диалогом, муз. разговорная речь
сочетается с разв„рнутыми оперными формами - ариями, ансамблями, хорами.
Опера отличается стремительными и разнообразными ритмами. В этой опере
Г. изображает негров как беззащитный народ, не борющийся за свои права,
что снижает прогрессивное значение его произведения.
Г. написал также оперетты, ставившиеся в нью-йоркских т-рах: "Розали"
(1927), "Смешное лицо" (1927), "Драгоценная девушка" (1928), "Безумная"
(1930), "Пусть они едят кекс" (1933) и др.; музыку к фильмам, симф. и
др. соч. Был удостоен премии Пу-литцера (1932) и избран поч„тным членом
Страницы: «« « 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |