Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 530   531   532   533   534   535   536   537   538  539   540   541   542   543   544   545   546   547   548  » »»

   Тесные дружеские отношения связывали Г.  со  мн.  крупными  деятелями
рус. т-ра и прежде всего с М. С. Щепкиным. В 1844, для бенефиса артиста,
Г. вместе с друзьями перев„л пьесу "Новое средство платить старые долги"
Мессинджера и принял деятельное участие в е„  пост.  в  Москве.  Горячую
заинтересованность  Г.  проявил  к   работе   Тургенева   над   комедией
"Нахлебник" (1848), создававшейся  специально  для  Щепкина.  На  основе
одного из устных рассказов Щепкина Г. написал  повесть  "Сорока-воровка"
(1846) о трагич. судьбе талантливой крепостной актрисы, ставшей  жертвой
помещичьего произвола. В повести "Сорока-воровка" Г.  обнажает  пагубное
влияние крепостничества на развитие иск-ва, ратует за  личную  и  творч.
свободу деятелей сцены. Самого Щепкина  Г.  вывел  в  этой  повести  под
именем "известного художника". Г. высоко  ценил  творчество  Щепкина.  В
статье,  посвящ„нной  его  памяти  (опубл.  в  "Колоколе",   1863),   Г.
рассматривал Щепкина как  основоположника  рус.  сценич.  реализма:  "Он
создал правду на русской сцене,- писал Г.,  -  он  первый  стал  н  е  т
е-атрален на театре..." (Собр. соч.,  т.  17,  1959,  с.  268).  Называя
Щепкина и Мочалова лучшими артистами из всех виденных им в России и Зап.
Европе, Г. подч„ркивал, что в их творчестве отразились духовные  силы  и
талантливость, свойственные рус. народу: "Оба принадлежат к тем  намекам
на  сокровенные  силы  и  возможности  русской  натуры,  которые  делают
незыблемой нашу веру в будущность России" (там же,  с.  268-69).  Иск-во
Щепкина  и  Мочалова   Г.   противопоставлял   холодному,   рассудочному
творчеству  Каратыгина.  В  годы  революц.  эмиграции  Г.  высказал  ряд
интересных суждений о франц. т-рев серии "Писем  из  "Avenue  Marigny"",
публиковавшихся в "Современнике" (1847). Г. показал,  как  общий  упадок
бурж, иск-ва вызывает разложение  и  опошление  т-ра,  где  безраздельно
начинают  господствовать  мещанские  вкусы.  В  то   же   время   он   с
болыпимуважением говорит о лучших традициях передового  франц.  т-ра.  В
одном из "Писем из "Avenue Mari gny"" Г.  подробно  описывает  спектакль
"Парижский тряпичник" в т-ре Порт-Сен-Мартен с Фред ериком-Л ем етром  в
гл. роли, рассказывает о классич. спектакле  с  участием  Э.  Рашель  на
сцене т-ра "Комеди Франсез". В "Посвящении" к одной  из  глав  книги  "С
того берега" ("Посвящение" опубл. лишь  после  смерти  автора)  Г.  да„т
описание вдохновенного исполнения актрисой  Рашель  "Марсельезы"  в  дни
революц. событий 1848. Театр.  взгляды  Г.  нашли  широкое  отражение  в
мемуарах "Былое и думы" (1852-68) и на страницах "Колокола".
   Наследие Г.  имело  большое  значение  для  дальнейшей  истории  рус.
сценич.  иск-ва.  Его  идеи  оказали  глубоко  плодотворное  влияние  на
развитие демокра-тич. тенденций в рус. иск-ве, в т. ч. в рус. т-ре.
   Соч.: Собрание соч. в 30 тт., М., 1954-60; А. И. Герцен об искусстве,
М., 1954.
   Лит.: Эльсберг Я., Эстетические взгляды Герцена. в сб.: А  И.  Герцен
об искусстве, М., 1954. В. Пут.
   "ГЕРЦОГИНЯ ГЕРОЛЫПТЕЙНСКАЯ"("Ьа  Grande-duchesse  de  Gerolstein")  -
оперетта Ж. Офенбаха, либр. А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 12 апр.  1867,
Париж (Принц - Поль Гренье, Герцогиня -  Шнейдер).  К  июлю  1873  пост.
состоялись на 65 франц. сценах и 117 сценах других стран,в т. ч.:  Вена,
1872; Грац, 1867; Брюссель, 186  7;  Стокгольм,  1867;  Нью-Йорк,  1867,
1868, 1870; Лондон, 1867, 1868, 1937;
   Берлин, 1868;  Рио-де-Жанейро,  1868;  Милан,  1868;  Неаполь,  1872;
Мадрид, 1868;  Дублин,  1869;  Вальпараисо  (Чили),  1869;  Каир,  1869;
Константинополь, 1870; Барселона, 1870;
   Будапешт, 1870; Сидней, 1871; Мехико, 1871; Базель, 1872;
   Лемберг, 1872; Буэнос-Айрес, 1873; Прага, 1873. Впервые на сов. сцене
пост- 29 дек. 1922, Петроград, Малый оперный т-р (Герцогиня -  Мшанская,
Ванда - Попова, Фрин -А- Балашов, Принц -  Воронов,  генерал  Бум-Бум  -
Журавленке, барон Пук - Кор-жевский, барон Грог - Ольховский, Не-помук -
Тихонов. Дириж„р  Купер,  пост.  Феона,  художник  Ламбин,  балетмейстер
Петров). Д\ Гр"
   ГЕРШВИН (Gershwin), Джордж (26. IX. 1898- 11.VII.1937) - американский
композитор. Родился в Нью-Йорке, в  семье  выходцев  из  России.  Музыке
обучался у Ч. Хамбитцера (фп.) и Р. Гольдмарка (композиция); брал  уроки
у Э.Кинли. Композиторскую деятельность начал в 1916 как автор  музыки  к
спектаклям. Первая оперетта Г. "В половине  девятого"  (1918)  не  имела
успеха и быстро сошла со сцены. Последующие оперетты-"Л а, л а,  Люсиль"
(1919), "Леди, будьте добры" (1924), "СГкей" (1925) и другие - строились
по образцам модных ревю и пользовались большой популярностью.  В  начале
20-х  гг.  Г.  впервые  использует  негритянские  народные   мелодии   в
одноактной опере "i35 улица" (1923),  близкой  по  характеру  к  бытовой
драме. Однако эта опера не имела успеха у бродвейской публики, привыкшей
к  л„гким  развлекательным  спектаклям.   Стремление   освободиться   от
требований коммерч. эстрады, очистить муз. т-р от безвкусицы  и  штампов
проявилось в опереттах Г. на сюжет Ф.  Кауфмана  и  М.  Рис-кина  "Пусть
гремит оркестр" (1927) - сатире,  проникнутой  духом  антимилитаризма  и
высмеивающей агрессивную американскую военщину, и "О тебе я пою"  (1931)
- остроумной пародии на американскую демократию и избирательную систему.
В  опереттах  Г.   задушевная   проникновенная   лирика   сочетается   с
мелодическим своеобразием.
   В 30-х гг. Г. усиленно изучает историю, жизнь и иск-во  негритянского
народа, в музыке к-рого, по  его  мнению,  заложены  истоки  амер.  нац.
музыки. В 1935 Г. создал оперу "Порги и Бесс" (по пьесе Дюбоса и  Дороти
Хейуард   "Порги"),   получившую   всеобщее   признание   как    глубоко
гуманистическое  произведение.  В  последующие  годы  опера  с   успехом
исполнялась во мн. странах (в СССР впервые пост. в 1945 коллективом ВТО,
зимой 1955-56 исполнялась в Москве и Ленинграде труппой "Эвримен-опера",
США). В "Порги и Бесс" Г. впервые в истории амер. музыки избирает  сюжет
из жизни негров; в основе музыки - негритянский муз. фольклор  (блюзы  и
спиричуэлс).  Оперу   Г.   отличает   яркость   и   контрастность   муз.
характеристик  героев,   поэтичная   лирика,   острая   выразительность,
напряж„нная динамика развития действия, естественность сценич. ситуаций.
Развивая традиции балладной оперы как типичной формы амер. муз. т-ра, Г.
широко пользуется красочным остроумным диалогом, муз.  разговорная  речь
сочетается с разв„рнутыми оперными формами - ариями, ансамблями, хорами.
Опера отличается стремительными и разнообразными ритмами. В  этой  опере
Г. изображает негров как беззащитный народ, не борющийся за свои  права,
что снижает прогрессивное значение его произведения.
   Г. написал также оперетты, ставившиеся в нью-йоркских т-рах: "Розали"
(1927), "Смешное лицо" (1927), "Драгоценная девушка" (1928),  "Безумная"
(1930), "Пусть они едят кекс" (1933) и др.; музыку к  фильмам,  симф.  и
др. соч. Был удостоен премии Пу-литцера (1932) и избран поч„тным  членом

Страницы: «« « 530   531   532   533   534   535   536   537   538  539   540   541   542   543   544   545   546   547   548  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия