|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 » »» итал. муз. академии Санта-Чечилия.
Лит.: "ГригорьевЛ. Г. иПлатек Я. М., Джордж Гершвин, М., 1956; К о н
е н В. И., Джордж Гершвин и его опера, "Советская музыка", 1959, .N" 3;
Armitage M., George Gershwin, N, Y., 1938; Е w е n D. The story of
George Gershwin, N. Y., 1945; GoldbergJ, George Gershwin, N, Y., 1958,
Л. М.
ГЕРШТ, Меер Абрамович [р. 27.IX(10.X).1908] - русский советский
режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1960). Окончил техникум сценич. иск-в в
Ленинграде в 1930. В том же году начал режисс„рскую работу как
постановщик массовых спектаклей (в Центр, парке культуры и отдыха им.
Горького и др.). В 1931-37 был режисс„ром моек. Камерного т-ра. В
1937-42 - худ. рук. Челябинского т-ра; пост. спектакли: "Человек с
ружь„м" (1938), "Бесприданница" (1939), "Кремл„вские куранты" (1940),
"Чайка" (1940) и др. В 1946- 1951-худ. рук. Куйбышевского т-ра, пост.
"Русский вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947), "Крепость на Волге"
(1948, Ст. пр. 1949), "Живой труп" (1950), "Варвары" (1951) и др. В
1953-56 - гл. реж. Воронежского т-ра; пост. "Порт-Артур" Степанова и
Попова (1953), "Привидения" (1954) и др. С 1956главный режисс„р
Горьковского т-ра; пост.:
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Обрыва по Гончарову (инсц. Н. И.
Соболыцикова-Самарина и Г., 1957), "Фальшивая монета" Горького (1958),
"Братья Ершовы" по Кочетову (1959, инсценировка Г. и Пиме-нова),
"Иркутская история" Арбузова (1960) и др. Работы Г. отмечены ч„ткой
идейной направленностью, свежестью трактовки, выразительностью массовых
сцен, органически вливающихся в общий образ спектакля. Э. К.
Г‚РШФЕЛЬД, Давид Григорьевич [р. 15(28).VIII. 1911] - молдавский
советский композитор. Засл. де-ят. иск-в Молд. ССР (1942). Член КПСС с
1940. Окончил Одесский муз.-драм. ин-т (1934). С этого же года работал
зав. музыкальной частью Молдавского муз.-драм. театра в Тирасполе.
Первый директор Молдавской государственной консерватории (1940). Автор
первой молд. нац. оперы "Грозован" на либретто В. Руссу (1955, Молдав.
т-р оперы и балета, Кишин„в) о героич. борьбе гайдуков - нар. мстителей
под руководством Георгие Грозована против тур. поработителей и молд.
бояр, оперы "Аурелия" (1959, там же), муз. комедии "В долине
виноградной" (1953), песен, симф. и др. произв. Д. П.
Г‚ТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28. VIII. 1749,
Франкфурт-на-Майне,22.III.1832, Веймар) - немецкий поэт, мыслитель,
драматург. "Величайший немец", по характеристике Ф. Энгельса, смелый
реформатор в науке и в иск-ве. На протяжении всей своей жизни Г.
неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, в„л борьбу за создание нац.
театра, "обращ„нного к народу", содействующего объединению Германии. Г.
способствовал развитию нем. драматургии, реформировал режисс„рское
иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени.
Г. род. в состоятельной семье; получил широкое образование. В
студенческие годы (1765-72) Г. резко восста„т против аристократич.
ограниченности и условности франц. классицизма. В то же время
значительное воздействие на него оказывают философские и эстетич.
воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г.
драматургию Мольера. Г. объявляет нар. творчество основой всякого
иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим
в наибольшей степени народность и правду ("природу"), Г. считает
Шекспира, а своим непосредственным учителем в эстетике и драме -
Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т, он сближается с молодыми
"штюрмерами" (представителями движения "Бури и натиска" - Sturm und
Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими в
области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой трагедии,
в центре к-рой сильная личность, восстающая против законов общества.
Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные со взглядами
"штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771)
и в романе "Вильгельм Мейстер" (1-й вариант 1-й части назывался
"Театральное призвание Вильгельма Мейстера", 1777-79). Первые
драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия
"Каприз влюбл„нного" (1768) - написаны в духе франц. классицизма.
Комедия "Сови-новники" (1769) сочетает элементы классицизма и жанра
семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг.
Г. пишет ряд комедий и шуток (фрагмент в народном духе "Свадьба
Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих
дворянский сентиментализм, и сатиру на прусское правительство "Птицы"
(подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров и нар. масс
феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить его нашло
отражение в драме Г. "Г„цфон Берлихинген" (три варианта - 1771, 1773 и
обработанный для сцены в 1832, опубликованный после смерти Г.). Это
первая немецкая социально-историч. пьеса, в к-рой отч„тливо звучат
мотивы просветительского гуманизма. Впервые в нем. драматургии здесь
выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и нар. возмущения.
Устами мужественного "рыцаря свободы" Г„ца, воплощающего идею штюрмеров
о праве личности на свободу и независимость, Г. призывает немцев к
борьбе с феод. гн„том, к нац. объединению. Но в то же время Г.
развенчивает в Г„це идеал сильной личности, прославляемой штюрмерами.
Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана в манере
историч. хроник Шекспира. Менее значительны относящиеся к этому же
периоду: семейно-бытовая драма "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776),
развивающая тему "Вертера". Значительный интерес представляют
относящиеся к тем же годам драм. наброски: "Магомет" (1772),
"Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под назв.
"Пра-фауст", 1771). В этих отрывках мятежные духом герои взывают к
свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой, близкой
штюрмер-скому направлению, является пронизанная любовью к свободе и
резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия "Эгмонт" (начата в
1775, окончена в 1787). Образы Эгмонта и его возлюбленной Клары -
воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу.
Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац. самосознание
немцев, призывал их к действию, но он был против революц. насилия и
хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В
1775, по приглашению герцога Сак-сен-Веймарского, Г. переезжает в
Веймар, где вскоре занимает пост первого министра. Здесь формируются
принципы его классицистич. эстетики, Г. дал„к от арастократич. франц.
классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись в индивиду алистич. бунтарстве
штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет выход из
противоречий феодального общества, от "немецкого убожества", к-рое он
Страницы: «« « 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |