Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 531   532   533   534   535   536   537   538   539  540   541   542   543   544   545   546   547   548   549  » »»

итал. муз. академии Санта-Чечилия.
   Лит.: "ГригорьевЛ. Г. иПлатек Я. М., Джордж Гершвин, М., 1956; К о  н
е н В. И., Джордж Гершвин и его опера, "Советская музыка", 1959, .N"  3;
Armitage M., George Gershwin, N, Y., 1938; Е w  е  n  D.  The  story  of
George Gershwin, N. Y., 1945; GoldbergJ, George Gershwin, N,  Y.,  1958,
Л. М.
   ГЕРШТ, Меер  Абрамович  [р.  27.IX(10.X).1908]  -  русский  советский
режисс„р. Нар. арт. РСФСР  (1960).  Окончил  техникум  сценич.  иск-в  в
Ленинграде  в  1930.  В  том  же  году  начал  режисс„рскую  работу  как
постановщик массовых спектаклей (в Центр, парке культуры  и  отдыха  им.
Горького и др.). В  1931-37  был  режисс„ром  моек.  Камерного  т-ра.  В
1937-42 - худ. рук.  Челябинского  т-ра;  пост.  спектакли:  "Человек  с
ружь„м" (1938), "Бесприданница" (1939),  "Кремл„вские  куранты"  (1940),
"Чайка" (1940) и др. В 1946- 1951-худ. рук.  Куйбышевского  т-ра,  пост.
"Русский вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947), "Крепость  на  Волге"
(1948, Ст. пр. 1949), "Живой труп" (1950),  "Варвары"  (1951)  и  др.  В
1953-56 - гл. реж. Воронежского т-ра;  пост.  "Порт-Артур"  Степанова  и
Попова  (1953),  "Привидения"  (1954)  и  др.  С  1956главный   режисс„р
Горьковского т-ра; пост.:
   "Оптимистическая трагедия" (1957); "Обрыва по Гончарову (инсц. Н.  И.
Соболыцикова-Самарина и Г., 1957), "Фальшивая монета"  Горького  (1958),
"Братья  Ершовы"  по  Кочетову  (1959,  инсценировка  Г.  и  Пиме-нова),
"Иркутская история" Арбузова (1960) и  др.  Работы  Г.  отмечены  ч„ткой
идейной направленностью, свежестью трактовки, выразительностью  массовых
сцен, органически вливающихся в общий образ спектакля. Э. К.
   Г‚РШФЕЛЬД, Давид Григорьевич  [р.  15(28).VIII.  1911]  -  молдавский
советский композитор. Засл. де-ят. иск-в Молд. ССР (1942). Член  КПСС  с
1940. Окончил Одесский муз.-драм. ин-т (1934). С этого же  года  работал
зав. музыкальной  частью  Молдавского  муз.-драм.  театра  в  Тирасполе.
Первый директор Молдавской государственной консерватории  (1940).  Автор
первой молд. нац. оперы "Грозован" на либретто В. Руссу  (1955,  Молдав.
т-р оперы и балета, Кишин„в) о героич. борьбе гайдуков - нар.  мстителей
под руководством Георгие Грозована против  тур.  поработителей  и  молд.
бояр,  оперы  "Аурелия"  (1959,  там  же),  муз.   комедии   "В   долине
виноградной" (1953), песен, симф. и др. произв. Д. П.
   Г‚ТЕ    (Goethe),    Иоганн    Вольфганг     (28.     VIII.     1749,
Франкфурт-на-Майне,22.III.1832,  Веймар)  -  немецкий  поэт,  мыслитель,
драматург. "Величайший немец", по  характеристике  Ф.  Энгельса,  смелый
реформатор в науке и  в  иск-ве.  На  протяжении  всей  своей  жизни  Г.
неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, в„л борьбу  за  создание  нац.
театра, "обращ„нного к народу", содействующего объединению Германии.  Г.
способствовал  развитию  нем.  драматургии,  реформировал   режисс„рское
иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени.
   Г.  род.  в  состоятельной  семье;  получил  широкое  образование.  В
студенческие годы  (1765-72)  Г.  резко  восста„т  против  аристократич.
ограниченности  и  условности  франц.  классицизма.  В   то   же   время
значительное  воздействие  на  него  оказывают  философские  и  эстетич.
воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г.
драматургию  Мольера.  Г.  объявляет  нар.  творчество  основой  всякого
иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим
в  наибольшей  степени  народность  и  правду  ("природу"),  Г.  считает
Шекспира, а  своим  непосредственным  учителем  в  эстетике  и  драме  -
Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т,  он  сближается  с  молодыми
"штюрмерами" (представителями движения "Бури  и  натиска"  -  Sturm  und
Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими  в
области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой  трагедии,
в центре к-рой сильная личность,  восстающая  против  законов  общества.
Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные  со  взглядами
"штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771)
и  в  романе  "Вильгельм  Мейстер"  (1-й  вариант  1-й  части  назывался
"Театральное   призвание   Вильгельма   Мейстера",   1777-79).    Первые
драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия
"Каприз влюбл„нного"  (1768)  -  написаны  в  духе  франц.  классицизма.
Комедия "Сови-новники" (1769)  сочетает  элементы  классицизма  и  жанра
семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг.
   Г. пишет ряд комедий и  шуток  (фрагмент  в  народном  духе  "Свадьба
Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих
дворянский сентиментализм, и сатиру на  прусское  правительство  "Птицы"
(подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров  и  нар.  масс
феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить  его  нашло
отражение в драме Г. "Г„цфон Берлихинген" (три варианта - 1771,  1773  и
обработанный для сцены в 1832,  опубликованный  после  смерти  Г.).  Это
первая немецкая  социально-историч.  пьеса,  в  к-рой  отч„тливо  звучат
мотивы просветительского гуманизма. Впервые  в  нем.  драматургии  здесь
выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и  нар.  возмущения.
Устами мужественного "рыцаря свободы" Г„ца, воплощающего идею  штюрмеров
о праве личности на свободу  и  независимость,  Г.  призывает  немцев  к
борьбе с феод.  гн„том,  к  нац.  объединению.  Но  в  то  же  время  Г.
развенчивает в Г„це идеал сильной  личности,  прославляемой  штюрмерами.
Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана  в  манере
историч. хроник Шекспира.  Менее  значительны  относящиеся  к  этому  же
периоду: семейно-бытовая  драма  "Клавиго"  (1774)  и  "Стелла"  (1776),
развивающая   тему   "Вертера".   Значительный   интерес    представляют
относящиеся  к  тем  же  годам   драм.   наброски:   "Магомет"   (1772),
"Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под  назв.
"Пра-фауст", 1771). В этих  отрывках  мятежные  духом  герои  взывают  к
свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой,  близкой
штюрмер-скому направлению, является  пронизанная  любовью  к  свободе  и
резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия  "Эгмонт"  (начата  в
1775, окончена в 1787).  Образы  Эгмонта  и  его  возлюбленной  Клары  -
воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу.
   Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац.  самосознание
немцев, призывал их к действию, но он  был  против  революц.  насилия  и
хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В
1775,  по  приглашению  герцога  Сак-сен-Веймарского,  Г.  переезжает  в
Веймар, где вскоре занимает пост  первого  министра.  Здесь  формируются
принципы его классицистич. эстетики, Г. дал„к  от  арастократич.  франц.
классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись  в  индивиду  алистич.  бунтарстве
штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет  выход  из
противоречий феодального общества, от "немецкого  убожества",  к-рое  он

Страницы: «« « 531   532   533   534   535   536   537   538   539  540   541   542   543   544   545   546   547   548   549  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия