|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 » »» Гальдоса, X. Дисенты, X. Эчегарая и др.). Одновременно Г. играла в
пьесах "Дама невидимка", "Жизнь есть сон", "Саламейский алькальд"
Кальде-рона, "Дурочка", "Звезда Севильи", "Фуентеовехуна" Лопе де Вега и
др. исп. классиков. Со своей труппой Г. гастролировала в странах Европы
и Америки.
Лит.: Смерть испанской Дузе, "Вестник иностранной литературы", 1928,
ј 4, с. loi; Diaz de EscovarN. y L a s s o de la Vega F. de P., Historia
del teatro espanol, t. 2, Barcelona, 1924; D i с k 1 i n s o n Th. H.
[a. o.j The theater in a changing Europe, N. Y., 1937. Ал. Ф.
ГЕРРЕЦ-ЛУНД, Ольга Иоханнесовна (р. 1912)- эстонская советская
артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. Эст.ССР (1952). Член КПСС
с 1949. В 1936 окончила Таллинскую консерваторию по классу проф. Л.
Хеллаш-Лемба. Сценическую деятельность начала в театре "Эстония" в 1934.
Партии: Сайма ("Огни мщения" Каппа), Малль ("Берег бурь" Эрнесакса),
Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"
Дзержинского),Тоска; Сен-та ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Ст. пр.
1951.
ГЕРСАМИЯ, Сергей Лукич [р. 11(23).VI.1892]- грузинский советский
театровед. Занимался журналистской деятельностью. С 1921 работал в ряде
учреждений Грузии.С 1938- научный сотрудник (с 1944-уч„ный секретарь)
Театр. музея Груз. ССР. Автор ряда трудов по истории груз. т-ра. Г. Вух.
Соч. на груз. яз.: Мако Сафарова-Абашидзе, Тб., 1940;
Кутаисский театр. Тб., 1947; Васо Абашидзе, Тб., 1948;
Батумский театр. Батуми, 1949; Акакий Церетели и грузинский театр.
Тб., 1949; Театр Георгия Эристави, Тб., 1950;
Сухумский театр. Сухуми, 1952; Шалва Дадиани, Тб., 1954;
Акакий Хорава, Тб., 1956.
ГЕРСТЕР (Gerster), Отмар (р. 29.VI.1897) - немецкий композитор,
дириж„р, педагог и муз.-обществ. деятель. Член Нем. академии иск-в (с
1949). В 1919 окончил консерваторию во Франкфурте-на-Майне (по кл.
скрипки - У А. Ребнера и кл. композиции - у
Б. Зеклеса). Композиторскую деятельность начал в сер. 20-х гг. Тогда
же стал принимать активное участие в рабочем движении, создавая хоровые
произв. для рабочих певческих союзов ("Песня о рабочем", 1929, "Красное
ревю", 1930, и др.). Автор опер "Мадам Лизелотта" (1933, Эссен), "Энох
Арден, или Крик чайки" по А. Тениссону (1936, Дюссельдорф), "Ведьма из
Пассау" по одноим. пьесе Р. Биллингера на тему о крестьянском восстании
(1941, Дюссельдорф), комич. оперы "Заколдованное Я" по пьесе Ф. Раймунда
"Альпийский царь и мизантроп" (1949, Вупперталь), балета "Вечный круг"
(1939, Дуйсбург), хоров, песен и др. соч. Муз.-театр. произв. Г.
отличаются народностью мелодич. основы муз. языка при использовании
совр. муз. изобр. средств, жизненностью сюжетов, поли-тич. остротой
(опера "Ведьма из Пассау" была запрещена фашистскими властями после
первого представления). Лучшая опера Г.- "Энох Арден..."-была пост. во
многих т-рах Европы. В 1927-47 Г.-доцент школы иск-в "Фольквангшуле" в
Эссене. В 1947-52 Г.-профессор композиции Высшей музыкальной школы в
Веймаре, с 1952-Высшей муз. школы в Лейпциге. Нац. пр. (4951).
Лит.: G oldhammer O., Professor Ottmar Gerster, В., 1953. Л. М.
ГЕРСТЕР (Gerster), Этел-ка (25.VI.1855 - 20.VIII. 1920) - венгерская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории у М.
Маркези. Яркое исполнение Г. партии Виолетты ("Травиата") глубоко
тронуло Дж. Верди, находившегося в то время (1875) в Вене; композитор
рекомендовал певицу т-ру "Фениче" (Венеция), где она выступила в 1876 в
партии Джильды ("Риголетто"). Гастролировала с труппой К. Гардини в
Берлине, Будапеште, Лондоне, Петербурге, Нью-Йорке. Среди др. партий Г.:
Лючия, Но-рина ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти), Амина,
Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини) и др. Г. обладала голосом
необычайно красивого тембра, великолепной техникой, большим акт„рским
дарованием и считалась одной из крупнейших колоратурных певиц 19 в. В
1890 покинула сцену; занималась педагогич. деятельностью.
Соч.: Stimmfuhrer, В., 1906. Вс. Т.
ГЕРЦЕН (псевд. -Искандер), Александр Иванович [25.111(6.IV). 1812,
Москва, - 9(21).I. 1870, Париж] - русский революционер-демократ,
философ-материалист, писатель. Родился в семье помещика. В 1829-33
учился в Моск. ун-те. За революц. деятельность подвергался полицейским
репрессиям: в 1834 был арестован и сослан в Пермь (затем в Вятку и
Владимир, 1835-39), в 1841-42 был в ссылке в Новгороде. С 1847 жил за
границей. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию", издавал
альманах "Полярная звезда" и политическую газету "Колокол".
Общественно-публицистическая и литературная деятельность Г. сыграла
огромную роль в развитии рус. обществ, мысли и в подготовке русской
революции.
Творчество Г. связано с его философскими и поли-тич. взглядами. Г.
защищал принципы критич. реализма, отстаивал неразрывную связь иск-ва с
жизнью, считал литературу и театр политич. трибуной для. пропаганды
передовых идей, боролся с идеалистич. теорией "искусства для искусства".
Интерес к т-ру, к вопросам развития сценич. иск-ва в России и за рубежом
занимал видное место в эстетич. воззрениях и деятельности Г. В период
первой ссылки он работает над двумя "драматическими опытами":
прозаическим диалогом "Из римских сцен" ("Лициний", 1838) и сценами в
стихах "Вильям Пен" (1839). Обе пьесы не были завершены и никогда не шли
в т-ре, но они представляют интерес как попытки Г. в драматич. форме
развить идеи утопич. социализма, активно воздействовать на формирование
обществ, сознания. В ряде статей и высказываний Г. указывал на большое
социальное и эстетическое значение театра, называл сцену "парламентом
литературы", "трибуной", "ею,-писал он,- могут разрешаться живые вопросы
современности... Это не лекция, не проповедь, а жизнь, развернутая на
самом деле со всеми подробностями.. " ("Дневник 1842-45", Собрание
сочинений, т. 2,1954,с.227). В статье "По поводу одной драмы" (из цикла
"Капризы и раздумье") Г. называл т-р высшей инстанцией для решения
жизненных вопросов. По его мнению, в т-ре наиболее ярко проявляется сила
непосредственного воздействия иск-ва на самые широкие круги публики.
"Сцена всегда современна зрителю, она всегда отражает ту сторону жизни,
которую хочет видеть партер" (там же, с. 51).
Г. высоко ценил лучшее, что было в рус. т-ре 30- 40-х гг.- остро
критич. восприятие действительности, утверждение прав человеческой
личности, призыв к борьбе против насилия и тирании. Он выступал за
постановку пьес, отвечавших высокому гражданскому назначению т-ра, хотел
видеть на сцене выдающиеся произв. рус. и мировой драматургии, лучшие
пьесы своих современников.
Страницы: «« « 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |