Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 529   530   531   532   533   534   535   536   537  538   539   540   541   542   543   544   545   546   547  » »»

Гальдоса, X. Дисенты, X. Эчегарая  и  др.).  Одновременно  Г.  играла  в
пьесах  "Дама  невидимка",  "Жизнь  есть  сон",  "Саламейский  алькальд"
Кальде-рона, "Дурочка", "Звезда Севильи", "Фуентеовехуна" Лопе де Вега и
др. исп. классиков. Со своей труппой Г. гастролировала в странах  Европы
и Америки.
   Лит.: Смерть испанской Дузе, "Вестник иностранной литературы",  1928,
ј 4, с. loi; Diaz de EscovarN. y L a s s o de la Vega F. de P., Historia
del teatro espanol, t. 2, Barcelona, 1924; D i с k 1 i n s o  n  Th.  H.
[a. o.j The theater in a changing Europe, N. Y., 1937. Ал. Ф.
   ГЕРРЕЦ-ЛУНД,  Ольга  Иоханнесовна  (р.  1912)-  эстонская   советская
артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. Эст.ССР (1952). Член  КПСС
с 1949. В 1936 окончила Таллинскую  консерваторию  по  классу  проф.  Л.
Хеллаш-Лемба. Сценическую деятельность начала в театре "Эстония" в 1934.
Партии: Сайма ("Огни мщения" Каппа),  Малль  ("Берег  бурь"  Эрнесакса),
Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Аксинья  ("Тихий  Дон"
Дзержинского),Тоска; Сен-та ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Ст.  пр.
1951.
   ГЕРСАМИЯ, Сергей  Лукич  [р.  11(23).VI.1892]-  грузинский  советский
театровед. Занимался журналистской деятельностью. С 1921 работал в  ряде
учреждений Грузии.С 1938- научный сотрудник  (с  1944-уч„ный  секретарь)
Театр. музея Груз. ССР. Автор ряда трудов по истории груз. т-ра. Г. Вух.
   Соч. на груз. яз.: Мако Сафарова-Абашидзе, Тб., 1940;
   Кутаисский театр. Тб., 1947; Васо Абашидзе, Тб., 1948;
   Батумский театр. Батуми, 1949; Акакий Церетели  и  грузинский  театр.
Тб., 1949; Театр Георгия Эристави, Тб., 1950;
   Сухумский театр. Сухуми, 1952; Шалва Дадиани, Тб., 1954;
   Акакий Хорава, Тб., 1956.
   ГЕРСТЕР (Gerster),  Отмар  (р.  29.VI.1897)  -  немецкий  композитор,
дириж„р, педагог и муз.-обществ. деятель. Член Нем.  академии  иск-в  (с
1949). В 1919  окончил  консерваторию  во  Франкфурте-на-Майне  (по  кл.
скрипки - У А. Ребнера и кл. композиции - у
   Б. Зеклеса). Композиторскую деятельность начал в сер. 20-х гг.  Тогда
же стал принимать активное участие в рабочем движении, создавая  хоровые
произв. для рабочих певческих союзов ("Песня о рабочем", 1929,  "Красное
ревю", 1930, и др.). Автор опер "Мадам Лизелотта" (1933,  Эссен),  "Энох
Арден, или Крик чайки" по А. Тениссону (1936, Дюссельдорф),  "Ведьма  из
Пассау" по одноим. пьесе Р. Биллингера на тему о крестьянском  восстании
(1941, Дюссельдорф), комич. оперы "Заколдованное Я" по пьесе Ф. Раймунда
"Альпийский царь и мизантроп" (1949, Вупперталь), балета  "Вечный  круг"
(1939, Дуйсбург),  хоров,  песен  и  др.  соч.  Муз.-театр.  произв.  Г.
отличаются народностью мелодич.  основы  муз.  языка  при  использовании
совр. муз. изобр.  средств,  жизненностью  сюжетов,  поли-тич.  остротой
(опера "Ведьма из Пассау"  была  запрещена  фашистскими  властями  после
первого представления). Лучшая опера Г.- "Энох Арден..."-была  пост.  во
многих т-рах Европы. В 1927-47 Г.-доцент школы иск-в  "Фольквангшуле"  в
Эссене. В 1947-52 Г.-профессор композиции  Высшей  музыкальной  школы  в
Веймаре, с 1952-Высшей муз. школы в Лейпциге. Нац. пр. (4951).
   Лит.: G oldhammer O., Professor Ottmar Gerster, В., 1953. Л. М.
   ГЕРСТЕР (Gerster), Этел-ка (25.VI.1855 - 20.VIII. 1920) -  венгерская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Венской консерватории  у  М.
Маркези.  Яркое  исполнение  Г.  партии  Виолетты  ("Травиата")  глубоко
тронуло Дж. Верди, находившегося в то время (1875)  в  Вене;  композитор
рекомендовал певицу т-ру "Фениче" (Венеция), где она выступила в 1876  в
партии Джильды ("Риголетто"). Гастролировала  с  труппой  К.  Гардини  в
Берлине, Будапеште, Лондоне, Петербурге, Нью-Йорке. Среди др. партий Г.:
Лючия, Но-рина ("Лючия ди Ламмермур", "Дон Паскуале" Доницетти),  Амина,
Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини) и  др.  Г.  обладала  голосом
необычайно красивого тембра, великолепной  техникой,  большим  акт„рским
дарованием и считалась одной из крупнейших колоратурных певиц  19  в.  В
1890 покинула сцену; занималась педагогич. деятельностью.
   Соч.: Stimmfuhrer, В., 1906. Вс. Т.
   ГЕРЦЕН (псевд. -Искандер), Александр  Иванович  [25.111(6.IV).  1812,
Москва,  -  9(21).I.  1870,  Париж]  -  русский   революционер-демократ,
философ-материалист, писатель.  Родился  в  семье  помещика.  В  1829-33
учился в Моск. ун-те. За революц. деятельность  подвергался  полицейским
репрессиям: в 1834 был арестован и сослан  в  Пермь  (затем  в  Вятку  и
Владимир, 1835-39), в 1841-42 был в ссылке в Новгороде. С  1847  жил  за
границей.  Основал  в  Лондоне  "Вольную  русскую  типографию",  издавал
альманах   "Полярная   звезда"   и   политическую   газету    "Колокол".
Общественно-публицистическая  и  литературная  деятельность  Г.  сыграла
огромную роль в развитии рус. обществ,  мысли  и  в  подготовке  русской
революции.
   Творчество Г. связано с его философскими и  поли-тич.  взглядами.  Г.
защищал принципы критич. реализма, отстаивал неразрывную связь иск-ва  с
жизнью, считал литературу и  театр  политич.  трибуной  для.  пропаганды
передовых идей, боролся с идеалистич. теорией "искусства для искусства".
Интерес к т-ру, к вопросам развития сценич. иск-ва в России и за рубежом
занимал видное место в эстетич. воззрениях и деятельности  Г.  В  период
первой  ссылки  он  работает   над   двумя   "драматическими   опытами":
прозаическим диалогом "Из римских сцен" ("Лициний", 1838)  и  сценами  в
стихах "Вильям Пен" (1839). Обе пьесы не были завершены и никогда не шли
в т-ре, но они представляют интерес как попытки  Г.  в  драматич.  форме
развить идеи утопич. социализма, активно воздействовать на  формирование
обществ, сознания. В ряде статей и высказываний Г. указывал  на  большое
социальное и эстетическое значение театра,  называл  сцену  "парламентом
литературы", "трибуной", "ею,-писал он,- могут разрешаться живые вопросы
современности... Это не лекция, не проповедь, а  жизнь,  развернутая  на
самом деле со  всеми  подробностями..  "  ("Дневник  1842-45",  Собрание
сочинений, т. 2,1954,с.227). В статье "По поводу одной драмы" (из  цикла
"Капризы и раздумье") Г.  называл  т-р  высшей  инстанцией  для  решения
жизненных вопросов. По его мнению, в т-ре наиболее ярко проявляется сила
непосредственного воздействия иск-ва на  самые  широкие  круги  публики.
"Сцена всегда современна зрителю, она всегда отражает ту сторону  жизни,
которую хочет видеть партер" (там же, с. 51).
   Г. высоко ценил лучшее, что было в рус.  т-ре  30-  40-х  гг.-  остро
критич.  восприятие  действительности,  утверждение  прав   человеческой
личности, призыв к борьбе против  насилия  и  тирании.  Он  выступал  за
постановку пьес, отвечавших высокому гражданскому назначению т-ра, хотел
видеть на сцене выдающиеся произв. рус. и  мировой  драматургии,  лучшие
пьесы своих современников.

Страницы: «« « 529   530   531   532   533   534   535   536   537  538   539   540   541   542   543   544   545   546   547  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия