Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 524   525   526   527   528   529   530   531   532  533   534   535   536   537   538   539   540   541   542  » »»

ставились оперы Г., написанные  по  типу  итал.  оперы-сериа,  в  т.  ч.
"Ринальдо" (1711), "Верный пастырь"  (1712),  "Тезей"  (1713),  "Амадис"
(1715). В  1719  Г.  становится  во  главе  основанной  им  "Королевской
академии музыки" (на открытии в 1720 исполнялась опера Г. "Радамист"). В
этот период композитор обращается к темам героич. характера, пишет оперы
"Юлий Цезарь", "Тамерлан" (обе в 1724) и др. Дальнейшая деятельность  Г.
проходила в  борьбе  с  косностью  лридворно-аристо-кратических  кругов.
Одновременно    существовала    буржуазно-демократическая     оппозиция,
требовавшая отказа от  шаблона  оперы-сериа  и  утверждения  англ.  нац.
оперы. После закрытия Академии (в 1728)  Г.  организовал  новую  оперную
труппу, для к-рой создал оперы  "Лотарио"  (1729),  "Партенопа"  (1730),
"Поро" (1731), "Эцио" (1732), "Орландо"  (1733)  и  др.;  он  привл„к  к
исполнению опер выдающихся итал. вокалистов. В 1733 труппа распалась.  В
1734-37 Г. писал  оперы  для  т-ра  "Ковент-Гарден":  "Ариадна"  (1734),
"Ариодант" (1735), "Альцина" (1735), "Атланта" (1736), "Арминий" (1737),
"Берениса" (1737) и др.
   После тяж„лой болезни, перенес„нной в 1737, Г.  отходит  от  оперного
творчества  (последняя  опера  -  "Дейдамия",  1741)  и  посвящает  себя
созданию ораторий, к-рые по своему  содержанию  и  монументальной  форме
наиболее соответствовали устремлениям передовых  кругов  англ.  об-ва  и
сделали Г. нац. композитором  Англии.  В  ораториях,  соединяющих  эпич.
величественность  и  героику  с   ярким,   напряж„нным   драматизмом   и
психологич. глубиной образов ("Самсон",  1743,  "Иуда  Маккавей",  1747,
"Иевфай", 1752, и др.), получил полное выражение муз.-драматич. стиль Г.
Композитор вн„с значительный вклад в развитие оперного жанра. Он обновил
форму  арии,  сделал  е„  важным  средством  психологич.  характеристики
персонажей.  Драматич.  действие  в   операх   Г.   связано   свободным,
разговорно-мелодич. речитативом, что определяет их драм. выразительность
и единство. После смерти Г. его оперы в течение двух столетий находились
в забвении. В сер. 20 в. возник интерес к оперному наследию Г.  В  наст.
время его оперы вновь входят в репертуар мн. т-ров Европы.  Г.  написаны
также оперы "Флоринд", "Дафна"  (обе  пост.  в  1708,  Гамбург),  "Муций
Сцевола" (1721), "Флоридант" (1721) , "Отгон" (1723),  "Флавий"  (1723),
"Роделинда"  (1725),  "Сципион"  (1726),  "Александр"  (1726),   "Адмет"
(1727), "Ричард" (1727), "Птоломей" (1728), "Джусти-но" (1737), "Ксеркс"
(1738), "Юпитер в Аргосе" (1739), "Гименей" (1740),  балет  "Терпсихора"
(1734), неск. масок, пасторалей и др. соч.
   Лит.: Грубер Р. И., Гендель, М., 1935;  его  же,  Гендель  в  России,
"Советская музыка",! 959, ј 4; Р о л л а н Р., Гендель, Собр.  соч.,  т.
17, Л., 1935; П л а т е к Я. М., Григорьев Л. Г.,  Г.  Ф.  Гендель,  М.,
1958; ChrysanderF., (т. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz.,  1919;  Flower
N., Georg Friederic Handel..., L., 1947; W o I f H. С h., Die Handeloper
auf der modernen Buhne, Lpz., 1957, ff, Kon.
   Г‚НДЖЕР  (Gencer),  Лейла  Айша  (р.  1923)-турецкая  артистка  оперы
(лирико-драматич.   сопрано).    Пению    обучалась    в    Стамбульской
консерватории. Дебютировала в  1950  в  оперном  т-ре  Анкары  в  партии
Сантуццы ("Сельская честь" Масканьи). С сер. 50-х  гг.  Г.  выступает  с
гастролями; пела в Италии, Австрии, Польше, Югославии, США и др. странах
(в 1960 - в СССР).  Творчество  характеризуется  лучшими  чертами  итал.
вокальной   школы   20   в.   -   технич.   мастерством,    экспрессией,
одухотвор„нностью исполнения. Партии:
   Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Виолетта ("Травиата"), Тоска;
Франческа ("Франческа да Ри-мини"3андонаи)идр. Вс. Т.
   ГЕНДУНОВА, Найдан Намжиловна (р. 1913) - бурятская советская актриса.
Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. Окончила в 1932 Техникум пск-в
в Улан-Удэ и вступила в труппу Бурятского драм. т-ра. С 1950 работает  в
Бурятском драм. т-ре  им.  Хоца  Намсараева  (Улан-Удэ).  Характерная  и
комедийная актриса, Г. создала остро сатирич. и комедийные образы. Роли:
Гохон ("Ключ счастья" Намсараева),  Балма  ("Сын  народа"  Цыдынжапова),
Дари ("У истока родника" Балдано), Пиляй  ("Хитрый  Бу-дамшу"  Шагжина),
Варвара  ("Гроза"),  Ога  p  нова  ("Счастье"   по   Павленко),   Ковшик
("Калиновая роща" Корнейчука). Л. Ход.
   ГЕНДЭН С а н г и д ж а б и й н (р. 1918)  -  монгольский  режисс„р  и
акт„р. В 1950 окончил реж. ф-т ГИТИСа. С 1936 работает в Гос. драм. т-ре
в  Улан-Баторе.  Пост.  здесь  спектакли  "По  своему  пути"   Сэнгэ   и
Лодойдамба, "Товарищество" Лодой, "Отелло";
   "Платон  Кречет",  "Калиновая  роща"  Корнейчука,   "Семья"   Попова,
"Снежок" Любимовой, "Полковник Фостер признает себя виновным"  Вайяна  и
др. В 1957 пост.  оперу  "Среди  печальных  гор"  Нацаг-доржа  в  театре
пекинской драмы (Пекин). Играл  роли:  Галсурэн  и  Бальджир  ("Борьба",
"Новый путь" Намдака), Труффальдино ("Слуга двух господ") и др.
   Г. присущи большая искренность и простота исполнения. Г. У.
   ГЕНЕРАЛЬНАЯ  РЕПЕТИЦИЯ  -  последняя  репетиция  перед  окончательным
выпуском спектакля. См. Репетиция.
   "ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО" - пьеса Дюма-сына. См. ((KUH)).
   ГЕНЙНОВ, Чойжи-Нима Генинович (р. 18.XI. 1907) - бурятский  советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Член  КПСС  с  1942.  В  1932  окончил  в
Улан-Удэ Техникум иск-в и вош„л в труппу Бурятского драм.  т-ра.  Острой
характерностью  отмечено  исполнение  Г.  ролей:  Вурма  ("Коварство   и
любовь"), Лу Гуя ("Тайфун" Цао Юя).  Создал  комедийно-сатирич.  образы:
Пэлхэндэй, Порни  ("Первый  год",  "Хитрый  Будамшу"  Шагжина),  Кандыба
("Калиновая роща" Корнейчука). Среди лучших ролей Г.: Пэк ("Сон в летнюю
ночь"), Кулигин ("Гроза"), Нима Гар-маев  ("Пламя"  Балдано).  Популярен
как исполнитель бурят, нар. песен.
   Лит.: Х одорковскаяЛ., Бурят-Монгольский театр. М.,  1954;  Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. ff,
   Г‚НСЛО (Henslowe), Филипп - см. Хенсло, Филипп.
   ГЕОРГИЕВ (Хаджигеоргиев), Димитр  (30.VI.1873,  Стара-Загора,  -  19.
III.  1932,  София)-  болгарский  композитор,   педагог,   муз.-обществ,
деятель. Один из основоположников оперного искусства в Болгарии.  Музыке
обучался в 1892-97 в Пражской консерватории у И. Ф„рстера  и  др.  После
окончания консерватории  руководит  хором  в  г.  Стара-Загора.  С  1902
работал в Софии. Был одним из организаторов первого в Болгарии  оперного
т-ра "Оперна дружба" (1908) и до 1923 входил в руководство  этого  т-ра.
Г.-    автор    одной    из    первых     болг.     опер     ("драматич.
оперетты")-"Тахир-беговица"   ("Жена   Тахир-бека",    1911,    "Оперное
товарищество", София), написанной на  сюжет  старинной  нар.  легенды  о
борьбе болг. народа против тур. поработителей (либр. М.  Георгиева),  Г.
принадлежат также оперы "Певец Багдада" (1913), "Ашик и  Заира"  (1915),
"Македония свободна" (1917); эти оперы остались незаконченными.  Г.  был

Страницы: «« « 524   525   526   527   528   529   530   531   532  533   534   535   536   537   538   539   540   541   542  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия