|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 » »» ставились оперы Г., написанные по типу итал. оперы-сериа, в т. ч.
"Ринальдо" (1711), "Верный пастырь" (1712), "Тезей" (1713), "Амадис"
(1715). В 1719 Г. становится во главе основанной им "Королевской
академии музыки" (на открытии в 1720 исполнялась опера Г. "Радамист"). В
этот период композитор обращается к темам героич. характера, пишет оперы
"Юлий Цезарь", "Тамерлан" (обе в 1724) и др. Дальнейшая деятельность Г.
проходила в борьбе с косностью лридворно-аристо-кратических кругов.
Одновременно существовала буржуазно-демократическая оппозиция,
требовавшая отказа от шаблона оперы-сериа и утверждения англ. нац.
оперы. После закрытия Академии (в 1728) Г. организовал новую оперную
труппу, для к-рой создал оперы "Лотарио" (1729), "Партенопа" (1730),
"Поро" (1731), "Эцио" (1732), "Орландо" (1733) и др.; он привл„к к
исполнению опер выдающихся итал. вокалистов. В 1733 труппа распалась. В
1734-37 Г. писал оперы для т-ра "Ковент-Гарден": "Ариадна" (1734),
"Ариодант" (1735), "Альцина" (1735), "Атланта" (1736), "Арминий" (1737),
"Берениса" (1737) и др.
После тяж„лой болезни, перенес„нной в 1737, Г. отходит от оперного
творчества (последняя опера - "Дейдамия", 1741) и посвящает себя
созданию ораторий, к-рые по своему содержанию и монументальной форме
наиболее соответствовали устремлениям передовых кругов англ. об-ва и
сделали Г. нац. композитором Англии. В ораториях, соединяющих эпич.
величественность и героику с ярким, напряж„нным драматизмом и
психологич. глубиной образов ("Самсон", 1743, "Иуда Маккавей", 1747,
"Иевфай", 1752, и др.), получил полное выражение муз.-драматич. стиль Г.
Композитор вн„с значительный вклад в развитие оперного жанра. Он обновил
форму арии, сделал е„ важным средством психологич. характеристики
персонажей. Драматич. действие в операх Г. связано свободным,
разговорно-мелодич. речитативом, что определяет их драм. выразительность
и единство. После смерти Г. его оперы в течение двух столетий находились
в забвении. В сер. 20 в. возник интерес к оперному наследию Г. В наст.
время его оперы вновь входят в репертуар мн. т-ров Европы. Г. написаны
также оперы "Флоринд", "Дафна" (обе пост. в 1708, Гамбург), "Муций
Сцевола" (1721), "Флоридант" (1721) , "Отгон" (1723), "Флавий" (1723),
"Роделинда" (1725), "Сципион" (1726), "Александр" (1726), "Адмет"
(1727), "Ричард" (1727), "Птоломей" (1728), "Джусти-но" (1737), "Ксеркс"
(1738), "Юпитер в Аргосе" (1739), "Гименей" (1740), балет "Терпсихора"
(1734), неск. масок, пасторалей и др. соч.
Лит.: Грубер Р. И., Гендель, М., 1935; его же, Гендель в России,
"Советская музыка",! 959, ј 4; Р о л л а н Р., Гендель, Собр. соч., т.
17, Л., 1935; П л а т е к Я. М., Григорьев Л. Г., Г. Ф. Гендель, М.,
1958; ChrysanderF., (т. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1919; Flower
N., Georg Friederic Handel..., L., 1947; W o I f H. С h., Die Handeloper
auf der modernen Buhne, Lpz., 1957, ff, Kon.
Г‚НДЖЕР (Gencer), Лейла Айша (р. 1923)-турецкая артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). Пению обучалась в Стамбульской
консерватории. Дебютировала в 1950 в оперном т-ре Анкары в партии
Сантуццы ("Сельская честь" Масканьи). С сер. 50-х гг. Г. выступает с
гастролями; пела в Италии, Австрии, Польше, Югославии, США и др. странах
(в 1960 - в СССР). Творчество характеризуется лучшими чертами итал.
вокальной школы 20 в. - технич. мастерством, экспрессией,
одухотвор„нностью исполнения. Партии:
Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Виолетта ("Травиата"), Тоска;
Франческа ("Франческа да Ри-мини"3андонаи)идр. Вс. Т.
ГЕНДУНОВА, Найдан Намжиловна (р. 1913) - бурятская советская актриса.
Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. Окончила в 1932 Техникум пск-в
в Улан-Удэ и вступила в труппу Бурятского драм. т-ра. С 1950 работает в
Бурятском драм. т-ре им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ). Характерная и
комедийная актриса, Г. создала остро сатирич. и комедийные образы. Роли:
Гохон ("Ключ счастья" Намсараева), Балма ("Сын народа" Цыдынжапова),
Дари ("У истока родника" Балдано), Пиляй ("Хитрый Бу-дамшу" Шагжина),
Варвара ("Гроза"), Ога p нова ("Счастье" по Павленко), Ковшик
("Калиновая роща" Корнейчука). Л. Ход.
ГЕНДЭН С а н г и д ж а б и й н (р. 1918) - монгольский режисс„р и
акт„р. В 1950 окончил реж. ф-т ГИТИСа. С 1936 работает в Гос. драм. т-ре
в Улан-Баторе. Пост. здесь спектакли "По своему пути" Сэнгэ и
Лодойдамба, "Товарищество" Лодой, "Отелло";
"Платон Кречет", "Калиновая роща" Корнейчука, "Семья" Попова,
"Снежок" Любимовой, "Полковник Фостер признает себя виновным" Вайяна и
др. В 1957 пост. оперу "Среди печальных гор" Нацаг-доржа в театре
пекинской драмы (Пекин). Играл роли: Галсурэн и Бальджир ("Борьба",
"Новый путь" Намдака), Труффальдино ("Слуга двух господ") и др.
Г. присущи большая искренность и простота исполнения. Г. У.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя репетиция перед окончательным
выпуском спектакля. См. Репетиция.
"ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО" - пьеса Дюма-сына. См. ((KUH)).
ГЕНЙНОВ, Чойжи-Нима Генинович (р. 18.XI. 1907) - бурятский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. В 1932 окончил в
Улан-Удэ Техникум иск-в и вош„л в труппу Бурятского драм. т-ра. Острой
характерностью отмечено исполнение Г. ролей: Вурма ("Коварство и
любовь"), Лу Гуя ("Тайфун" Цао Юя). Создал комедийно-сатирич. образы:
Пэлхэндэй, Порни ("Первый год", "Хитрый Будамшу" Шагжина), Кандыба
("Калиновая роща" Корнейчука). Среди лучших ролей Г.: Пэк ("Сон в летнюю
ночь"), Кулигин ("Гроза"), Нима Гар-маев ("Пламя" Балдано). Популярен
как исполнитель бурят, нар. песен.
Лит.: Х одорковскаяЛ., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. ff,
Г‚НСЛО (Henslowe), Филипп - см. Хенсло, Филипп.
ГЕОРГИЕВ (Хаджигеоргиев), Димитр (30.VI.1873, Стара-Загора, - 19.
III. 1932, София)- болгарский композитор, педагог, муз.-обществ,
деятель. Один из основоположников оперного искусства в Болгарии. Музыке
обучался в 1892-97 в Пражской консерватории у И. Ф„рстера и др. После
окончания консерватории руководит хором в г. Стара-Загора. С 1902
работал в Софии. Был одним из организаторов первого в Болгарии оперного
т-ра "Оперна дружба" (1908) и до 1923 входил в руководство этого т-ра.
Г.- автор одной из первых болг. опер ("драматич.
оперетты")-"Тахир-беговица" ("Жена Тахир-бека", 1911, "Оперное
товарищество", София), написанной на сюжет старинной нар. легенды о
борьбе болг. народа против тур. поработителей (либр. М. Георгиева), Г.
принадлежат также оперы "Певец Багдада" (1913), "Ашик и Заира" (1915),
"Македония свободна" (1917); эти оперы остались незаконченными. Г. был
Страницы: «« « 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |