|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 » »» Рима, Вены, Люцерна, Бордо и др. Г.- один из популярнейших совр. оперных
певцов Швеции. Партии: дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Гюйон
("Обе-рон" Вебера), Герцог ("Риголетто" Верди), Фауст; князь Шуйский
("Борис Годунов" Мусоргского), Пинкертон ("Чио-Чио-сан" Пуччини),
Сен-Фар ("Почтальон из Лонжюмо" Адана) и др. Л. М.
"ГЕДДА ГАБЛЕР" ("Hedda Gabler") - пьеса в 4 д. Г. Ябсена. Соч. 1890.
Пост. 31 янв. 1891 в Резиденц-т-ре, Мюнхен, в нач. февр. того же года -
в Гельсингфорсском т-ре. В Норвегии пост. 26 февр. 1891 в Национальном
т-ре, Христианин. В том же году пьеса прошла в Лондоне (с участием двух
амер. актрис - Э. Робине и М. Леа), в т-ре "Водевиль", Париж, в
Лессинг-т-ре, Берлин; в Роттердамском т-ре; в 1892 - в Риме и в Петерб.
Михайловском т-ре (франц. труппа, Гедда- Мент, Тесман - Долорма, Левборг
- Дюмени), в 1937- в Нью-Йорке (Гедда - Назимова) и во мн. др. городах.
Роль Гедды входила в гастрольный репертуар итальянских актрис Дузе (в
России - 1892 и 1908) и Виталиани (в России-1898), финской актрисы Иды
Аалберг (в России - 1905) и др. Первая пост. "Г. Г." на русской сцене
(под назв. "Эдда Г.", в пер. С. Л. Степановой) состоялась 19 февр. 1899
в МХТ (режисс„р и исполнитель роли Левборга - Станиславский, худ. Симов;
роли:
Гедда-М. Андреева, Тесман-Москвин, Юлиана Тесман- Савицкая и
Самарина, Tea Эльвстед - Лилина и Скарская, Бракк - Вишневский, Берта -
Павлова). 10 нояб. 1906 "Г. Г." пост. Драматич. т-р Комиссаржевской
("Театр на Офицерской") в Петербурге (реж. Мейерхольд, худ. Сапунов;
Гедда-Комис-саржевская, Тесман - Феона, Левборг - Аркадьев, Бракк -
Бравич). Среди др. т-ров, пост. "Г. Г.",-Харьковский т-р (1904, Гедда -
М. Юрьева, Тесман - Шувалов); Нижегородский т-р (1907, Гедда -
Кварталова, Тесман - Басманов, Левборг - Рудницкий, Бракк - Поплавский);
т-р "Соловцов", Киев 1907, Гедда - Пасхалова); Передвижной т-р
Гайдебу-рова и Скарской (1911, режисс„р Зонов; Гедда - Скарская,
Левборг-Г'айдебуров); моек. Малый т-р (1916, режисс„р и исполнитель роли
Тесмана - Лепковский; Гедда - Жихарева, Юлиана Тесман - Массалитинова,
Tea Эльвстед - Бут-кова, Левборг - Ленин, Бракк - Рыжов). На советской
сцене "Г. Г." пост. в 1957 т-р киноакт„ра, Москва (режисс„ры Эфрос и
Малкин, худ. Гранат; Гедда - Сухаревская); Валми-ерский т-р им. Леона
Паэгле (1957. режисс„р Райх, Пяртагусский т-р им. Л. Койдула (1957);
Паневежисский т-р (1957, режисс„р Бледис, худ. Степанко) и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "Г. Г." - Копенгаген, 1890. Первый рус.
пер.- "Северный вестник", СПБ, 1891, ј 7. Из последующих переводов и
изд.: Ибсен Г., Полное собр. соч., изд. Скирмунт, т. 6,М., 1904; Ибсен
Г., Полное собр. соч., т. 4, М., 1958; Журн. "Образование", М., 1906,
.Ne 12 (ст. А. В. Луначарского).
ГЕДЕВАНИШВЙЛИ, Иосиф Константинович [2(14). I. 1872-21.XII. 1939)] -
грузинский драматург, публицист. Лит. деятельность начал в 1910 (пьеса
"Жертва"). Написал ряд пьес, вошедших в репертуар груз. т-ров нач. 20 в.
Г. выражал в сво„м творчестве упадочные, пессимистич. настроения,
разочарование нек-рой части интеллигенции в революции 1905-07 ("Жертва",
"Предатель"). Символистская направленность характеризует его феерию
"Свет" (пост. В. Шаликашвили, впоследствии использована для либретто
одноим„нного балета Г. Киладзе). После Октября Г. возглавлял
Главискусство Наркомпроса, написал пьесу "На перевале" о событиях 1905,
пост. в Горийском т-ре в день его открытия (1940). Л. 77.
ГЕДЕВАНОВ (Мирагян), Гедеон Васильевич [28. VII (9. Vlil).
1859-1918)] - грузинский акт„р. По национальности армянин. С 1881
выступал как любитель, с 1884 - как профессиональный акт„р в арм. драм.
труппе. В 1889 по инициативе акт„ра В. Абашидзе был приглаш„н в груз.
труппу и в том же году выступил в роли Анемполиста в пьесе "Развед„мся"
Сарду. Среди ролей Г.: Акоп ("Ханума" Цагарели), Овсеп ("Разор„нный
очаг" Сундукяна), Полоний ("Гамлет"), Бобчинский ("Ревизор"), Сганарель
("Дон Жуан" Мольера) и др. Перев„л с груз. на арм. яз. пьесы А.
Цагарели. Писал статьи об иск-ве. Я. Э.
ГЕДЕОНОВ, Александр Михайлович (1790-1867)- русский театральный
деятель. В 1834-58 был директором императорских т-ров. Осуществляя в
театр. иск-ве реакц. политику правительства, Г. тормозил развитие
прогрессивного рус. нац. т-ра, мешал осуществлению постановок лучших
рус. пьес и опер ("Ревизор", "Иван Сусанин"), сокращал суммы,
отпускаемые на драм. труппы. В результате этого постановочная часть
Александрийского и Малого т-ров пришла в упадок. Огромные средства Г.
предоставлял балету, являвшемуся излюбленным жанром аристократич.
публики, а также итал. опере и франц. петерб. труппе. Барин и вельможа,
Г. был невежествен в вопросах т-ра и лит-ры, груб и высокомерен с
акт„рами. Оказал отрицат. воздействие на развитие рус. т-ра. Т'. Р.
ГЕДЕОНОВ, Степан Александрович (1818-15. IX. 1878) - русский
театральный деятель. Директор императорских театров (1867-75). Человек
гораздо более образованный и прогрессивно мыслящий, чем его отец, А. М.
Гедеонов, Г., несмотря на обилие выдвигаемых им преобразовательных
проектов, практически сделал мало и не изменил губительной для иск-ва
системы чиновничьего произвола, господствовавшей в руководстве имп.
т-рами. Увлеч„нный своей деятельностью директора петерб. Эрмитажа (с
1863), Г. в 1875 отказался от поста директора т-ров. Г.- автор
нескольких драм. сочинений. Его крайне слабая в художеств. отношении
историч. мелодрама "Смерть Ляпунова" была пост. в 1845 в Александрийском
т-ре, шла в Москве и на провинц. сцене. В Петербурге ей создал успех В.
А. Каратыгин, к-рый в роли Ляпунова дов„л до крайности присущую ему
склонность к экспрессивной, декламац.-патетической, изобилующей внешними
эффектами игре. Драма Г. "Василиса Мелентьева" по его просьбе
переработана и завершена А. Н. Островским (1868) Т. Р.
"ГЕДЙК-ПАША" (Gedik Pasa fciyafcrosu) - турецкий театр. Открыт в 1869
в Стамбуле (Константинополе). "Г.-п." был первым нац. т-ром, в к-ром
играли на турецком яз., в конце 19 в. являлся центром театр. жизни
Турции. Содержался на средства меценатов.
В деятельности т-ра принимали участие крупные турецкие писатели:
Мехмет Али, Реджаизаде Экрем, Намык Кемаль, входившие в лит. комитет при
т-ре. Вначале т-р ставил произв. переводной драматургии-пьесы Мольера,
Гольдони, Гюго, Дюма-отца и др. Затем в репертуаре появились пьесы
турецких авторов: "Бехчет Бей" Али Хайдара, "Болтливый парикмахер",
"Госпожа спит", "Нежелательный гость" Мехмета Али-бея, "Увы!", "Месть",
"Албанпы", "Танцовщик" Ахмеда Мидхата. С 1872 с большим успехом шла
драма "Роковая судьба" Абуззия Тевфика. В 1873 выдающимся событием
явилась пост. пьесы "Родина" Намыка Кемаля (во время второго
представления эта пьеса была запрещена приказом султана). Начиная с 1876
Страницы: «« « 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |