Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 517   518   519   520   521   522   523   524   525  526   527   528   529   530   531   532   533   534   535  » »»

Саратовский т-р оперы и балета), "Поддубенские  частушки"  по  рассказам
Антонова, "Лес шумит" (неоконч.) по повести Короленко,  балета  "Золотой
ключик" Вайнберга по  сказке  А.  Толстого,  а  также  романсов,  песен,
обработок нар. песен и др. соч.
   ГАЯРРЕ (Gayarre), Хульян  (9.  1.  1844-2.1.1890)-  испанский  артист
оперы   (тенор).   Пению   обучался    в    Мадридской    консерватории;
совершенствовался в Милане у Ламперти. Впервые выступил на оперной сцене
в Варезе (Италия) в 1869, после  чего  пел  в  различных  итал.  оперных
т-рах, Г. исполнил впервые в Италии партии Тангейзера  (о.  п.  Вагнера,
1872) и Энцо ("Джоконда" Понкьелли, 1876). В 1876 дебютировал в т-ре" Ла
Скала",  Милан.  Среди  партий  Г.:  Надир  ("Искатели  жемчуга"  Визе),
Неморино, Фердинанд ("Любовный напиток", "Фаворитка" Доницетти),  Фауст,
Лоэнгрин;  Васко  да  Гама  ("Африканка"  Мейербера),   Собинин   ("Иван
Сусанин"; первое исполнение в Англии, 1887) и др.  Г.  гастролировал  во
мн. странах Европы (в т. ч. в России в 1873 и 1875), США, Юж. Америке  и
др. Обладал т„плым, мягким, выразительным  голосом.  Пользовался  славой
одного из выдающихся теноров мира. В 1889 основал в Мадриде школу пения.
Иг. Ф., Вс. Т.
   ГВАРАДЗЕ, Николай Соломонович [р. 16(28).  XII.  1883]  -  грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Сценич. деятельность  начал
в 1903 в тифлисском груз. т-ре, к-рым  в  то  время  руководил  поэт  А.
Церетели. В 1904-06 Г. работал в Кутаиси, в труппе В. Алекси-Месхишвили,
затем в различных т-рах Грузии. В 1931-48 - в Грузинском тюзе (Тбилиси).
Г.- акт„р реалистпч. школы. Среди ролей:
   Патара Кахи (о. п. Церетели), Незнамов, Жадов;
   Шут ("Король Лир"), Хуциа ("Сурамская крепость" Мтварадзе) и мн.  др.
Автор мемуаров (1т. 1949, 2 т. 1952). , А. П.
   ГВАРАМАДЗЕ, Елена (Лили) Левановна (р.  21.  X.  1913)  -  грузинская
артистка балета, искусствовед. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Член  КПСС  с
1941. Окончила Ленингр.  хореографич.  уч-ще  (класс  А.  Вагановой).  В
1930-48 - солистка Т-ра оперы и  балета  им.  3.  Палиашвили  (Тбилиси).
Партии: Ма-ниже ("Сердце гор" Баланчивадзе), Одетта ("Лебединое озеро"),
Мария  ("Бахчисарайский  фонтан"),  Эсмеральда  (о.  п.  Пуни).  С  1933
занимается лит. и научно-исследовательской деятельностью в области груз.
танца. В  1934  окончила  юридич.  ф-т  Груз.  ун-та.  В  1947  защитила
диссертацию на  звание  кандидата  искусствоведч.  наук  ("К  вопросу  о
происхождении и морфологии грузинского танца"), в 1957 опубликовала труд
"Грузинская народная хореография". Т. И
   ГВАРИНИ (Guarini), Баттиста (1538-1612) - итальянский поэт.  Жизнь  и
деятельность Г. протекали при  дворе  в  Ферраре  и  Мантуе.  Г.-  автор
пасторальной трагикомедии "Верный  пастух"  (1590,  пост.  при  дворе  в
Мантуе), пользовавшейся в 17 в. большой популярностью и перевед„нной при
жизни Г. на все европ. яз. В сво„м творчестве Г. отходит от  гуманистич.
и реалистич. традиций Возрождения.  Трагикомедию  Г.  отличает  излишняя
усложн„нность фабулы, жеманная манерность в изображении  чувств  героев,
предвосхищавшая  вычурность   мелодрамы   17   в.   В   ходе   полемики,
развернувшейся вокруг "Верного пастуха", в ответ на упр„ки гуманистов за
введение нового, не предусмотренного Аристотелем жанра, и напоминания  о
том, что драма должна не только развлекать, но и  поучать,  Г.  заявлял,
что цель искусства - доставлять эстетическое наслаждение.
   Лит.: ApollonioM., Storia del teatro, t. 2, Firenze, 1940; Flora  F.,
Storia  della  letteratura  italiana,  v.   3,   Mil.,   1953;   История
западноевропейского театра под общей ред. С. С. Мокульского, т.  1,  M.,
1956, с. 194-196. р. X.
   ГВИН (Gwyn), Нелл (Элеонор)  (2.  II.  1650-XI.  1687)  -  английская
актриса.  В  1665  начала  сценич.  деятельность  в  т-ре   "Друри-Лейн"
(Лондон), сыграв роль Сидарии ("Индийский император" Драйдена). Г.  была
одной из наиболее популярных актрис  своего  времени,  однако  е„  успех
определялся гл. обр. обаянием молодости, незаурядными внешними  данными.
Лучшая роль Г. по отзывам современников -  Фло-римела  ("Тайная  любовь"
Драйдена). В 1669  Г.  оставила  сцену.  Факты  из  жизни  Г.  (Г.  была
любовницей короля Карла II) привлекали внимание драматургов, и после  е„
смерти о ней был написан ряд пьес, в т. ч. "Милая Нелл из Старого Друри"
Т. Кестера (1900, Лондон). Ф. К.
   ГВИНИАШВЙЛИ, Гаврил Гаврилович [р. 29. IX (11. X). 1892] - грузинский
советский режисс„р, педагог, акт„р. Засл. деят. иск-в Груз. ССР  (1950).
В 1912 окончил муз.-драм. отделение  при  Моск.  фи-лармонич.  об-ве.  В
1922-27 работал в муз. студии МХАТ. В 1929-31 и 1948-49 -  гл.  режисс„р
Ба-тумского т-ра; пост. спектакли "Дядя Ваня";  "Последние"  Горького  и
др. В 1949-55 - режисс„р рус. т-ра  им.  Грибоедова  (Тбилиси).  С  1931
вед„т педаго-гич. работу (с 1955  в  Тбилисском  театр.  ин-те).  Т.  И.
ГВОЗДЕВ, Алексей Александрович  [9  (21).  III.  1887-10.  IV.  1939]  -
русский советский театровед, литературовед, критик  и  педагог.  Окончил
Петерб. ун-т (1913). Научной работой занимался с 1920 в Российском ин-те
истории  иск-в  (ныне  Гос.  научно-ис-следоват.  ин-т  т-ра,  музыки  и
кинематографии).  Г.   был   основоположником   новой   дисциплины,   не
существовавшей в рус. дореволюц.  науке,-  истории  зап.-европ.  театра.
Проявившиеся в работах Г.  ("О  смене  театральных  систем",  в  сб.  "О
театре", вып. 1, Л., 1926; "Театр эпохи феодализма", в кн. А. А. Гвоздев
и А. Пиотровский, "История европейского театра", М. - Л., 1931,  и  др.)
элементы формализма и вульгарного  социологизма  были  им  преодолены  в
капитальном  труде  "Западно-европейский  театр  на  рубеже  XIX  и   XX
столетий" (Л.-М., 1939). Выступал  также  как  театр.  рецензент,  автор
работ по балету, театр. иконографии, декорационному  иск-ву,  устройству
сцены. В„л преподавательскую работу: читал курс зап.-европ. литературы в
Томском ун-те (1917-20) и Ленингр. педагогич. ин-те им.  А.  И.  Герцена
(1920-39).
   Соч.:  Из  истории  театра  и  драмы,  П.,  1923;  Театр  имени   Вс.
Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; Художник в театре, М.-Л., 1931; Театр
послевоенной Германии, Л.-М., 1933;
   История западноевропейской литературы. Средние  века  и  Возрождение,
М.-Л., 1935; Западноевропейский театр  на  рубеже  XIX  и  XX  столетий,
Л.-М., 1939.
   Лит.:  Профессор  А.  А.   Гвоздев   (1887-1939),   "Ученые   записки
[Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена]", Л., 1939,
т. 26 (имеется библиогр. список важнейших работ Г., с. 9-18); Мокульский
С. С., A.A. Гвоздев  -  историк  зарубежного  театра,  в  сб.:  Театр  и
драматургия. Труды Государственного научно-исслед. ин-та театра,  музыки
и кинематографии. Л., 1959, с. 357- 372;  Павлова  В.  А.,  Библиография
работ А. А. Гвоздева, там же, стр. 379-404. Ач. А.

Страницы: «« « 517   518   519   520   521   522   523   524   525  526   527   528   529   530   531   532   533   534   535  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия