Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 523   524   525   526   527   528   529   530   531  532   533   534   535   536   537   538   539   540   541  » »»

образ Саламбо ("Саламбо" Арендса,  1910).  В  этой  партии  окончательно
определились основные  качества  е„  дарования  -  соединение  блестящей
танцовщицы и крупной  мимич.  артистки,  утверждавшей  в  балете  начало
реалистич. иск-ва, психологич. правды. (Развитию драматич. дарования  Г.
способствовали  занятия  с  такими  крупнейшими  акт„рами,  как  П.   М.
Садовский, И. М. Москвин и др.). С 1910  Г.  гастролировала  за  рубежом
(Брюссель, Берлин, Париж - антреприза С. П.  Дягилева,  Лондон).  Осенью
того же года была в США, где выступала с М. М. Мордкиным. В  сов.  время
иск-во Г. приобрело ещ„ большую глубину и содержательность. В  1926  она
создала образ Эсмеральды ("Эсме-ральда"). В традиционное исполнение этой
партии Г. внесла живое, трепетное чувство глубоко человеческой драмы.  В
1927 в первом сов. балете, поставленном на совр.  тему,-  "Красный  мак"
("Красный цветок") Глиэра, Г. явилась  создательницей  образа  китайской
танцовщицы Тао Хоа. В этой партии принципы классич.  балета  нашли  сво„
органическое выражение в создании образа  нового  социального  героя.  С
1935 Г. перестала выступать на сцене  Большого  т-ра.  Большое  место  в
творческой деятельности Г. занимали гастроли. Она была одной из немногих
танцовщиц, к-рые еще в  дореволюционные  годы  выезжали  на  гастроли  в
провинцию, что сделало их  иск-во  известным  широким  кругам  зрителей.
Особенно широко развернулась концертная деятельность Г. в сов. время.  В
30-е гг. гастролировала  по  Советскому  Союзу,  выступая  не  только  в
крупных городах и промышленных центрах, но и на клубных сценах  заводов,
фабрик, в самых отдал„нных  уголках  страны.  Последние  выступления  Г.
состоялись в годы Отечественной войны (1942-44) в Москве.
   Г. вед„т консультативно-педагогич.  деятельность,  помогает  балетной
молод„жи, обращающейся к ней за творческой помощью.
   В 1925 Г. первой из артисток балета было  присвоено  звание  народной
артистки РСФСР. В 1943 удостоена Ст. пр.
   Лит.: Московский Большой Театр. 1825- 1925, М., 1925; К о м н е н А.,
И в и н г В., Е. В. Гельцер, в кн.: "Театральный альманах", [В. Т.  O.J,
1948, кн. 7, стр. 140-63;
   Екатерина Васильевна Гельцер, М., 1954;
   Мартынова О. М.,  Творческий  путь  народной  артистки  РСФСР  Е.  В.
Гельцер (автореферат дисс.), М., 1955 (на правах рукописи). О, М.
   Г‚МИНДЖ (Heminge), Джон - ся. Хеминдж, Джон.
   ГЕМПЙНЬСКИЙ,  Хемпиньский  (Hempinski),  Якуб  (1749-1829)-  польский
акт„р. Сценич. деятельность начал в т-ре князя А. Сулковского в Рыдзине.
В 1774-1814 - акт„р Национального т-ра в  Варшаве.  Г.  обладал  большим
комедийным  дарованием,  живостью  и  темпераментом.  Играл  роли  слуг.
Особенным успехом пользовался в комедиях Мольера. Лучшая роль Г.- Фигаро
("Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро"). Был блестящим исполнителем
гл. ролей в комедиях Ф. Заблоцкого. С. И,
   ГЕН (наст. фам.- Шахназарян), Гурген Шахназарович  [р.  18(31).  XII.
1906]-русский советский  акт„р.  Нар.  арт.  Арм.  ССР  (1953).  Сценич.
деятельность начал в 1927 в Баку, в т-ре "Синей блузы". Затем работал  в
Бакинском рабочем т-ре. В 1927-37 играл в рус. периферийных т-рах.С 1937
(со дня основания) - акт„р Ереванского рус. т-ра. Роли: Швандя  ("Любовь
Яровая"), Старик  (о.  п.  Горького),  Чебутыкин  ("Три  сестры"),  Осип
("Ревизор"), Сагател ("Из-за честп" Ширванзаде) и др. С. Р.
   ГСНАСТ (Genast), Эдуард  Франц  (15.  VII.  1797-  3.  VII.  1866)  -
немецкий акт„р, певец и композитор.  Театр.  образованием  Г.  руководил
Г„те. Дебютировал в Веймарском  театре  в  1814  ролью  Осмина  в  опере
Моцарта "Похищение из сераля". Одновременно с  выступлениями  в  оперных
спектаклях Г. играл и в драме (Кент - "Король Лир", 1815).  После  ухода
Г„те из Веймарского т-ра Г. работал в т-рах  Дрездена  (1817),  Лейпцига
(1818) и др. В 1828 был директором т-ра в Магдебурге.  С  1829  вновь  в
Веймаре. Среди оперных партий Г.:  Дон  Жуан  и  Фигаро  ("Дон  Жуан"  и
"Свадьба Фигаро"),
   Вильгельм Телль (о. п. Россини) и  центр,  партия  в  опере  "Вампир"
Маршнера (написана для Г., 1829, Лейпциг). Роли Г. в драме:  Валленштейн
("Смерть Валленштейна" Шиллера), Г„цфон Берлихинген (о. п. Г„те),  Натан
Мудрый (о. п. Лессинга), король Лир, Кориолан, Макбет (о. п.  Шекспира).
Г.- автор опер:
   "Солнечные люди" (1828), "Предатель в Альпах" (1855, Веймарский т-р).
Мемуары Г. "Из дневника старого акт„ра" (1862-66) имеют большое значение
для изучения истории нем. т-ра середины 19 в.
   Соч.: Aus dem Tagebuche eines  alten  Schauspielers,  Bd  1-4,  Lpz.,
1862-66.
   ГЕНГЕНБАХ (Gengenbach), Памфилус (1480, Нюрнберг,-  1525,  Базель)  -
швейцарский  поэт  и  драматург.  Был   наборщиком,   затем   владельцем
типографии в Базеле. В сво„м творчестве отражал  интересы  патриотически
настроенной молодой  швейцарской  буржуазии.  Драматургич.  наследие  Г.
составляют гл. обр. т.  н.  "говорящие  картины"  -  алле-горич.  пьесы,
связанные  с  традициями  книжной  иллюстрации  и  представляющие  собой
подобие  "оживших"  картин,  иллюстрирующих  какую-либо  мысль.  Интерес
зрителя к пьесам Г. был основан на их злободневности и остроумии.  Пьеса
"Чужая  река"  (1514)  отражала  политич.  раздоры  между  Швейцарией  и
Францией,   пьеса   "Десять   возрастов"   (1515)   показывала   картины
человеческой жизни, воссозданные в реалистич. манере.
   Соч.: Ausgabe der Werke, hrsg von K. Goedeke, Hannover, 1856.
   Лит.: Bartsch K., Pamphilus Gengenbach, [Zurich], 1878; Raillard  R.,
Pamphilus Gengenbach und die Reformation, Basel, 1936; N  a  die  r  J.,
Literaturgeschichte des deutschen Schweiz, Lpz.-Zurich, 1932. M.B.
   ГЕНДЕЛЬ (Handel), Георг Фридрих (23. II. 1685, Галле,- 14. IV.  1759,
Лондон) -  немецкий  композитор.  Обучался  праву  в  ун-те  в  Галле  и
одновременно изучал муз. дисциплины у  композитора  и  органиста  Ф.  В.
Цахау. В 1696 впервые выступил в Берлине в качестве клавесиниста. В 1703
переехал в Гамбург, где был в то время единственный в  Германии  оперный
т-р. Г. работал в оркестре т-ра скрипачом и клавесинистом. Значит.роль в
творческом становлении Г. сыграло знакомство с  композитором,  певцом  и
теоретиком И. Маттесоном и известным оперным композитором  Р.  Кейзером,
руководившим гамбургской оперой. В  1705  на  сцене  театра  были  пост.
первые оперы Г. "Альмира" и "Нерон". В 1706 Г.  уезжает  в  Италию,  где
продолжает совершенствоваться как композитор и созда„т ряд новых опер, в
т. ч. "Родри-го" (1707, Флоренция). Эта первая опера,  написанная  Г.  в
итал. стиле, и опера Агриппина" (1709, Неаполь) прославили  его  имя  по
всей стране. Пребывание в Италии и особенно в Неаполе, к-рый  был  одним
из  центров  мировой  оперной  культуры,  оказало  важное   влияние   на
формирование стиля Г.  С  1710  он  работал  в  Ганновере;  неоднократно
посещал Англию,  куда  переселился  в  1717.  Еще  АО  этого  в  Лондоне

Страницы: «« « 523   524   525   526   527   528   529   530   531  532   533   534   535   536   537   538   539   540   541  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия