|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 » »» образ Саламбо ("Саламбо" Арендса, 1910). В этой партии окончательно
определились основные качества е„ дарования - соединение блестящей
танцовщицы и крупной мимич. артистки, утверждавшей в балете начало
реалистич. иск-ва, психологич. правды. (Развитию драматич. дарования Г.
способствовали занятия с такими крупнейшими акт„рами, как П. М.
Садовский, И. М. Москвин и др.). С 1910 Г. гастролировала за рубежом
(Брюссель, Берлин, Париж - антреприза С. П. Дягилева, Лондон). Осенью
того же года была в США, где выступала с М. М. Мордкиным. В сов. время
иск-во Г. приобрело ещ„ большую глубину и содержательность. В 1926 она
создала образ Эсмеральды ("Эсме-ральда"). В традиционное исполнение этой
партии Г. внесла живое, трепетное чувство глубоко человеческой драмы. В
1927 в первом сов. балете, поставленном на совр. тему,- "Красный мак"
("Красный цветок") Глиэра, Г. явилась создательницей образа китайской
танцовщицы Тао Хоа. В этой партии принципы классич. балета нашли сво„
органическое выражение в создании образа нового социального героя. С
1935 Г. перестала выступать на сцене Большого т-ра. Большое место в
творческой деятельности Г. занимали гастроли. Она была одной из немногих
танцовщиц, к-рые еще в дореволюционные годы выезжали на гастроли в
провинцию, что сделало их иск-во известным широким кругам зрителей.
Особенно широко развернулась концертная деятельность Г. в сов. время. В
30-е гг. гастролировала по Советскому Союзу, выступая не только в
крупных городах и промышленных центрах, но и на клубных сценах заводов,
фабрик, в самых отдал„нных уголках страны. Последние выступления Г.
состоялись в годы Отечественной войны (1942-44) в Москве.
Г. вед„т консультативно-педагогич. деятельность, помогает балетной
молод„жи, обращающейся к ней за творческой помощью.
В 1925 Г. первой из артисток балета было присвоено звание народной
артистки РСФСР. В 1943 удостоена Ст. пр.
Лит.: Московский Большой Театр. 1825- 1925, М., 1925; К о м н е н А.,
И в и н г В., Е. В. Гельцер, в кн.: "Театральный альманах", [В. Т. O.J,
1948, кн. 7, стр. 140-63;
Екатерина Васильевна Гельцер, М., 1954;
Мартынова О. М., Творческий путь народной артистки РСФСР Е. В.
Гельцер (автореферат дисс.), М., 1955 (на правах рукописи). О, М.
Г‚МИНДЖ (Heminge), Джон - ся. Хеминдж, Джон.
ГЕМПЙНЬСКИЙ, Хемпиньский (Hempinski), Якуб (1749-1829)- польский
акт„р. Сценич. деятельность начал в т-ре князя А. Сулковского в Рыдзине.
В 1774-1814 - акт„р Национального т-ра в Варшаве. Г. обладал большим
комедийным дарованием, живостью и темпераментом. Играл роли слуг.
Особенным успехом пользовался в комедиях Мольера. Лучшая роль Г.- Фигаро
("Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро"). Был блестящим исполнителем
гл. ролей в комедиях Ф. Заблоцкого. С. И,
ГЕН (наст. фам.- Шахназарян), Гурген Шахназарович [р. 18(31). XII.
1906]-русский советский акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1953). Сценич.
деятельность начал в 1927 в Баку, в т-ре "Синей блузы". Затем работал в
Бакинском рабочем т-ре. В 1927-37 играл в рус. периферийных т-рах.С 1937
(со дня основания) - акт„р Ереванского рус. т-ра. Роли: Швандя ("Любовь
Яровая"), Старик (о. п. Горького), Чебутыкин ("Три сестры"), Осип
("Ревизор"), Сагател ("Из-за честп" Ширванзаде) и др. С. Р.
ГСНАСТ (Genast), Эдуард Франц (15. VII. 1797- 3. VII. 1866) -
немецкий акт„р, певец и композитор. Театр. образованием Г. руководил
Г„те. Дебютировал в Веймарском театре в 1814 ролью Осмина в опере
Моцарта "Похищение из сераля". Одновременно с выступлениями в оперных
спектаклях Г. играл и в драме (Кент - "Король Лир", 1815). После ухода
Г„те из Веймарского т-ра Г. работал в т-рах Дрездена (1817), Лейпцига
(1818) и др. В 1828 был директором т-ра в Магдебурге. С 1829 вновь в
Веймаре. Среди оперных партий Г.: Дон Жуан и Фигаро ("Дон Жуан" и
"Свадьба Фигаро"),
Вильгельм Телль (о. п. Россини) и центр, партия в опере "Вампир"
Маршнера (написана для Г., 1829, Лейпциг). Роли Г. в драме: Валленштейн
("Смерть Валленштейна" Шиллера), Г„цфон Берлихинген (о. п. Г„те), Натан
Мудрый (о. п. Лессинга), король Лир, Кориолан, Макбет (о. п. Шекспира).
Г.- автор опер:
"Солнечные люди" (1828), "Предатель в Альпах" (1855, Веймарский т-р).
Мемуары Г. "Из дневника старого акт„ра" (1862-66) имеют большое значение
для изучения истории нем. т-ра середины 19 в.
Соч.: Aus dem Tagebuche eines alten Schauspielers, Bd 1-4, Lpz.,
1862-66.
ГЕНГЕНБАХ (Gengenbach), Памфилус (1480, Нюрнберг,- 1525, Базель) -
швейцарский поэт и драматург. Был наборщиком, затем владельцем
типографии в Базеле. В сво„м творчестве отражал интересы патриотически
настроенной молодой швейцарской буржуазии. Драматургич. наследие Г.
составляют гл. обр. т. н. "говорящие картины" - алле-горич. пьесы,
связанные с традициями книжной иллюстрации и представляющие собой
подобие "оживших" картин, иллюстрирующих какую-либо мысль. Интерес
зрителя к пьесам Г. был основан на их злободневности и остроумии. Пьеса
"Чужая река" (1514) отражала политич. раздоры между Швейцарией и
Францией, пьеса "Десять возрастов" (1515) показывала картины
человеческой жизни, воссозданные в реалистич. манере.
Соч.: Ausgabe der Werke, hrsg von K. Goedeke, Hannover, 1856.
Лит.: Bartsch K., Pamphilus Gengenbach, [Zurich], 1878; Raillard R.,
Pamphilus Gengenbach und die Reformation, Basel, 1936; N a die r J.,
Literaturgeschichte des deutschen Schweiz, Lpz.-Zurich, 1932. M.B.
ГЕНДЕЛЬ (Handel), Георг Фридрих (23. II. 1685, Галле,- 14. IV. 1759,
Лондон) - немецкий композитор. Обучался праву в ун-те в Галле и
одновременно изучал муз. дисциплины у композитора и органиста Ф. В.
Цахау. В 1696 впервые выступил в Берлине в качестве клавесиниста. В 1703
переехал в Гамбург, где был в то время единственный в Германии оперный
т-р. Г. работал в оркестре т-ра скрипачом и клавесинистом. Значит.роль в
творческом становлении Г. сыграло знакомство с композитором, певцом и
теоретиком И. Маттесоном и известным оперным композитором Р. Кейзером,
руководившим гамбургской оперой. В 1705 на сцене театра были пост.
первые оперы Г. "Альмира" и "Нерон". В 1706 Г. уезжает в Италию, где
продолжает совершенствоваться как композитор и созда„т ряд новых опер, в
т. ч. "Родри-го" (1707, Флоренция). Эта первая опера, написанная Г. в
итал. стиле, и опера Агриппина" (1709, Неаполь) прославили его имя по
всей стране. Пребывание в Италии и особенно в Неаполе, к-рый был одним
из центров мировой оперной культуры, оказало важное влияние на
формирование стиля Г. С 1710 он работал в Ганновере; неоднократно
посещал Англию, куда переселился в 1717. Еще АО этого в Лондоне
Страницы: «« « 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |