Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 532   533   534   535   536   537   538   539   540  541   542   543   544   545   546   547   548   549   550  » »»

ненавидел, и от революционных войн, к-рых боялся.  Г.  стремился  внести
умиротворение в умы немцев, смятенные идеями франц. революции, утверждал
мысль о целесообразности гармонии в природе и в  человеческом  обществе.
Классицистич. воззрения Г. находят сво„ выражение в драмах и в трактатах
об иск-ве, написанных в 80-90-е гг. Вместе с тем  и  в  этот  период  Г.
оста„тся  великим  гуманистом.   В   Веймаре   получают   развитие   его
материалистич. воззрения, нашедшие выражение в эстетике, в теории т-ра и
драмы. Г. утверждал, что иск-во призвано воспроизводить жизнь  реальную,
а не мнимую. Просветительские тенденции  творчества  Г.  определили  его
утверждение, что т-р должен  не  только  отражать  жизнь,  но  и  учить,
нравственно воспитывать зрителей. Отсюда требовательность Г.  к  идейным
качествам пьес, неприятие  им  пошлой,  поверхностной  драматургии.  Как
руководитель придворного Веймарского т-ра Г. часто был вынужден идти  на
компромисс и давать доступ на сцену мещанским драмам и мелодрамам А.  В.
Иффланда, А. Ф. Коцебу и т. п.
   Увлечение   античностью   отч„тливо   проявилось    в    режисс„рской
деятельности Г. ив его работе с акт„рами Веймарского т-ра. Взгляды Г. на
сценич. иск-во изложены им в "Правилах для акт„ров" (1803). На сцене, по
мнению Г., должно царить возвышенное и изящное. Спектакль  Г.  трактовал
как движущуюся картину, подчин„нную нормам античной пластики; от акт„ров
он требовал регламентированной скульптурности поз и жестов,  фронтальных
мизансцен, строго обусловленной мимики, напевного произнесения стихов  и
т. д. Однако Г.-реалист постоянно вступал в противоречия с Г.-классиком.
Добиваясь от акт„ров внешней гармонии, Г.  требовал  от  них  внутренней
собранности, указывал на необходимость вживаться  в  роль.  Значительным
вкладом Г. в театр. практику является  введение  им  в  Веймарском  т-ре
застольных репетиций и занятий с акт„рами по  дикции.  Большое  значение
придавал Г. также этич. воспитанию акт„ров, их культурному развитию.
   Классицистские  драмы  Г.,  как  и  его  ранние  штюр-мерские  драмы,
насыщены  просветительским  гуманизмом.   Они   взывают   к   социальной
справедливости, полны веры в силу человеческого разума. В  то  же  время
пьесы веймарского периода были направлены на отвлечение внимания  немцев
от практического решения назревших политич. вопросов. Идею революции  Г.
подменяет идеей о духовном преобразовании человечества, путь  к  к-рому,
по мнению Г., в этическом и эстетич. самосовершенствовании. В веймарский
период созданы и завершены драмы: "Навзикая" (начата в 1786),  "Ифигения
в Таъриде" (1787), "Клауди-на из Вилла Белла" (1788), "Эрвин и  Эльмира"
(1788). Самое значительное из произведений этого  периода-  "Ифигения  в
Тавриде", в к-рой Г., по замечанию Энгельса, пытается  бэясать  от  нем.
общества своего  времени  в  гармонический  мир  античности.  Но  уже  в
трагедии "Торквато Тассо" (1790) Г.-классицист вступает в столкновение с
Г.-реалистом. Облеч„нная, как и "Ифигения", в гармонич. античную  форму,
трагедия воспринимается как скорбная повесть о социальном неравенстве. К
90-м гг. относятся три драмы, свидетельствующие о  неприятии  Г.  франц.
революции. Это  неоконченная  политич.  драма  "Мятежные"  (1792),  фарс
"Гражданин генерал" (1793) и отрывок из трагедии "Побочная дочь" (1794).
   Величайшее творение Г.' -  трагедия  "Фауст",  к-рую  он  создавал  в
течение 60 лет - с 1771 по 1832. В трагедии нашли отражение  философские
и эстетич. искания Г., политич. идеи и общественные события рубежа  двух
столетий. В 1-й части трагедии Фауст ищет ответ -  в  ч„м  смысл  бытия,
каково предназначение  человека.  В  финале  трагедии  он  находит  этот
ответсмысл жизни в деянии,  в  труде  каждого  для  всех.  Образ  Фауста
надел„н чертами  самого  Г.  Вместе  с  тем  это  фигура  символическая,
воплощающая жизнь и борьбу  человечества.  Трагедия  "Фауст"  проникнута
оптимизмом;  она  прославляет  неиссякаемые  творческие  силы  и   разум
человека. Фауст умирает одиноким, непонятым, но он полон радостной  веры
в светлое будущее человечества, призывает  людей  бороться  за  всеобщее
счастье. В трагедии Г.  Фаусту  противостоит  дух  зла  и  разрушения  -
Мефистофель, к-рый разоблачает "немецкое  убожество".  Во  второй  части
"Фауста" Г. отказывается от классицистских устремлений,  утверждая,  что
дух  античности,  гармония  несовместимы  с  противоречиями  нем.  феод.
действительности. В 1811-31 Г. пишет мемуары ("Из моей жизни", "Поэзия и
правда"), где да„т интересный анализ драматургии  "Бури  и  натиска".  К
1825-30 относятся записи его разговоров с секретар„м Эккерманом, в к-рых
Г. высказывает свои мысли о природе сценич. иск-ва.
   Драмы Г. (всего им написано ок. 40 пьес)  не  имеют  богатой  сценич.
истории, несмотря на их философскую глубину и поэтич.  достоинства.  Они
малосценичны,  сложны  для  постановки.  Тем  не  менее  многие  из  них
ставились в т-рах Германии и др. стран. Так, еще в  1802  была  пост.  в
Веймарском т-ре "Ифигения в Тавриде", затем она шла в Лейпциге (1822), в
Берлине  (1850),  в  Вене  (1900).  В  70-90-е  гг.  18  в.   е„   играл
Мейнингенский  т-р.  Трагедия  "Клавиго"  также  впервые  была  пост.  в
Веймарском т-ре в 90-е гг. 18 в., в 1830 она шла в Вене, в  40-70-е  гг.
19 в.-в городах Германии. Неоднократно  ставилась  на  сценах  различных
т-ров мира с участием крупнейших акт„ров трагедия "Эгмонт",  к  к-рой  в
1810 Бетховен написал гениальную музыку. С большим успехом ш„л  "Эгмонт"
и в России - в Малом т-ре в 1888, в  Александрийском  в  1887.  В  пост.
Малого т-ра М. Н. Ермолова (Клерхен), А. И. Южин (Эгмонт), А. П. Ленский
(Вильгельм Оранский) создали  образы,  проникнутые  высокой  гражданской
патетикой. Советские артисты Ю.М. Юрьев, В.И.Качалов, М. И. Цар„в, В. Н.
Акс„нов  и  др.  исполняли  "Эгмонта"  с  муз.  Бетховена   (целиком   и
фрагментарно) на сов. эстраде.
   "Хотя трагедия "Фауст" и не предназначалась для сценыв 19-20 вв. неоднократно ставилась в Германии и др. странах, в т. ч. и в
России, где прекрасными исполнительницами роли Маргариты были  Ермолова,
Комиссаржевская.  На  нем.  сцене  "Фауст"  ш„л  в  постановках  крупных
режисс„ров:  Л.  Тика  (1829,  Лейпцигский  т-р),  К.  Иммермана  (1835,
Дюссельдорфский т-р), Г. Фукса (1907, Мюнхенский художественный т-р), М.
Рейнхардта (1909, Немецкий т-р, Берлин). В дни празднования 200-летия со
дня рождения Г. (1949) в ГДР шли обе части "Фауста" в пост. Гамбургского
т-ра  (Мефистофель  -  Грюнвальд).  Гениальная  трагедия  Г.  вдохновила
композиторов на создание опер и симфонич. произведений. Ш. Гуно  написал
на темы "Фауста" оперу "Фауст" (1859). Несмотря "на то, что "Фауст" Гуно
лишь в незначительной степени переда„т идейную  концепцию  литературного
первоисточника, крупнейшие  певцы  часто  приближали  своим  исполнением
героев оперы к образам трагедии Г. В числе лучших  мировых  исполнителей
ролей Маргариты, Фауста, Мефистофеля в опере Гуно -  рус.  певцы  А.  И.
Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Шаляпин воплотил также образ
   Мефистофеля и в другой опере на сюжет трагедии Г.-"Мефистофель" Бойто
(соч. 1868).

Страницы: «« « 532   533   534   535   536   537   538   539   540  541   542   543   544   545   546   547   548   549   550  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия