|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 » »» ненавидел, и от революционных войн, к-рых боялся. Г. стремился внести
умиротворение в умы немцев, смятенные идеями франц. революции, утверждал
мысль о целесообразности гармонии в природе и в человеческом обществе.
Классицистич. воззрения Г. находят сво„ выражение в драмах и в трактатах
об иск-ве, написанных в 80-90-е гг. Вместе с тем и в этот период Г.
оста„тся великим гуманистом. В Веймаре получают развитие его
материалистич. воззрения, нашедшие выражение в эстетике, в теории т-ра и
драмы. Г. утверждал, что иск-во призвано воспроизводить жизнь реальную,
а не мнимую. Просветительские тенденции творчества Г. определили его
утверждение, что т-р должен не только отражать жизнь, но и учить,
нравственно воспитывать зрителей. Отсюда требовательность Г. к идейным
качествам пьес, неприятие им пошлой, поверхностной драматургии. Как
руководитель придворного Веймарского т-ра Г. часто был вынужден идти на
компромисс и давать доступ на сцену мещанским драмам и мелодрамам А. В.
Иффланда, А. Ф. Коцебу и т. п.
Увлечение античностью отч„тливо проявилось в режисс„рской
деятельности Г. ив его работе с акт„рами Веймарского т-ра. Взгляды Г. на
сценич. иск-во изложены им в "Правилах для акт„ров" (1803). На сцене, по
мнению Г., должно царить возвышенное и изящное. Спектакль Г. трактовал
как движущуюся картину, подчин„нную нормам античной пластики; от акт„ров
он требовал регламентированной скульптурности поз и жестов, фронтальных
мизансцен, строго обусловленной мимики, напевного произнесения стихов и
т. д. Однако Г.-реалист постоянно вступал в противоречия с Г.-классиком.
Добиваясь от акт„ров внешней гармонии, Г. требовал от них внутренней
собранности, указывал на необходимость вживаться в роль. Значительным
вкладом Г. в театр. практику является введение им в Веймарском т-ре
застольных репетиций и занятий с акт„рами по дикции. Большое значение
придавал Г. также этич. воспитанию акт„ров, их культурному развитию.
Классицистские драмы Г., как и его ранние штюр-мерские драмы,
насыщены просветительским гуманизмом. Они взывают к социальной
справедливости, полны веры в силу человеческого разума. В то же время
пьесы веймарского периода были направлены на отвлечение внимания немцев
от практического решения назревших политич. вопросов. Идею революции Г.
подменяет идеей о духовном преобразовании человечества, путь к к-рому,
по мнению Г., в этическом и эстетич. самосовершенствовании. В веймарский
период созданы и завершены драмы: "Навзикая" (начата в 1786), "Ифигения
в Таъриде" (1787), "Клауди-на из Вилла Белла" (1788), "Эрвин и Эльмира"
(1788). Самое значительное из произведений этого периода- "Ифигения в
Тавриде", в к-рой Г., по замечанию Энгельса, пытается бэясать от нем.
общества своего времени в гармонический мир античности. Но уже в
трагедии "Торквато Тассо" (1790) Г.-классицист вступает в столкновение с
Г.-реалистом. Облеч„нная, как и "Ифигения", в гармонич. античную форму,
трагедия воспринимается как скорбная повесть о социальном неравенстве. К
90-м гг. относятся три драмы, свидетельствующие о неприятии Г. франц.
революции. Это неоконченная политич. драма "Мятежные" (1792), фарс
"Гражданин генерал" (1793) и отрывок из трагедии "Побочная дочь" (1794).
Величайшее творение Г.' - трагедия "Фауст", к-рую он создавал в
течение 60 лет - с 1771 по 1832. В трагедии нашли отражение философские
и эстетич. искания Г., политич. идеи и общественные события рубежа двух
столетий. В 1-й части трагедии Фауст ищет ответ - в ч„м смысл бытия,
каково предназначение человека. В финале трагедии он находит этот
ответсмысл жизни в деянии, в труде каждого для всех. Образ Фауста
надел„н чертами самого Г. Вместе с тем это фигура символическая,
воплощающая жизнь и борьбу человечества. Трагедия "Фауст" проникнута
оптимизмом; она прославляет неиссякаемые творческие силы и разум
человека. Фауст умирает одиноким, непонятым, но он полон радостной веры
в светлое будущее человечества, призывает людей бороться за всеобщее
счастье. В трагедии Г. Фаусту противостоит дух зла и разрушения -
Мефистофель, к-рый разоблачает "немецкое убожество". Во второй части
"Фауста" Г. отказывается от классицистских устремлений, утверждая, что
дух античности, гармония несовместимы с противоречиями нем. феод.
действительности. В 1811-31 Г. пишет мемуары ("Из моей жизни", "Поэзия и
правда"), где да„т интересный анализ драматургии "Бури и натиска". К
1825-30 относятся записи его разговоров с секретар„м Эккерманом, в к-рых
Г. высказывает свои мысли о природе сценич. иск-ва.
Драмы Г. (всего им написано ок. 40 пьес) не имеют богатой сценич.
истории, несмотря на их философскую глубину и поэтич. достоинства. Они
малосценичны, сложны для постановки. Тем не менее многие из них
ставились в т-рах Германии и др. стран. Так, еще в 1802 была пост. в
Веймарском т-ре "Ифигения в Тавриде", затем она шла в Лейпциге (1822), в
Берлине (1850), в Вене (1900). В 70-90-е гг. 18 в. е„ играл
Мейнингенский т-р. Трагедия "Клавиго" также впервые была пост. в
Веймарском т-ре в 90-е гг. 18 в., в 1830 она шла в Вене, в 40-70-е гг.
19 в.-в городах Германии. Неоднократно ставилась на сценах различных
т-ров мира с участием крупнейших акт„ров трагедия "Эгмонт", к к-рой в
1810 Бетховен написал гениальную музыку. С большим успехом ш„л "Эгмонт"
и в России - в Малом т-ре в 1888, в Александрийском в 1887. В пост.
Малого т-ра М. Н. Ермолова (Клерхен), А. И. Южин (Эгмонт), А. П. Ленский
(Вильгельм Оранский) создали образы, проникнутые высокой гражданской
патетикой. Советские артисты Ю.М. Юрьев, В.И.Качалов, М. И. Цар„в, В. Н.
Акс„нов и др. исполняли "Эгмонта" с муз. Бетховена (целиком и
фрагментарно) на сов. эстраде.
"Хотя трагедия "Фауст" и не предназначалась для сценыв 19-20 вв. неоднократно ставилась в Германии и др. странах, в т. ч. и в
России, где прекрасными исполнительницами роли Маргариты были Ермолова,
Комиссаржевская. На нем. сцене "Фауст" ш„л в постановках крупных
режисс„ров: Л. Тика (1829, Лейпцигский т-р), К. Иммермана (1835,
Дюссельдорфский т-р), Г. Фукса (1907, Мюнхенский художественный т-р), М.
Рейнхардта (1909, Немецкий т-р, Берлин). В дни празднования 200-летия со
дня рождения Г. (1949) в ГДР шли обе части "Фауста" в пост. Гамбургского
т-ра (Мефистофель - Грюнвальд). Гениальная трагедия Г. вдохновила
композиторов на создание опер и симфонич. произведений. Ш. Гуно написал
на темы "Фауста" оперу "Фауст" (1859). Несмотря "на то, что "Фауст" Гуно
лишь в незначительной степени переда„т идейную концепцию литературного
первоисточника, крупнейшие певцы часто приближали своим исполнением
героев оперы к образам трагедии Г. В числе лучших мировых исполнителей
ролей Маргариты, Фауста, Мефистофеля в опере Гуно - рус. певцы А. И.
Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Шаляпин воплотил также образ
Мефистофеля и в другой опере на сюжет трагедии Г.-"Мефистофель" Бойто
(соч. 1868).
Страницы: «« « 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |