Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 541   542   543   544   545   546   547   548   549  550   551   552   553   554   555   556   557   558   559  » »»

инструментовке" (Париж, 1895). Римская премия (1859).
   Лит.:  I  m  b  е  г  t  H.,  Ernest  Guiraud,  в   кн.:   Medallions
contemporains. P.. 1903, c. 285-94. ff. Ш.
   ГЙРШБЕЙН, Перец Львович (26.XI. 1881-1949)-еврейский поэт,  драматург
и режисс„р. Первые  пьесы  Г.-  "Мириам",  "Интеллигент",  написанные  в
1904-Ов, содержат реалистич. элементы. Позднее  Г.  становится  эпигоном
мистико-символистских направлений (пьесы "Одинокие миры",  "Обручение").
Г. написал серию стилизованных нар. драм  и  комедий:  "Пустая  корчма",
трилогия "Зел„ные поля" и др. Пьесы Г. ставились на мн. евр.  сценах,  в
переводах шли в Англии, Германии. В России шла пьеса Г. "По  ту  сторону
реки" (1908, Одесский рус. т-р, пост. Марджанова). Г. был  организатором
и режисс„ром евр. драм. труппы в Одессе (1908-10).  С  этой  труппой  Г.
объездил  почти  все  города,  познакомив   зрителей   "черт   еврейской
оседлости" с лучшими произв. И. Л. Переца, Шолом-Алейхема,  Ш.  Аша,  Д.
Пинского; в т-ре ставились также произв. самого Г. С 1914 жил в Америке,
где написал несколько пьес.
   Соч.: Собрание драматических произведений, т. 1-5, Нью-Йорк, 1916 (на
евр. языке); Одинокие миры. Сб. драматических произведений, пер. с евр.,
т. 1, СПБ, 1908; Обручение, в кн.:  Литературно-худож.  альманах  Изд-ва
"Шиповник", кн. 11, СПБ, 1909. А. Шн.
   ГИСАНЭ  -  в  армянской  мифологии  умирающий  и   воскресающий   бог
животворящей  природы,  ипостась  Диониса.  Другое  наименование  -  Ара
Прекрасный. Служители в храме Г.  назывались  гусаны.  Это  наименование
перешло в эллинистич. Армении на акт„ров, т.  к.  театральное  искусство
было связано с культом предков. Обряд погребения Г. с  участием  гусанов
был перенес„н в церемонии похорон представителей зиати. Дзайнарку-гусаны
(оплакивающие) изображали подвиги усопшего "пением, показом и танцем под
звуки пандпра" (Мовсес Хоренаци,  5  в.).  До  18  в.  армянские  акт„ры
сохраняли  культовый  атрибут  Г.-  головной  убор,  изображавший  хвост
кометы. Г. Г
   ГИСТРИОН (от лат. histrio) - 1)  Акт„р  в  Др.  Риме.  Г.  составляли
труппу, к-рая возглавлялась акт„ром, вышедшим из их среды. Первоначально
Г. играли без маски, к-рая была введена  лишь  в  1  в.  до  н.  э.  под
влиянием греческого  театра.  Женские  роли  исполнялись  мужчинами.  Г.
вербовались обычно из низов общества, иногда из рабов, не имели  никаких
гражданских прав и могли быть подвергнуты  телесному  наказанию.  Только
некоторые Г., достигшие широкой известности, пользовались поч„том. С, А.
   2) Народный бродячий акт„р эпохи раннего  средневековья  (9-13  вв.).
Истоки иск-ва Г.- в сельских обрядовых играх. Постепенно Г.  становились
выразителями интересов городских  народных  масс.  Г.  был  одновременно
рассказчиком, музыкантом, танцором,  певцом,  гимнастом,  дрессировщиком
животных и т.  д.  Иск-во  Г.  развивалось  в  нескольких  направлениях:
цирковые выступления, творчество сказителей  и  исполнителей,  поэтов  и
песнотворцев (трубадуры и труверы; первые  средневековые  драматурги  Ж.
Бодель и Адам.де ла Аль-были тру веры).
   Г.  объединялись  в  особые   "братства",   из   к-рых   впоследствии
образовывались кружки акт„ров-любителей. В разных  странах  Г.  получали
различное наименование: во Франции жонгл„ры, в .Италии мимы, в  Германии
шпильманы, в Испании хугляры,  в  Польше  франки,  в  России  скоморохи.
Разновидностью Г. были ваганты.  Г.  подвергались  гонениям  со  стороны
светских и духовных властей. К концу 13 в. слились  с  городской  театр.
самодеятельностью, получившей широкое развитие.
   Лит.:  История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С  С.
Мокульского, т. l, M., 1956;  Дживеле-г  о  в  А.  К.,  Народные  основы
французского театра  (жонгл„ры),  в  кн.:  Ежегодник  института  истории
искусств. Театр. М., 1955; Reich H., Der Mimus, Bd l, Tl 1-2, В., 1903;
   F a ra l Е., Les Jongleurs en France au moyen age, P , 1910. pp. Б.
   ГЙТГАРЦ, Илья Александрович [р.  18  (30).III.  1893]  -  белорусский
советский дириж„р. Засл. деят. иск-в БССР (1955).  В  1910-16  учился  в
Петерб. консерватории. Был одним из организаторов и  дириж„ров  Белорус.
оперной студии (1930-36). В 1947-51 Г.- дириж„р Белорус.  т-ра  оперы  и
балета (Минск). Вед„т педагогическую работу (доцент оперного  класса)  в
Минской консерватории.  Г.  дирижировал  операми  "Кастусь  Калиновский"
Лукаса (1947), "Князь Игорь"  (1934),  "Пиковая  дама"  (1936),  балетом
"Князь-озеро" Золотар„ва (1955) и др. Работал в оперных т-рах Куйбышева,
Ташкента, Фрунзе и др. городов. Б р. С.
   ГИТИС (Государственный институт театрального искусства  имени  А.  В.
Луначарского) - старейшее и  самое  крупное  в  Советском  Союзе  высшее
театральное учебное заведение.
   Основание  ГИТИСа  относится  к  22  сентября  1878,  когда   П.   А.
Шостаковским была открыта муз.-драм. школа, через пять лет переданная им
Моск.   филар-монич.   обществу,   директором   к-рого    он    являлся.
Переименованная в Муз.-драм. училище, школа в 1886 была  приравнена  (по
уставу в учебных правах)  к  консерваториям.  Среди  педагогов  уч-ща  -
крупные деятели музыкального и драм. иск-ва,  в  т.  ч.  артисты  Малого
театра О. А. Правдив и А. И. Южин. В 1891-1901 в уч-ще преподавал В.  И.
Немирович-Данченко, многие ученики к-рого по филармонии (И. М.  Москвин,
О. Л. Книппер-Чехова и  др.)  в  1898  вошли  в  основной  состав  Моск.
Художеств. т-ра.  Из  Муз.-драм.  уч-ща  вышли  Л.  В.  Собинов,  Е.  К.
Лешковская, И. Н. Певцов, Е.  Н.  Гоголева,  В.  Э.  Мейерхольд,  А.  С.
Пирогов, Вас. Калинников и др.
   После  Октябрьской  революции  уч-ще  было  в  1918  переименовано  в
Муз.-драм. ин-т, в 1919 - в Гос. ин-т музыкальной драмы,  к-рый  в  1922
реорганизован в Гос. ин-т театр. иск-ва. В это время  ин-т  объединял  9
отдельных т. н. "производственных мастерских", каждой из к-рых руководил
свой мастер. Творческие позиции  мастеров  были  различны  и  во  многом
диаметрально противоположны: от традиционного реализма А. П. Петровского
до левых исканий В. Э. Мейерхольда. Искусственно объедин„нные мастерские
быстро стали отходить от ин-та.
   В результате разлада в учебном процессе, неч„ткости учебных планов  и
программ ГИТИС  в  1925/26  учебном  году  был  перевед„н  на  положение
Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) повышенного типа
с тем же 4-летним сроком обучения. В состав техникума входили отделения:
драматическое,        музыкально-драматическое        (оперное)        и
клубно-режисс„рское.. Среди преподавателей -  старейший  педагог  А.  П.
Петровский, воспитанник МХАТа Б. М. Сушкевич, режисс„ры Л. В.  Бара-тов,
В. Л. Нардов, дириж„.р А. Б. Хессин.
   В  1930  внутри  техникума  был  открыт  режисс„рско-педагогич.  ф-т,
организованы директорский и  театроведческий  ф-ты.  В  1931  на  основе
выделившегося  из  техникума  Государственного  института   театрального

Страницы: «« « 541   542   543   544   545   546   547   548   549  550   551   552   553   554   555   556   557   558   559  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия