Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 549   550   551   552   553   554   555   556   557  558   559   560   561   562   563   564   565   566   567  » »»

Пению обучался у Б. Дэвиса и Р. фон Варлиха. С 1932 Г. - солист  оперной
труппы "Карл Роза", с 1946 - один из ведущих певцов т-ра  "Сэдлер  Уэлс"
(Лондон), с 1949-  т-ра  "Ковент-Гарден"  (Лондон).  Партии:  барон  Оке
("Кавалер роз" Р. Штрауса), Варлаам ("Борис Годунов"), Кецал ("Проданная
невеста"), Бартоло ("Севильский цирюльник"), Кол-лен ("Богема"),  Фиеско
("Симон Бокканегра" Верди)  и  др.  Один  из  популярных  англ.  певцов.
Выступал также в ораториях и концертах. Вс. Т.
   ГЛЙНСКИС, Кастантас Генрикович [13(25).VII. 1886- 3. XI  I.I  938]  -
литовский режисс„р и акт„р. Учился в Петерб. драм. школе лит.-художеств.
об-ва у В. П. Далматова (1907-10), окончив е„, работал в 1910-14 акт„ром
и режисс„ром в петерб. т-рах (Малом и др.). После Октябрьской  революции
организовал в Петрограде литовский Пролеткульт. В 1919 создал в Вильнюсе
театр-студию, с к-рой, после оккупации  Вильнюса  поляками,  переехал  в
Каунас. В сезоне 1919-20 пост. в этом т-ре "Денежки",  "Козлик-горбунок"
и  "Совсем  удалось"  Чюрлионене,  "Две  дороги"  Хейерманса  и  др.   С
1920-акт„р и режисс„р, а с 1921 - гл. реж.  Драм.  т-ра  об-ва  "Творцов
иск-ва", преобразованного в 1922 в Государственный т-р.
   Мастер  сценич.   формы,   тонко   чувствующий   стиль   драматургич.
произведения, эпохи,  Г.  большое  внимание  уделял  творчеству  акт„ра,
сценич. слову. Пост. пьесы: "Кестутис" Асника  (1921),  "Сыны  государя"
Пу-тинаса (1921), "Миндаугас" Словацкого (1923), "Лес" - (1925); "Возчик
Геншель"  (1924)  и  "Потонувший  колокол"  (1925)  Гауптмана,   "Ученик
дьявола" (1923) и  "Шоколадный  солдатик"  (1924)  Шоу,  "Легкомысленная
комедия для серь„зных людей"  (1922)  и  "Веер  леди  Уиндермир"  (1925)
Уайльда, "Жорж Данден" Мольера (1923) и др.  Для  акт„рского  иск-ва  Г.
характерны  лиризм,  лаконизм  выразительных   средств,   музыкальность,
пластичность. Играл: Кестутиса (о.п. Асника),  Крушна  ("Сыны  государя"
Путинаса), Отел-ло; Штокмана ("Столпы общества"  Ибсена),  маркиза  Позу
("Дон Карлос") и др. Большой успех  имел  в  т.  н.  салонных  комедиях.
Занимался педагогич. деятельностью, воспитал много  мастеров  литовского
т-ра. В. М,
   ГЛЙШИЧ (Глиши?), Милован (1847-1908) -  сербский  писатель.  Один  из
зачинателей сербской драматургии. Получил философское образование.  Лит.
деятельностью  начал  заниматься  в  70-е  гг.,  написал  комедии   "Два
цванцига" (1883) и "Обман" (1885),  в  к-рых  в  острой  сатирич.  форме
изобразил   жизнь   Сербии   своего   времени,   высмеял    продажность,
взяточничество и  глупость  представителей  бурж.  бюрократии,  сельских
ростовщиков и т. д. Аг. М.
   ГЛИЭР, Рейнгольд Морицевич [30.XII.1874(11.1. 1875), Киев,23.VI.1956,
Москва]     -     советский      композитор,      дириж„р,      педагог,
музыкально-общественный   деятель.   Народный   артист   СССР    (1938).
Музыкальное образование получил в Киевском муз. уч-ще (1891- 1894)  и  в
Моск. консерватории, где учился по кл. скрипки у Н.  Соколовского  и  И.
Гржимали и теории композиции у А. С. Аренского, С.  И.  Танеева,  М,  М.
Ипполитова-Ива-нова,  Г.  Э.  Конюса  (1894-  1900).  С  1908   началась
деятельность Г. как дириж„ра. С 1913 Г.- профессор, в 1914-20 - директор
Киевской консерватории. В 1920- 1941 -  профессор  Моск.  консерватории.
Автор 5 опер, в т. ч. "Шахсенем"  (1927,  Т-р  оперы  в  Баку,  в  новой
редакции - там же, 1934), "Лейли и Меджнун" (совм, с Т. Садыковым, 1940,
Т-р оперы в Ташкенте), "Рашель" по новелле Мопассана "Мадемуазель  Фифи"
(соч. 1942), "Гюльсара" (совм. с Т. Садыковым, 1949, там  же);  балетов:
"Хризис" по П.Льюису (соч. 1912),  "Египетские  ночи"  ("Клеопатра")  по
Пушкину (соч.  1925),  "Красный  мак"  (Большой  т-р,  1927;  под  назв.
"Красный цветок", 1957),  "Комедианты"  ("Большой  т-р,  1931;  в  новой
редакции-"Дочь Кастилии", 1955), "Тарас  Бульба"  (соч.  1952),  "Овечий
источник" (соч. 1954), "Медный всадник"  (1949,  Большой  т-р,  Ст.  пр.
1950),  многочисл.  симф.,  камерно-инструмент.  и  др.  соч.  Балет  Г.
"Красный цветок"- первый балет на совр. революц. тему -  заложил  основу
плодотворного развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В своих балетах
автор  обнаруживает  большую  чуткость  к   сценич.   ситуациям,   чуть„
хореографич. формы, тонкую музыкальную грацию.
   В сво„м творчестве Г. продолжал  реалистич.  традиции  рус.  классич.
музыки. Музыка Г. привлекает  красивыми  напевными  мелодиями,  ясностью
гармонич. языка, светлым жизнеутверждающим тоном.
   Глубокое изучение муз. творчества народов Азербайджана и Средней Азии
определили значение Г. как активного строителя многонац.  муз.  культуры
Сов. Союза. Произв. Г. оказали большое влияние на становление нац.  муз.
т-ров Азербайджана и Узбекистана, содействовали росту  проф.  мастерства
композиторов этих республик.
   Высокое мастерство,  простота  и  искренность  музыки  Г.  определили
популярность его лучших произведений.  Г.  принадлежит  также  музыка  к
спектаклям  "Царь  Эдип"  Софокла  (1921,   т-р   б.   Корша,   Москва),
"Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия MX AT), "Меловой круг" (1924,
Моск.  драм.  т-р),  "Свадьба  Фигаро"  Бомарше  (1927,  MX  AT)  и  др.
Педагогич. деятельность Г. сыграла  важную  роль  в  развитии  советской
композиторской школы. У Г. учились: С. С. Прокофьев и Н.  Я.  Мясковский
(в ранние годы), Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, А. А. Давиденко,  Н.
П. Иванов-Радкевич, Н. П. Раков, Б. А. Александров, А. Г. Новиков и  др.
Ст. пр. 1946, 1948.
   Лит.: СеженскийК., Р. М. Глиэр, 2 изд., М.- Л., 1940; Б э л з  а  И.,
Р. Глиэр, М., 1955.
   ГЛбБА, Андрей Павлович (р. 1888) - русский советский поэт, драматург.
Ранние пьесы Г.-драматич. сцена "День смерти  Марата"  (1920),  трагедия
"Фа-марь", водевиль "Любовь,  бакалавр  и  подмастерье  сапожного  цеха"
(1923), комедия "Венчание Хьюга"
   (1924), трагедия-фаре "П„тр-П„тр" (1929), мелодрама  "Розита"  (1926,
моек.  Камерный  т-р).  Наибольшей  известностью  пользуется  пьеса   Г.
"Пушкин" - о последнем этапе жизни поэта (1937, Сталингр. и  Ярославский
т-ры; 1949, Моск. т-р им. Ермоловой; 2-й авторский вариант, 1954,  пост.
там же, бессменный исполнитель заглавной роли в Моск. т-ре им. Ермоловой
- В. С. Якут). Г. принадлежит также пьеса  "Город  Глу-пов"  по  Щедрину
(1932, Моск. т-р Сатиры). В 1958 в альманахе "Современная  драматургия",
ј7,опубликована новая пьеса Г. "Русская дорога". Г. выступает также  как
переводчик ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу, 1951, Моск. т-р Сатиры).
   Соч.: Сборник пьес, [М.], 1922; Пушкин, Л.-М., 1937, М., 1954  (новая
редакция).
   "ГЛОБУС" (Globe)  -  публичный  театр  в  Лондоне,  существовавший  в
1599-1644. В "Г." (до  1642)  играла  труппа  "Слуги  лорда  Камергера",
возглавлявшаяся главным акт„ром этого т-ра трагиком Р. Б„рбеджем.  Здесь
ставились произв. В. Шекспира и др. драматургов эпохи англ. Возрождения,

Страницы: «« « 549   550   551   552   553   554   555   556   557  558   559   560   561   562   563   564   565   566   567  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия