|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 » »» Пению обучался у Б. Дэвиса и Р. фон Варлиха. С 1932 Г. - солист оперной
труппы "Карл Роза", с 1946 - один из ведущих певцов т-ра "Сэдлер Уэлс"
(Лондон), с 1949- т-ра "Ковент-Гарден" (Лондон). Партии: барон Оке
("Кавалер роз" Р. Штрауса), Варлаам ("Борис Годунов"), Кецал ("Проданная
невеста"), Бартоло ("Севильский цирюльник"), Кол-лен ("Богема"), Фиеско
("Симон Бокканегра" Верди) и др. Один из популярных англ. певцов.
Выступал также в ораториях и концертах. Вс. Т.
ГЛЙНСКИС, Кастантас Генрикович [13(25).VII. 1886- 3. XI I.I 938] -
литовский режисс„р и акт„р. Учился в Петерб. драм. школе лит.-художеств.
об-ва у В. П. Далматова (1907-10), окончив е„, работал в 1910-14 акт„ром
и режисс„ром в петерб. т-рах (Малом и др.). После Октябрьской революции
организовал в Петрограде литовский Пролеткульт. В 1919 создал в Вильнюсе
театр-студию, с к-рой, после оккупации Вильнюса поляками, переехал в
Каунас. В сезоне 1919-20 пост. в этом т-ре "Денежки", "Козлик-горбунок"
и "Совсем удалось" Чюрлионене, "Две дороги" Хейерманса и др. С
1920-акт„р и режисс„р, а с 1921 - гл. реж. Драм. т-ра об-ва "Творцов
иск-ва", преобразованного в 1922 в Государственный т-р.
Мастер сценич. формы, тонко чувствующий стиль драматургич.
произведения, эпохи, Г. большое внимание уделял творчеству акт„ра,
сценич. слову. Пост. пьесы: "Кестутис" Асника (1921), "Сыны государя"
Пу-тинаса (1921), "Миндаугас" Словацкого (1923), "Лес" - (1925); "Возчик
Геншель" (1924) и "Потонувший колокол" (1925) Гауптмана, "Ученик
дьявола" (1923) и "Шоколадный солдатик" (1924) Шоу, "Легкомысленная
комедия для серь„зных людей" (1922) и "Веер леди Уиндермир" (1925)
Уайльда, "Жорж Данден" Мольера (1923) и др. Для акт„рского иск-ва Г.
характерны лиризм, лаконизм выразительных средств, музыкальность,
пластичность. Играл: Кестутиса (о.п. Асника), Крушна ("Сыны государя"
Путинаса), Отел-ло; Штокмана ("Столпы общества" Ибсена), маркиза Позу
("Дон Карлос") и др. Большой успех имел в т. н. салонных комедиях.
Занимался педагогич. деятельностью, воспитал много мастеров литовского
т-ра. В. М,
ГЛЙШИЧ (Глиши?), Милован (1847-1908) - сербский писатель. Один из
зачинателей сербской драматургии. Получил философское образование. Лит.
деятельностью начал заниматься в 70-е гг., написал комедии "Два
цванцига" (1883) и "Обман" (1885), в к-рых в острой сатирич. форме
изобразил жизнь Сербии своего времени, высмеял продажность,
взяточничество и глупость представителей бурж. бюрократии, сельских
ростовщиков и т. д. Аг. М.
ГЛИЭР, Рейнгольд Морицевич [30.XII.1874(11.1. 1875), Киев,23.VI.1956,
Москва] - советский композитор, дириж„р, педагог,
музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938).
Музыкальное образование получил в Киевском муз. уч-ще (1891- 1894) и в
Моск. консерватории, где учился по кл. скрипки у Н. Соколовского и И.
Гржимали и теории композиции у А. С. Аренского, С. И. Танеева, М, М.
Ипполитова-Ива-нова, Г. Э. Конюса (1894- 1900). С 1908 началась
деятельность Г. как дириж„ра. С 1913 Г.- профессор, в 1914-20 - директор
Киевской консерватории. В 1920- 1941 - профессор Моск. консерватории.
Автор 5 опер, в т. ч. "Шахсенем" (1927, Т-р оперы в Баку, в новой
редакции - там же, 1934), "Лейли и Меджнун" (совм, с Т. Садыковым, 1940,
Т-р оперы в Ташкенте), "Рашель" по новелле Мопассана "Мадемуазель Фифи"
(соч. 1942), "Гюльсара" (совм. с Т. Садыковым, 1949, там же); балетов:
"Хризис" по П.Льюису (соч. 1912), "Египетские ночи" ("Клеопатра") по
Пушкину (соч. 1925), "Красный мак" (Большой т-р, 1927; под назв.
"Красный цветок", 1957), "Комедианты" ("Большой т-р, 1931; в новой
редакции-"Дочь Кастилии", 1955), "Тарас Бульба" (соч. 1952), "Овечий
источник" (соч. 1954), "Медный всадник" (1949, Большой т-р, Ст. пр.
1950), многочисл. симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балет Г.
"Красный цветок"- первый балет на совр. революц. тему - заложил основу
плодотворного развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В своих балетах
автор обнаруживает большую чуткость к сценич. ситуациям, чуть„
хореографич. формы, тонкую музыкальную грацию.
В сво„м творчестве Г. продолжал реалистич. традиции рус. классич.
музыки. Музыка Г. привлекает красивыми напевными мелодиями, ясностью
гармонич. языка, светлым жизнеутверждающим тоном.
Глубокое изучение муз. творчества народов Азербайджана и Средней Азии
определили значение Г. как активного строителя многонац. муз. культуры
Сов. Союза. Произв. Г. оказали большое влияние на становление нац. муз.
т-ров Азербайджана и Узбекистана, содействовали росту проф. мастерства
композиторов этих республик.
Высокое мастерство, простота и искренность музыки Г. определили
популярность его лучших произведений. Г. принадлежит также музыка к
спектаклям "Царь Эдип" Софокла (1921, т-р б. Корша, Москва),
"Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия MX AT), "Меловой круг" (1924,
Моск. драм. т-р), "Свадьба Фигаро" Бомарше (1927, MX AT) и др.
Педагогич. деятельность Г. сыграла важную роль в развитии советской
композиторской школы. У Г. учились: С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский
(в ранние годы), Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, А. А. Давиденко, Н.
П. Иванов-Радкевич, Н. П. Раков, Б. А. Александров, А. Г. Новиков и др.
Ст. пр. 1946, 1948.
Лит.: СеженскийК., Р. М. Глиэр, 2 изд., М.- Л., 1940; Б э л з а И.,
Р. Глиэр, М., 1955.
ГЛбБА, Андрей Павлович (р. 1888) - русский советский поэт, драматург.
Ранние пьесы Г.-драматич. сцена "День смерти Марата" (1920), трагедия
"Фа-марь", водевиль "Любовь, бакалавр и подмастерье сапожного цеха"
(1923), комедия "Венчание Хьюга"
(1924), трагедия-фаре "П„тр-П„тр" (1929), мелодрама "Розита" (1926,
моек. Камерный т-р). Наибольшей известностью пользуется пьеса Г.
"Пушкин" - о последнем этапе жизни поэта (1937, Сталингр. и Ярославский
т-ры; 1949, Моск. т-р им. Ермоловой; 2-й авторский вариант, 1954, пост.
там же, бессменный исполнитель заглавной роли в Моск. т-ре им. Ермоловой
- В. С. Якут). Г. принадлежит также пьеса "Город Глу-пов" по Щедрину
(1932, Моск. т-р Сатиры). В 1958 в альманахе "Современная драматургия",
ј7,опубликована новая пьеса Г. "Русская дорога". Г. выступает также как
переводчик ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу, 1951, Моск. т-р Сатиры).
Соч.: Сборник пьес, [М.], 1922; Пушкин, Л.-М., 1937, М., 1954 (новая
редакция).
"ГЛОБУС" (Globe) - публичный театр в Лондоне, существовавший в
1599-1644. В "Г." (до 1642) играла труппа "Слуги лорда Камергера",
возглавлявшаяся главным акт„ром этого т-ра трагиком Р. Б„рбеджем. Здесь
ставились произв. В. Шекспира и др. драматургов эпохи англ. Возрождения,
Страницы: «« « 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |