Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 » »» театр", 1936, .ј 19; Музыка в русском драматическом театре, М., 1955. ГЛУХОВ, Владимир Яковлевич [р. 27.VII(9.VIII). 1915] - русский советский акт„р. Нар. арт. Латв. ССР (1958). Окончил ГИТИС (1935). Сценич. деятельность начал в 1932 в Моск. драм. т-ре (б. Корша). В 1939-41 играл в Волгоградском т-ре. С 1945 - акт„р Рус. т-ра в Риге. Роли: Фигаро, Счастливцев, Хлестаков; Мальволио ("Двенадцатая ночь" Шекспира) и др. ГЛУШАРИН, Иларий Казимирович (р. 1895) - русский советский акт„р и режисс„р. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Акт„рскую деятельность начал в 1915, режисс„рскуюс 1925. Работал в театрах Могил„ва, Харькова, Керчи, Грозного, Новочеркасска. С 1936-в Уфимском русском т-ре (в 1938-41 - худ. рук. Уфимского ТЮЗа). Роли: Чацкий, Хлестаков; Яровой ("Любовь Яровая"), Платон Кречет; Артур (по роману Войнич "Овод"), Смит ("Русский вопрос"), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Микола ("Украденное счастье" Франко). Пост. спектакли: "Сказка об Иванушке и Василисе Премудрой" Владычиной и Нечаевой (1938, ТЮЗ), "Мещане" (1940, ТЮЗ), "Много шума из ничего" (1950), "Машенька" (1951), "Украденное счастье" (1951). Д. Б. ГЛУШКОВСКАЯ (урожд„нная-И в а н о в а), Татьяна Ивановна (1798-1857) - русская артистка балета. В 1816 окончила Моск. театр. уч-ще. Будучи ученицей, выступала на сцене Большого т-ра (Москва) в сольных партиях (с 1814). Получила известность как исполнительница драм. и героич. партий: Изора ("Рауль Синяя борода" Кавоса, Гретри, Кубишты), графиня Крекп ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского) и др. Исполняла также партии Людмилы ("Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца), Черкешенки ("Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса) и др. Лучшие партии Г. были созданы на сцене Большого т-ра (Москва). Во время Отечеств, войны 1812 была одной из лучших исполнительниц рус. танцев. Иск-во Г. отличалось высокой техникой, сценич. выразительностью; она обладала отличными внешними данными. Творчество Г. высоко ценили современники (поэт Д. Давыдов, П. Вяземский и др.). Была женой балетмейстера А. П. Глуш-ковского. Лит.: Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, публ. и вступ. ст. Ю. И, Слонимского, Л.-М., 1940; Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, М.-Л., 1958. Юр. Б. ГЛУШКОВСКИЙ, Адам Павлович (1793-ок. 1870)- русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1809 окончил Петерб. балетную школу. Ученик И. И. Валъ-берха и Ш. Дидло. В 1812-39 был первым танцовщиком, педагогом (руководителем балетной школы) и балетмейстером Большого т-ра (Москва). Г. принадлежит заслуга восстановления моек. балетной труппы после Отечеств, войны 1812. В пост. балетов-дивертисментов - "Гулянье на Воробь„вых горах" (1815), "Филатка с Фе-дорой на качелях под Новинском" на муз. Давыдова (1815) и др.- Г. использовал мотивы нар.танца.Г.обратился к нац. лит-ре; пост. балеты на темы произв. Пушкина - "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" Шольца (1821), "Ч„рная шаль, или Наказанная неверность" Жуковского (1831), "Три пояса, или Русская Сандрильона" Шольца (1826). Г. создал более 30 оригинальных балетов и перен„с на московскую сцену лучшие пост. Дпдло (Петербург). Выдающийся танцовщик, Г. был отличным акт„ром, в его иск-ве высокая техника сочеталась с драматической выразительностью танца. Деятельность Г. оказала большое влияние на развитие русского балета 19 в. Своим творчеством и лит.-критич. работами Г. утверждал прогрессивные реалистнч. тенденции иск-ва балета. В лит. трудах Г. дана характеристика Дидло, анализ его метода. Показана связь творчества балетмейстера и композитора. Соч.: Воспоминания о великом хореографе К.-Л. Дндло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве, Пантеон и репертуар русской сцены", СПБ, 1851, т. II, кн. 4, т. IV, кн. 8, т. VI, кн. 12; Воспоминания о пребывании в Москве m-lle Торце, журн. "Литературная библиотека", СПБ, 1867, ј 3; Воспоминания балетмейстера, публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского, Л.-М., 1940 (там же, см. статьи Ю. Слонимского "Рождение московского балета" и "Адам Глушковский". ГЛЮК (Gluck), Христоф Виллибальд [2.VII.1714, д. Эрасбах, близ Берхинга (Верхний Пфальц в Баварии), - 15. XI. 1787, Вена] - композитор, крупнейший реформатор оперы 18 в. По национальности чех (др. версия - немец). Детские и юные годы жил в Чехии. По окончании иезуитской коллегии в Комотау поступил в Пражский ун-т (1732), одновременно изучал музыку. Его учителем был известный чеш. композитор и органист Б. Черногорский. В 1736 Г. переехал в Вену, в это время он уже был разносторонним музыкантом - певцом, виолончелистом, скрипачом, кла-весинистом, органистом и композитором. Позднее стал также дириж„ром. В 1737-45 жил в Италии, занимался композицией у Дж. Саммартини (Милан). Здесь Г. написал "Артаксеркс" (1741) и др. мифологич. оперы в жанре оперы-сериа (б. ч. на либретто П. Ме-тастазио). Эти оперы принесли Г. известность, ставились при его участии в Дрездене, Вене, Праге, Копенгагене и. др. городах. С 1750 жил в Вене (с 1754 - придворный капельмейстер); периодически выезжал в Италию и в Прагу для пост. своих опер. С Веной связано начало оперной реформы Г. (оперы на либр. Р. Кальцабиджи -"Орфей и Эвридика", 1762, "Бург-театр", "Алъцеста", 1767, там же, "Парис и Елена", 1769, пост. 1770, там же), а также его работа в жанре франц. комич. оперы ("Меккские пилигримы, или Неожиданная встреча", 1764, "Бургтеатр", Вена, и др.). Г. способствовал обновлению балета; в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини он стремился к созданию драматически оправданного балетного действия ("трагический" балет "Дон Жуан", 1761, "Кернтнертортеатр", Вена). Оперная реформа Г. не получила поддержки у аристократич. публики Вены. В 1773 Г. переехал во Францию и в,обстановке пред-революц. обществ, настроение завершил свою реформу муз. театра. Для Парижа им были написаны оперы-трагедии "Ифигения в Авлиде" (по Ж. Расину, 1774), "Армида" (на переработанный текст Ф. Кино, 1777), "Ифигения в Тавриде" (по Еврипиду, 1779), "Эхо и Нарцисс" (1779) и переработаны "Орфей и Эвридпка" (1774) и "Альцеста" (1776). Пост. в "Гранд-Опера". В Париже вокруг опер Г. развернулась страстная дискуссия, отразившая обострение идейной борьбы во Франции накануне революции 1789. В не„ были вовлечены широкие обществ, круги - от энциклопедистов, решительно ставших на сторону Г. (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер и др.), до окружения короля. Ре-акц. музыкальный лагерь отстаивал жанры феодально-абсолютистского иск-ва - зрелищно-эффектную придворную франц. Страницы: «« « 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |