Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 551   552   553   554   555   556   557   558   559  560   561   562   563   564   565   566   567   568   569  » »»

театр", 1936, .ј 19; Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.
   ГЛУХОВ,  Владимир  Яковлевич  [р.  27.VII(9.VIII).  1915]  -  русский
советский акт„р. Нар. арт.  Латв.  ССР  (1958).  Окончил  ГИТИС  (1935).
Сценич. деятельность начал в 1932 в  Моск.  драм.  т-ре  (б.  Корша).  В
1939-41 играл в Волгоградском т-ре. С 1945 - акт„р  Рус.  т-ра  в  Риге.
Роли: Фигаро,  Счастливцев,  Хлестаков;  Мальволио  ("Двенадцатая  ночь"
Шекспира) и др.
   ГЛУШАРИН, Иларий Казимирович (р. 1895) - русский  советский  акт„р  и
режисс„р. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с
1943. Акт„рскую деятельность начал в 1915, режисс„рскуюс 1925. Работал в
театрах Могил„ва, Харькова, Керчи,  Грозного,  Новочеркасска.  С  1936-в
Уфимском русском т-ре (в 1938-41 - худ. рук. Уфимского ТЮЗа).
   Роли: Чацкий, Хлестаков; Яровой  ("Любовь  Яровая"),  Платон  Кречет;
Артур (по роману Войнич  "Овод"),  Смит  ("Русский  вопрос"),  Хлебников
("Персональное дело"  Штейна),  Микола  ("Украденное  счастье"  Франко).
Пост. спектакли: "Сказка об Иванушке и Василисе Премудрой" Владычиной  и
Нечаевой (1938, ТЮЗ), "Мещане"  (1940,  ТЮЗ),  "Много  шума  из  ничего"
(1950), "Машенька" (1951), "Украденное счастье" (1951). Д. Б.
   ГЛУШКОВСКАЯ (урожд„нная-И в а н о в а), Татьяна Ивановна  (1798-1857)
- русская артистка балета. В 1816 окончила Моск.  театр.  уч-ще.  Будучи
ученицей, выступала на сцене Большого т-ра (Москва) в сольных партиях (с
1814). Получила известность как исполнительница драм. и героич.  партий:
Изора ("Рауль Синяя борода"  Кавоса,  Гретри,  Кубишты),  графиня  Крекп
("Рауль де  Креки,  или  Возвращение  из  крестовых  походов"  Кавоса  и
Жучковского) и др. Исполняла также партии Людмилы  ("Руслан  и  Людмила,
или  Низвержение  Черномора,  злого  волшебника"   Шольца),   Черкешенки
("Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса) и др. Лучшие  партии  Г.
были созданы на сцене Большого т-ра (Москва). Во время  Отечеств,  войны
1812  была  одной  из  лучших  исполнительниц  рус.  танцев.  Иск-во  Г.
отличалось высокой  техникой,  сценич.  выразительностью;  она  обладала
отличными внешними данными. Творчество  Г.  высоко  ценили  современники
(поэт Д. Давыдов, П. Вяземский и др.). Была женой  балетмейстера  А.  П.
Глуш-ковского.
   Лит.: Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, публ. и вступ.  ст.
Ю. И, Слонимского, Л.-М., 1940;
   Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до  середины
XIX века, М.-Л., 1958. Юр. Б.
   ГЛУШКОВСКИЙ, Адам Павлович (1793-ок. 1870)-  русский  артист  балета,
балетмейстер, педагог. В 1809 окончил Петерб. балетную школу. Ученик  И.
И. Валъ-берха и Ш. Дидло. В 1812-39 был  первым  танцовщиком,  педагогом
(руководителем балетной школы) и балетмейстером Большого т-ра  (Москва).
Г.  принадлежит  заслуга  восстановления  моек.  балетной  труппы  после
Отечеств, войны 1812.  В  пост.  балетов-дивертисментов  -  "Гулянье  на
Воробь„вых горах" (1815), "Филатка с Фе-дорой на качелях под  Новинском"
на   муз.   Давыдова   (1815)   и    др.-    Г.    использовал    мотивы
нар.танца.Г.обратился к  нац.  лит-ре;  пост.  балеты  на  темы  произв.
Пушкина  -  "Руслан  и  Людмила,  или   Низвержение   Черномора,   злого
волшебника" Шольца (1821),  "Ч„рная  шаль,  или  Наказанная  неверность"
Жуковского (1831), "Три пояса, или Русская Сандрильона"  Шольца  (1826).
Г. создал более 30 оригинальных балетов и перен„с  на  московскую  сцену
лучшие пост. Дпдло (Петербург). Выдающийся танцовщик,  Г.  был  отличным
акт„ром,  в  его  иск-ве  высокая  техника  сочеталась  с  драматической
выразительностью танца.  Деятельность  Г.  оказала  большое  влияние  на
развитие русского балета 19 в. Своим творчеством и лит.-критич. работами
Г. утверждал прогрессивные реалистнч. тенденции иск-ва  балета.  В  лит.
трудах Г. дана характеристика Дидло, анализ его метода.  Показана  связь
творчества балетмейстера и композитора.
   Соч.: Воспоминания о  великом  хореографе  К.-Л.  Дндло  и  некоторые
рассуждения  о  танцевальном  искусстве,  Пантеон  и  репертуар  русской
сцены", СПБ, 1851, т.  II,  кн.  4,  т.  IV,  кн.  8,  т.  VI,  кн.  12;
Воспоминания о пребывании в  Москве  m-lle  Торце,  журн.  "Литературная
библиотека", СПБ, 1867, ј 3; Воспоминания балетмейстера, публ. и  вступ.
ст. Ю. И. Слонимского, Л.-М., 1940 (там же, см.  статьи  Ю.  Слонимского
"Рождение московского балета" и "Адам Глушковский".
   ГЛЮК  (Gluck),  Христоф  Виллибальд  [2.VII.1714,  д.  Эрасбах,  близ
Берхинга (Верхний Пфальц в Баварии), - 15. XI. 1787, Вена] - композитор,
крупнейший реформатор оперы 18 в. По национальности чех  (др.  версия  -
немец). Детские и  юные  годы  жил  в  Чехии.  По  окончании  иезуитской
коллегии в Комотау поступил в Пражский ун-т (1732), одновременно  изучал
музыку. Его  учителем  был  известный  чеш.  композитор  и  органист  Б.
Черногорский. В 1736 Г.  переехал  в  Вену,  в  это  время  он  уже  был
разносторонним   музыкантом   -   певцом,   виолончелистом,   скрипачом,
кла-весинистом, органистом и композитором. Позднее стал также дириж„ром.
В 1737-45 жил в Италии, занимался композицией у Дж. Саммартини  (Милан).
Здесь Г. написал "Артаксеркс" (1741) и  др.  мифологич.  оперы  в  жанре
оперы-сериа (б. ч. на либретто П. Ме-тастазио). Эти  оперы  принесли  Г.
известность,  ставились  при  его  участии  в  Дрездене,  Вене,   Праге,
Копенгагене и. др. городах. С 1750 жил  в  Вене  (с  1754  -  придворный
капельмейстер); периодически выезжал в Италию и в Прагу для пост.  своих
опер. С Веной связано начало оперной  реформы  Г.  (оперы  на  либр.  Р.
Кальцабиджи -"Орфей и Эвридика", 1762, "Бург-театр",  "Алъцеста",  1767,
там же, "Парис и Елена", 1769, пост. 1770, там же), а также его работа в
жанре  франц.  комич.  оперы  ("Меккские  пилигримы,   или   Неожиданная
встреча", 1764, "Бургтеатр", Вена, и др.). Г.  способствовал  обновлению
балета; в содружестве с  балетмейстером  Г.  Анджолини  он  стремился  к
созданию драматически  оправданного  балетного  действия  ("трагический"
балет "Дон Жуан", 1761, "Кернтнертортеатр", Вена). Оперная реформа Г. не
получила поддержки у аристократич. публики Вены. В 1773 Г.  переехал  во
Францию и в,обстановке пред-революц. обществ, настроение  завершил  свою
реформу  муз.  театра.  Для  Парижа  им  были  написаны   оперы-трагедии
"Ифигения в Авлиде" (по Ж. Расину, 1774),  "Армида"  (на  переработанный
текст Ф. Кино, 1777), "Ифигения в Тавриде" (по Еврипиду, 1779), "Эхо и
   Нарцисс" (1779) и переработаны "Орфей и Эвридпка" (1774) и "Альцеста"
(1776). Пост. в "Гранд-Опера".
   В Париже вокруг опер Г. развернулась страстная дискуссия,  отразившая
обострение идейной борьбы во Франции накануне революции 1789. В не„ были
вовлечены  широкие  обществ,  круги  -  от  энциклопедистов,  решительно
ставших на сторону Г. (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер  и  др.),  до
окружения   короля.   Ре-акц.   музыкальный   лагерь   отстаивал   жанры
феодально-абсолютистского иск-ва - зрелищно-эффектную придворную  франц.

Страницы: «« « 551   552   553   554   555   556   557   558   559  560   561   562   563   564   565   566   567   568   569  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия