|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 » »» списков разреш„нных и запрещ„нных произведений, контроль за соблюдением
установленных правил. Г. в„л также работу с драматургами, кино- организациями, устраивал обсуждения пьес, спектаклей, кинофильмов. В
1928 Г. вош„л в состав Главискусства. В 1933 был выделен в
самостоятельное Управление - ГУРК. М. И.
"ГЛАГОЛ ПРАЖСКИЙ" ("Hlahol Prazsky") - чешский мужской хор. Основан в
1861 под девизом Сметаны "Песней - к сердцу, сердцем - к родине". "Г.
П." принимал активное участие в жизни оперных т-ров Чехии. Во главе хора
стояли певец и педагог Я. Лукес, хормейстер Ф. Геллер и др. С 1863 "Г.
П." руководил Сметана, при к-ром хор стал подлинным центром чеш. нац.
муз. культуры. В репертуаре "Г. П."- произв. славянских композиторов, в
т. ч. отрывки из опер. "Г. П." играет значительную роль и в пропаганде
лучших произв. чехословацкой и зарубежной муз. классики.
Лит.: Nejedly Z., Dejiny praz Hlaholil, Praha, 1911. Л.Т.
ГЛАГОЛЬ (наст. фам.- Голоушев), Сергей Сергеевич (1855-1920) -
русский художник, художественный и театральный критик. По профессии
врач. С 90-х гг. печатал статьи о т-ре в журналах "Артист", "Рампа и
жизнь", "Маски", в газ. "Курьер" и др. Сторонник реалистич. принципов
МХТ, Г. выступал с критикой натуралистич. и декадентских течений 20 в.
Г. много писал о МХТ.
Соч.: Под впечатлением Художественного театра, М.,1902 (совм. с
Джемсом Линчем - Л. Н. Андреевым); Художники Художественного театра, в
сб.: Московский Художественный театр. т. 2, M., 1914; Да здравствует
театр. в сб.:
В спорах о театре, М., 1914.
Лит.: Некрасов Н.,С.С. Голоушев (Сергей Глаголь). Некролог,
"Художественная жизнь", 1920, ј 4/5. E.X.
ГЛАДИАТОР (лат. gladiator, от gladius - меч)- 1) Участник зрелищ-бо„в
в Др. Риме. Г. проводили вооруж„нную борьбу между собой или со зверями.
Обычно набирались из рабов или приговор„нных к смерти преступников.
Г. проходили специальное обучение, делились на множество разрядов по
вооружению и технике боя ("ретнарии" с трезубом и сетью, к-рую
набрасывали на противника, тяжеловооруж„н' ные "самниты", "фракийцы" в
нац. фракийском вооружении и т. д.). Бои Г. иногда становились частью
пышных зрелищ, обычно на популярный мифологич. сюжет. Эти представления,
отличающиеся грубым натурализмом (подлинные убийства), способствовали
моральному и эстетическому разложению зрителей, деградации культуры в
Риме. С. А.
2.} Цирковой артист; силовой акробат рафт-акробат). Г. обычно
обладают атлетич. сложением, развитой мускулатурой, выступают в
стилизованных римских костюмах и вооружении, выполняют фигурные
построения (акробатич. пирамиды) на спец. пьедестале (иногда
вращающемся), напоминающие скульптурные изваяния; перестроения из одной
фигуры в другую часто делаются при затемн„нном свете, быстро, а сами
построения демонстрируются при разноцветном освещении. Номера с участием
Г. ("гладиаторы") получили большое распространение в дореволюционном
русском цирке, зап.-европейском варьете, мюзик-холле. ГЛАДИЛЬЩИКОВ,
Николай Павлович (р. 27.IV. 1895)- советский цирковой артист,
дрессировщик. Засл. арт. РСФСР (1939). Род. в Торопце в семье лесника.
Занимаясь в Петерб. политехнич. ин-те, увлекался спортом и выступал как
борец-профессионал. В годы гражданской войны был инструктором воен.
обучения в Йрасной Армии. В 1922 завоевал звание чемпиона РСФСР по
классич. борьбе. С 1923, выступая в клубах с лекциями по физкультуре,
начал заниматься дрессировкой, демонстрировал борьбу с медведем. В 1927
дебютировал в Орехово-Зуевском цирке со своей "Смешанной группой
хищников". Г. был первым крупным советским дрессировщиком хищников.
Увеличивая количество животных и варьируя их состав, Г. усложнял и
совершенствовал выучку хищников. Демонстрировал дрессировку бурых
медведей, львов, гиен, собак, крокодилов, домашних птиц. Некоторые
успехи в области дрессуры были достигнуты впервые Г. (создал номер, в
котором совместно выступали петухи и группа хищников). Вносит в свои
выступления элементы театрализации (номер Г. был оформлен в рус. стиле),
народного юмора, использует нек-рые традиции русских скоморохов,
обучавших медведей.
Лит.: Кублицкий Г., ротитель хищников, [Архангельск, 1940]. М. 3.
ГЛАДКОВ, Александр Константинович [р. 17(30). III. 1913] - русский
советский драматург, поэт и театральный критик. Лит. деятельность начал
в 1930. Работал зав. лит. частью и ассистентом режисс„ра в Студии под
рук. Н. П. Хмел„ва (1935-36), в Т-ре им. Мейерхольда (1934-37). Г.автор
героич. комедии в стихах из врем„н Отечественной войны
1812"Давным-давно" ("Питомцы славы"; 1941, Ленингр. т-р Комедии, 1942,
Центр, т-р Красной Армии). Написал пьесы: "Бессмертный" (совм. с
Арбузовым;
1943, Центр, т-р Красной Армии), "Новогодняя ночь" ("Жестокий
романс"; 1945, Ленингр. Большой драм. т-р), "Ночное небо" (1959,
Ленингр. т-р Комедии) и др. В произв. Г., героями к-рых является гл.
обр. молод„жь, воспеваются поэзия подвига, романтика, благородные
устремления. Г. принадлежит сценич. редакция и рус. перевод японской
пьесы "Украденная жизнь" Каору Моримото (1959, Моск. т-р им. Вл.
Маяковского). С. Д.
Соч.: Из воспоминаний о Мейерхольде, в сб.: Москва театральная, М.,
1960.
ГЛАДКОВ, Ф„дор Васильевич [9(21).VI.1883- 20.XII.1958] - русский
советский писатель. Член КПСС с 1920. Окончив учительский институт,
работал педагогом. Принимал активное участие в революционном движении.
Лит. деятельность начал в 1900. Г. инсценировал свои произведения.
Большим успехом пользовалась инсценировка романа "Цемент" (1926, Т-р им.
МГСПС, Москва, Ярославский т-р им. Волкова и др.). В 1934 на основе
романа "Энергия" создал драму "Гордость" (Т-р им. МОСПС). Автор ряда
статей по вопросам т-ра. Ст. пр. 1950, 1951.
ГЛАДКОВСКИИ, Арсений Павлович [9(21).V. 1894-31.VII.1945] - русский
советский композитор. В 1917 окончил физико-математич. ф-т Петерб.
ун-та. В 1912-17 занимался теорией композиции у В. Кала-фати. В 1924
окончил Ленингр. консерваторию. Г.- один из первых крупных сов. театр.
композиторов. Автор (совм. с Е. Пруссаком) оперы "За красный Петроград"
("1919-й год" ; 1925, Ленингр. Малый оперный т-р), оперы-оратории "Фронт
и тыл" (1930, там же), балета "Том Сойер" (1939), муз. комедий "Рустам",
"Поэт и барабанщик" (1932, 1937, Ленингр. т-р муз. комедии), музыки к
спектаклям ленингр. т-ров, в т. ч. "Дружба" Гусева, "Женитьба
Бальзаминова" Остров-' ского, "Мария Стюарт" Шиллера и др., а также
Страницы: «« « 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |