Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 547   548   549   550   551   552   553   554   555  556   557   558   559   560   561   562   563   564   565  » »»

предместий. Сюжеты своих комедий  Г.  черпал  в  фольклоре  и  рыцарских
романах. В вес„лых,  часто  наивных  комедиях  Г.  добрые  и  злые  духи
вмешиваются в жизнь  простых  людей,  торжествует  справедливое,  доброе
начало. Лучшие комедии Г.-"Идор - странник подводного царства" (1820)  и
"Дух уничтожения и дух жизни" (1829). Комедии Г. шли  преимущественно  в
"Леопольдштадт-театре", в  красочном  оформлении  с  применением  машин,
дававших возможность быстро менять  декорации  и  создавать  феерические
эффекты. В пост. пьес Г. включены пение, музыка, танцы.
   Лит.: Furst R., Raimund's Vorganger Bauerie, Metsi, Gleich, B., 1907;
R o m m e l 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952. Л. Лоб.
   "ГЛЕРОНОВСКИЙ  КАРАНДАШ"  -  наименование  театрального   коллектива,
работавшего  в  жанре  "живой  газеты.   Существовал   в   1924-25   при
самодеятельном художеств. коллективе Дома коммунистич.  просвещения  им.
Глерона в Ленинграде. В 1925 этот коллектив был реорганизован в Ленингр.
т-р рабочей молод„жи  у  положивший  начало  трамовскому  движению  (см.
ТРАМ). Л. Шн,
   ГЛИГбРИЕВИЧ (Gliorijevic), Йован (р. 16.Х. 1914) - югославский артист
оперы (баритон). Первоначальное муз.  образование  получил  в  Белграде.
Окончил  оперно-драматич.  отделение  Венской  музыкальной  академии  по
классу Г. Духана. С 1941 - солист Белградской оперы. Г.один  из  ведущих
югославских оперных певцов. Партии:  Фигаро  ("Се-вильский  цирюльник"),
Скарпиа ("Тоска"), Томский ("Пиковая дама"),  князь  Игорь,  Эска-мильо,
Риголетто  и  др.  С  успехом  выступает  также  в  операх   югославских
композиторов: мельник Сима ("Эро с того света" Го-товаца), Надан  Гуслар
("Князь  Зета"  Коньо-вича)  и  др.  Гастролировал  во  многих   театрах
Германии,Австрии, Швейцарии, СССР и др. странах. Ю.ЧАе. М.
   ГЛЙГОРИЧ, Велибор (р. 28.VII.1899) - югославский театральный критик и
театральный  деятель.  Лит.  деятельность  начал  в  1921.  Автор  книг,
рецензий,  критич.  статей.  В  1945-46  был  директором  драм.   труппы
Народного т-ра, в 1946-48-  директором  Народного  т-ра  в  Белграде,  в
1948-59 - директор Югославского драм. театра.
   Соч.: Театральные критики, Београд,  1946;  Вранислав  Нушич  (вступ.
статья к собр. соч.), Београд. 1950. С. И.
   ГЛЙЗЕР,  Юдифь  Самой-ловна  (р.  10.II.1904)  -  русская   советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Училась в  студии  1-го  Рабочего  т-ра
"Пролеткульта" в Москве. Творч. деятельность  начала  в  1921  на  сцене
этого т-ра; играла здесь до 1928. С 1928 - актриса Моск. т-ра  Революции
(ныне Моск. т-р. им. Вл. Маяковского).
   Уже  в  первой  роли  (Танцовщица  -  "Мексиканец"  по  Дж.  Лондону)
проявилась осн.  черта  дарования  актрисы  -  стремление  к  предельной
сценич. выразительности, обобщению, глубине психологич. анализа.  Мастер
сценич. перевоплощения, Г. создала ряд законченных  типических  образов,
отмеченных богатством жизненных наблюдений, остротой и смелостью сценич.
решений, внешней выразительностью. Роли:
   Скобло, Глафира ("Власть", 1927,  и  "Инга",  1929,  Глебова),  Кикси
("Улица радости" Зархи, 1932), Це-зарина  ("Искусство  карьеры"  Скриба,
1936),   королева   Елизавета   ("Мария   Стюарт",   1940),   Констанция
("Обыкновенный человек" Леонова, 1945), Лавиния  ("Леди  и  джентльмены"
Хелман, 1949), Рахиль ("На Западе бой" Вишневского)  и  др.  В  1960  Г.
создала сложный, глубоко трагич. образ мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и  е„
дети" Брехта). Г. выступает также  как  режисс„р;  участвовала  в  пост.
спектаклей "Искусство карьеры" Скрпба, "Последние" Горького (1937).
   Соч.: Как я работаю над ролью, "Советский театр", М., 1930,  .ј  5-6;
Тетя Констанция из Ялты [Рождение образа], "Театральная жизнь", 1959,  ј
11-12.
   Лит.: Марков П., Театральные портреты. Сб. статей,  М.-Л.,  1939.  с.
22-24; Юэовский И., Театральные портреты, "Вечерняя Москва"  1941  31.V;
Николаев А., Эстафета поколений-Девчонки ив Рогачева, "Театр",  1958,  ј
9; М а р г ол и н Е. Г., Театральные силуэты Ю. С. Гли-зер, "Современный
театр", 1927, JsTe 12. С. Под.
   ГЛИНКА, Михаил Иванович [20.V(1.VI).1804, с. Новоспасское Ельнинского
у. Смоленской губ.,- 3(15). II.  1857,  Берлин]  -  русский  композитор.
Основоположник рус. классич. музыки. С 1817 жил в Петербурге.  Учился  в
Благородном  пансионе  при  Гл.  педагогич.  уч-ще.  С  детства   близко
соприкасался с нар. муз. творчеством. Обучался игре на фп. у Д.  Филь-да
и Ш. Майера, скрипке - у  Ф.  Б„ма;  позднее  учился  пению  у  Беллони.
Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях  и  муз.
вечерах. Во время  пребывания  в  Италии  (1830-33),  Берлине  (1833-34,
1856-57), Париже (1844-45, 1852-54). Испании (1845-47),  Варшаве  (1848,
1849-51) Г. знакомился с  театр.  и  муз.  иск-вом.  Глубокое  овладение
опытом отечеств, и  мировой  муз.  культуры,  воздействие  прогрессивных
идей, распространившихся в  передовых  кругах  рус.  общества  в  период
Отечественной  войны  1812  и  подготовки  восстания  декабристов,личное
общение с выдающимися  представителями  рус.  т-ра,  изобразит,  иск-ва,
художеств.  критики  -  вс„  это  способствовало  расширению   духовного
кругозора  композитора  и  определило  народно-реалистич.  характер  его
творчества. Г. оказал решающее  влияние  на  вс„  развитие  рус.  музыки
(оперной, симфонич., вокально-камерной). 27. XI. 1836 в петерб.  Большом
т-ре впервые была представлена героико-пат-риотич. историч. опера  "Иван
Сусанин". Вопреки те-вязанной композитору верноподданнической  концепции
(по настоянию двора опера была переименована  в  "Жизнь  за  царя"),  Г.
выдвинул    народное     начало,     прославил     крестьянина-патриота,
олицетворявшего беззаветную любовь простых людей к родной земле, величие
характера,  мужество  и  несгибаемую  стойкость  народа.  Эпич.   духом,
оптимизмом проникнута и вторая опера Г.  "Руслан  и  Людмила"  (пост.  в
Петербурге в Большом т-ре 27.  XI.  1842),  в  к-рой  красочные  картины
славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой,  ярко  выраженные
рус. нац. черты - с вост. мотивами (отсюда вед„т  начало  ориентализм  в
рус.  классич.  опере).  Шутливый,  иро-нич.  колорит  юношеской   поэмы
Пушкина, взятой в основу либретто "Руслана и Людмилы", замен„н  в  опере
величавыми образами Древней  Руси,  богатырским  духом  и  многогранной,
эмоционально богатой лирикой. Разнообразие и выразительность  пластичных
мелодий,   живописность   и   изящество   гармонии   и   инструментовки,
великолепное мастерство муз.драм. хяфтеристик - ценнейшие качества обеих
опер  Г.,  выдвинувших  рус.  муз.  театр  на  уровень  мировой  оперной
классики. Муз. драматургия опер Г. обусловлена  их  жанром  и  замыслом.
Если  "Иван  Сусанин"  -  нар.  муз.  трагедия  на  историч.  сюжет,   с
напряж„нным,  действенным  муз.-драматич.  развитием,   то   "Руслан   и
Людмила"-  волшебная  опера-оратория,  с  мерным  чередованием  широких,
замкнутых    вокально-симфонич.    сцен,    с    преобладанием    эпич.,

Страницы: «« « 547   548   549   550   551   552   553   554   555  556   557   558   559   560   561   562   563   564   565  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия