|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 » »» предместий. Сюжеты своих комедий Г. черпал в фольклоре и рыцарских
романах. В вес„лых, часто наивных комедиях Г. добрые и злые духи
вмешиваются в жизнь простых людей, торжествует справедливое, доброе
начало. Лучшие комедии Г.-"Идор - странник подводного царства" (1820) и
"Дух уничтожения и дух жизни" (1829). Комедии Г. шли преимущественно в
"Леопольдштадт-театре", в красочном оформлении с применением машин,
дававших возможность быстро менять декорации и создавать феерические
эффекты. В пост. пьес Г. включены пение, музыка, танцы.
Лит.: Furst R., Raimund's Vorganger Bauerie, Metsi, Gleich, B., 1907;
R o m m e l 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952. Л. Лоб.
"ГЛЕРОНОВСКИЙ КАРАНДАШ" - наименование театрального коллектива,
работавшего в жанре "живой газеты. Существовал в 1924-25 при
самодеятельном художеств. коллективе Дома коммунистич. просвещения им.
Глерона в Ленинграде. В 1925 этот коллектив был реорганизован в Ленингр.
т-р рабочей молод„жи у положивший начало трамовскому движению (см.
ТРАМ). Л. Шн,
ГЛИГбРИЕВИЧ (Gliorijevic), Йован (р. 16.Х. 1914) - югославский артист
оперы (баритон). Первоначальное муз. образование получил в Белграде.
Окончил оперно-драматич. отделение Венской музыкальной академии по
классу Г. Духана. С 1941 - солист Белградской оперы. Г.один из ведущих
югославских оперных певцов. Партии: Фигаро ("Се-вильский цирюльник"),
Скарпиа ("Тоска"), Томский ("Пиковая дама"), князь Игорь, Эска-мильо,
Риголетто и др. С успехом выступает также в операх югославских
композиторов: мельник Сима ("Эро с того света" Го-товаца), Надан Гуслар
("Князь Зета" Коньо-вича) и др. Гастролировал во многих театрах
Германии,Австрии, Швейцарии, СССР и др. странах. Ю.ЧАе. М.
ГЛЙГОРИЧ, Велибор (р. 28.VII.1899) - югославский театральный критик и
театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1921. Автор книг,
рецензий, критич. статей. В 1945-46 был директором драм. труппы
Народного т-ра, в 1946-48- директором Народного т-ра в Белграде, в
1948-59 - директор Югославского драм. театра.
Соч.: Театральные критики, Београд, 1946; Вранислав Нушич (вступ.
статья к собр. соч.), Београд. 1950. С. И.
ГЛЙЗЕР, Юдифь Самой-ловна (р. 10.II.1904) - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Училась в студии 1-го Рабочего т-ра
"Пролеткульта" в Москве. Творч. деятельность начала в 1921 на сцене
этого т-ра; играла здесь до 1928. С 1928 - актриса Моск. т-ра Революции
(ныне Моск. т-р. им. Вл. Маяковского).
Уже в первой роли (Танцовщица - "Мексиканец" по Дж. Лондону)
проявилась осн. черта дарования актрисы - стремление к предельной
сценич. выразительности, обобщению, глубине психологич. анализа. Мастер
сценич. перевоплощения, Г. создала ряд законченных типических образов,
отмеченных богатством жизненных наблюдений, остротой и смелостью сценич.
решений, внешней выразительностью. Роли:
Скобло, Глафира ("Власть", 1927, и "Инга", 1929, Глебова), Кикси
("Улица радости" Зархи, 1932), Це-зарина ("Искусство карьеры" Скриба,
1936), королева Елизавета ("Мария Стюарт", 1940), Констанция
("Обыкновенный человек" Леонова, 1945), Лавиния ("Леди и джентльмены"
Хелман, 1949), Рахиль ("На Западе бой" Вишневского) и др. В 1960 Г.
создала сложный, глубоко трагич. образ мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и е„
дети" Брехта). Г. выступает также как режисс„р; участвовала в пост.
спектаклей "Искусство карьеры" Скрпба, "Последние" Горького (1937).
Соч.: Как я работаю над ролью, "Советский театр", М., 1930, .ј 5-6;
Тетя Констанция из Ялты [Рождение образа], "Театральная жизнь", 1959, ј
11-12.
Лит.: Марков П., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939. с.
22-24; Юэовский И., Театральные портреты, "Вечерняя Москва" 1941 31.V;
Николаев А., Эстафета поколений-Девчонки ив Рогачева, "Театр", 1958, ј
9; М а р г ол и н Е. Г., Театральные силуэты Ю. С. Гли-зер, "Современный
театр", 1927, JsTe 12. С. Под.
ГЛИНКА, Михаил Иванович [20.V(1.VI).1804, с. Новоспасское Ельнинского
у. Смоленской губ.,- 3(15). II. 1857, Берлин] - русский композитор.
Основоположник рус. классич. музыки. С 1817 жил в Петербурге. Учился в
Благородном пансионе при Гл. педагогич. уч-ще. С детства близко
соприкасался с нар. муз. творчеством. Обучался игре на фп. у Д. Филь-да
и Ш. Майера, скрипке - у Ф. Б„ма; позднее учился пению у Беллони.
Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и муз.
вечерах. Во время пребывания в Италии (1830-33), Берлине (1833-34,
1856-57), Париже (1844-45, 1852-54). Испании (1845-47), Варшаве (1848,
1849-51) Г. знакомился с театр. и муз. иск-вом. Глубокое овладение
опытом отечеств, и мировой муз. культуры, воздействие прогрессивных
идей, распространившихся в передовых кругах рус. общества в период
Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов,личное
общение с выдающимися представителями рус. т-ра, изобразит, иск-ва,
художеств. критики - вс„ это способствовало расширению духовного
кругозора композитора и определило народно-реалистич. характер его
творчества. Г. оказал решающее влияние на вс„ развитие рус. музыки
(оперной, симфонич., вокально-камерной). 27. XI. 1836 в петерб. Большом
т-ре впервые была представлена героико-пат-риотич. историч. опера "Иван
Сусанин". Вопреки те-вязанной композитору верноподданнической концепции
(по настоянию двора опера была переименована в "Жизнь за царя"), Г.
выдвинул народное начало, прославил крестьянина-патриота,
олицетворявшего беззаветную любовь простых людей к родной земле, величие
характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. Эпич. духом,
оптимизмом проникнута и вторая опера Г. "Руслан и Людмила" (пост. в
Петербурге в Большом т-ре 27. XI. 1842), в к-рой красочные картины
славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные
рус. нац. черты - с вост. мотивами (отсюда вед„т начало ориентализм в
рус. классич. опере). Шутливый, иро-нич. колорит юношеской поэмы
Пушкина, взятой в основу либретто "Руслана и Людмилы", замен„н в опере
величавыми образами Древней Руси, богатырским духом и многогранной,
эмоционально богатой лирикой. Разнообразие и выразительность пластичных
мелодий, живописность и изящество гармонии и инструментовки,
великолепное мастерство муз.драм. хяфтеристик - ценнейшие качества обеих
опер Г., выдвинувших рус. муз. театр на уровень мировой оперной
классики. Муз. драматургия опер Г. обусловлена их жанром и замыслом.
Если "Иван Сусанин" - нар. муз. трагедия на историч. сюжет, с
напряж„нным, действенным муз.-драматич. развитием, то "Руслан и
Людмила"- волшебная опера-оратория, с мерным чередованием широких,
замкнутых вокально-симфонич. сцен, с преобладанием эпич.,
Страницы: «« « 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |