Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 545   546   547   548   549   550   551   552   553  554   555   556   557   558   559   560   561   562   563  » »»

камерно-инструментальных, вок. и др.  соч.  Музыка  сценич.  произв.  Г.
отличается ясностью мелодики,  простотой  и  выразительностью  гармонии.
Интонац. язык музыки Г. насыщен мелодич. оборотами  песен  эпохи  гражд.
войны  и  сов.  массовых  песен.  С   1922   Г.   занимался   педагогич.
деятельностью в Ленинграде.
   Лит.: Богданов-Березовский В., Советская опера, Л.-М., 1940 (гл. 2  и
10).
   ГЛАЗУНОВ,   Александр   Константинович   [29.VII   (10.VIII).   1865,
Петербург,-21.III.1936, Париж]- русский  композитор,  дириж„р,  педагог,
музыкально-общественный деятель. Нар.  арт.  Республики  (1922).  Музыке
начал обучаться  с  десятилетнего  возраста  под  руководством  домашних
педагогов, в т. ч. Н. Елен-ковского. В 1879-81 Г. брал уроки гармонии  и
сочинения у Римского-Корсакова. В 80-х гг. начал активную композиторскую
деятельность, будучи участником "беляевского кружка" и находясь в тесном
общении с композиторами  "Могучей  кучки"  и  Чайковским.  После  смерти
Бородина Г. совместно с Римским-Корсаковым закончил оперу "Князь  Игорь"
и по памяти записал увертюру к опере. Своими симф. и  камерными  произв.
Г. завоевал выдающееся место в ряду рус. композиторов-реалистов конца 19
в. С 1888 выступал также как  дириж„р;  гастролировал  во  мн.  странах.
После Октябрьской революций продолжал муз. и  обществ,  работу,  являясь
активным участником многих муз.-просветит.  мероприятий.  Творчество  Г.
характерно своей народно-патриотич. направленностью, проявляющейся как в
его  тематике,  так  и  во  вс„м  муз.  складе.  Муз.  язык  произв.  Г.
обнаруживает глубокую связь с рус. народной  песенностью.  Подобном.  И.
Глинке и  композиторам  "Могучей  кучки",  Г.  широко  отразил  в  сво„м
творчестве и музыку западнославянских, восточных и др.  народов.  Музыка
Г. проникнута здоровым, мужественным оптимизмом, полнотой жизнеощущения,
отличается жизненным благородством и красотой формы, сочностью  мелодич.
языка, богатством и яркостью колорита. Вместе с тем она  носит  на  себе
печать  известной   самоуспокоенности,   созерцательного   отношения   к
действительности. Осн. место в творч. наследии Г. занимают симф. соч. (8
симфоний, увертюры и  др.),  в  к-рых  композитор  продолжил  реалистич.
традиции рус. муз. классики. Театральные жанры представлены в творчестве
Г. тремя балетами и музыкой к драматич.  спектаклям.  В  сво„м  балетном
творчестве Г. продолжил путь симфонизации бал ета,указанный  Чайковским;
сделал балетную музыку определяющим звеном драматургии  балета.  Балетам
Г.  свойственна  широта  симфонич.  размаха  и   сочная   декоративность
оркестрового  письма,  мелодич.  красота  и  выразительность.  Благодаря
сценич.   эффектности   и   красочному   разнообразию   музыки   большую
популярность  завоевал  балет  Г.  "Раймонда"  на  сюжет   средневековой
провансальской легенды (либр. М. Петипа и Л. Пашковой, 1898, Мариин-ский
т-р, Петербург). Миниатюрный  одноактный  балет  "Барышня-служанка,  или
Испытание  Дамиса"  (либр.  М.  Петипа  на  сюжет  картин  Ватто,  1900,
Петербург, Эрмитажный т-р, нов. ред. 1924) представляет  собой  искусную
муз.стилизацию франц. сентиментальных пасторалей 18  в.  и  построен  на
старинных танцах, сочетающих национальные  франц.  и  рус.  элементы.  В
балете "Времена года" (либр. М. Петипа, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р)
блестяще проявилось свойственное Г.  мастерство  оркестровой  звукописи;
зимний пейзаж, вакханалия и др. эпизоды  относятся  к  лучшим  страницам
русской музыкальной живописи.
   Г. - автор музыки к пьесам "Саломея" Уайльда (1908), "Царь Иудейский"
Романова (1914), а также к драме "Маскарад" Лермонтова (1916), из  к-рой
особенно популярен романс Нины. Г. принадлежат также,  кантаты,  хоры  и
др. вок. соч. С 1899 Г.- профессор по кл. композиции, затем по кл. камер
но-инстр. ансамбля,  в  1905-28  -  директор  Петерб.  (затем  Ленингр.)
консерватории. Поч„тный доктор Кембриджского и Оксфордского ун-тов.
   Лит. соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.
   Лит.: О с с о в с  к  и  и  А.  В.,  А.  К.  Глазунов.  Его  жизнь  и
творчество. 1882-1907, СПБ, [1907]; П [етровский] Е., О балетной  музыке
А. К. Глазунова, "Русская муз. газ." 1907, ј 1; Глебов Игорь, "Раймонда"
Глазунова "Еженедельник Гос. акад. театров", 1922, ј 9; Б е л я е  в  В.
Александр Константинович Глазунов, т. 1, ч. 1, П., 1922 Асафьев  Б.  В.,
Глазунов, Избр. труды, т. 2, М., 1954 Федорова Г., А. К. Глазунов, М.Л.,
1947; Глазунов, Исследования, материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л.,
1959. Л .М.
   ГЛАМА-МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам.- Б а р ы ш е-в а),  Александра  Яковлевна
(1859-1942) - русская актриса  и  театральный  педагог.  Ученица  В.  В.
Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 дебютировала в Александрийском т-ре,
но, отклонив условия, предложенные ей  дирекцией,  уехала  в  провинцию.
Играла в Киеве, Житомире, Вильно и др. городах. Роли:
   Офелия;  Мария  ("Материнское   благословение"   Денне-рп),   Фадетта
("Сверчок домашнего очага" Бирх-Пфей-фера). В  1880  вступила  в  труппу
Пушкинского т-ра (т-р Бренко) в Москве,  где  заняла  ведущее  положение
наряду с М. И. Писаревым (е„ будущим мужем), П. А.  Стрепетовой,  В.  Н.
Андреевым-Бурлаком, А. И. Южиным, В. П. Далматовым и др. После  закрытия
Пушкинского т-ра работала в Москве в  т-ре  Лентовского  ("Скоморох")  и
т-ре Корша,а затем вновь в Киеве в т-ре  Соловцова.  "Артистка  большого
интеллекта, большой культуры, она умела  тонко  вытачивать  каждую  свою
роль и детально е„ прорабатывать" (Ю. М. Юрьев). Отличительными  чертами
искусства Г.-М. были простота и искренность. С 1895 по болезни  оставила
сцену и до 1927  занималась  педагогич.  деятельностью.  Последние  годы
жизни провела в ленингр.  Доме  ветеранов  сцены.  Работала  над  книгой
"Воспоминаний".
   Соч.: Воспоминания, Л.- М., 1937.
   Лит.: Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948, с. 83. Л. Кл.
   ГЛАЦ(С1аг),Херта   (р.   16.IX.1914)-американская   артистка    оперы
(контральто). Родилась в Австрии.
   Пению обучалась в А.Я.Глама-Мещерская  Венской  муз.  акаде-  в  роли
Вари. "Дикарка" Остров-Мии. Впервые высту- ского и  Соловь„ва.  пила  на
оперной сцене в Бреслау в 1933. Гастролировала в Чехословакии,  Австрии,
Швеции, США, Германии, Англии, СССР
   (1934) и  др.  странах.  С  1942  Г.-  солистка  "Метрополитен-опера"
(Нью-Йорк).  Участвовала  в  оперных  постановках   на   Глайндборн-ском
фестивале опер Моцарта
   (1935)  и   Зальцбургском   фестивале   (1936).   Завоевала   широкую
известность как одна из  лучших  совр.  исполнительниц  опер  Вагнера  и
Моцарта (партии: Эрда, Брангепа,  Фрика  -"Золото  Рей-на",  "Тристан  и
Пзольда",  "Валькирия",   Марцс-лшта   -   "Свадьба   Фигаро")   к   др.
композиторов. Л. М.
   ГЛЕБКА, П„тр Ф„дорович (р. 6. VII. 1905)- белорусский советский  поэт

Страницы: «« « 545   546   547   548   549   550   551   552   553  554   555   556   557   558   559   560   561   562   563  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия