|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 » »» 1-2, Lyon, 1865-1869, ?. ?, Lyon, 1910 (сб. репертуара); Les parodies de
Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1912; D ? с r e t E., Theatre de Guignol, ?. 1-2,
P., 1914;
Nouveau recueil de pieces de Guignol, Lyon, 1925. Ц. Б.
2) Наименование пьес, спектаклей и отдельных сценич. при„мов, основой
к-рых является изображение различных преступлений, злодейств, скабр„зных
сценок, избиений и пыток и т. п. Происходит от названия парижского т-ра
"Гран Гиньоль", возникшего в 1899 на базе "Театра-Салона" (на ул.
Шапталь). В репертуар этого т-ра входили пьесы О. Метенье, М. Моррея,
затем К. Шуази, возглавлявших в разное время т-р. Эти драматурги
выступали и как режисс„ры, способствуя своей деятельностью утверждению
Г. среди бурж. зрителей, искавших сильных ощущений. Популярным
драматургом, работавшим для этого т-ра, был А. де Лор т "ирвдц ужаса"),
написавший пьесы (один и в сотрудничестве с др. авторами) "У телефона",
"Лаборатория галлюцинаций", "Медленная смерть", "Последняя пытка" и др.
В т-ре "Гран Гиньоль" ставились детективные пьесы, инсценировки
бульварных романов, во многом близкие мелодрамам 1-й пол. 19 в. Ряд пьес
был написан по произведениям Э. По ("Система доктора Гудрона и
профессора Плюм" и др.). В 1925 здесь была пост. пьеса "Кабинет доктора
Калигари", входившая в 20-е гг. в репертуар т-ров экспрессионистского
направления. Среди деятелей т-ра "Гран Гиньоль" получили известность во
Франции А. Бом, Р. Берсон, Ж. Сартен (автор пьесы "Коготь", выдержавшей
св. 1000 представлений), Северин-Марс, К. Орваль и др. Попытки
подражания т-ру "Гран Гиньоль" в др. парижских т-рах - "Т-р двух масок",
"Т-р смеха и ужаса" - не имели успеха. В наст. время (1960) т-р "Гран
Гиньоль" (работающий в квартале Пигаль) возглавляет Р. Машар. В
репертуаре этого т-ра пошлые развлекательные фарсы, "жестокие" мелодрамы
и т. п., аморальные и антигуманистич. по направленности. В 20-е гг. под
влиянием "Гран Гиньоля" подобные т-ры возникли в Италии и Германии. В
России спектакль типа Г. (переводная пьеса "Клуб самоубийц") был
поставлен в 1908 В. Р. Гардиным и показан на строительной выставке в
Петербурге.
Лит.: Antona-Traversi С., Histoire du Grand-Guignol, Р., 1933;
Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960, о, 15-20.
ГИПОКРЙТ (?????????, букв.- тот, кто отвечает) - одно из наименований
акт„ра в Др. Греции. По мнению исследователей древнегреч. драмы,
первоначальная функция единственного акт„ра древнейшей хоровой
трагедии-кантаты состояла в том, чтобы "отвечать" своими монологами на
вопросы, содержащиеся в песне хора. В качестве примера обычно приводится
дифирамб Бакхилида (относится к более позднему времени), где хор зада„т
вопросы, а акт„р на них отвечает. Существует и другое объяснение термина
"Г.", основывающееся на том, что это слово употребляется в др.-греч.
языке также в значении "толкователь" Отсюда ряд уч„ных делает вывод, что
в задачу акт„ра на ранней стадии развития трагедии входило толкование
мифа, составлявшего е„ содержание. В Я.
ГИПОРХЕМА (????????) - в Древней Греции род хоровой песни,
сопровождаемой пляской и мимич. игрой. Обычно носила радостный,
оживл„нный характер. Зарождение Г. как лит. жанра связывается с именем
Фадеса (ок. 7 в. до н. э.), к-рый использовал песни своей родины -
Крита. Вначале Г. развивалась как самостоятельный лирич. жанр; с
возникновением трагедии Г., наряду с другими видами торжественной
лирики, вошла как составная часть в представления трагедий. С. А.
ГИПОСКЕНИЙ (?????????? - помещение под ске-ной) - в древнегреческом
театре эллинистического периода пространство под полом проскения. От
ор-хестры находившейся впереди и ниже проскения, Г. отделяла стена,
украшенная колоннами и статуями. Из Г. по особой лестнице поднимались на
проскений акт„ры, изображавшие духов умерших или богов. С. М.
ГИППИУС, Зинаида Николаевна (1869-1945) - русская поэтесса.
Представительница символизма, декадентства, активный противник реализма.
Лит. деятельность начала в 1888. Как драматург впервые выступила в 1907
("Маков цвет", совм. с Мережковским и Философовым). В своих пьесах из
жизни интеллигенции, написанных на семейно-бытовую тематику, Г.
проповедовала идеи непротивления злу насилием. Популярностью
пользовалась пьеса Г. "Зел„ное кольцо" (1915, Александрийский т-р, 1916,
2-я Студия МХТ и др.). Автор критич. статей (псевд. Антон Крайний), в т.
ч. и о театре ("А. П. Чехов", "О театре" и др.). В 1920 эмигрировала за
границу. E. X.
ГИПРОТЕАТР - научно-исследовательская организация в области театр.
архитектуры; Гос. институт по проектированию театрально-зрелищных
предприятий (Москва). Существует с 1934 (в разное время наз.
Архитектурно-проектные м а с-терские,Теапроект,Теакинопроект,
Теапроектстроймонтаж) первоначально в системе Наркомпроса, с 1936 - в
системе Комитета по делам искусств при СНК СССР, с 1953- в системе
Министерства культуры СССР. В задачи Г. входят проектирование новых
театр.-зрелищных зданий (преим. по экономичным типовым проектам), а
также сценические, электромеханические, санитарно-технические и пр"
реконструкции уже существующих помещений. Одна из капитальных работ Г.
последнего времени - реконструкция сцены и механики Кремл„вского т-ра
(б. клуба им. Я. М. Свердлова). Т. проводит проектные работы и оказывает
консультационно-технич. помощь и зарубежным организациям (в Румынии,
Корее, Бирме и др.). С 1958 Г. выпускает иллюстрированный
"Информационный бюллетень". А. III н.
ГИРО (Guiraud), Эрнест (23.VI.1837 - 6.V.1892) - французский
композитор и педагог. Сын и ученик композитора Ж. Б. Гиро. Член
Института Франции (с 1891). Композиции обучался в Париж, консерватории у
Мармонтеля, Барберо и Галеви. Окончив консерваторию в 1859, начал
активную композиторскую деятельность, гл. обр. как автор комич. опер,
ставившихся в парижских т-рах: "Сильвия" (1864, "Опера комик"), "Узник"
(1869, "Т-р лирик"), "Кобольд" (1870, "Опера комик"), "Мадам Тюрлюпен"
(1872, т-р "Атеней") и др. Наибольший успех имела комич. опера
"Пикколино" (1876, т-р "Опера комик"), отличающаяся мелодич. свежестью,
занимательностью сюжета и остроумием. Последующие оперы
"Любовноеприключение" (1882, т-р "Опера комик") и "Фредегон-да"
(закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, т-р "Гранд-Опера") успеха не
имели. Опера "Огонь" сохранилась в отрывках ("Персидские танцы").
Эк-лектич. характер опер Г. определил их недолговечность. Г. написал
также балет "Гретна Грин" (1873) и ряд соч. в др. жанрах. Г. закончил
инструментовку оперы "Сказки Гофмана" Оффенбаха и написал речитативы к
опере "Кармен". С 1876 Г.- профессор композиции Парижской консерватории,
среди его учеников - К. Дебюсси, П. Дюка и др. Автор "Трактата об
Страницы: «« « 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |