Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 540   541   542   543   544   545   546   547   548  549   550   551   552   553   554   555   556   557   558  » »»

1-2, Lyon, 1865-1869, ?. ?, Lyon, 1910 (сб. репертуара); Les parodies de
Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1912; D ? с r e t E., Theatre de Guignol, ?. 1-2,
P., 1914;
   Nouveau recueil de pieces de Guignol, Lyon, 1925. Ц. Б.
   2) Наименование пьес, спектаклей и отдельных сценич. при„мов, основой
к-рых является изображение различных преступлений, злодейств, скабр„зных
сценок, избиений и пыток и т. п. Происходит от названия парижского  т-ра
"Гран Гиньоль", возникшего  в  1899  на  базе  "Театра-Салона"  (на  ул.
Шапталь). В репертуар этого т-ра входили пьесы О.  Метенье,  М.  Моррея,
затем К.  Шуази,  возглавлявших  в  разное  время  т-р.  Эти  драматурги
выступали и как режисс„ры, способствуя своей  деятельностью  утверждению
Г.  среди  бурж.  зрителей,  искавших   сильных   ощущений.   Популярным
драматургом, работавшим для этого т-ра, был А. де Лор т "ирвдц  ужаса"),
написавший пьесы (один и в сотрудничестве с др. авторами) "У  телефона",
"Лаборатория галлюцинаций", "Медленная смерть", "Последняя пытка" и  др.
В  т-ре  "Гран  Гиньоль"  ставились  детективные   пьесы,   инсценировки
бульварных романов, во многом близкие мелодрамам 1-й пол. 19 в. Ряд пьес
был  написан  по  произведениям  Э.  По  ("Система  доктора  Гудрона   и
профессора Плюм" и др.). В 1925 здесь была пост. пьеса "Кабинет  доктора
Калигари", входившая в 20-е гг. в  репертуар  т-ров  экспрессионистского
направления. Среди деятелей т-ра "Гран Гиньоль" получили известность  во
Франции А. Бом, Р. Берсон, Ж. Сартен (автор пьесы "Коготь",  выдержавшей
св.  1000  представлений),  Северин-Марс,  К.  Орваль  и   др.   Попытки
подражания т-ру "Гран Гиньоль" в др. парижских т-рах - "Т-р двух масок",
"Т-р смеха и ужаса" - не имели успеха. В наст. время  (1960)  т-р  "Гран
Гиньоль"  (работающий  в  квартале  Пигаль)  возглавляет  Р.  Машар.   В
репертуаре этого т-ра пошлые развлекательные фарсы, "жестокие" мелодрамы
и т. п., аморальные и антигуманистич. по направленности. В 20-е гг.  под
влиянием "Гран Гиньоля" подобные т-ры возникли в Италии  и  Германии.  В
России  спектакль  типа  Г.  (переводная  пьеса  "Клуб  самоубийц")  был
поставлен в 1908 В. Р. Гардиным и показан  на  строительной  выставке  в
Петербурге.
   Лит.:  Antona-Traversi  С.,  Histoire  du  Grand-Guignol,  Р.,  1933;
Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960, о, 15-20.
   ГИПОКРЙТ (?????????, букв.- тот, кто отвечает) - одно из наименований
акт„ра  в  Др.  Греции.  По  мнению  исследователей  древнегреч.  драмы,
первоначальная   функция   единственного   акт„ра   древнейшей   хоровой
трагедии-кантаты состояла в том, чтобы "отвечать" своими  монологами  на
вопросы, содержащиеся в песне хора. В качестве примера обычно приводится
дифирамб Бакхилида (относится к более позднему времени), где хор  зада„т
вопросы, а акт„р на них отвечает. Существует и другое объяснение термина
"Г.", основывающееся на том, что это  слово  употребляется  в  др.-греч.
языке также в значении "толкователь" Отсюда ряд уч„ных делает вывод, что
в задачу акт„ра на ранней стадии развития  трагедии  входило  толкование
мифа, составлявшего е„ содержание. В Я.
   ГИПОРХЕМА  (????????)  -  в  Древней  Греции   род   хоровой   песни,
сопровождаемой  пляской  и  мимич.  игрой.  Обычно   носила   радостный,
оживл„нный характер. Зарождение Г. как лит. жанра связывается  с  именем
Фадеса (ок. 7 в. до н. э.),  к-рый  использовал  песни  своей  родины  -
Крита.  Вначале  Г.  развивалась  как  самостоятельный  лирич.  жанр;  с
возникновением  трагедии  Г.,  наряду  с  другими  видами  торжественной
лирики, вошла как составная часть в представления трагедий. С. А.
   ГИПОСКЕНИЙ (?????????? - помещение под ске-ной) -  в  древнегреческом
театре эллинистического периода пространство  под  полом  проскения.  От
ор-хестры находившейся впереди и  ниже  проскения,  Г.  отделяла  стена,
украшенная колоннами и статуями. Из Г. по особой лестнице поднимались на
проскений акт„ры, изображавшие духов умерших или богов. С. М.
   ГИППИУС,  Зинаида  Николаевна   (1869-1945)   -   русская   поэтесса.
Представительница символизма, декадентства, активный противник реализма.
Лит. деятельность начала в 1888. Как драматург впервые выступила в  1907
("Маков цвет", совм. с Мережковским и Философовым). В  своих  пьесах  из
жизни  интеллигенции,  написанных  на   семейно-бытовую   тематику,   Г.
проповедовала   идеи   непротивления   злу    насилием.    Популярностью
пользовалась пьеса Г. "Зел„ное кольцо" (1915, Александрийский т-р, 1916,
2-я Студия МХТ и др.). Автор критич. статей (псевд. Антон Крайний), в т.
ч. и о театре ("А. П. Чехов", "О театре" и др.). В 1920 эмигрировала  за
границу. E. X.
   ГИПРОТЕАТР - научно-исследовательская организация  в  области  театр.
архитектуры;  Гос.  институт  по   проектированию   театрально-зрелищных
предприятий  (Москва).  Существует  с  1934   (в   разное   время   наз.
Архитектурно-проектные    м     а     с-терские,Теапроект,Теакинопроект,
Теапроектстроймонтаж) первоначально в системе Наркомпроса, с  1936  -  в
системе Комитета по делам искусств при  СНК  СССР,  с  1953-  в  системе
Министерства культуры СССР. В  задачи  Г.  входят  проектирование  новых
театр.-зрелищных зданий (преим.  по  экономичным  типовым  проектам),  а
также  сценические,  электромеханические,  санитарно-технические  и  пр"
реконструкции уже существующих помещений. Одна из капитальных  работ  Г.
последнего времени - реконструкция сцены и  механики  Кремл„вского  т-ра
(б. клуба им. Я. М. Свердлова). Т. проводит проектные работы и оказывает
консультационно-технич. помощь и  зарубежным  организациям  (в  Румынии,
Корее,  Бирме   и   др.).   С   1958   Г.   выпускает   иллюстрированный
"Информационный бюллетень". А. III н.
   ГИРО  (Guiraud),  Эрнест  (23.VI.1837  -  6.V.1892)   -   французский
композитор и  педагог.  Сын  и  ученик  композитора  Ж.  Б.  Гиро.  Член
Института Франции (с 1891). Композиции обучался в Париж, консерватории у
Мармонтеля, Барберо  и  Галеви.  Окончив  консерваторию  в  1859,  начал
активную композиторскую деятельность, гл. обр. как  автор  комич.  опер,
ставившихся в парижских т-рах: "Сильвия" (1864, "Опера комик"),  "Узник"
(1869, "Т-р лирик"), "Кобольд" (1870, "Опера комик"),  "Мадам  Тюрлюпен"
(1872,  т-р  "Атеней")  и  др.  Наибольший  успех  имела  комич.   опера
"Пикколино" (1876, т-р "Опера комик"), отличающаяся мелодич.  свежестью,
занимательностью    сюжета    и    остроумием.     Последующие     оперы
"Любовноеприключение"  (1882,  т-р  "Опера   комик")   и   "Фредегон-да"
(закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, т-р "Гранд-Опера")  успеха  не
имели.  Опера  "Огонь"  сохранилась  в  отрывках  ("Персидские  танцы").
Эк-лектич. характер опер Г. определил  их  недолговечность.  Г.  написал
также балет "Гретна Грин" (1873) и ряд соч. в др.  жанрах.  Г.  закончил
инструментовку оперы "Сказки Гофмана" Оффенбаха и написал  речитативы  к
опере "Кармен". С 1876 Г.- профессор композиции Парижской консерватории,
среди его учеников - К. Дебюсси,  П.  Дюка  и  др.  Автор  "Трактата  об

Страницы: «« « 540   541   542   543   544   545   546   547   548  549   550   551   552   553   554   555   556   557   558  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия