|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 » »» повествовательных элементов. Авторы либретто (Г. Ф. Розен - "Иван
Сусанин", В. Ф. Ширков - "Руслан и Людмила") считались с драматургич.
планами и указаниями композитора (сохранились его первонач. планы тр„х
действий "Ивана Сусанина", а также "Руслана и Людмилы").
Оперы Г. заложили основу отечественной оперной классики. Их
прогрессивное идейно-худ ожеств. значение утвердилось в длительной и
острой борьбе, определившей сложный и противоречивый характер сценич.
судьбы этих опер. Проникнутая народным патриотизмом и вызывавшая упр„ки
великосветских кругов за "плебейский" тон музыки, опера "Иван Сусанин",
благодаря монархической направленности либретто, была возведена в ранг
официозного искусства. Это не могло не вызвать сдержанного отношения к
ней наиболее передовых людей, сумевших, однако, по достоинству оценить
народную основу оперы, возвеличившей героич. образ рус. крестьянина и
открывшей новую эпоху в истории отечеств, муз.-театр. иск-ва. Опера
пользовалась успехом у широкой публики обеих столиц и многих провинц.
городов России. На сов. сцене "Иван Сусанин" ид„т с 1939 с новым
либретто С. М. Городецкого.
В. В. Стасов назвал оперу "Руслан и Людмила" "многострадальной".
Горячо принятая демократическими зрителями-слушателями, она встретила
холодное и даже враждебное отношение у придворной знати. В то же время
своеобразие эпическо-ораториального склада этой оперы вызвало сильные
споры даже среди сторонников Г., часть к-рых ("русланисты") активно
поддержали новаторское произв. композитора (к ним принадлежали В. Ф.
Одоевский, позднее В. В. Стасов и его друзья из "Могучей кучки"), другая
часть (Мих. Ю. Виельгорский, А. Н. Серов и др.), признавая исключит.
муз. достоинства оперы Г., усматривала в ней драматургические просч„ты;
той же точки зрения придерживался позднее П. И. Чайковский. Глубокую
оценку драматургич. замысла Г. дал Б. В.Асафьев.
Уже в первой постановке оперы "Руслан и Людмила" были произведены
купюры; в более поздних постановках они увеличивались и нередко доходили
до прямого искажения великого творения. Пренебрежительное отношение
дирекции имп. театров приводило к длительному исчезновению оперы из
репертуара (так, после 1846-на 20 лет) и к плохому оформлению
спектаклей, низкой культуре исполнения при возобновлении. Благодаря
усилиям передовых музыкантов и участию выдающихся артистов удавалось вс„
же добиваться в отдельные сезоны больших художественных удач в
муз.-сценич. воплощении партитуры; помимо Петербурга и Москвы, опера шла
также на нек-рых периферийных сценах. За рубежом опера "Руслан и
Людмила" впервые была показана в 1867 в Праге (под управлением М. А.
Балакирева), "Иван Сусанин": в 1866 - в Праге, в 1874 - Милане. Наиболее
полная постановка "Руслана и Людмилы" была осуществлена в Ленинграде в
1954.
В области театр. музыки Г. выдающееся художеств. значение имеет его
музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (пост. 1841). Она
состоит из увертюры, четыр„х антрактов и тр„х песен. Г. написал также
арию с хором для драмы "Молдаванская цыганка" ("Золото и кинжал") К. А.
Бахтурина (1836) и лирич. сцену "Тарантелла" на слова И. П. Мятлева
(1841) (все 3 пьесы исп. в Александрийском т-ре). Им создан также ряд
симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч., заложивших основы рус.
классич. музыки.
Под непосредственным влиянием Г.- композитора и вок. педагога,
сложилась рус. вок. школа. У Г. брали уроки пения и проходили с ним
оперные партии и романсовый репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров,
А. Я. Петрова-Воробь„ва, А. П. Ло-дий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М.
Леонова и др. Г. написал ряд вокализов-этюдов и упражнений, в т. ч.
"Школу пения".
Лит. соч.: Литературное наследие, т. 1.- Автобиографические и
творческие материалы, Л.-М., 1952 (Записки, планы опер и др.), т.
2.Письма и документы, Л., 1953.
Лит.: Глинка М. И." Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой,
М., 1952; Глинка в воспоминаниях современников, под общей ред. А. А.
Орловой, М., 1955; Стасов В. В., Избранные статьи о М. И. Глинке, М.,
1955; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; О д о-евскийВ.
Ф., Избранные муз.-критические статьи, М.-Л.,1951; Асафьев Б. (Игорь
Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950; Ливанова Т., Протопопов Вл.,
Глинка. Творческий путь, [т.] 1-2, М.,1955; Кузнецов К. А., Глинка и его
современники, М., 1926;
, Глинка М. И. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского,
Л.-М., 1950; Глинка М. И. Сб. материалов и статей, под ред. Т. Н.
Ливановой, М.- Л., 1950; Глинка М. И. Сб. статей, [под ред. Е.
Гордеевой], М., 1958 (имеется подробная библиография); Памяти М. И.
Глинки. Сб. статей, М., 1959. Б. Ш.
ГЛИНКА, Сергей Николаевич (1776- 5. IV. 1847)-русский писатель и
драматург. Окончил Петерб. кадетский корпус (1795). Театр. деятельность
начал в конце 90-х гг. в качестве драматического переводчика. В
1808основал патриотич. журнал "Русский вестник", посвящ„нный борьбе с
франц. влияниями.
Автор историко-патриотич. драм "Наталья, боярская дочь" (1806),
"Михаил, князь Черниговский" (1808), "Минин" (1809), "Осада Полтавы, или
Клятва полтавских жителей" (1810), трагедии "Сум-бека, или Падение
Казанского царства" (1806), драматического пролога с хорами "Баян,
древний песнопевец славян", к-рым открылся 13 апр. 1808 Новый
императорский (Арбатский) т-р в Москве. Г. принадлежит также ряд оперных
либретто. В 1827-30 работал в Моск. цензурном комитете.
Соч.: Записки о 1812 годе Сергея Глинки, СПБ, 1836;
Собрание соч., ч. 1-12, [М.], 1817-20.
Лит.: Федоров Б., Пятидесятилетие литературной жизни С. Н. Глинки,
[СПБ], 1844; Вяземский П. А., Сергей Николаевич Глинка, Собр. соч., т.
2, СПБ, 1879. Т. Р.
ГЛИНКА, Ф„дор Николаевич (1786-1880) - рус-ский писатель и поэт,
декабрист. Один из зачинателей декабристского лит. движения, поборник
создания патриотич., национально-самобытного иск-ва, проникнутого
освободительными идеями. Автор трагедии "Вельзен, или Освобожд„нная
Голландия" (1808), являющейся ранним образцом декабристской
героико-романтич. драмы. Используя мотивы голландской истории, Г. создал
произведение, в к-ром страстно бичевал рабство и тиранию, призывал к
борьбе за нар. свободу и нац. независимость.
Соч.: Избранные произведения, Л., 1957. Лит. :БазановВ., Очерки
декабристской литературы М., 1953. ГЛИНН (Glynne), Хауэлл (р. 1907) - английский артист оперы (бас).
Страницы: «« « 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |