Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 548   549   550   551   552   553   554   555   556  557   558   559   560   561   562   563   564   565   566  » »»

повествовательных элементов.  Авторы  либретто  (Г.  Ф.  Розен  -  "Иван
Сусанин", В. Ф. Ширков - "Руслан и Людмила")  считались  с  драматургич.
планами и указаниями композитора (сохранились его первонач.  планы  тр„х
действий "Ивана Сусанина", а также "Руслана и Людмилы").
   Оперы  Г.  заложили  основу  отечественной   оперной   классики.   Их
прогрессивное идейно-худ ожеств. значение  утвердилось  в  длительной  и
острой борьбе, определившей сложный и  противоречивый  характер  сценич.
судьбы этих опер. Проникнутая народным патриотизмом и вызывавшая  упр„ки
великосветских кругов за "плебейский" тон музыки, опера "Иван  Сусанин",
благодаря монархической направленности либретто, была возведена  в  ранг
официозного искусства. Это не могло не вызвать сдержанного  отношения  к
ней наиболее передовых людей, сумевших, однако, по  достоинству  оценить
народную основу оперы, возвеличившей героич. образ  рус.  крестьянина  и
открывшей новую эпоху в  истории  отечеств,  муз.-театр.  иск-ва.  Опера
пользовалась успехом у широкой публики обеих столиц  и  многих  провинц.
городов России. На сов.  сцене  "Иван  Сусанин"  ид„т  с  1939  с  новым
либретто С. М. Городецкого.
   В. В. Стасов назвал  оперу  "Руслан  и  Людмила"  "многострадальной".
Горячо принятая демократическими  зрителями-слушателями,  она  встретила
холодное и даже враждебное отношение у придворной знати. В то  же  время
своеобразие эпическо-ораториального склада этой  оперы  вызвало  сильные
споры даже среди сторонников  Г.,  часть  к-рых  ("русланисты")  активно
поддержали новаторское произв. композитора (к  ним  принадлежали  В.  Ф.
Одоевский, позднее В. В. Стасов и его друзья из "Могучей кучки"), другая
часть (Мих. Ю. Виельгорский, А. Н. Серов  и  др.),  признавая  исключит.
муз. достоинства оперы Г., усматривала в ней драматургические  просч„ты;
той же точки зрения придерживался позднее  П.  И.  Чайковский.  Глубокую
оценку драматургич. замысла Г. дал Б. В.Асафьев.
   Уже в первой постановке оперы "Руслан  и  Людмила"  были  произведены
купюры; в более поздних постановках они увеличивались и нередко доходили
до прямого  искажения  великого  творения.  Пренебрежительное  отношение
дирекции имп. театров приводило  к  длительному  исчезновению  оперы  из
репертуара  (так,  после  1846-на  20  лет)  и  к   плохому   оформлению
спектаклей, низкой  культуре  исполнения  при  возобновлении.  Благодаря
усилиям передовых музыкантов и участию выдающихся артистов удавалось вс„
же  добиваться  в  отдельные  сезоны  больших  художественных   удач   в
муз.-сценич. воплощении партитуры; помимо Петербурга и Москвы, опера шла
также на  нек-рых  периферийных  сценах.  За  рубежом  опера  "Руслан  и
Людмила" впервые была показана в 1867 в Праге  (под  управлением  М.  А.
Балакирева), "Иван Сусанин": в 1866 - в Праге, в 1874 - Милане. Наиболее
полная постановка "Руслана и Людмилы" была осуществлена в  Ленинграде  в
1954.
   В области театр. музыки Г. выдающееся художеств. значение  имеет  его
музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский"  (пост.  1841).  Она
состоит из увертюры, четыр„х антрактов и тр„х песен.  Г.  написал  также
арию с хором для драмы "Молдаванская цыганка" ("Золото и кинжал") К.  А.
Бахтурина (1836) и лирич. сцену "Тарантелла"  на  слова  И.  П.  Мятлева
(1841) (все 3 пьесы исп. в Александрийском т-ре). Им  создан  также  ряд
симф., вок., камерно-инструмент. и  др.  соч.,  заложивших  основы  рус.
классич. музыки.
   Под  непосредственным  влиянием  Г.-  композитора  и  вок.  педагога,
сложилась рус. вок. школа. У Г. брали уроки  пения  и  проходили  с  ним
оперные партии и романсовый репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А.  Петров,
А. Я. Петрова-Воробь„ва, А. П. Ло-дий, С. С.  Гулак-Артемовский,  Д.  М.
Леонова и др. Г. написал ряд вокализов-этюдов  и  упражнений,  в  т.  ч.
"Школу пения".
   Лит.  соч.:  Литературное  наследие,  т.  1.-  Автобиографические   и
творческие материалы, Л.-М.,  1952  (Записки,  планы  опер  и  др.),  т.
2.Письма и документы, Л., 1953.
   Лит.: Глинка М. И." Летопись жизни и творчества,  сост.  А.  Орловой,
М., 1952; Глинка в воспоминаниях современников, под  общей  ред.  А.  А.
Орловой, М., 1955; Стасов В. В., Избранные статьи о М.  И.  Глинке,  М.,
1955; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; О  д  о-евскийВ.
Ф., Избранные муз.-критические статьи,  М.-Л.,1951;  Асафьев  Б.  (Игорь
Глебов), Глинка, [2 изд. ],  М.,  1950;  Ливанова  Т.,  Протопопов  Вл.,
Глинка. Творческий путь, [т.] 1-2, М.,1955; Кузнецов К. А., Глинка и его
современники, М., 1926;
   , Глинка М. И. Исследования и материалы, под ред. А.  В.  Оссовского,
Л.-М., 1950; Глинка М. И. Сб.  материалов  и  статей,  под  ред.  Т.  Н.
Ливановой, М.-  Л.,  1950;  Глинка  М.  И.  Сб.  статей,  [под  ред.  Е.
Гордеевой], М., 1958 (имеется  подробная  библиография);  Памяти  М.  И.
Глинки. Сб. статей, М., 1959. Б. Ш.
   ГЛИНКА, Сергей Николаевич (1776-  5.  IV.  1847)-русский  писатель  и
драматург. Окончил Петерб. кадетский корпус (1795). Театр.  деятельность
начал  в  конце  90-х  гг.  в  качестве  драматического  переводчика.  В
1808основал патриотич. журнал "Русский вестник",  посвящ„нный  борьбе  с
франц. влияниями.
   Автор  историко-патриотич.  драм  "Наталья,  боярская  дочь"  (1806),
"Михаил, князь Черниговский" (1808), "Минин" (1809), "Осада Полтавы, или
Клятва полтавских  жителей"  (1810),  трагедии  "Сум-бека,  или  Падение
Казанского царства"  (1806),  драматического  пролога  с  хорами  "Баян,
древний  песнопевец  славян",  к-рым  открылся  13   апр.   1808   Новый
императорский (Арбатский) т-р в Москве. Г. принадлежит также ряд оперных
либретто. В 1827-30 работал в Моск. цензурном комитете.
   Соч.: Записки о 1812 годе Сергея Глинки, СПБ, 1836;
   Собрание соч., ч. 1-12, [М.], 1817-20.
   Лит.: Федоров Б., Пятидесятилетие литературной жизни  С.  Н.  Глинки,
[СПБ], 1844; Вяземский П. А., Сергей Николаевич Глинка, Собр.  соч.,  т.
2, СПБ, 1879. Т. Р.
   ГЛИНКА, Ф„дор Николаевич (1786-1880)  -  рус-ский  писатель  и  поэт,
декабрист. Один из зачинателей декабристского  лит.  движения,  поборник
создания  патриотич.,   национально-самобытного   иск-ва,   проникнутого
освободительными идеями.  Автор  трагедии  "Вельзен,  или  Освобожд„нная
Голландия"   (1808),   являющейся    ранним    образцом    декабристской
героико-романтич. драмы. Используя мотивы голландской истории, Г. создал
произведение, в к-ром страстно бичевал рабство  и  тиранию,  призывал  к
борьбе за нар. свободу и нац. независимость.
   Соч.: Избранные  произведения,  Л.,  1957.  Лит.  :БазановВ.,  Очерки
декабристской литературы М., 1953.    ГЛИНН (Glynne), Хауэлл (р. 1907) -  английский  артист  оперы  (бас).

Страницы: «« « 548   549   550   551   552   553   554   555   556  557   558   559   560   561   562   563   564   565   566  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия