|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 » »» "вдохновенное чувство театра", отличавшие драматургию Г.
Отказавшись от пустой развлекательности, Г. наполнил свои комедии
острым, совр. социальным содержанием, создал образы и типы, получившие
общечеловеческое значение. Обосновывая эстетику т-ра жизненной правды,
Г. в то же время отстаивал новый для своего времени принцип спектакля
как единого целого, как ансамбля, объедин„нного общим идейным замыслом
пьесы. "Нет выше того потрясения, - писал Г.,- которое производит на
человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой,
которое доселе мог только слышать он в одном музыкальном оркестре...". В
"Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует
"Ревизора"" Г. изложил и сво„ отношение к иск-ву акт„ра, к-рое он
понимал прежде всего как иск-во жизненной правды, как глубокое
проникновение в идейную суть всей пьесы и в существо того образа, к-рый
должен быть создан акт„ром. Г. решительно возражает против всякого
преувеличения, шаржа, "карикатуры", требуя от игры акт„ра простоты и
естественности, понимания сущности изображаемого им характера: "Умный
актер,-писал он,- прежде чем схватить мелкие причуды и мелкие
особенности внешние доставшегося ему лица должен стараться поймать
общечеловеческое выражение роли...".
Отбрасывая устарелые, условные формы и при„мы, Г. прокладывал новые
пути театр. иск-ву. Его драматургия и эстетика определили утверждение на
рус. сцене реализма. Драматургия Г. имела огромное значение для
дальнейшего развития рус. т-ра и дра-матич. лит-ры. Пьесы Тургенева,
Островского, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Толстого с их жизненной
правдой, широкой типизацией характеров, социальной насыщенностью,
мастерством речевой культуры продолжают и развивают традиции Гоголя.
Комедии Г. явились школой акт„рского мастерства. На них воспитывались и
воспитываются многие поколения замечат. акт„ров. На исполнении произв.
Г. развивался реалистич. талант великого рус. акт„ра М. С. Щепкина.
Пьесы Г., и в особенности "Ревизор", неизменно ставятся как на рус.
сцене, так и на сценах др. народов СССР и всего мира (см. сценич.
истории -"Ревизор", "Женитьба"). В 1860 в Петербурге была осуществлена
пост. "Ревизора" силами литераторов. Среди участников этого спектак ля
были: Писемский (Городничий), Достоевский (Почтмейстер). Вейнберг
(Хлестаков). Кони, Тургенев, Майков и др. На каз„нной сцене комедия Г.
не получила достаточно яркого художеств. воплощения. В то же время игра
отдельных выдающихся акт„ров (К. Н. Рыбаков, Давыдов - Городничий;
М. Садовский - Хлестаков) определила значение этих спектаклей в
истории рус. т-ра.
На сов. сцене комедии Г., и прежде всего "Ревизор", получили новую
жизнь. Большая заслуга в раскрытии подлинно глубокого содержания
"Ревизора" принадлежит Малому т-ру, к-рый возобновлял комедию в 1919,
1922, 1938, 1949; среди исполнителей- Правдин, Головин, Турчанинова,
Яблочкина, Климов, Остужев, Кузнецов, Ильинский, Григорьев, Пашенная. В
1921 "Ревизора" пост. Моск. Художеств. т-р (Городничий - Москвин,
Хлестаков - М. А. Чехов; впервые в МХТ пост. в 1908). Комедии Г. часто
становились и объектом для формалистич. экспериментов. Такова была пост.
"Ревизора" в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда в 1926. В этом острогротескном
спектакле (Хлестаков - Гарин) содержание комедии подверглось столь
решительному переосмыслению и столь произвольной сценич. интерпретации,
что гоголевский замысел был во многом искаж„н.
Укр. повести Гоголя неоднократно инсценировались: "Ночь перед
рождеством" ("Вечер на хуторе близ Диканьки", впервые пост. в 1833,
Большой т-р, Петербург), "Сорочинская ярмарка" ("Сорочин-ская ярмарка,
или Грицко и Параска, или Приключение на ярмарке", 1848, Александрийский
т-р), "Тарас Бульба" (1852, Александрийский т-р). На основе этих произв.
были созданы либретто для опер:
"Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Майская ночь" Римского-Корсакова,
"Черевички" Чайковского, "Тарас Бульба" Лысенко и др. Неоднократно
инсценировалась также поэма Г. "М„ртвые души"; 1-я инсценировка -
"Комические сцены из новой поэмы "Мертвые души" сочинения Гоголя (автора
"Ревизора"), составленные г.Большим событием театр. жизни была пост. МХАТом в 193.2 инсценировки
"М„ртвых душ" (Чичиков - Топорков, Ноздр„в - Москвин, Собакевич -
Тарханов, Плюшкин - Леонидов).
Произв. Г. широко ставятся в т-рах союзных и автономных республик.
Среди значит, пост. "Ревизора" на сценах нац. т-ров - спектакли Казах,
академич. т-ра драмы (1936, 1940, 1946; Городничий - Куаны-шпаев), Узб.
т-ра им. Хамзы (1952; Городничий-Ш. Бурханов, Хлестаков - Рахимов),
Кирг. драм. т-ра (1945; Городничий - Рыскулов), Туркм. т-ра (1934, 1955;
Городничий - Кульмамедов, Хлестаков- Карлиев), Груз. т-ра им.
Марджанишвили (1951;
Городничий - Гамбашидзе, Хлестаков - Годзиашви-ли), Киевского т-ра
им. Франко (1938; Городничий - Шумский) и др. Комедии Г. идут на сценах
т-ров Европы, Китая, Японии, Индии и др. стран.
Соч.: Сочинения, т. 1-4, СПБ, 1842; Собр. соч., т. 1-6, M., 1952-53
(см. тт. 4-6); Полн. собр. соч т. 1-14, M.-Л., 1937-52 (см. тт. 4, 5,
8); приведены все варианты текстов драматич. произв. Г.
Лит.: Белинский о Гоголе. Статьи, рецензии, письма, [сборник] , М.,
1949; Данилове., "Ревизор" на сцене, 2 изд.. Л., 1934; его же. Гоголь и
театр. 2 изд., Л., 1958; его же. Гоголь. Указатель материалов к
постановке произведений Н. В. Гоголя, Л., 1935; Гоголь и театр.
[Сборник]. Общ. ред. Н. Степанов, М., 1952; ЩипуновП. Т., Н. В. Гоголь,
Л,-М., 1949 (серия "Русские драматурги");
Филиппов В., Гоголь и Малый театр. "Театр", 1952, ј 3, см. также
главы о драматургии Г. в монографиях:
Храпченко М., Творчество Гоголя, 3 изд., М., 1959;
E р м и л о в В., Н. В. Гоголь, 2 изд., М., 1957; его же, Некоторые
вопросы теории советской драматургии. О гоголевской традиции, М., 1953;
Степа но в Н., Н. В. Гоголь. Творческий путь, 2 изд., М., 1959. ff Cm.
ГОДАР (Godard), Бенжамен (18. VIII. 1849-10. I. 1895) - французский
композитор, скрипач. Учился в Париж, консерватории по кл. скрипки у А.
Вь„тана, композиции - у Н. А. Ребера. Творч. деятельность начал в
возрасте 16 лет. Получил известность после пост. своих опер
"Драгоценности Жанетты" (1878, Париж), "Педро де Саламеа" (1884,
Антверпен) и особенно "Жоселен" (1888, Брюссель); большой успех имела
пост. после смерти Г. опера "Маркитантка') (не оконч., оркестрована П.
Видалем, 1895, Париж). Сценич. произв. Г. отличаются мелодич.
изяществом, л„гкостью и занимательностью сюжетов. С 1887- профессор
Парижской консерватории.
Страницы: «« « 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |