Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 556   557   558   559   560   561   562   563   564  565   566   567   568   569   570   571   572   573   574  » »»

   "вдохновенное чувство театра", отличавшие драматургию Г.
   Отказавшись от пустой развлекательности,  Г.  наполнил  свои  комедии
острым, совр. социальным содержанием, создал образы и  типы,  получившие
общечеловеческое значение. Обосновывая эстетику т-ра  жизненной  правды,
Г. в то же время отстаивал новый для своего  времени  принцип  спектакля
как единого целого, как ансамбля, объедин„нного общим  идейным  замыслом
пьесы. "Нет выше того потрясения, - писал  Г.,-  которое  производит  на
человека совершенно согласованное  согласие  всех  частей  между  собой,
которое доселе мог только слышать он в одном музыкальном оркестре...". В
"Предуведомлении для  тех,  которые  пожелали  бы  сыграть  как  следует
"Ревизора"" Г. изложил и  сво„  отношение  к  иск-ву  акт„ра,  к-рое  он
понимал  прежде  всего  как  иск-во  жизненной  правды,   как   глубокое
проникновение в идейную суть всей пьесы и в существо того образа,  к-рый
должен быть создан  акт„ром.  Г.  решительно  возражает  против  всякого
преувеличения, шаржа, "карикатуры", требуя от  игры  акт„ра  простоты  и
естественности, понимания сущности изображаемого  им  характера:  "Умный
актер,-писал  он,-  прежде  чем  схватить  мелкие   причуды   и   мелкие
особенности внешние  доставшегося  ему  лица  должен  стараться  поймать
общечеловеческое выражение роли...".
   Отбрасывая устарелые, условные формы и при„мы, Г.  прокладывал  новые
пути театр. иск-ву. Его драматургия и эстетика определили утверждение на
рус.  сцене  реализма.  Драматургия  Г.  имела  огромное  значение   для
дальнейшего развития рус. т-ра и  дра-матич.  лит-ры.  Пьесы  Тургенева,
Островского, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Толстого с их жизненной
правдой,  широкой  типизацией  характеров,   социальной   насыщенностью,
мастерством речевой культуры продолжают  и  развивают  традиции  Гоголя.
Комедии Г. явились школой акт„рского мастерства. На них воспитывались  и
воспитываются многие поколения замечат. акт„ров. На  исполнении  произв.
Г. развивался реалистич. талант великого  рус.  акт„ра  М.  С.  Щепкина.
Пьесы Г., и в особенности "Ревизор",  неизменно  ставятся  как  на  рус.
сцене, так и на сценах др.  народов  СССР  и  всего  мира  (см.  сценич.
истории -"Ревизор", "Женитьба"). В 1860 в Петербурге  была  осуществлена
пост. "Ревизора" силами литераторов. Среди участников этого  спектак  ля
были:  Писемский  (Городничий),  Достоевский   (Почтмейстер).   Вейнберг
(Хлестаков). Кони, Тургенев, Майков и др. На каз„нной сцене  комедия  Г.
не получила достаточно яркого художеств. воплощения. В то же время  игра
отдельных выдающихся акт„ров (К. Н. Рыбаков, Давыдов - Городничий;
   М. Садовский -  Хлестаков)  определила  значение  этих  спектаклей  в
истории рус. т-ра.
   На сов. сцене комедии Г., и прежде всего  "Ревизор",  получили  новую
жизнь.  Большая  заслуга  в  раскрытии  подлинно  глубокого   содержания
"Ревизора" принадлежит Малому т-ру, к-рый возобновлял  комедию  в  1919,
1922, 1938, 1949; среди  исполнителей-  Правдин,  Головин,  Турчанинова,
Яблочкина, Климов, Остужев, Кузнецов, Ильинский, Григорьев, Пашенная.  В
1921 "Ревизора"  пост.  Моск.  Художеств.  т-р  (Городничий  -  Москвин,
Хлестаков - М. А. Чехов; впервые в МХТ пост. в 1908). Комедии  Г.  часто
становились и объектом для формалистич. экспериментов. Такова была пост.
"Ревизора" в Т-ре им. В. Э. Мейерхольда в 1926. В  этом  острогротескном
спектакле (Хлестаков  -  Гарин)  содержание  комедии  подверглось  столь
решительному переосмыслению и столь произвольной сценич.  интерпретации,
что гоголевский замысел был во многом искаж„н.
   Укр.  повести  Гоголя  неоднократно  инсценировались:   "Ночь   перед
рождеством" ("Вечер на хуторе близ  Диканьки",  впервые  пост.  в  1833,
Большой т-р, Петербург), "Сорочинская ярмарка"  ("Сорочин-ская  ярмарка,
или Грицко и Параска, или Приключение на ярмарке", 1848, Александрийский
т-р), "Тарас Бульба" (1852, Александрийский т-р). На основе этих произв.
были созданы либретто для опер:
   "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Майская ночь" Римского-Корсакова,
"Черевички" Чайковского,  "Тарас  Бульба"  Лысенко  и  др.  Неоднократно
инсценировалась также  поэма  Г.  "М„ртвые  души";  1-я  инсценировка  -
"Комические сцены из новой поэмы "Мертвые души" сочинения Гоголя (автора
"Ревизора"), составленные г.Большим событием театр. жизни была пост.  МХАТом  в  193.2  инсценировки
"М„ртвых душ" (Чичиков  -  Топорков,  Ноздр„в  -  Москвин,  Собакевич  -
Тарханов, Плюшкин - Леонидов).
   Произв. Г. широко ставятся в т-рах союзных  и  автономных  республик.
Среди значит, пост. "Ревизора" на сценах нац. т-ров -  спектакли  Казах,
академич. т-ра драмы (1936, 1940, 1946; Городничий - Куаны-шпаев),  Узб.
т-ра им. Хамзы (1952;  Городничий-Ш.  Бурханов,  Хлестаков  -  Рахимов),
Кирг. драм. т-ра (1945; Городничий - Рыскулов), Туркм. т-ра (1934, 1955;
Городничий  -  Кульмамедов,  Хлестаков-   Карлиев),   Груз.   т-ра   им.
Марджанишвили (1951;
   Городничий - Гамбашидзе, Хлестаков -  Годзиашви-ли),  Киевского  т-ра
им. Франко (1938; Городничий - Шумский) и др. Комедии Г. идут на  сценах
т-ров Европы, Китая, Японии, Индии и др. стран.
   Соч.: Сочинения, т. 1-4, СПБ, 1842; Собр. соч., т. 1-6,  M.,  1952-53
(см. тт. 4-6); Полн. собр. соч т. 1-14, M.-Л., 1937-52 (см.  тт.  4,  5,
8); приведены все варианты текстов драматич. произв. Г.
   Лит.: Белинский о Гоголе. Статьи, рецензии, письма, [сборник]  ,  М.,
1949; Данилове., "Ревизор" на сцене, 2 изд.. Л., 1934; его же. Гоголь  и
театр. 2  изд.,  Л.,  1958;  его  же.  Гоголь.  Указатель  материалов  к
постановке  произведений  Н.  В.  Гоголя,  Л.,  1935;  Гоголь  и  театр.
[Сборник]. Общ. ред. Н. Степанов, М., 1952; ЩипуновП. Т., Н. В.  Гоголь,
Л,-М., 1949 (серия "Русские драматурги");
   Филиппов В., Гоголь и Малый театр. "Театр",  1952,  ј  3,  см.  также
главы о драматургии Г. в монографиях:
   Храпченко М., Творчество Гоголя, 3 изд., М., 1959;
   E р м и л о в В., Н. В. Гоголь, 2 изд., М., 1957; его  же,  Некоторые
вопросы теории советской драматургии. О гоголевской традиции, М.,  1953;
Степа но в Н., Н. В. Гоголь. Творческий путь, 2 изд., М., 1959. ff Cm.
   ГОДАР (Godard), Бенжамен (18. VIII. 1849-10. I. 1895)  -  французский
композитор, скрипач. Учился в Париж, консерватории по кл. скрипки  у  А.
Вь„тана, композиции - у  Н.  А.  Ребера.  Творч.  деятельность  начал  в
возрасте  16  лет.  Получил   известность   после   пост.   своих   опер
"Драгоценности  Жанетты"  (1878,  Париж),  "Педро  де  Саламеа"   (1884,
Антверпен) и особенно "Жоселен" (1888, Брюссель);  большой  успех  имела
пост. после смерти Г. опера "Маркитантка') (не оконч.,  оркестрована  П.
Видалем,  1895,  Париж).  Сценич.   произв.   Г.   отличаются   мелодич.
изяществом, л„гкостью и  занимательностью  сюжетов.  С  1887-  профессор
Парижской консерватории.

Страницы: «« « 556   557   558   559   560   561   562   563   564  565   566   567   568   569   570   571   572   573   574  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия