Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 560   561   562   563   564   565   566   567   568  569   570   571   572   573   574   575   576   577   578  » »»

   В 18 в. значение Голландии как мировой державы упало. Развитие театр.
иск-ва затормозилось. Среди драматургов выделяется П. Лангендейк,  автор
комедий о нуворишах, мещанах, мечтающих о дворянстве. Во 2-й пол. 18  в.
под влиянием идей франц. энциклопедистов появляются  памфлеты  и  театр.
пародии,  направленные  против  отдельных  знатных   особ   и   политики
правительства   ("Колбасник   Фриц   -   любимец   мастера",   "Отчаяние
властолюбия").  Первые  образцы  мещанской  драмы   эпохи   Просвещения:
"Дружба" М. ван ден Виндена (1760), "Смерть Каласа" (1767) и "Фанни, или
Счастливое раскаяние" К. ван Хогевена. Драма Р. Фейта "Инее  де  Кастро"
(1793) по  мотивам  Камоэнса  отстаивает  свободу  человеческих  чувств,
насыщена высоким гуманистич. пафосом. Под влиянием революц.  событий  во
Франции  Фейт  написал  драму  "Муций  Кордус,  или  Освобождение  Рима"
(1794),' провозглашавшую идею  борьбы  против  королевского  деспотизма.
Традициям франц. классицизма следует Ю. К. де  Ланнуа  (1738-82),  автор
историч. трагедий "Лев Великий, император Византии" (1767),  "Клеопатра,
царица Сирии" (1776), "Осада Гарлема" (1770);
   Я. Номе (1738-1803), автор трагедий "Заратустра" (1768),  "Мария  ван
Лаленг" (1778) и др. В период франц. экспансии в нач. 19  в.  появляются
эпигонские  классицистич.  драмы  откровенно  монархич.  содержания   В.
Билдердейка (1756-1831), представителя реакц. романтизма в Голландии. /
   В конце 18 - нач. 19 вв. на голл. сцене  идут  пьесы  А.  Коцебу,  А.
Иффланда; в это время наблюдается оживление  театр.  жизни,  известность
получают акт„ры В. вандерХувен, бывший  также  автором  популярных  пьес
("Смертоносная ревность", 1714, и др.), И.  Дейм  (1696-1782),  Я.  Пюнт
(1711-79), А. Мае (ум. в 1746), И. Зисенис-Ваттир (1762-1827),  Э.  Снук
(1764- 1807), Г.  И.  Хилфердинк-Гревелинк  и  др.  Игра  голл.  акт„ров
отличалась   преувеличенной   патетикой,    напыщенной    жестикуляцией,
декламационностью. Реформу в области сценич. иск-ва осуществил  режисс„р
и акт„р М. Корвер, основавший в 1768 собственную труппу.  Благородством,
богатством мимики и интонаций отличалось  исполнение  героич.  ролей  А.
Сну-ком (1766-1829).
   На оперной сцене, где выступали иностр. исполнители, в  конце  18  в.
появляются произведения  нац.  композиторов:  "Земира  и  Азор"  (1783),
"Ричард Львиное Сердце" (1792), "Две статуи" (1798) Б. Рулофса.
   Укрепление абсолютистской власти, ослабление промышленной  буржуазии,
тяж„лое положение низших слоев голл. общества находят  отражение  в  1-й
пол. 19 в. в общем упадке иск-ва и лит-ры.  Широкое  влияние  на  иск-во
оказывали идеи реакц. нем. романтизма. В это  время  ставятся  романтич.
драмы А. Л. Бар-база, "трагедии рока" А. ван дер Хопа (1802-41). К  40-м
гг. с развитием капитализма в Голландии и обострением его противоречий в
драматургию проникают  тенденции  критич.  реализма.  X.  ван  ден  Берг
(1799-1873) пишет первую голл. реалистич. комедию в  прозе  "Племянники"
(1837).  Написанная  в  традициях  Гольдони  и  Шеридана,  комедия  да„т
разнообразные  социальные  характеристики  персонажей.  В  сер.  19   в.
возобновляют свою деятельность камеры риторов (в 1850-80 возникло  более
200 об-в). В жанре историч. ("Двое Тюдоров", 1847, "Наполеон  Бонапарт",
1851) и мещанской ("Вина и Искупление", 1852) драмы писал X. Схиммел.  В
своей драме "Струензе" (1868) он впервые в голл. лит-ре  выдвинул  идеал
гармонич. обществ, устройства.
   Во 2-й пол. 19 в. на развитие драматургии  влияет  радикальное  крыло
"Молодой Голландии" (лит. движение, развивавшееся в Голландии  в  период
капитали-стич. подъ„ма); к этой группе примыкали: Ф. ван  Эден  -  автор
комедий "Сонет"  (1883),  "Студент  дома"  (1886),  драм  "Лиоба,  драма
верности" (1897), "Земля обетованная" (1909), "Гарлемская ведьма" (1915)
и  В.  Клос  (1859-1938),  в  произв.  к-рого   сказались   декадентские
тенденции.  Особое  место  в  голл.  лит-ре  2-й  пол.  19  в.  занимает
творчество Э. Д. Дек-кера - одного из выдающихся представителей  критич.
реализма. Его драма "Школа князей" (1872) разоблачает  пороки  монархии,
показывает жизнь простого народа. Выдающимися акт„рами конца 19 в. были:
Л. Петере, трагич. актриса М. И. Клейне-Гартман, Л. и Т.  Бауместер,  С.
де Фрис. Все они (кроме Петерса) играли с 1876 во  вновь  открывшемся  в
Амстердаме Королевском т-ре. В 1894  там  же  открывается  новое  здание
"Гор. т-ра". В 19 в. Амстердам  по-прежнему  сохраняет  значение  центра
голл. театр. жизни. В муз. т-ре вплоть до 80-х гг.  19  в.  господствует
иностр. влияние. В 1830-1919 в Гааге существовал "Т-р франсе", ставивший
франц. и итал. оперный репертуар. В 1860 в Роттердаме была  организована
"Северонемецкая опер"", ставившая нем. оперы, б. ч. Вагнера.
   В конце 19 - нач. 20 вв. в голл. драматургии получает распространение
натуралистич. направление. Оно находит отражение  в  драмах  М.  Эмантса
("Юные  сердца",  1872,  "Юлиан-отступник",  1874,  и  др.),  отмеченных
глубоким   пессимизмом.   Мелкобурж.   идеи   оппозиции   усиливающемуся
империализму выражал Г. Хейерманс. В его пьесах "Гетто" (1898),  "Гибель
"Надежды"" (1900), "На восходе солнца" (1909) показано тяж„лое положение
рабочих, крестьян, солдат, рыбаков. В дальнейшем  Хейерманс  переш„л  на
позиции бурж. либерализма,  его  поздние  пьесы  ("Счастье  Евы",  1917,
"Мудрый кот", 1918) теряют социальную заостр„нность. В жанре психодогич.
драмы писали Ф. Мейсен (р. 1872), И.  Будье-Баккер  (р.  1875),  К.  ван
Брюгген (1881-1932) и др. Актуальным проблемам современности посв.  свои
стихотворные драмы поэтесса X. Роланд-Холст -  "Повстанцы"  (1910)  -  о
революции 1905 в России, "Томас  Мор"  (1912)  -  об  авторе  знаменитой
"Утопии", "Дети" (1922), "Труд" (1923)- о революц. рус. пролетариате. Но
идеи "христианского социализма" обусловили религиозно-мистич. окраску е„
последующего творчества. С сочувствием изображал жизнь  простого  народа
Г. Баубер - "Ж„ны моряков" (1927) и др.
   В 20-е гг. режисс„ры Э. Феркаде и В.  Ройярдс  предпринимают  реформу
т-ра, насаждая экспрессионистские тенденции. В эти годы значит, место  в
театр. жизни страны занимают любительские труппы (студенческие  и  пр.),
выступающие б. ч. на открытом воздухе. Революц.  крыло  этого  самодеят.
т-ра представляла объедин„нная труппа "Семь провинций". Среди событий  в
жизни проф. т-ра тех  лет  было  открытие  Хейермансом  "Карре  т-ра"  в
Амстердаме (1920). Развитию нац. драматургии  в  30-е  гг.  способствуют
спектакли труппы "Амстердамское  сценич.  объединение".  В  20-30-е  гг.
ставились пьесы голл. авторов: "Летучий голландец"  М.  Нейхофа  (1930),
"Портовый город" В. де Фрисланда (1933), "Турандот" Я. Энгелмана (1936),
"Эразм" Г. Ст„йвелинга  (1936),  "Жилая  барка"  (1925)  и  "Необитаемый
остров" (1941) А. Дефресне, "Карусель" (1936) М. Деккера.
   Оперные спектакли ставило об-во "Вагнер-Вере-нигинг",  организованное
в 1884 композитором А. Виот-та. В это  время  выдвигаются  первые  голл.
оперные артисты Я.  Урлк'с,  И.  Орелио,  А.  ван  Рой,  И.  Тейсен,  К.
Энгелен-Севинг.  В  1886  И.  Г.  Гротом  был  организован  оперный  т-р

Страницы: «« « 560   561   562   563   564   565   566   567   568  569   570   571   572   573   574   575   576   577   578  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия