Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 567   568   569   570   571   572   573   574   575  576   577   578   579   580   581   582   583   584   585  » »»

опера "Пленница" ("Бризеида", 1899, Вена), опера "Г„ц  фон  Берлихинген"
по драме Г„те (1902, Будапешт, 2-я ред. 1910, Вена), "Зимняя сказка"  по
Шекспиру
   (1908, Вена), симф.  и  др.  соч.  В  творчестве  Г.  элементы  венг.
фольклора  сочетаются  с  интонациями   и   при„мами   евр.   музыки   и
ориентальными мотивами. В муз. языке  и  драматургии  Г.  заметны  черты
импрессионизма,  а  также  влияние  Вагнера,  в  отличие  от  к-рого  Г.
предпочитает  законченную  лирич.  форму.  Лучшие  оперы   Г.   ("Царица
Савская") привлекают ясностью формы, мелодич. богатством и красочностью,
эффектностью оркестровки.
   Соч.: Erinnerungen aus meinem Leben, W., 1923. Лит.: К o  Ima  n  E.,
Karl Goldmark, Bdp., 1930;
   К о с h L., [hrsg.], Karl Goldmark. 1830-1930, Bdp., 1930.
   Л. Я., Я. Дубр.
   ГОЛЬДОНИ (Goldoni), Карло (25.II.1707, Венеция,- 6.II.1793, Париж)  -
итальянский драматург. Реформатор итал. т-ра. Происходил из бурж. семьи.
В возрасте 11 лет сочинил первую пьесу, к-рая не сохранилась. Через  год
выступил в любительском спектакле в женской роли ("Сестрица дона Пилоне"
Джильи). В 1720 Г. впервые побывал в настоящем  т-ре  и  познакомился  с
акт„рами. Огромное значение для творчества Г. имела  пьеса  "Мандрагора"
Макиавелли. Эта первая итал. комедия  характеров  внушила  ему  мысль  о
необходимости реформы итал. т-ра, борьбы против  безыдейной,  развлекат.
комедии делъ арте, к-рая находилась  в  1-й  трети  18  в.  в  состоянии
глубокого упадка. Однако, несмотря на страстную любовь к театр.  иск-ву,
Г. не мог и думать о работе в т-ре при жизни отца, решившего сделать его
адвокатом. В 1731 Г. получил степень доктора прав в Па-дуе и был  принят
в адвокатское сословие Венеции. Но уже в  эти  годы  он  начал  сочинять
маленькие пьески и интермедии, либретто серь„зных и комич. опер, а также
обновлял трагедии и  трагикомедии  старых  авторов.  Одной  из  наиболее
удачных  работ  этого  периода   была   трагедия   "Велизарий"   (1734),
переработанная Г. из старой пьесы по просьбе акт„ра Г. Казали и пост.  в
Венеции в т-ре "Сан-Самуэле", где играла труппа, руководимая Дж. Имером.
Г. работал для этой труппы ок. 10 лет (1734-43). В эти годы  он  не  был
еще драматургом-профессионалом; занимался  адвокатурой  и  отдавал  т-ру
только свой досуг. Г. пробовал силы в разных жанрах, в т. ч. и в комедии
дель арте, сочиняя  сценарии  для  знаменитого  акт„ра-импровизатора  А.
Сакки, выступавшего в ролях второго Дзанни под именем Труффаль-дино ("32
несчастья Труффальдино", "Критическая ночь, или 104 происшествия в  одну
ночь", обе - 1740). Но уже в течение  первого  периода  деятельности  Г.
предпринял попытки  осуществить  сценич.  реформу,  уничтожить  маски  и
импровизацию, создать лит. комедию с индивидуализированными характерами.
Свою реформу Г. проводил постепенно, считаясь с акт„рами старой школы  и
зрителями, привыкшими  к  комедии  масок.  Отдельные  этапы  реформы  Г.
отразились в комедиях "Светский человек" (1738), "Мот" (1739), "Банкрот"
(1740), "Женщина что надо" (1743). В первой  комедии  была  только  одна
роль венецианца Момоло, имевшая написанный лит.  текст  (заменила  маску
Панталоне), остальные роли импровизировались  акт„рами,  как  в  комедии
дель  арте;  четв„ртая  комедия   была   уже   полностью   написана   Г.
Реформаторские начинания  Г.  были  прерваны  в  1743  его  отъездом  из
Венеции. Он возобновил драматургич. деятельность  в  Пизе,  где  получил
письмо от Сакки с просьбой написать  ему  ещ„  два  сценария.  Это  были
"Слуга двух господ" (1745) и  "Потерянный  и  обрет„нный  сын  Арлекина"
(1746). Первый сценарий Г. в 1749 превратил в лит. комедию.
   В 1747 Г. познакомился в Ливорно с антрепрен„ром Дж. Медебаком, к-рый
пригласил его на работу в т-р  "Сан-Ан-джело"  в  Венеции.  Начался  2-й
период деятельности Г. (1748- 1753). В это время Г. становится настоящим
профессионалом, для к-рого работа в т-ре  является  единств,  источником
существования (Г. был  обязан  ежегодно  сочинять  для  Меде-бака  по  8
комедий). В эти годы Г. завершил начатую  им  реформу.  Пьесами  "Хитрая
вдова" (1748) и "Честная девушка" (1749) Г. заложил основу двум жанрам -
бытовой комедии из бурж. жизни, написанной на лит. итал. яз., и  бытовой
комедии из нар. жизни, написанной на венецианском диалекте. Драматургич.
мастерство Г. крепло с каждым годом. Апогей его славы -  сезон  1750-51,
когда он написал 16 новых комедий, среди к-рых такие  шедевры,  как  "Ко
фейная",  "Семья  антиквария",  "Памела",  "Истинный   друг",   "Честный
авантюрист",   "Бабьи   сплетни".   Этим    комедиям    Г.    предпослал
комедию-программу "Комический театр", навеянную "Версальским экспромтом"
Мольера. В последующие годы он  написал  "Помещик"  (1752),  "Влюбл„нная
служанка" (1752),  "Домашние  несогласия"  (1752),  "Хозяйка  гостиницы"
("Трактирщица", 1763), "Любопытные женщины" (1753).
   После окончания контракта с Медебаком, к-рый не увеличивал оклада Г.,
хотя пьесы его приносили большие доходы, Г. переш„л  в  т-р  "Сан-Лука",
принадлежавший патрицию Вендрамину. 3-й период деятельности Г. (1753-62)
характеризуется  большим  жанровым  разнообразием  его  пьес.  Продолжая
писать комедии совр. нравов, Г. созда„т трагикомедии в стихах  из  вост.
материала, комедии характеров классицистского стиля в  стихах.  Особенно
хороши созданные им в эти годы комедии  из  нар.  жизни,  написанные  на
венецианском диалекте: "Кухарки" (1755),  "Перекр„сток"  (1756),  "Новая
квартира" (1760),  "Самодуры"  (1760),  "Синьор  Тодеро-брюзга"  (1761),
"Кьоджинские перепалки" (1761). В этих пьесах, дал„ких от  традиционного
типа ренес-сансной  комедии,  Г.  поднялся  до  полнокровного  реализма,
невиданного в 18 в. ни в одной стране.  Это  явилось  причиной  яростных
нападок на Г. со стороны К. Гоцци, оживившего в своих сказках  для  т-ра
уничтоженные   Г.   маски   комедии   .дель   арте.   Дезориентированный
непостоянством  венецианского  зрителя,  отдававшего   в   этот   период
предпочтение пьесам Гоцци, Г. принял приглашение приехать  в  Париж  для
работы  в  т-ре  "Ко-меди  Итальенн"  и  23  февр.  1762  попрощался   с
венецианским зрителем комедией "Один из последних вечеров карнавала",  в
к-рой вывел себя  под  именем  художника  Андзолетто,  переезжающего  из
Венеции в Париж.
   С момента переезда в Париж начинается 4-й период  деятельности  Г.  В
течение этого времени Г. переста„т регулярно работать для  т-ра,  т.  к.
т-р "Комеди Итальенн", в к-рый он был приглаш„н, прекратил в  это  время
пост. итал. пьес. Г. сочинил в Париже неск. пьес и комич. опер по заказу
разных  т-ров.  Из  них  наиболее  популярны  комедии  "Веер"  (1763)  и
написанная на франц.  яз.,  выдержанная  в  стиле  франц.  комедиографии
молье-ровской школы -"Ворчун благодетель"  (в  1771  шла  с  триумфом  в
исполнении акт„ра П. Л.
   Превиля),    хотя    эта    комедия    "положительных     характеров"
дисгармонировала с боевой, сатирич. направленностью франц. т-ра конца 18

Страницы: «« « 567   568   569   570   571   572   573   574   575  576   577   578   579   580   581   582   583   584   585  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия