Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 561   562   563   564   565   566   567   568   569  570   571   572   573   574   575   576   577   578   579  » »»

"Холландсе опера". Здесь впервые осуществлена пост. опер  на  голл.  яз.
(С. ванМиллигена, Я. Брандтс-Б„йса, В.Ландре и др.). Затем возникли  "Де
Недерландсе опера" (1894-1901),  организованная  дириж„ром  К.  ван  дер
Линденом,  "Насионале  опера"  (1916-23)  под  рук.  Г.  X.  Коп-мана  и
"Ко-опера-си" (1924-29) под рук. дириж„ра А. ван Ралте и А.  Полмана.  В
нач. 20 в. были написаны оперы "Беатриса" (1928) и "Катерина Великая"  '
(1933) Лилиена, "Халевейн" Пейпера (1933). В это же время  пост.  первые
оперетты, в к-рых участвовали голл. певицы  М.  Бюдерман,  А.  Зоне,  К.
Пинусенидр. В 1915 дириж„р М. Габриел основал первую  голл.  опереточную
компанию с участием А. Баккер, Э. Грас-сау, Л. де Бре, П. Колера. С 1920
частные    опереточные    труппы    выступали    регулярно    в    т-рах
"Принсес-сенсхаубург" (Гаага), "Карре т-р"  и  др.,  в  осн.  с  иностр.
репертуаром. Попытки создания нац. оперетты делают Д. Миллер и Л.  Норе.
С 1949 пост. оперетт осуществляло вновь организованное об-во  "Бонд  ван
амат„р опера". В 1945 муниципалитеты  Гааги  и  Амстердама  организовали
компанию "Де Недерландсе  опера",  получающую  гос.  субсидию  и  дающую
спектакли в Амстердаме,  Гааге,  Роттердаме,  Утрехте.  Здесь  ставились
оперы  голл.  композиторов  -"Фило-мела"  Андриссена   (1949),   "Орест"
Бадингса (1954), "Франсуа Вийон" Дресдена (1958).  Среди  голл.  оперных
компаний - "Де З„йд-Недерландсе опера" (осн.  в  Маастрихте  в  1948)  и
"Форум" (осн. в 1955),  выступающая  гл.  обр.  на  сцене  т-ра  "Твенте
Схаубург" в Энсхеде.
   В 50-е гг. было организовано неск. балетных трупп, положивших  начало
созданию нац. балета: "Недерландсе баллет" (1951), "Амстердамсе  баллет"
(1959), "Недерландсе данстеатр" (1959) и др. Они ставят  преим.  иностр.
репертуар. В конце 50-х гг. в Голландии работало 7  проф.  драм.  т-ров,
получающих  гос.  субсидии:  "Недерландсе  комеди"   (Амстердам),   "Хет
Роттердамсе тонел"  и  "Де  Хагсе  комеди"  (Гаага),  "Театер"  (Арнем),
"Ансамбле" (Эйндховен), гастрольная труппа "Пюк", молод„жный гастрольный
театр "Арена".   Усиление реалистич. тенденций в голл. т-ре послевоенных лет связано с
интересом  передовых  деятелей  театр.   Голландии   к   рус.   классич.
драматургии. В т-рах Амстердама, Роттердама, Гааги  с  успехом  ставятся
пьесы Островского ("Гроза",  "Лес"),  Чехова  ("Чайка"),  Горького  ("На
дне"), инсценировки по романам Л. Толстого ("Анна Каренина"),  Гончарова
("Обрыв"). В этих спектаклях яркие образы создали акт„ры  Ф.  Кател-сен,
К. Келлинг, Э. де Бур, Г. ван дер Берг и др. Среди  совр.  прогрессивных
голл.  драматургов  выделяются  М.  Деккер  ("У  мира   нет   прихожей",
1946,против атомной войны), Я. де Хартог ("Цирк Европы"  -  против  идеи
"объедин„нной Европы" и военной истерии).  Ставятся  пьесы  "Эфиальт  из
Афин" П. Хей-дендала(1949), "Эдип  и  его  мать"  (1951)  и  "Амфитрион"
(1958) М. Круазе, "Ирод" (1955) и "Смерть  Саула"  (1958)  Херцберга,  а
также пьесы Б. Брехта, Б. Шоу, Г. Грина,  Н.  Коуарда,  Э.  Ионеско,  А.
Адамова, Р. Роза и др. совр. зарубежных  авторов.  Среди  голл.  акт„ров
известны имена Я. Муса, успешно играющего трагич. и комич. роли,  тонкой
актрисы Э. Маус, Ко ван Эйка, комедийных  акт„ров  А.  К.  Крефта  и  О.
Турнира,  К.  Лазера,  X.  Лароша,  А.  ван  Дал-сюма.   Широко   развит
любительский т-р.
   Лит.:  Hellwald  F.von,  Geschichte  des   hollandi-schen   Theaters,
Rotterdam, 1874; Worp J. A., Geschiedenis  van  het  drama  en  van  het
tooneel in  Nederland,  dl  l-2,  [Amst.],  1904-08;  Franssen  J.,  Les
comediens francais en Hollande  en  XVII  et  XVIII  siecle.  P.,  1925;
"Интернациональный театр", 1933, .ј 3; "Das internationale Theater", 193
4, Ло 1; B o t t e n h e i m S. A. M., De  opera  in  Nederland,  Amst.,
1946; Loewenberg A., Early Dutch librettos and plays with music, in  the
British museum. L.,  1947;  B  o  s  s  a  n  G.  S.  de,  Nederlandsche
zangeressen, Amst., [1941]; R e e-ser E., Een eeuw  Nederlandse  muziek,
Amst., 1950; Music in Holland, Amst., [1959]. Д. Вис., Вл. О.
   ГОЛОВАНЙВСЕИЙ, Савва Евсеевич [р. 16(29).V. 1910] - украинский поэт и
драматург. Чл. Комму нистич. партии с 1942. Лит.  деятельность  начал  в
1927. Написал пьесы: "Смерть леди Трет (1934, т-р "Берез иль",  Харьков)
- о гражд. войне в Китае;  "Мария"  (1936)  -  о  сов.  женщине  в  годы
социалистич. строительства; "Доля поэта" (1939, Т-р им.  Франко),  посв.
Т. Шевченко (по этой драме композитор Йориш написал  оперу);  "Солнечная
сторона" (1951, Моск. т-р Ленинского  комсомола)  -  об  оптимизме  сов.
людей, о медиках-новаторах; "Первый гром" (1956, Черновицкий  т-р)  -  о
революционерах-народовольцах; "Катерина" (1957, Днепропетровский т-р)  -
о жизни укр. села в 1929-30-х гг.;
   "Дальнее эхо" (1959, Т-р им. Шевченко)  -  о  последствиях  Отечеств,
войны, жизни сов. людей. В пьесах Г. созданы цельные образы сов. женщин,
исполненные эмоциональности и драматизма. Пьесы  Г.  ставились  в  т-рах
Украины и др. республик, за рубежом (Румыния, Чехословакия, США).
   Соч.: Избранное, М., 1956; Драми, Кив, 1958.  H.  Д.  ГОЛОВАНОВ,  Лев
Викторович (р. 24.IX.1926) -  русский  советский  танцовщик.  Нар.  арт.
РСФСР  (1958).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1954.   В   1947   окончил
хореографич. уч-ще Большого т-ра СССР. С 1943- солист Гос. ансамбля нар.
танца СССР. Иск-во Г. отличается высокой техникой, красочностью,  тонкой
артистичностью. Гос. пр. СССР (1952). С. Г.
   ГОЛОВАНОВ, Николай Сем„нович  [9(21).  1.1891,  Москва,-28.VIII.1953,
там же] - русский советский дириж„р, пианист, композитор и педагог. Нар.
арт. СССР (1948). Муз. образование получил в Моск.  синодальном  училище
(1900- 1909) и в Моск. консерватории (окончил в 1914 по классу проф.  С.
Н. Василенко). С 1909 выступал  как  дириж„р  и  композитор,  с  1915  -
хормейстер Большого т-ра. В 1919 принял участие  в  организации  оперной
студии  при  Большом   т-ре   (впоследствии   оперный   т-р   им.   K.C.
Станиславского).  В  1919-28  и  1930-36   -   дириж„р   Большого   т-ра
(дебютировал в опере "Сказка о царе Салтане").  С  1937  -  гл.  дириж„р
Большого симф. оркестра  Всесоюзного  радиокомитета;  в  1948-53  -  гл.
дириж„р Большого т-ра. Деятельность  Г.  как  дириж„ра  в  Большом  т-ре
сыграла важную роль в развитии этого выдающегося муз. коллектива страны.
Развивая традиции крупнейших рус. оперных дириж„ров С.  В.  Рахманинова,
В. И. Сука и др., Г. стремился к созданию оперного спектакля как единого
художеств. целого.  Исполнительский  стиль  Г.  характеризуется  волевой
напряж„нностью и энергией, богатыми контрастами  оркестровой  звучности;
высокой   слаженностью    оперно-симф.    ансамбля,    красочностью    и
эмоциональностью художеств. образов. Особенно удавались Г. произв.  рус.
нац. классики:
   "Руслан и Людмила", "Садко" (Гос. пр. 1950),  "Борис  Годунов"  (Гос.
пр. 1949), "Хованщина" (Гос. пр. 1951), "Пиковая дама",  "Князь  Игорь",
"Майская  ночь",  "Золотой  петушок";   "Любовь   к   тр„м   апельсинам"

Страницы: «« « 561   562   563   564   565   566   567   568   569  570   571   572   573   574   575   576   577   578   579  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия