|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 » »» "Холландсе опера". Здесь впервые осуществлена пост. опер на голл. яз.
(С. ванМиллигена, Я. Брандтс-Б„йса, В.Ландре и др.). Затем возникли "Де
Недерландсе опера" (1894-1901), организованная дириж„ром К. ван дер
Линденом, "Насионале опера" (1916-23) под рук. Г. X. Коп-мана и
"Ко-опера-си" (1924-29) под рук. дириж„ра А. ван Ралте и А. Полмана. В
нач. 20 в. были написаны оперы "Беатриса" (1928) и "Катерина Великая" '
(1933) Лилиена, "Халевейн" Пейпера (1933). В это же время пост. первые
оперетты, в к-рых участвовали голл. певицы М. Бюдерман, А. Зоне, К.
Пинусенидр. В 1915 дириж„р М. Габриел основал первую голл. опереточную
компанию с участием А. Баккер, Э. Грас-сау, Л. де Бре, П. Колера. С 1920
частные опереточные труппы выступали регулярно в т-рах
"Принсес-сенсхаубург" (Гаага), "Карре т-р" и др., в осн. с иностр.
репертуаром. Попытки создания нац. оперетты делают Д. Миллер и Л. Норе.
С 1949 пост. оперетт осуществляло вновь организованное об-во "Бонд ван
амат„р опера". В 1945 муниципалитеты Гааги и Амстердама организовали
компанию "Де Недерландсе опера", получающую гос. субсидию и дающую
спектакли в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Утрехте. Здесь ставились
оперы голл. композиторов -"Фило-мела" Андриссена (1949), "Орест"
Бадингса (1954), "Франсуа Вийон" Дресдена (1958). Среди голл. оперных
компаний - "Де З„йд-Недерландсе опера" (осн. в Маастрихте в 1948) и
"Форум" (осн. в 1955), выступающая гл. обр. на сцене т-ра "Твенте
Схаубург" в Энсхеде.
В 50-е гг. было организовано неск. балетных трупп, положивших начало
созданию нац. балета: "Недерландсе баллет" (1951), "Амстердамсе баллет"
(1959), "Недерландсе данстеатр" (1959) и др. Они ставят преим. иностр.
репертуар. В конце 50-х гг. в Голландии работало 7 проф. драм. т-ров,
получающих гос. субсидии: "Недерландсе комеди" (Амстердам), "Хет
Роттердамсе тонел" и "Де Хагсе комеди" (Гаага), "Театер" (Арнем),
"Ансамбле" (Эйндховен), гастрольная труппа "Пюк", молод„жный гастрольный
театр "Арена". Усиление реалистич. тенденций в голл. т-ре послевоенных лет связано с
интересом передовых деятелей театр. Голландии к рус. классич.
драматургии. В т-рах Амстердама, Роттердама, Гааги с успехом ставятся
пьесы Островского ("Гроза", "Лес"), Чехова ("Чайка"), Горького ("На
дне"), инсценировки по романам Л. Толстого ("Анна Каренина"), Гончарова
("Обрыв"). В этих спектаклях яркие образы создали акт„ры Ф. Кател-сен,
К. Келлинг, Э. де Бур, Г. ван дер Берг и др. Среди совр. прогрессивных
голл. драматургов выделяются М. Деккер ("У мира нет прихожей",
1946,против атомной войны), Я. де Хартог ("Цирк Европы" - против идеи
"объедин„нной Европы" и военной истерии). Ставятся пьесы "Эфиальт из
Афин" П. Хей-дендала(1949), "Эдип и его мать" (1951) и "Амфитрион"
(1958) М. Круазе, "Ирод" (1955) и "Смерть Саула" (1958) Херцберга, а
также пьесы Б. Брехта, Б. Шоу, Г. Грина, Н. Коуарда, Э. Ионеско, А.
Адамова, Р. Роза и др. совр. зарубежных авторов. Среди голл. акт„ров
известны имена Я. Муса, успешно играющего трагич. и комич. роли, тонкой
актрисы Э. Маус, Ко ван Эйка, комедийных акт„ров А. К. Крефта и О.
Турнира, К. Лазера, X. Лароша, А. ван Дал-сюма. Широко развит
любительский т-р.
Лит.: Hellwald F.von, Geschichte des hollandi-schen Theaters,
Rotterdam, 1874; Worp J. A., Geschiedenis van het drama en van het
tooneel in Nederland, dl l-2, [Amst.], 1904-08; Franssen J., Les
comediens francais en Hollande en XVII et XVIII siecle. P., 1925;
"Интернациональный театр", 1933, .ј 3; "Das internationale Theater", 193
4, Ло 1; B o t t e n h e i m S. A. M., De opera in Nederland, Amst.,
1946; Loewenberg A., Early Dutch librettos and plays with music, in the
British museum. L., 1947; B o s s a n G. S. de, Nederlandsche
zangeressen, Amst., [1941]; R e e-ser E., Een eeuw Nederlandse muziek,
Amst., 1950; Music in Holland, Amst., [1959]. Д. Вис., Вл. О.
ГОЛОВАНЙВСЕИЙ, Савва Евсеевич [р. 16(29).V. 1910] - украинский поэт и
драматург. Чл. Комму нистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в
1927. Написал пьесы: "Смерть леди Трет (1934, т-р "Берез иль", Харьков)
- о гражд. войне в Китае; "Мария" (1936) - о сов. женщине в годы
социалистич. строительства; "Доля поэта" (1939, Т-р им. Франко), посв.
Т. Шевченко (по этой драме композитор Йориш написал оперу); "Солнечная
сторона" (1951, Моск. т-р Ленинского комсомола) - об оптимизме сов.
людей, о медиках-новаторах; "Первый гром" (1956, Черновицкий т-р) - о
революционерах-народовольцах; "Катерина" (1957, Днепропетровский т-р) -
о жизни укр. села в 1929-30-х гг.;
"Дальнее эхо" (1959, Т-р им. Шевченко) - о последствиях Отечеств,
войны, жизни сов. людей. В пьесах Г. созданы цельные образы сов. женщин,
исполненные эмоциональности и драматизма. Пьесы Г. ставились в т-рах
Украины и др. республик, за рубежом (Румыния, Чехословакия, США).
Соч.: Избранное, М., 1956; Драми, Кив, 1958. H. Д. ГОЛОВАНОВ, Лев
Викторович (р. 24.IX.1926) - русский советский танцовщик. Нар. арт.
РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1947 окончил
хореографич. уч-ще Большого т-ра СССР. С 1943- солист Гос. ансамбля нар.
танца СССР. Иск-во Г. отличается высокой техникой, красочностью, тонкой
артистичностью. Гос. пр. СССР (1952). С. Г.
ГОЛОВАНОВ, Николай Сем„нович [9(21). 1.1891, Москва,-28.VIII.1953,
там же] - русский советский дириж„р, пианист, композитор и педагог. Нар.
арт. СССР (1948). Муз. образование получил в Моск. синодальном училище
(1900- 1909) и в Моск. консерватории (окончил в 1914 по классу проф. С.
Н. Василенко). С 1909 выступал как дириж„р и композитор, с 1915 -
хормейстер Большого т-ра. В 1919 принял участие в организации оперной
студии при Большом т-ре (впоследствии оперный т-р им. K.C.
Станиславского). В 1919-28 и 1930-36 - дириж„р Большого т-ра
(дебютировал в опере "Сказка о царе Салтане"). С 1937 - гл. дириж„р
Большого симф. оркестра Всесоюзного радиокомитета; в 1948-53 - гл.
дириж„р Большого т-ра. Деятельность Г. как дириж„ра в Большом т-ре
сыграла важную роль в развитии этого выдающегося муз. коллектива страны.
Развивая традиции крупнейших рус. оперных дириж„ров С. В. Рахманинова,
В. И. Сука и др., Г. стремился к созданию оперного спектакля как единого
художеств. целого. Исполнительский стиль Г. характеризуется волевой
напряж„нностью и энергией, богатыми контрастами оркестровой звучности;
высокой слаженностью оперно-симф. ансамбля, красочностью и
эмоциональностью художеств. образов. Особенно удавались Г. произв. рус.
нац. классики:
"Руслан и Людмила", "Садко" (Гос. пр. 1950), "Борис Годунов" (Гос.
пр. 1949), "Хованщина" (Гос. пр. 1951), "Пиковая дама", "Князь Игорь",
"Майская ночь", "Золотой петушок"; "Любовь к тр„м апельсинам"
Страницы: «« « 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |