Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 552   553   554   555   556   557   558   559   560  561   562   563   564   565   566   567   568   569   570  » »»

оперу (ли-рич. трагедию) и  поверхностно-виртуозную  нтал.  оперу-сериа.
Против Г. выступали Ж. Ф. Мармонтель и Ж. Ф. Лагарп. Парижское  общество
раскололось на два лагеря - "глюкистов" и "пиччинистов" (по имени  итал.
композитора  П.  Пич-чини,  приглаш„нного  в  Париж  противниками   Г.).
Последние годы жизни Г. пров„л в  Вене,  где  начал  работу  над  оперой
"Битва Герма-пика" по Ф. Т. Клопштоку.
   Один из  замечательных  представителей  века  Просвещения,  художник,
отразивший идеологию "третьего сословия"  периода  созревания  антифеод,
революц. сил, Г. в сво„м творчестве и теоретич. взглядах последовательно
осуществлял и отстаивал передовые художеств. принципы.  Оперная  реформа
Г. была связана с прогрессивными социальными  и  эстетич.  идеями  бурж.
просветительства и родственна эстетике Г. Э. Лессинга, И. Винкельмана  и
франц. энциклопедистов (в частности, Дидро). Для воплощения героич. идей
Г. использовал тематику и образы древнегреч. мифологии, но в отличие  от
господствующих муз.- театр. жанров лирич. трагедии  и  оперы-сериа,  где
античные  сюжеты  служили  поводом  для  создания  пышного   раз-влекат.
зрелища, холодных и жеманных "галантных)) страстей, Г. изменил трактовку
античных образов. Он  воплотил  в  них  идеалы  гражданской  и  нравств.
доблести, выдвигавшиеся глашатаями "третьего сословия". Г. отказался  от
изображения трагич. бессилия человека перед  лицом  рока,  от  галантной
любовной  интриги;  его  привлекали  высокие  этич.  принципы,  нравств.
стойкость,  героизм.  Верность  и  бесстрашие  Орфея,  самопожертвование
Альцесты, готовность Ифигении погибнуть  ради  блага  народа,  решимость
Агамемнона поставить долг вождя выше чувства отца ("Ифигения в  Авлиде")
- эти и подобные им темы определяют пафос героич. опер Г. Свои  эстетич.
взгляды Г. изложил в посвящениях к операм "Альцеста", "Парис и Елена", а
также в неск. журнальных  статьях.  Г.  считал  простоту  и  правдивость
великими принципами прекрасного во всех произведениях иск-ва. Главное  в
опере - е„ драматич. содержание. В либретто Г. ищет "сильные страсти", в
стихах - "язык сердца". Он  подчиняет  музыку  драме,  прида„т  мелодии,
гармонии,  ритму,  оркестровке  драматургич.   осмысление,   психологич.
выразительность. Г. преодолевает стандартное чередование замкнутых  арий
и схематичных (т. н. "сухих", идущих под аккомпанемент одного клавесина)
речитативов, органически объединяет арии, речитативы, хо-. ры и  большие
сцены единой линией драматургич. развития. Оркестровое сопровождение его
опер мастерски разработано,  драматически  действенно.  Большую  роль  в
операх Г. играет гибкий, обладающий разнообразными оттенками  речитатив,
мелодии арий носят простой, нередко песенный характер (в нек-рых из  них
Г. использует нар. песню - австрийскую, чешскую, немецкую). Мелодика  Г.
основана на естеств. интонациях муз. декламации и в то же время обладает
чертами клас-сич. тематизма -  рельефностью,  ч„ткостью,  законченностью
строения. Г. отказывается от излишеств  самодовлеющей  вок.виртуозности,
увеличивает роль  хора,  драматически  обосновывает  применение  балета.
Увертюра приобретает у него программный 'характер  (вступительный  обзор
содержания оперы); в "Ифигении в Тавриде" она непосредственно  вводит  в
действие (картина спокойного, затем бушующего моря).
   Рационалистически обобщ„нный метод творчества Г. обусловил  известную
отвлеч„нность  его  художеств.   образов,   отсутствие   в   них   яркой
индивидуализации, нац. характерности и нек-рое однообразие  колорита.  В
этом историч. ограниченность классицизма Г.
   Творчество  Г.,  отличающееся  передовой  идейной  направленностью  и
большой художеств. силой, сыграло прогрессивную роль в  истории  музыки.
На него ориентировались оперные композиторы эпохи франц. бурж. революции
конца 18 в.- Л. Керубини,  Э.  Ме-гюль  и  др.  Большое  значение  имело
творчество  Г.  для  развития  венской   классич.   школы,   Г.   явился
непос-редств. предшественником Моцарта и Бетховена. Творчество Г. высоко
оценили деятели рус. иск-ва - В. В. Стасов, А. Н. Серов и  прежде  всего
М. И. Глинка.
   Соч.: Главные оперы Г. опубликованы в издании Breitkopf  und  Hartel,
1873-96. Письма - Lettres de Gluck et de Weber. Publiees par M. L. Nohl,
P., 1870.
   Лит.: Соллертинский И., Глюк, Л., 1937;
   Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939; Роллан Р.,
Музыканты прошлых дней, пер. с франц., в его кн.: Собрание муз.-историч.
соч., т. 4, M., 1938;Материалы и документы по истории музыки под ред. М.
В. Иванова-Борецкого, т. 2, M., 1934; L e b 1 о n d G. M., Memoires pour
servir a l'histoire de la revolution operee dans la musique  par  M.  le
chevalier Gluck, P., 1781; T i e r-s o t J., Gluck, P., 1910, 4 ed.. P.,
1919; M a r x A. В., Gluck und die Oper, Bd 1-2, В., 1863; Wotquenne A.,
Thematisches Verzeichnis der  Werke  von  Chr.  W.  von  Gluck.  Deutsch
ubers., Lpz.-N. Y., 1904 (Добавления Liebeskind J., 1911); Einstein  A.,
Gluck, sein Leben, seine Werke, Z.-Stuttg., [1954]; Prod  'homme  J.-G.,
Gluck, P., 1948; T e n s с h e r t R., Christoph  Willibald  Gluck:  der
grosse Reformator der Oper, Olten-Freiburg, 1951. A. X.
   ГМЫРЯ, Борис  Романович  [р.  23.VII  (5.VIII).  1903]  -  украинский
советский артист оперы (бас). Нар. арт.  СССР  (1951).  В  1935  окончил
Инженерно-строит. ин-т, в 1939-консерваторию в Харькове (по классу пения
проф. П. В. Голубева). Впервые выступил на оперной сцене  в  Харькове  в
1936. С 1939 - солист Т-ра оперы и балета им.  Шевченко.  Партии:  Тарас
Бульба (о. п. Лысенко),  Кривонос  ("Богдан  Хмельницкий"  Дань-кевича),
Вакулинчук  ("Броненосец  Пот„мкин"  Чишко),  Валько,  Тихон   ("Молодая
гвардия", "Заря над Двиной" Мейтуса), Фрол ("В бурю" Хренникова),  Рущак
("Милана" Г. Майбороды), Иван Су-еанин, Руслан, Мельник, Во-рй  Годунов;
Гремин ("Евгений Онегин"), Нилаканта
   ("Лакме" Делиба), Мефистофель ("Фауст")  и  др.  Голос  Г.-  мягкого,
красивого тембра, широкого диапазона. Исполнение Г. отличается  глубоким
психологич. раскрытием  муз.-сценич.  образов  и  большой  эмоциональной
выразительностью; певцу одинаково доступен и кантиленный, построенный на
большом мело-дич. дыхании, и подч„ркнуто речитативный стиль  исполнения.
Выразит, фразировка, внимание к слову, высокая техника  вок.  декламации
составляют одну из отличит, сторон иск-ва Г. Известен также  как  тонкий
интерпретатор рус., укр., зап.-европ.  камерной  музыки  и  нар.  песен.
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939, 2-я пр.). Гос.  пр.  СССР
(1952) за  концертно-исполнит.  деятельность.  Выступал  в  Чехословакии
(1955), Болгарии {1956), Польше (1956), Китае (1957).
   Лит.: Кириченко Т., Б.Р.Гмиря, Кив, 1958;
   Голубев П. В., Б. Р. Гмыря, М., 1959; С т  е  б  у  н  И.  Я.,  Борис
Романович Гмыря..., Киев, 1960. Be. T.
   ГНАТЮК, Дмитрий Михайлович (р. 28.III. 1925)-ук-  раинский  советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (I960). Чл. Коммунистич. партии с

Страницы: «« « 552   553   554   555   556   557   558   559   560  561   562   563   564   565   566   567   568   569   570  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия